Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 03:36:50  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 3 4 [5]
  Печать  
Автор Тема: С Праздником Святой Троицы, Днем Пятидесятницы  (Прочитано 21149 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #60 : 08 Июня 2023, 01:18:57 »


Праздник Святой Троицы: Чему научил нас Святой Дух

Протоиерей Андрей Ткачев




ВИДЕО 4 мин.


Когда-то Христос сказал, что уходит, но пообещал, что к людям сойдет Дух Святой. До тех пор знали только Отца, затем узнали Сына - подивились, насколько Он чудесный. И оказалось, что есть еще и третий из этой Троицы.

Я хотел бы сегодня обратить внимание, что День Святой Троицы - это филологический праздник. Это день, когда ученики Господни заговорили на самых разных языках, не изучив их.

Что такое учить язык, мы с вами знаем. Нужно брать учебники, ходить на курсы, лекции, слушать в наушниках чужую речь, изучать грамматику, лексику, историю, страноведение… Ничего этого не было у апостолов, и вдруг они получили чудесный дар - говорить на самых разных языках. Но говорить не о какой-то ерунде, не о том, почём в Одессе помидоры, а о Духе Святом, о Христе Воскресшем, о покаянии, о вечности, о необходимости исполнять Божьи Заповеди.

И вот с этим вооружением они разошлись по всему миру. Мы читаем на разных языках Евангелие в пасхальную ночь. И хорошо делаем. Мою душу, например, греет звучание слов, которых я не понимаю, но я знаю, что это о Господе.

Есть смысл в том, чтобы читать Евангелие и Апостолов на разных языках в Пятидесятницу. Потому что именно в этот день Апостолы получили дар языков.

Важно отделить от этого неопятидесятничество - это лютая вещь. Это злодейская бесовская духовность, которая попыталась воскресить в XX веке Пятидесятницу первого века. Среди протестантов появились крайне экзальтированные люди, которые захотели снова заговорить на языках. Они славят Бога непонятными словами. Но это отдельная, большая тема…

Сегодня - Праздник разговора о Боге на всех языках. Это некая противоположность Вавилонской башне. Когда Господь запретил строить Вавилонскую башню, он смешал языки людей, и те перестали друг друга понимать.

А когда Дух Святой сошел на землю, то Он научил их говорить на разных языках, понимать друг друга и говорить самые главные вещи.

О том, что мы дети Божии, что будет Страшный Суд, что будет вечная жизнь. И что кровью Христовой мы должны омыться и войти в эту вечную жизнь.


https://pravoslavie.ru/104027.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #61 : 09 Июня 2023, 02:12:17 »


Река Божества, из Отца Сыном происходящая

Протоиерей Александр Шаргунов
 




В Пятидесятницу Дух Святой был ощутим, видим, как огненные языки. Однако этот Дух никогда не угасал. И Его сокровенный огонь открывается сердцам, верным Господу, воспламеняя их любовью, верою, чистотой и смирением. И мы слышим в этот день, как Церковь воспевает о Духе Святом: «Ты бо река Божества, из Отца Сыном происходящий».

Благословен тот, кто сподобляется каждый день принимать хоть одну каплю этой живой воды или «капли часть некую», как говорится в молитвах ко святому причащению. Он увидит своими глазами — его глаза, не глаза другого, увидят невидимого Бога, славимого в Троице. Он сам узнает, что такое Царство, пришедшее в силе, и как распространяется Христово благоухание в святых Его.

И мы слышим в Евангелии, как в последний великий день праздника посреди Церкви взывает Христос о Духе Святом: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Так велика Его любовь ко всем людям. Кто бы ты ни был, человек, к тебе лично обращается Бог! Для того и создал тебя Творец твой, чтобы дать тебе полноту жизни, которая есть у Него. Если кто хочет истинной и великой радости, пусть приходит сюда.

