Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 15:49:41  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Святые, которые нас нашли  (Прочитано 515 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 08 Июня 2024, 18:11:08 »

Диакон Дионисий Ахалашвили
 
Святые, которые нас нашли

Часть 1


«Помещик и поп приговариваются к расстрелу революционным трибуналом. Валдай. 1919 г.»

История 37 камышловских мучеников за веру до боли похожа на истории тысяч новомучеников репрессированных в годы безбожия и гонений на Церковь во многих городах и весях России. Их в одночасье объявили врагами, а потом убили. Убивали страшно, изощренно, с какой-то особой сатанинской жестокостью. Чаще убивали не мифические китайцы или мадьяры, горевшие ненавистью ко всему русскому, а свои, те, с кем будущие жертвы выросли, с кем играли в лапту и казаков-разбойников, ходили в один храм, в одну школу. Убили, а потом вымарали из истории и предали забвению, скрыли в архивах под грифом «секретно».

История священнослужителей Камышлова и Камышловского уезда – мучеников за веру, многие из которых внесли большой вклад в культурную и общественную жизнь своего времени, такие как личный почетный гражданин Камышлова диакон Георгий Бегма, настоятель Покровского собора, ректор Камышловского духовного училища протоиерей Сергий Увицкий, законоучитель иерей Александр Мокроусов, миссионер иерей Аркадий Гаряев и многие другие, репрессированные в годы Гражданской войны и красного террора, до сих пор остается практически неизвестной.

Михаил Васильевич Ломоносов как-то сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». История не творится сама по себе, в истории как активная сила всегда присутствует Бог. Он помогает нам обустраивать наше земное Отечество и преодолевать тяжёлые и смутные времена. Забывший Бога и свою историю народ как колосс на глиняных ногах, подуют ветры, грянут бури, он упадет, погребя под собой своих детей.

Как известно, «Церковь стоит на крови мучеников», они участвуют в жизни Церкви в самом прямом смысле этого слова: литургия в храме может совершаться только на антиминсе с вшитыми в него частичками мощей мучеников. Своей жизнью и мученическими подвигами камышловские священномученики освящают родную землю, на которой служили Богу и людям, для нас они – самые верные ходатаи у Престола Божия, небесные заступники и покровители.

Погибшие в годы репрессий священнослужители были дедами и прадедами тех, кто сейчас живут и трудятся на этой земле. С восстановлением их биографии, возвращения памяти об их жизненном пути будет восстановлена родовая история жителей нашего края. А для нас, современных христиан, их жизнь и мученическая кончина за веру – пример жертвенного служения Богу и людям, проявление высшей христианской любви, о которой Господь сказал в Евангелие: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». (Ин. 15:13).


Поминальный список расстрелянных священников на Урале 1918 года

В поминальном списке убитых на Урале священнослужителей за 1919 год 16 имен камышловских священников. В Камышлове был сформирован печально известный полк «Красных орлов», отличавшихся особой жестокостью в расправах над состоятельными гражданами и священниками, пользовавшимися уважением у народа. Часто его бойцы не расстреливали своих жертв, а рубили шашками или насаживали на штыки, заставляя мучиться при кончине. Об их зверствах красноречиво говорят заголовки Екатеринбургской газеты «Зауральский край» за 1918 год: «Камышловский кошмар», «Ужасы красного террора в Камышлове», «Расстрел в Камышлове 62 заложников». Бывший выпускник Пермской духовной семинарии, примкнувший к большевикам, уральский писатель П.П. Бажов писал, что «методы ведения боев полком Красных орлов были…чаще всего тяжелы».

В августе 1918 года в газете «Уральская жизнь» сообщалось о сотнях убитых большевиками в окрестностях Камышлова: «Много в наших краях выросло свежих братских могил, в которых погребены останки сотен страдальцев, повинных

лишь в том, что они, – сами в большинстве рабочие и крестьяне, – не хотели быть участниками преступлений, совершавшихся большевистскими властями именем рабочих и крестьян.…Каждую ночь с опушки соснового леса, где было место для захоронения скота, доносились выстрелы и крики людей: красноармейцы во главе с молодым комиссаром юстиции А. П. Гаревским расстреливали горожан. Многие из жителей скрывались в лесу, в оврагах. Из мужчин редко кто ночевал дома: все прятались, боясь ареста. Комиссар Гаревский был хорошо знаком жителям Камышлова. Родился он в тюрьме от матери – рецидивистки, его взял к себе на воспитание житель города Голубчиков. По ходатайству горожан мальчика приняли в местную гимназию на казенный счет. Местное общество материально поддерживало Гаревского, особенное участие в его судьбе принял директор гимназии и некая госпожа Воронкова. Спустя годы, став при новой власти комиссаром, Гаревский проявил беспощадную жестокость к тем людям, которые когда-то отнеслись к нему с заботой и сочувствием. Гаревскому помогала в расправах над мирными жителями его жена Петрова, исполнявшая должность комиссара призрения. Она не скрывала своей тяги к убийствам, цинично поясняя, что вид жертв и крови производят на нее успокаивающее действие».



