Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 07:32:46  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Смиренный Папа Римский: 25 марта — память святителя Григория Двоеслова  (Прочитано 5692 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« : 25 Марта 2009, 23:30:00 »

Дорогие Братья и сестры! Подскажите кто встречал
Толкование на 50-й псалом свт. Григория Двоеслова? Дайте ссылку, пожалуйста
Записан

С ув. прот. Георгий
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 25 Марта 2016, 12:41:17 »

Смиренный Папа Римский: 25 марта — память святителя Григория Двоеслова


Сегодня в любом русском православном храме, молясь за Литургией Преждеосвященных Даров, мы обращаемся за молитвенной помощью, в том числе, и к великому христианскому святителю Григорию Двоеслову.

Каждым Великим постом по средам и пятницам, а также некоторым праздникам, приходящимся на будни, в православных храмах совершается особое богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров. Чей чин восходит к апостольским временам, но ее распространением по всей, еще неразделенной Церкви, мы обязаны святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому рубежа VI — VII столетий.

Из Жития святителя Григория Двоеслова, Папы Римского

«Святитель Григорий родился в Риме около 540 года от Рождества Христова. Получив блестящее образование, он мог сделать государственную карьеру, но вел скромную жизнь и стремился к иночеству. После смерти отца Григорий построил шесть монастырей в Сицилии, а в Риме основал монастырь во имя Андрея Первозванного, где и принял иноческий сан. Святитель долго трудился в Византии, где написал „Толкование на книгу Иова“, оказавшее влияние на многих богословов и поэтов, а в 590 году был избран на Римскую кафедру…»

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=Xb6iqdz5xXE&feature=player_embedded

http://ruskline.ru/video/2016/mart/25/smirennyj_papa_rimskij_25_marta_pamyat_svyatitelya_grigoriya_dvoeslova/
« Последнее редактирование: 24 Марта 2023, 23:22:16 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 24 Марта 2023, 23:28:42 »

Святитель Григорий Двоеслов, Великий, папа Римский


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ДВОЕСЛОВА, ПАПЫ РИМСКОГО

Св. Гри­го­рий, име­ну­е­мый Двое­сло­вом (со­бе­сед­ни­ком), ро­дил­ся в Ри­ме ок. 540 г. При­над­ле­жал к древ­не­му пат­ри­ци­ан­ско­му ро­ду, в ко­то­ром бы­ли хри­сти­ане, да­же свя­тые. Бу­ду­щий свя­ти­тель по­лу­чил бле­стя­щее свет­ское об­ра­зо­ва­ние, и его ожи­да­ла бле­стя­щая го­судар­ствен­ная ка­рье­ра. Он же чув­ство­вал ду­хов­ное при­зва­ние. Гри­го­рий вел скром­ную бо­го­угод­ную жизнь и всей ду­шой стре­мил­ся к ино­че­ству. По­сле смер­ти от­ца на его со­сто­я­ние он по­стро­ил шесть мо­на­сты­рей в Си­ци­лии, а в Ри­ме ос­но­вал мо­на­стырь во имя Ан­дрея Пер­во­зван­но­го, где и при­нял ино­че­ский сан. Мыс­ли об апо­столь­ском дол­ге Церк­ви, стрем­ле­ние к ду­хов­но­му про­све­ще­нию язы­че­ских на­ро­дов вдох­нов­ля­ли св. Гри­го­рия в те­че­ние всей его жиз­ни и на­шли до­стой­ное отоб­ра­же­ние в его бо­го­слов­ских тво­ре­ни­ях. В 577 г. св. Гри­го­рий был по­свя­щен в сан диа­ко­на. По по­ру­че­нию па­пы рим­ско­го дол­го тру­дил­ся в Ви­зан­тии, где изу­чал гре­че­ский язык и тво­ре­ния свя­тых от­цов Во­сто­ка, на­пи­сал «Тол­ко­ва­ние на кни­гу Иова», ока­зав­шее вли­я­ние на тво­ре­ния мно­гих круп­ней­ших бо­го­сло­вов и по­этов сред­не­ве­ко­вья. В 590 г. св. Гри­го­рий был из­бран на Рим­скую ка­фед­ру. В это вре­мя Ита­лия под­верг­лась на­ше­ствию вар­ва­ров. Св. Гри­го­рий про­явил се­бя при этом рев­ност­ным ар­хи­пас­ты­рем и вы­да­ю­щим­ся го­судар­ствен­ным и об­ще­ствен­ным де­я­те­лем. В 602 г. он по­лу­чил при­зна­ние гла­вен­ства Ри­ма над всей За­пад­ной Цер­ко­вью. Св. Гри­го­рий со­ста­вил на ла­тин­ском язы­ке чин Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных да­ров, ко­то­рая до него бы­ла из­вест­на лишь в уст­ном пре­да­нии. Этот чин был утвер­жден на VI Все­лен­ском Со­бо­ре в 680 г. и при­нят всей Хри­сти­ан­ской Цер­ко­вью. Скон­чал­ся свт. Гри­го­рий в 604 г. Мо­щи его по­чи­ва­ют в со­бо­ре св. апо­сто­ла Пет­ра в Ва­ти­кане.


Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 4[/i]

И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственную благода́ть восприе́мь,/ сла́вне Григо́рие,/ и Того́ си́лою укрепля́емь,/ ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́./ Отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́, всеблаже́нне,/ Его́же моли́,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 3

Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́,/ и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие,/ ко огра́де Небе́сней наставля́я,/ и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведем Его́,// ны́не же с ни́ми ра́дуешися и лику́еши в Небе́сных кро́вех.

https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-dvoeslov
« Последнее редактирование: 24 Марта 2023, 23:31:03 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 24 Марта 2023, 23:36:08 »

Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского

Память 12 марта


Святой Григорий, папа римский1897, прозванный за свои красноречивые беседы двоесловом или беседником1898, родился в городе Риме. Отец его, по имени Гордиан, и мать, блаженная Сильвия, – оба были сенаторского, благородного и богатого рода.

Но родство сего святого Григория было благородно не столько по своему сенаторскому происхождению, сколько по тем благочестивым и святым людям, которые находились в родстве с Григорием. Так, блаженный Феликс1899, папа римский, был дедом Григория Двоеслова; святая Тарсилла, узревшая при кончине своей грядущего к ней Господа Иисуса, и блаженная Емилиана, сподобившаяся вместе с Тарсиллою вечной, небесной жизни, были тетками Григория; также и Сильвия, мать святителя, Римскою церковью причтена к лику святых.

Но сей святой род всего более украсил своею святостью блаженный Григорий, от юности подвизавшийся в добродетели в богоугодной жизни. С детского возраста полюбив чтение книг, он впоследствии стал славным ученым и ритором; он был человек, исполненный ума и добрых намерений, почему и избран был в сан претора1900. Однако мысли и желания Григория были направлены не столько к мирскому, сколько к духовному: он желал быть иноком. Но при жизни родителей будущий святитель отлагал свое пострижение, до времени более благоприятного, хотя и в мире он жил как бы иноком, проводя жизнь в чистом девстве.

Когда же скончался отец Григория, он начал оставшееся ему большое имение тратить на подаяние милостыни и на созидание святых обителей, больниц и странноприимных домов. Так в Сицилии1901 он создал шесть монастырей, снабдив их всем необходимым, а в Риме основал монастырь в честь святого апостола Андрея, этому монастырю он положил начало в своем собственном доме, находившемся близ церкви святых мучеников Иоанна и Павла, при горе именуемой «Сквара»1902. Постригшись здесь, Григорий снял свои златотканые мирские одежды и облекся во власяные ризы иноческого чина, наставляемый опытными старцами Иларионом и Максимианом; а чрез несколько времени он стал игуменом той обители1903.

Блаженная же Сильвия, мать святого Григория, жила в то время близ врат апостола Павла; служа Господу, она проводила время в посте и молитвах и день и ночь «приметалась в дому Господнем»1904. Пищею ее была сырая зелень, которую она каждый день посылала и сыну своему блаженному Григорию. К нищим же и убогим она была так милостива, что раздала им положительно все свое имущество.

Также и сын ее, блаженный Григорий, был так нищелюбив, что и последнего ничего не жалел, но тотчас же раздавал все просящим у него.

Однажды, когда он сидел в келии своей и по обычаю переписывал книги, к нему пришел один нищий (то был в образе нищего Ангел Господень) и сказал ему:

– Пожалей меня, раб Бога вышнего! Будучи корабельщиком, я погубил в море не только, что сам имел, но и чужое.

Нищелюбец и истинный раб Христов, святой Григорий, поболев о нем сердцем, призвал служащего ему брата и повелел дать человеку тому шесть златиц1905; и нищий, взяв данное, ушел.

В тот же день, чрез несколько часов, к блаженному пришел снова тот же нищий и сказал ему:

– Помилуй меня, раб Божий, я так много потерял, а ты мне так мало дал.

Святой Григорий опять призвал прислуживавшего ему брата и сказал ему

– Брат, поди и отдай нищему другие шесть златиц.

Тот исполнил это, и взял нищий в этот день от святого Григория двенадцать златиц, и ушел от него.

Чрез несколько времени нищий пришел к блаженному Григорию в третий раз и взывал к нему:

– Помилосердствуй обо мне, отче, и подай мне и еще от щедрот твоих, ибо я в море очень много погубил чужого богатства.

Тогда блаженный Григорий снова сказал к служащему ему:

– Иди, брат, и дай просящему еще шесть златиц. На это брат сей ответил:

– Поверь мне, честный отче, что у нас не осталось ни одной златицы.

Но блаженный Григорий сказал ему:

– Не имеешь ли дать чего-нибудь другого: одежды какой-либо или какого-нибудь сосуда?