Все человеческие души мучимы жаждой среди нестерпимого зноя скорбей, и тысячу раз убедились: ничто в мире не может ее никогда утолить. И все человеческие души томимы скукой пустоты и греха от утомительной повторности, как говорит Екклесиаст, кратких дней нашей жизни. О, если бы все алкали и жаждали правды — того духовного пития, которое может дать один Христос! «Кто верует в Меня, — говорит Он сегодня, — у того из чрева потекут реки воды живой». «Вода живая» на языке Священного Писания — текущая вода, та, которая всегда в движении. И благодать Святого Духа дает непрерывную новизну жизни — всегда все абсолютно новое, не бывшее до сих пор. Такова вечная жизнь, участие в жизни Пресвятой Троицы. И реки этой новой жизни даром Божиим будут вечно течь из наших сокровенных глубин, из душ и сердец тех, кто уверовал во Христа и пришел к Нему.

Что это значит и как такое может быть — чтобы мы сами стали источниками благодати? Это значит, что даром Духа Святого мы входим в обладание нашим наследством — всем, что совершил ради нас Христос, и Самим Христом. Дух Святой действует в самой сокровенной глубине нашего обновленного естества как неугасимый огонь Пятидесятницы и как живая вода. Духом Святым мы становимся детьми Отца нашего Небесного по дару Христа, и дух наш, испив этой воды и коснувшись этого огня, исполняется великого доверия и дерзновения ко Господу и вместе с пречистыми устами Самого Христа вопиет: «Авва, Отче!»

«Я — Свет миру», — говорит нам Христос, чтобы вслед за этим сказать: «Вы свет мира» благодатью Духа Святого. Видимый свет мира — солнце. Одно солнце освещает весь мир. И точно так же одно Солнце правды — Христос, и в Нем, и с Ним — Отец и Святой Дух. Какой мрак наступил бы в мире без солнца! И мы видим, какой мрак наступает без Солнца правды. Без Пятидесятницы мир блуждает во мраке событий истории, лишенный благодати Господа нашего Иисуса Христа, и любви Бога и Отца, и причастия Святого Духа. И нет для него ни искупления, ни спасения, ни усыновления, ни веры, ни надежды.

Но мы — «народ святой, люди, взятые в удел, царственное священство» (1 Пет. 2, 9). Дух Святой реально присутствует в нас, благодаря нашему рождению водою и Духом. Однако мы можем не знать Его, не ощущать Его из-за наших грехов. И в этом наше отличие от святых, хотя мы получили те же дары святости от Бога. Эти дары Божии становятся в нас иногда — как огонь, как жажда в пустыне — требованием устремляться к святости и достигать полноты жизни, идти вслед святым. Однако чего бы мы ни достигали на нашем пути, полнота Духа Святого никогда не может дать нам удовлетвориться достигнутым, но зажигает нас новым вдохновением устремляться от одной полноты, которую мы вкусили, к другой, которая уготована для нас в будущем. Святые отцы говорят, что чем больше мы приобщаемся полноте Духа Святого, тем больше приобщаемся полноте Христа. В той мере, в какой мы даем место Духу Святому в наших сердцах — борьбой с грехами и покаянием, — Христос изображается в нашей жизни.

«Кто последует Мне, — говорит нам Христос, — не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Свет жизни — свет Христов, свет Отца Небесного и свет Духа Святого. Наше призвание, наш долг — следовать за Господом, чтобы достигнуть истинного света. Недостаточно смотреть на этот свет, созерцать его и радоваться ему — мы должны следовать за Христом, ходить в Нем, потому что это свет стопам нашим, а не только глазам. Радость праздника Пятидесятницы в том, что те, кто следует за Христом, не будут никогда ходить во тьме. Они будут иметь свет жизни в этом мире и в жизни вечной.

Велика наша радость, и нет для нас ничего драгоценнее, чем следовать за теми, кто уже прошел этим путем, предавая всю нашу жизнь, настоящую, прошедшую и будущую, со всеми ее поражениями и победами — Духу Святому. Чтобы и нас Он привел к высшей цели человеческого существования, ради которой Христос умер и воскрес, и вознесся на небеса, и послал Духа Святого, от Отца исходящего Божественным ученикам Своим.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #62 : 10 Июня 2023, 02:23:24 »


Теперь все зависит от нас

Митрополит Калужский и Боровский Климент



     
Как простому христианину понять, пребывает ли с ним Дух Святой? Или это удел лишь тех христиан, которые достигли святости?