Свщмч. Василий Милицин с супругой

Жертвой красноармейцев стал священник села Падеринского Тамакульской волости о. Василий Милицын, 56 лет: «рубленая рана на голове, отрублены четыре пальца правой руки».


Священномученик Василий Милицын

Вместе с ним были жестоко убиты 20 крестьян и один дворянин – родной брат основоположника цветной фотографии в России Сергея Михайловича Прокудина-Горского – Александр Михайлович Прокудин-Горский. Среди убитых заложников была просфорница Знаменской церкви с. Шилкинского Закамышловской волости Боголюбова Екатерина Васильевна, ее также убили с особой жестокостью: «около 40 штыковых ран, кисти обеих рук отрублены, череп сзади рассечен, рубленая рана на верхней челюсти повыше рта, рот в ту и другую сторону рассечен, штыковая рана в левую лопатку». Кроме убийств заложников местные чекисты грабили храмы и церковные здания, одним из первых было разграблено подворье Колчеданского монастыря в Камышлове.

Бесстрастные свидетели того страшного времени – записи из дневника Вареньки Щегловой, хранящиеся в Камышловском краеведческом музее, который девушка вела с 1918 по 1919-й год:

26 июня. Всё последнее время горожане живут под страхом совершающихся событий: идут обыски, аресты, расстрелы. В городе появился товарищ Гаревский. Он служит в ЧК. С ним приехала пожилая женщина – его помощница, некто Петрова. Она ходит в кожаной куртке, в фуражке, с наганом на боку. О них рассказывают страшные вещи: якобы они собственноручно расстреливают арестованных.

22 июля. Ввиду военно-осадного положения ходить разрешено только до десяти вечера. Улицы словно вымерли. Изредка проезжают автомобили и подводы с красноармейцами – везут пулемёты, зарядные ящики. Много пьяных. Безобразничают и пристают к случайным прохожим, особенно к женщинам и к нам, девчонкам.

24 июля. Красноармейцы объявили, что оставляют город – уходят, взяв с собой заложников, преимущественно мужчин. Надеются, что враг не будет по ним стрелять. Остальных – всех, кто может держать лопату, послали рыть окопы за Насонову. Это было днём, а ночью слышали выстрелы – опять кого-то расстреливали.

25 июля. Из города уходят последние красноармейцы и моряки. Увозят хлеб, муку, картофель. Кое-кто отправляет с ними свои семьи. Продолжаются расстрелы – вчера расстреляли 20 человек, привезённых из-под Шадринска, а сегодня – ещё 10, городских. Говорят, что расстреляли и взятых вчера заложников – по дороге.

Первое убийство священника в Камышловском уезде произошло 25 июня 1918 года, в с. Темновском Покровской волости (ныне село Исетское) красногвардейцы расстреляли настоятеля храма свт. Николая – иерея Александра Мокроусова.


Священномученик Александр Мокроусов

Отец Александр в 1895 году окончил Камышловское духовное училище по второму разряду. В 1909 году рукоположен в сан священника, назначен настоятелем церкви свт. Николая Чудотворца села Темновское Камышловского уезда. Кроме священнической деятельности отец Александр преподавал в Захаровской и Темновской церковно-приходских школах, за что неоднократно был отмечен наградами от архипастыря.

С приходом к власти большевиков, по деревням начались грабежи, красноармейцы насильно изымали у крестьян зерно. По воспоминаниям старожилов, когда в Темновское пришел карательный отряд красноармейцев, все мужики стали прятаться, зная, что могут быть убиты. Предлагали спрятаться и отцу Александру, но он сказал: «Я пастырь и от народа не уйду. Я должен идти на жертву». В журнале «Известия Екатеринбургской Церкви» о его убийстве писали: «Отряд прибыл в село 12-го июня в 11 утра. Остановившись в помещении сельского Совета, красноармейцы послали за священником, и, когда он явился, потребовали, чтобы он уплатил контрибуцию в размере 500 р. О. Александр немедленно исполнил это требование и принес из дому означенную сумму. Затем к нему было предъявлено обвинение, что он агитирует против советской власти. Ссылаясь на свидетелей, он опровергал это обвинение, но все было напрасно. Красноармейцы от слов перешли к делу. Они начали бить покойного по голове прикладами ружей, толкали, дергали за волоса. Избиваемый стал пред ними на колена, плакал, просил пощадить его жизнь ради семьи, но они не вняли его просьбе. Они вытолкали его на улицу и приказали бежать за угол. Когда о. Александр побежал по направлению к дороге, красноармейцы открыли стрельбу по нему из винтовок. Обливаясь кровью, он упал, но был еще в сознании, беспрестанно молился и стонал. Тогда один из отряда и подошел к нему и выстрелил ему в висок. Страдания служителя церкви прекратились».

Его дочь Лидия вспоминала: «Отец Александр просил бандитов отпустить его в церковь, чтобы там помолиться. Они его отпустили, а когда он пошел, они испугались, что он убежит, ранили его в спину. Никакого народу там не было». О цинизме убийц говорит факт, что перед казнью священника красноармейцы мирно пообедали в его доме.