– Я имею только один сосуд, – ответил брат, – именно то серебряное блюдо, на котором твоя мать прислала тебе квашеное сочиво.

– Иди, брат, – сказал тогда угодник Божий Григорий, – и отдай нищему и то блюдо, дабы он не ушел от нас, опечаленным, так как он ищет утешения в беде своей.

Бедняк, взяв то серебряное блюдо, радуясь, ушел от святого, и уже явно, как нищий, он более не приходил просить у Григория милостыни, но невидимо он все время пребывал при нем, охраняя его и помогая ему во всем. Ибо Ангел Господень был приставлен к святому с силою чудесной благодати, коею святой Григорий потом и прославился, совершая в обители своей великие чудеса.

После смерти Пелагия, папы римского1906, все единогласно избрали на престол его святого Григория, игумена Андреевского монастыря; он же, избегая столь великого сана и почести, убежал из города и скрывался по пустынным местам. Ища своего пастыря Григория и не находя его, народ римский предавался великой печали; и все стали усердно молиться к Богу – да явит Он им раба Своего. И вот появился огненный столп, всеми видимый, сходящий на то место, где святой Григорий скрывался, находясь в некоей пустынной горе. Тогда все познали, что тот небесный столп явился ради святого Григория. Тотчас же все отправились на то место, где и нашли Григория и с неизреченною радостью увели его, хотя он этого и не желал.

В царствование Маврикия1907 святой Григорий был поставлен папою древнего Рима1908: Здесь он особенно прославился несказанным милосердием к нищим и убогим, к сиротам и вдовицам. Он строил странноприимные дома и приюты для людей бедных не только в Риме, но и в других городах. В Иерусалим святой Григорий нарочно послал с большим количеством денег авву Прова, чтобы он там устроил странноприимницу. На Синайскую гору1909 он каждый год посылал большую милостыню на пропитание иноков. В Риме же святитель каждый день кормил всех нищих и больных, записанных им по имени в особой книге1910. Странников и бедных он часто сажал и за своей трапезой, причем всегда служил им сам. Раз он приказал своему сакелларию1911 призвать на свою трапезу двенадцать странников, чтобы с ними вместе пообедать, а когда все сидели за трапезой, святой папа увидел тринадцать сидевших странников. Тогда, призвав сакеллария, он сказал ему тихо:

– Разве я тебе не двенадцать странников велел призвать? Зачем же ты, ослушавшись меня, призвал тринадцатого!

Испуганный сакелларий сказал ему на это:

– Поверь мне, пречестный Владыка, – тринадцатого здесь нет.

Действительно, ни он, ни кто другой не видали тринадцатого: его видел один только святой папа. Во время обеда святой Григорий смотрел на этого тринадцатого странника, сидевшего на самом конце стола, и видел, что лицо его часто изменяется: то он казался седым старцем, то – молодым юношей. Когда все встали с трапезы, святой папа Григорий отпустил всех; сего же тринадцатого странника, столь чудного по своему виду, он удержал и, взяв его за руку, ввел его в свою ложницу и там сказал ему:

– Заклинаю тебя великою силою Бога Вседержителя, скажи мне: кто ты и как твое имя! На это чудный странник сказал ему:

– Зачем ты спрашиваешь мое имя? Оно чудно. Вспомни одно, что я – тот самый нищий-кормчий, который некогда, придя к тебе в монастырь святого Андрея, когда ты сидел и писал в келии своей, получил от тебя двенадцать златиц и то серебряное блюдо, которое тебе с сочивом прислала блаженная мать твоя Сильвия. Да будет тебе известно, что с того самого дня, в который ты с сердечною любовью дал мне его, Господь нарек тебя настоятелем сей святой Церкви, за которую излиял Кровь Свою, и наследником святого верховного Апостола Петра, которому ты подражаешь в своем добродетельном житии.

Блаженный Григорий на это сказал ему:

– Откуда ты знаешь, что Господь еще тогда определил быть мне папою?

– Я Ангел Господа Вседержителя, – ответил он, – посему и знаю; Он еще тогда послал меня узнать, действительно ли ты ради человеколюбия, а не ради тщеславия творишь милостыню.

Услышав это, блаженный Григорий впал в великий ужас: до того времени он никогда не видал явно Ангела Божия, а сейчас беседовал с ним как с простым человеком. Тогда явившийся Ангел сказал святому:

– Не бойся, ибо меня послал Господь, дабы пребывать с тобою всю жизнь и приносить твои молитвы к Богу; итак все, чего ты будешь просить у Него с надеждою, получишь.

Тогда святой папа, упав лицом на землю, поклонился Господу и сказал:

– Если ради столь малой милостыни Господь воздал мне столько благ, что сделал меня и папою Своей святой Церкви и приставил ко мне Своего святого Ангела, дабы охранять меня, то что же Он воздаст пребывающим в законе Его и творящим правду?

После этого Ангел стал невидим, а святой, воздавая Господу свое великое благодарение, стал еще более усерден в благодеяниях людям и в благоугождении Богу.