В девятом часу утра, когда народ собирался в Иерусалимский храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как от бурного ветра. Он наполнил дом, где находились апостолы после Вознесения Господа Иисуса Христа, и одновременно над их головами появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них.

Каждый, на кого спускался этот чудный огонь, чувствовал в себе несказанную радость и воодушевление. Он становился иным человеком – полным жизни и горячей любви к Богу. Апостолы начали громко славословить Бога, и тут обнаружилось, что они говорят не только на своем родном языке, но и на других языках, которых раньше не знали и не учили. Так в тот день Апостолы приняли крещение Духом Святым, который сошел на них в виде огненных языков.

Еще этот праздник называется Пятидесятница, потому что Дух Святой сошел на апостолов в 50-й день после того, как Господь воскрес.

А как ныне христианину разобраться: есть ли с ним Дух Святой, пребывает на нем или нет?

В Таинстве миропомазания (одно из семи Таинств Православной Церкви), когда священник помазывает крещеного человека миром со словами «печать дара Духа Святого», Дух Святой сходит на того, кто принимает это таинство. Если человек пришел креститься, значит, он верит во Христа и готов учиться жить по Его заповедям, чтобы соединиться с Ним в жизнь едину. А если не так, говорит святитель Григорий Нисский, если человек принимает крещение, не желая стать христианином, изменить свою жизнь, жить по заповедям, то священник его крестит, а Дух Святой крестить не будет.

Здесь встает вопрос о намерениях человека. Есть каноническое правило, принятое в Константинопольской Церкви в XVIII веке, в котором говорится, что, если турки крестят своих детей не ради того, чтобы они стали христианами, а ради других целей, такое крещение считается недействительным.

У турок бытовало суеверие, что, если ребенка окрестить, он не будет болеть, от него не будет плохо пахнуть и тому подобное. И вот, если этот ребенок, которого в детстве крестили из земных соображений, в сознательном возрасте захочет стать христианином, гласило правило, его нужно крестить. Наша Церковь не перекрещивает детей, которых в детстве крестили без серьезных намерений, а потом они осознанно пришли в Церковь. Они соединяются с Церковью через покаяние, через исповедание намерения жить по-христиански.

Итак, как же человеку узнать, пребывает ли с ним Дух Святой? Ведь мы же Его не видим? Однако это не совсем верное утверждение!

Как-то раз, в советское время, в одну деревню приехал лектор общества «Знание» читать лекцию об атеизме. Когда он закончил, бабушки ему сказали: «Ты говоришь гладко, мил человек, но как мы веровали в Бога, так и будем веровать. Не умеем тебе ответить так же красиво, но знаем одно и говорим – Бог есть».

Такая крепкая вера может быть основана только на опыте. Эти женщины в своей жизни соприкасались с Духом Святым, ощущали Его действие на себе. Их вера – не просто от слышания слова, не от какой-то информации, она родилась от явного видения действия Божия и уже никуда не может исчезнуть. Как такого человека можно убедить в том, что Бога нет, или в том, что Христос – не Бог, если у него есть опыт жизни в Боге!

Еще один пример из советской жизни. Одному молодому верующему человеку предложили на словах отречься от Христа, и тогда он будет принят в институт, получит хорошее образование, а затем и престижную работу. Когда об этом узнал его отец, то сказал: «Лучше всю жизнь прожить с метлой в руках, чем отречься от Бога». Покрытый сединой отец, пройдя войну, в своей жизни испытал присутствие Бога.

Да, зримо человек не видит в себе действия Духа Святого. Об этом говорится во многих притчах Господних: о закваске, которую женщина положила в три меры муки, и через какое-то время неприметным образом тесто вскисло, о семени, из которого со временем выросло дерево. Процесс незаметен, виден только результат. Так и мы не можем явным образом наблюдать в себе изменения, совершаемые в нас Духом Святым.

Зримо увидеть действие Духа Святого можно только у великих святых, таких, как преподобный Серафим Саровский, чье лицо просияло во время беседы с Мотовиловым, или у исихастов, которые видят Фаворский свет, – это совершается действием Духа Святого. Для большинства из нас действие Духа невидимо. Мы можем понять его результат, увидеть его проявление впоследствии, ретроспективно.