В другой раз, угощая однажды обедом странников, святой Григорий, по смирению своему, хотел одному из них подать на руки воду, но когда обернулся, чтобы взять сосуд, то увидал, что человека того уже нет; поискав его и нигде не найдя, Григорий весьма удивился. В следующую же ночь, когда святой папа спал, явился ему Господь и сказал:

– В те дни ты угощал членов моих, т.е. – нищих, вчера принял Меня Самого.

(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 24 Марта 2023, 23:38:28 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 24 Марта 2023, 23:39:15 »

(Окончание)

О великом смирении святого Григория говорится и в Лимонаре святейшего Софрония, патриарха Иерусалимского1912. Вот что там пишется о нем.

– Однажды мы были у аввы Иоанна Персянина; он нам и рассказал о великом и блаженном Григории, папе римском. Захотел я однажды, – говорил он, – поклониться мощам святых верховных Апостолов Петра и Павла, и для сего отправился в Рим. Когда я однажды стоял среди города, то услышал в народе, что мимо должен пройти папа; тогда я стал ждать, чтобы видеть его. Когда он шел мимо меня, я решил поклониться ему; но говорю вам, братья, – вот Бог свидетель, – что он, предупредив меня, пал на землю, поклонился мне и до тех пор не вставал с земли, пока не увидел, что я прежде него встал; поцеловав затем меня с великою любовью, он дал мне своею рукою три златицы и повелел выдать мне все необходимое для пропитания; я же прославил Бога, давшего святому Григорию столь великое смирение, любовь ко всем и милость.

Нельзя умолчать и о страшном чуде, сотворенном молитвами сего великого архиерея Божия над Пречистыми Христовыми Тайнами. Некая женщина, очень известная в Риме, принесла просфоры к Божественному алтарю; в это время Божественную литургию совершал сам святейший папа Григорий. И вот, когда он преподавал людям Божественное причастие, приступила и женщина та причаститься Святых Тайн. Но когда она услышала слова Григория: «преподается животворящее тело Господа нашего Иисуса Христа», то засмеялась. Тогда папа Григорий, задержав свою руку, спросил ее:

– Чему же ты смеешься?

– Мне странно, владыка, – ответила она на это, – что хлеб, который я испекла из муки своими руками, ты называешь Телом Христовым.

Святой, видя ее неверие, помолился Богу, и тотчас же хлеб, по виду своему, преложился в действительное человеческое тело. И это окровавленное человеческое мясо видели не только женщина та, но и присутствовавшие в церкви люди; все, видевшие это чудо, прославляли Христа Бога и еще более утверждались в вере, нисколько не сомневаясь, что в Пречистых Тайнах под видом хлеба преподается истинное тело Христа, а под видом вина – истинная кровь Его. После того святой папа снова помолился, и вид тела человеческого претворился опять в хлеб. Тогда женщина та причастилась с великим страхом и твердою верою, приняв хлеб, как тело Христово, а вино – как кровь Христову.

Сей великий светильник миру, святейший папа Григорий, украсил Церковь Христову не только своим равноангельным житием и дивными чудесами, но и своими многочисленными творениями, которые принесли вере православной великую услугу. А когда он писал их, то Дух Святой, в виде голубя, парил над ним; это часто сподоблялся видеть и архидиакон Григория Петр – муж весьма добродетельный. Беседы святого Григория с сим архидиаконом помещены в особых четырех книгах, преисполненных великой духовной пользы; они содержат в себе краткие сказания житий святых, богоугодно поживших в Италийской земле, и душеспасительные поучения1913. Святой Григорий пас Церковь Христову тринадцать лет, шесть месяцев и десять дней и преставился ко Господу в царствование греческого императора Фоки1914.

Что касается литургии «Преждеосвященных Даров», которая надписывается именем святого Григория Двоеслова, то нужно иметь в виду, что он, если и излагал чин этой литургии, то исключительно для западной церкви (как и вообще он заботился об устроении Богослужения собственно этой церкви), а не для Восточной церкви, у которой этот чин имелся в практике с глубокой древности и от которой его позаимствовал святой Григорий в свой «Сакраментарии» для Западной церкви. Предание же, приписывающее составление чина превждеосвященной литургии святому Григорию, главным образом возникло на почве глубокого почитания, с которым Православный Восток относился к имени этого святого мужа. Несомненно известие, что, возвратившись с Востока и сделавшись Римским епископом, святой Григорий Двоеслов начал восстановлять в Римской церкви некоторые из древних обрядов, забытые там и сохранившиеся во всей первобытной чистоте своей на Востоке. При этом он явился чтителем апостольской литургии Преждеосвященных Даров, употреблявшейся на Востоке, и ревнителем прочного водворения и распространения ее на Западе. Он издал эту литургию на латинском языке и ввел ее в употребление в западных церквях, чем как бы заслужил себе предпочтительное пред прочими отцами Вселенской церкви право на всегдашнее сочетание его имени с этою литургией. Восточная церковь не забыла попечений святого Григория, относящихся до литургии Преждеосвященных Даров. В греческих синаксарях, со времени XI века, помещаются известия о том, что святой Григорий устроил у римлян совершение полной литургии во дни поста, а позднее это известие стало изъясняться и переводиться так, что он устроил у христиан Римской империи (а такою считалось Греко-Визатийская империя) совершение преждеосвященной литургии. В Западной церкви эта литургия совершается ныне однажды в год, именно – в Великий пяток Страстной седмицы. (См. подр. о литургии преждеосвященных даров, Смирнова, Правосл. Собес. 1892 г., с. 6–7).

О всех прочих деяниях, чудесах и церковном управлении сего великого Григория, папы римского, равно как и о его дивном и святом житии написал четыре книги Иоанн, диакон великой церкви Римской1915; в этих книгах находится около двухсот шестидесяти глав; взяв из этих книг самое малое, на пользу же душам верных совершенно довольное сказание, мы славим прославляющего Своих угодников Христа Бога нашего, который вместе с Отцом и Святым Духом прославляется во все веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Иже от Бога свыше божественную благодать восприем, славне Григорие, и того силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси. Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси всеблаженне: егоже моли, да спасет души наша.

Кондак, глас 3:

Подобоначальник показался еси начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем его: ныне же с ними радуешися, и ликуеши в небесных кровех.

* * *

1897 Титул «папа» (греч pappas – отец) до конца V века употреблялся как почетное наименование всех епископов, с конца V века он относился, главным образом, к римскому архиепископу, а с 1075 года – исключительно к нему.
1898 Святой Григорий Великий назван Двоесловом (собеседник, беседователь) за свое сочинение «Беседы или диалоги о жизни и чудесах Италийских отцов».
1899 Святой папа Феликс III правил церковью с 483 по 492 г.
1900 Претор (лат. praetor) так назывался у римлян сановник, которому вверялась высшая судебная власть.
1901 Сицилия – один из больших островов Средиземного моря, часть Итальянского королевства; от материка отделяется Мессианским проливом.
1902 Что при Целийском холме.
1903 В это время папа Пасхалис II посвятил Григория, несмотря на его нежелание, в сан дьякона – в 577 году. В следующем году он послал его в Константинополь своим апокрисиарием (послом) – частью по делу о новом папе Пелагии, частью же для испрошения помощи Риму против лонгобардов. Во время пребывания своего в Константинополе, Григорий старался приобрести точные сведения об обрядах восточной Церкви, где после апостолов процветало столько мужей веры. В это же время он начал свой знаменитый труд «Толкование на кн.Иова или тридцать пять книг о нравственности». В 585 году Григорий возвратился в Рим и был избран настоятелем основанного им монастыря.
1904 Выражение это взято из Пс 83:11. Приметатися – лежать у порога, приютиться где-либо.
1905 Златица – золотой, червонец.
1906 Папа Пелагий II управлял римскою церковью с 578 до 590 года.
1907 Император Маврикий царствовал от 582 по 603 г.
1908 Святой Григорий был избран папою в 590 году. Это совершилось против воли смиренного Григория, который почитал и называл себя, в подражание блаженному Августину, «рабом рабов Божиих», тяготился властью и употребил все зависящие от него средства, чтобы уклониться от нее, но, облеченный ею, он усердно, хотя и постоянно больной, предался исполнению своих пастырских обязанностей. Главной заботою папы Григория было распространение и объяснение слова Божия; многих еретиков он обратил к правоверию; содействовал к утверждению веры и в отдаленной Британии (Англии), послав туда в 597 г. проповедников под начальством монаха Бенидиктинского чина Августина, который убедил принять святое крещение самого короля Этельберта, что окончательно содействовало распространению христианской веры по всей стране.
1909 Гора Синай находится в средине Синайского полуострова; она представляет собою собственно группу гор, состоящих из гранитных скал, прорезана и окружена крутыми и шероховатыми долинами. В Ветхом Завете при горе Синае израильтяне вступили в завет с Богом и получили от Него заповеди закона (Исх 20). B IV и V веках по Рождеству Христову гора Синай славилась обитанием христианских пустынножителей, обитавших в ущельях и пещерах ее.
1910 Когда бедного человека находили мертвым на улице, святой Григорий на некоторое время воздерживался от совершения евхаристии, как бы считая себя виновником его смерти.
1911 Сакелларий (от греч. saxella, saxellion – мешок, ящик с деньгами, казнохранилище) значит вообще казнохранитель. В Константинопольской церкви на сакеллария возлагалась обязанность заведовать собственно церковною казною, состоявшей из денег и других драгоценностей. У нас в Русской церкви название сакеллария присвоено в позднейшее время ключарям некоторых знаменитейших соборов в С. – Петербурге и Москве.
1912 «Лимонарь» или «Зимонарий» (от греч. слова λειμών – луг, пажить). Такое название имеет книга Софрония, патриарха Иерусалимского (VII вв.), содержащая в себе собрание повестей о деяниях некоторых пустынножителей, просиявших святостью жизни.
1913 Это сочинение называется «Беседы или диалоги о жизни и чудесах Итальянских отцов». Из других творений святого Григория Двоеслова известны: а) «правило пастырское», содержащее наставление для пастыря, и б) письма святого Григория, всего до 848, заключающие в себе много нравственных наставлений.
1914 Святой Григорий Двоеслов (известный в истории также под именем Великого) скончался в 604 году, 12 марта. Тело его почивает в ватиканском соборе св. апостола Петра в придельном храме, посвященном сему святому Григорию.
1915 Диакон Иоанн, живший в половине IX века, оставил обширное жизнеописание святого Григория, составленное им на основании древних достоверных свидетельств, а описание позднейших чудес – на основании очевидцев.


Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/235
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 24 Марта 2023, 23:43:29 »

ГРИГОРИЙ ДВОЕСЛОВ. Священник Валерий Духанин



В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе со священником Валерием Духаниным вспоминаем святителя Григория Двоеслова.

🔸  Римский папа 6 века Р.Х.
🔸  Знатного происхождения       
🔸  Времена, когда избирали в епископы из белого духовенства 
🔸  Григорий Двоеслов – первый папа из монахов 
🔸  Рожден в 540 году в Риме 
🔸  Высокое образование 
🔸  Изучение творений учителей Западной церкви
🔸  Префект города Рима
🔸  Посвящение себя монашеству
🔸  Дела милосердия
🔸  Основание монастыря Андрея Первозванного
🔸  Помощь нуждающимся. Явление Ангела в роли кормчего
🔸  Чудо исцеления отрока Феодора
🔸  Рукоположение в диаконы. Представитель папы в Константинополе
🔸  Овладение дипломатией. Выдающийся богослов
🔸  Возвращение в Рим. Избрание Римским папой
🔸  Эпидемия чумы. Видение Архангела Михаила
🔸  Нашествие лангобардов
🔸  Мирные переговоры. Спасение Рима
🔸  Чудо преложения хлеба и вина
🔸  Чин богослужения Преждеосвященных Даров
🔸  Светильник веры

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=Xgto4kwioQM
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 24 Марта 2023, 23:57:53 »

Канон святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому


Минея, 12 Марта, Канон святителя
Глас 2

Песнь 1

Ирмос: Гряди́те, лю́дие,/ пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу,/ разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди,/ я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския,/ я́ко просла́вися.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Христе́ Спа́се, Све́те ми́ра Незаходи́мый,/ свет у́мный ниспосли́ ра́зуму моему́ озаря́ющ,/ воспе́ти Ри́ма предста́теля, Боже́ственнаго Григо́рия.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Да твою́ ми́ру пока́жет доброде́тель Предве́дый вся́ческая, всему́дре,/ на ви́димую отвсю́ду высоту́ святи́тельства возведе́ тя.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Я́ко честно́е и чисте́йшее селе́ние, обре́тши тебе́, Богому́дре,/ всели́ся в тя Тро́ица Пресвята́я/ и дарова́ний испо́лни Боже́ственных, свя́те Григо́рие.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Чи́стое де́вства сокро́вище, Бо́жию Роди́тельницу,/ избавле́ние челове́ческаго ро́да и ра́дость А́нгелов пе́сньми прославля́ем.

Песнь 3

Ирмос: Утверди́ нас в Тебе́, Го́споди,/ Дре́вом умерщвле́й грех,/ и страх Твой всади́/ в се́рдца нас, пою́щих Тя.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Житие́ твое́ свя́то, о́браз Боже́ствен,/ нрав тих, ра́зумом укра́шен,/ сло́во же твое́, Богому́дре,/ растворе́но бы́сть со́лию благода́ти.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Возжже́ тя Христо́с, я́коже свети́льник, Григо́рие светя́й на высоте́ Це́ркве, всеблаже́нне,/ и озаря́яй ю луча́ми твои́ми.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Отто́ргнул еси́ ум от ми́ра всеце́ло/ и, все жела́ние ко Влады́це просте́р,/ благода́ть Ду́ха привле́кл еси́, иера́рше Григо́рие.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Вити́й велегласие умолче́,/ мудреце́в же остроу́мие обуя́ 25 рождество́м Твои́м, Богоневе́сто,/ недоумевающих разуме́ти Твое́ та́инство.

Седален, глас 4

Госпо́дня благосла́внаго иера́рха в пе́снех свяще́нных восхваля́ем,/ соше́дшиися вси, вопию́ще к нему́:/ спаса́й моли́твами твои́ми почита́ющия тя,/ сокруши́ шата́ние злосла́вных папистов/ и ми́рное испроси́ житие́ правосла́вным,/ Григо́рие всему́дре.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Те́плое заступле́ние су́щим в беда́х/ и Помо́щницу на́шу и к Бо́гу премене́ние,/ Е́юже тли изба́вихомся,/ Богоро́дицу, ве́рнии, ублажа́ем.