Если человек стяжал Духа Святого в своей жизни, он приносит плод Духа. Он становится иным. Апостол Павел перечисляет, каким: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22-23). Все это плоды Духа, Которого человек стяжал в своей жизни. Без Него не достичь истинной любви, кротости, радости – всего, что перечисляет апостол.

Мы получаем Духа Святого в Таинстве миропомазания и стараемся не отгонять его своими грехами. Святой Николай Кавасила образно говорит, что наша задача – не обнажать меч на самого себя, не сбрасывать венец со своей головы, не угасить своего факела. Если не отгоняем, не мешаем Духу действовать в нас, то Он приносит такие плоды, о которых говорит апостол Павел.

Все благое в нас совершает таинство, принятое нами, а наша задача – не мешать. Когда мы грешим – мешаем. Когда стараемся жить праведно – не мешаем действию этого таинства. Если человек сознательно грешит, он не дает Духу действовать в себе. Потому что Дух готов действовать, но лишь при условии, что человек на это согласен. А согласие человека выражается через исполнение заповедей.

Как развивать в себе способность воспринимать Духа Святого? Об этом написаны тома святоотеческих книг – Добротолюбие, труды аввы Дорофея, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, игумена Никона (Воробьева). Нужно их читать, погружаться в аскетику, нужно вести духовную жизнь. Даже те бабушки, к которым лектор прибыл проповедовать атеизм, или упомянутый отец молодого человека, так соприкоснулись с Богом, так ясно видели ответ Бога на свою молитву, что их веру невозможно было поколебать никакими красиво сложенными теориями или земными обещаниями. Насколько же сильнее вера, основанная на личном опыте и к тому же подкрепленная знанием опыта святоотеческого! По сути, вся духовная жизнь должна быть направлена на то, чтобы стяжать Духа Святого.

Христос говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22,37). То есть наша вера должна всецело охватывать всю нашу жизнь. Человек должен жить по принципу: я и Бог, так, что все совершающееся в его жизни, все окружающее его – работа и близкие, сослуживцы и случайно встретившиеся люди, должно восприниматься им как средство соединения с Богом, стяжание благодати Духа Святого.

Мы живем в такое время, когда Бог все сделал для нашего спасения. День Святой Пятидесятницы – завершающий праздник домостроительства нашего спасения. Со стороны Бога к спасению добавить больше нечего. Теперь все зависит от нас. Все средства со стороны Бога нам открыты: ради нашего спасения Бог Отец дал Своего Сына, Господь Иисус Христос принес Себя в жертву, послал нам Духа Святого, о Котором предрекал апостолам: «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки. Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам... Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне».

Дух Святой непрестанно взаимодействует внутри Церкви с каждым христианином. И наша задача – откликаться на его действия. Не знаешь, как откликаться, – бери и читай Евангелие и книги святых отцов. И тогда потихоньку, шаг за шагом, станет понятен путь жизни.


http://www.pravoslavie.ru/113273.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #63 : 10 Июня 2023, 02:23:43 »


Троица как гармония неба и земли

Протоиерей Андрей Ткачев




Верующий человек непременно должен богословствовать о Троице. Ведь он крещен во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Однако эта задача превышает способности отдельного ума, а потому, с одной стороны, от нее не уйдешь, а с другой – ее трудно исполнить. Чтобы говорить о едином существе в трех ипостасях, требуется озарение свыше и богословский искус. Своими рассуждениями о тайне Троицы с «Православной Москвой» делится протоиерей Андрей Ткачев.

В древние времена, когда один только еврейский народ исповедовал единство бытия истинного Бога, для людей очень тяжела была мысль о том, что Бог один. Для языческого сознания было естественно, что мир кишит богами. «Божественного», того, чему можно ужасаться или поклоняться, было много. Но евреям была вверена Богом очень сложная мысль о том, что Господь един. Сейчас это легче воспринять, и монотеистов в мире много. Но Бог повел нас дальше и еще больше удивил тем, что Он один по сути и троичен в лицах. Это откровение Бога о Себе совершалось поэтапно.