Песнь 4

Ирмос: Услы́шах, Го́споди,/ сла́вное Твое́ смотре́ние/ и просла́вих, Человеколю́бче,/ непостижи́мую Твою́ си́лу.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Блиста́еши, му́дре, чудесы́/ и тьму́ страсте́й отгоня́еши дале́че Боже́ственными моли́твами.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Пропове́дуя воплоще́ние Христо́во, Богогла́се, и Божество́ Его́,/ пле́мя лонгоба́рдов посрами́л еси́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Я́ко Моисе́й, в незаходи́мый мрак вшед,/ скрижа́ли прия́л еси́ Ева́нгелия, блаже́нне Григо́рие.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Небе́сную Ле́ствицу,/ Е́юже Бог сни́де и естество́ челове́к возвы́си,/ Де́ву ублажа́ем.

Песнь 5

Ирмос: Све́та Пода́телю и веко́в Тво́рче, Го́споди,/ во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви нас,/ ра́зве бо Тебе́, ино́го бо́га не зна́ем.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Подража́тель Христо́в, иера́рхов удобре́ние,/ дне́сь ве́рных призыва́ет Григо́рий/ соверши́ти его́ честну́ю па́мять и благода́ти приити́.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Вели́чие Бо́гови воздава́я вы́ну, достосла́вне,/ возвели́чен еси́ досто́йно от Него́,/ ве́сть бо сла́вити Госпо́дь сла́вящия Его́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Ми́рно житие́ проше́д,/ к ми́рным дости́гл еси́, Богоприя́тне, селе́нием,/ мир бо, всяк ум превосходя́щ, Христа́, прия́л еси́.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Земля́ неора́нная свята́я,/ прозя́бшая Клас живота́, показа́лася еси́, Мари́е,/ Его́же яды́й благоче́стно, я́ко жи́зни причаща́яйся,/ не у́зрит сме́рти.

Песнь 6

Ирмос: В бе́здне грехо́вней валя́яся,/ неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну:/ от тли, Бо́же, мя возведи́.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Неосла́бно Бо́гу сопребыва́я,/ озаре́ньми отту́ду яви́лся еси́ столп о́гнен, досточу́дне,/ лю́ди ве́рныя предводя́й.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Мы́сленно невеще́ственным А́нгелом совокупля́лся, преподо́бне,/ с ни́ми спросла́вился еси́, преста́вився,/ я́коже и пре́жде кончи́ны был еси́ Небе́сный.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Устне́ твои́, священнопропове́дниче,/ я́ко во́ду живу́ю, источи́ша словеса́ Ду́ха/ и се́рдца веселя́т ве́рно после́дующих тебе́.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Долгореши́тельница Е́вы была́ еси́, Чи́стая,/ Ты бо долг сея́ из Тебе́ возсия́вшим Но́вым Ада́мом/ бога́тно воздала́ еси́.

Кондак, глас 3

Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́,/ и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие ко огра́де Небе́сней наставля́я,/ и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведей Его́,/ ны́не же с ни́ми ра́дуешися и лику́еши в Небе́сных кро́вех.

Икос

Име́я Вели́каго Архиере́я, о иера́рше Григо́рие,/ проше́дшаго Небеса́, Иису́са, Сы́на Бо́жия,/ благочести́ваго держа́лся еси́ испове́дания,/ апо́стольски пра́во пра́вя сло́во и́стины./ Ева́нгельски у́бо пожи́в и да́нный тебе́ тала́нт до́бре возрасти́в,/ прише́л еси́ с дерзнове́нием к Вы́шнему Престо́лу благода́ти/ и, неизрече́нныя ра́дости сподобля́емь, лику́еши в Небе́сных кро́вех.

Песнь 7

Ирмос: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля/ высо́к пла́мень вознесло́ е́сть,/ Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную,/ Сый благослове́н и препросла́влен.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Кре́пость дарова́ся тебе́ от Бо́га, я́ко ве́рному Его́ служи́телю,/ сокруша́ти неви́димаго борца́ и спаса́ти ста́до Христо́во невре́дно.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Же́ртву Безкро́вную Всеви́дцу принося́,/ Ааро́на вы́сший яви́лся еси́, Богоприя́тне,/ не в кро́ви тельчей и козлей,/ но Кро́вию Христо́вою освяща́я лю́ди.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Сла́вившу ти во всем животе́ твое́м Тро́ицу Несозда́нную,/ ны́не со А́нгелы пое́ши Той и все́ми святы́ми пе́снь Трисвяту́ю, му́дре Григо́рие.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Прибе́жище на́ше непосты́дное еси́, Богороди́тельнице,/ тем мо́лим Тя приле́жно:/ покрыва́й и храни́ от зол сла́вящия Тебе́ рабы́ Твоя́.