Сначала люди с большой тяжестью воспринимали единство Божественного существа. Потом Бог послал Сына в мир. Когда Сын завершил Свое спасительное действие в мире и покидал его, Он обещал не оставить нас сирых: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Иоан.14:16-17). Иной Утешитель – это тоже Бог, но не Сын. Тоже Господь, но не воплощавшийся.

Послание Святого Духа – новый этап богооткровения. В Духов день родилась Церковь Христова. Молитвенно ни она, ни верующие не могут разделить для себя Отца, Сына и Святого Духа. Когда мы славим Отца, говорим: «Слава Тебе вместе Сыном и с Духом Святым». Когда кланяемся Сыну – «Слава тебе со Отцем и Святым Духом». Церковь идет к Отцу через Сына в Духе Святом. Это одна из древних Литургических формул.

Дальнейшее погружение в тайну Троицы требует очищения ума и сердца, потому что в грязную душу премудрость не войдет и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Многие вещи для нас закрыты, потому что мы не так святы, как Бог от нас хочет. Камнем преткновения и крестом для ума является догмат Троицы для грешника. Оскудение благодати делает непонятными и неисполнимыми заповеди, черствит ум и не дает ему видеть ясно тайны веры. Многие проблемы решаются по мере благодатности бытия. Хочется, чтобы люди были благодатны и здраво исповедовали Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную.

   В ЕДИНИЦЕ – ОДИНОЧЕСТВО, В ДВОЙКЕ – ПРОТИВОРЕЧИЕ, В ТРОЙКЕ – ГАРМОНИЯ

Печать Троицы усматривается и на всем окружающем нас творении. Троичен мысленный мир человека. К примеру, мы традиционно членим время на прошедшее, настоящее и будущее. В большинстве языков мира окружающие делятся на три лица – я, ты, он (во множественном числе мы, вы, они). Самое главное вещество, без которого ничего не живет на земле – вода – в естественном виде пребывает в трех состояниях, не меняя своей молекулярной сущности: твердом, жидком, газообразном. Священная тройка, как говорили святые отцы, превосходит единицу, но не разрастается в хаос, т.е. не идет далее трех. В тройке – гармоническое единство, в то время как в единице есть одиночество, а в двойке – противоречие. Тайна Троицы вшита в мир, сотворенный Троицей – Отцом не без Сына и не без Духа. И не Сыном без Отца.



В III веке жил святой мученик Мардарий. Он был очень плохо образован. Язычники в споре с ним пытались сбить его с толку, говоря: «Вера твоя абсурдна». Мы и сейчас это часто слышим. Действительно нужно иметь очень твердый мысленный искус, чтобы защищать свою веру словесно. Святой Мардарий боялся вступать в прения с мудрыми хитрословесными язычниками и только повторял ту молитву, которая родилась в нем: «Владыко Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, едина сила, помилуй мя грешнаго, и имиже веси судьбами спаси мя недостойного раба Твоего; яко благословен еси во веки веков. Аминь». Сейчас мы читаем ее в третьем часе.

Есть на эту тему и переписка святителя Василия Великого. Он жил в те времена, когда учение о Троице было камнем преткновения, об этом спорили и говорили. Когда Духа осмелились называть Богом, Вселенная содрогнулась. Это было непривычно слышать. А потому православных сразу же обвинили в учении о «трех богах». Это было очень тяжелое время. Василий объяснял, что Троица едина по сути, хотя сложна по имени. Тогда как многие вещи мира просты по имени, но сложны по сути. Вот, к примеру, рука – такое простое слово и такой сложный орган. Сколько в ней всего – сухожилия, нервы, кровь, ногти и так далее… А ведь слово одно, и оно простое. Тогда как Троица в противоположность сложна по имени, а на самом деле это одно Божество, одна Божественная природа.

Троица – предмет созерцания верующего человека с чистым умом, до чего нужно дорасти. Очевидно, в Царствие Божием лучшие из нас, очистившие око ума, будут славословить Святую Троицу и в этом находить самое главное – радость и полноту бытия. Как говорил святой Григорий о Царстве Божием: «Там, где моя Троица».


http://orthodoxmoscow.ru/s-dnem-rozhdeniya-mat-cerkov-2/
Записан
Страниц: 1 ... 3 4 [5]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!