Песнь 8

Ирмос: Пе́щь иногда́ о́гненная/ в Вавило́не де́йства раздели́те,/ Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая,/ ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Боле́зней и страсте́й врач показа́лся еси́/ и духо́в лука́вых прогони́тель, преподо́бне,/ сый А́нгелов прее́мник, и престо́ла, и благода́ти,/ ве́ры же и чистоты́.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Стра́сти и се́ятелей тех победи́л еси́ воздержа́нием/ и, безстра́стия дости́г, Григо́рие,/ Влады́це своему́ пел еси́:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Ми́ром у́мным пома́зан, свя́те,/ ми́ра источи́л еси́ чу́вственная же и мы́сленная/ от слове́с твои́х Богодухнове́нных и от ра́ки моще́й твои́х,/ чуде́с соверши́тель быв.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Други́й ковче́г заве́та и дом, полн сла́вы Бо́жией, Тя ве́мы, Де́во,/ Тебе́ бо избра́ от всех родо́в Пребоже́ственный/ и в Тя всели́тися боголе́пно изво́ли.

Песнь 9

Ирмос: Безнача́льна Роди́теля Сын, Бог и Госпо́дь,/ вопло́щся от Де́вы, нам яви́ся,/ омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная./ Тем Всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Со́нмы, собери́теся, благочести́вых,/ соверши́ти торжество́ Боже́ственнаго Григо́рия,/ подае́т бо здра́вие телесе́м и душа́м свяще́ние,/ любо́вию почита́ющим его́.

Припев: Святи́телю, о́тче Григо́рие, моли́ Бо́га о на́с.

Плени́цами содержи́м безме́рных согреше́ний мои́х,/ к тебе́ прибега́ю, о́тче, ве́рою моля́ся,/ да прииму́ свобожде́ние от сих хода́тайством твои́м, Богоприя́тне.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Возрасти́в тала́нт благода́ти, ра́достно преста́вился еси́, глаго́ля Влады́це:/ се принесо́х Ти дарова́нное приумно́жено./ Те́мже, я́ко благи́й и ве́рный раб,/ вшел еси́ в ра́дость Го́спода своего́.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Ски́ние Богопросла́вленная,/ ра́дуйся, Богоневе́сто,/ ра́досте А́нгелов и святи́телей красото́,/ ра́дуйся, ве́рных удобре́ние и челове́к всех похвале́, Всепе́тая.

Светилен

Столп о́гнен, с Небесе́ сходя́щ на тя, Григо́рие,/ яви́ тя ри́мляном архипа́стыря досто́йнейша:/ ты бо, Боже́ственною любо́вию огнепали́м,/ яви́лся еси́ свети́льник Це́ркве в просвеще́ние мно́гих и спасе́ние.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: К Тебе́, о Ма́ти Све́та, прибега́ем, вопию́ще:/ светоза́рным благода́ти Твое́й сия́нием разреши́ темнозра́чен о́блак страсте́й на́ших,/ да Све́та яви́мся о́бщники невече́рняго/ Твои́ми, Богоро́дице, моли́твами.

https://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjatitelju-grigoriju-dvoeslovu-pape-rimskomu.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 27 Марта 2024, 11:36:35 »

Святитель Григо́рий Двоеслов, Великий


День памяти - 25 марта

Св. Григорий, именуемый Двоесловом (собеседником), родился в Риме ок. 540 г. Принадлежал к древнему патрицианскому роду, в котором были христиане, даже святые. Будущий святитель получил блестящее светское образование, и его ожидала блестящая государственная карьера. Он же чувствовал духовное призвание. Григорий вел скромную богоугодную жизнь и всей душой стремился к иночеству. После смерти отца на его состояние он построил шесть монастырей в Сицилии, а в Риме основал монастырь во имя Андрея Первозванного, где и принял иноческий сан. Мысли об апостольском долге Церкви, стремление к духовному просвещению языческих народов вдохновляли св. Григория в течение всей его жизни и нашли достойное отображение в его богословских творениях. В 577 г. св. Григорий был посвящен в сан диакона. По поручению папы римского долго трудился в Византии, где изучал греческий язык и творения святых отцов Востока, написал «Толкование на книгу Иова», оказавшее влияние на творения многих крупнейших богословов и поэтов средневековья. В 590 г. св. Григорий был избран на Римскую кафедру. В это время Италия подверглась нашествию варваров. Св. Григорий проявил себя при этом ревностным архипастырем и выдающимся государственным и общественным деятелем. В 602 г. он получил признание главенства Рима над всей Западной Церковью. Св. Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенском Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью. Скончался свт. Григорий в 604 г. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане.



Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 4

И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственную благода́ть восприе́мь,/ сла́вне Григо́рие,/ и Того́ си́лою укрепля́емь,/ ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́./ Отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́, всеблаже́нне,/ Его́же моли́,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 3

Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́,/ и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие,/ ко огра́де Небе́сней наставля́я,/ и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведем Его́,// ны́не же с ни́ми ра́дуешися и лику́еши в Небе́сных кро́вех.

https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-dvoeslov
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!