Народ любил своего пастыря. Деревенские жители похоронили отца Александра на приходском кладбище, впоследствии местные жители уберегли его могилу от разорения.

Священномученик Александр Мокроусов канонизирован в лике святых Русской Зарубежной Церковью и является местночтимым святым для Русского зарубежья. Датой его памяти на Соборе 1981 года было определено считать неделю Новомучеников Российских (празднуется в воскресный день, выпадающий на 25 января ст. ст. (7 февраля н. ст.) или же в ближайшее воскресенье.

Священномученик Петр Корелин помимо церковного служения исполнял обязанности надзирателя в Далматовском Духовном училище, затем был законоучителем в Новопышминском двухклассном училище Камышловского уезда. Летом 1886 года отец Петр был рукоположен в пресвитера и определен к Сретенской церкви села Иленского Ирбитского уезда, где был поставлен законоучителем Иленского народного училища. Через два года его перевели в Богоявленскую церковь села Кочневского Камышловского уезда, где он продолжил преподавательскую деятельность в местном народном училище. Имея большой авторитет среди прихожан, в 1889 году отец Петр был избран депутатом по межевым и следственным делам и членом совета благочинных. В том же году его назначают законоучителем Мельниковской церковно-приходской школы при Богоявленской церкви и наблюдателем церковно-приходских школ 3-го благочиннического округа Камышловского уезда. В 1895 году он стал духовным следователем того же округа. Его неоднократно избирают депутатом на Епархиальный и окружной училищные съезды.

14 ноября 1904 года отца Петра переводят в Свято-Троицкий храм Каменского завода Камышловского уезда, где он верой и правдой служит до самой революции.

В мае 1918 года Каменский Совет рабочих и крестьянских депутатов постановил во исполнение декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» изъять метрические книги церквей Каменского завода, что стало причиной массового народного возмущения. Организатором волнений посчитали священника Троицкой церкви Каменского завода Петра Корелина. Его арестовали и отправили в Екатеринбург в распоряжение Екатеринбургской ЧК. Местом заточения отца Петра стал арестантский дом, находившийся вблизи Сенной площади, рядом с Симеоновской церковью. В это же время здесь находился под арестом епископ Тобольский Гермоген (Долганев). Незадолго до своего ареста, наблюдая страшные картины насилия, владыка с болью писал: «Святость храмов оскверняется… там и там сокровища церковные, жертвами верующих собранные, расхищаются; богослужения прекращаются; священнослужителей лишают жизненного обеспечения, арестовывают, изгоняют, даже избивают… Безбожные составители Декрет нашли исполнителей своей воли среди наших воинов, которые, по неведению и по наущению своих руководителей, осмелились поднять руку на святыню своих предков и совершить дело, достойное великого Божьего осуждения. Они сделали то же, что совершили распявшие Христа, но на них да исполнится молитва Христа: „Отче, прости им, не ведят бо, что творят!..“».

Владыку Гермогена, отца Петра и еще нескольких заключенных передали комиссару П. Д. Хохрякову, отряд которого официально именовался «Карательной экспедиции Тобольского направления». Арестованных под конвоем провели на железнодорожный вокзал и повезли по железной дороге в Тюмень. Прибыв в город, отряд Хохрякова выгрузился из вагонов на пароходы, чтобы отправиться вниз по реке Тура по направлению к Тобольску. Отряд разместился на одиннадцати судах.

Штаб находился на пароходе под названием «Террорист». Заключенных разместили на буксире «Ермак». Вечером «Ермак» остановился у села Покровского, где готовясь к столкновению с войсками Сибирского правительства, большевики стали возводить укрепления. 28 июня 1918 года очевидцы событий видели епископа Гермогена вместе с отцом Петром за рытьем окопов. Владыка был физически истощен, но бодрость духа не покидала его. Таская землю, распиливая доски, он все время пел пасхальные песнопения. Вечером владыку Гермогена и отца Петра перевели на пароход «Ока», отплывшему в сторону Тобольска. Около полуночи большевики вывели отца Петра на палубу, сняли с него верхнюю одежду, обрили, избили ремнями, привязали к нему два тяжелых гранитных камня и сбросили за борт. Затем настал черед владыки.

Позднее тело епископа Гермогена было обнаружено и перезахоронено в Кафедральном Софийском соборе Тобольска. Останки отца Петра найдены не были.

Священномученики Гермоген, Ефрем, Пётр, Михаил и мученик Константин причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Иерей Аркадий Гаряев с вогулами. Ок 1913 г.

Выпускник Камышловского духовного училища священномученик Аркадий Гаряев служил священником-миссионером Казанско-Богородицкой походной церкви. Это тяжелое трудное служение требовало большой веры и крепкого здоровья. Отец Аркадий описывал свое первое богослужение 25 декабря 1910 года в День местночтимой иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» в деревне Денежкино на реке Сосьве в своем походном дневнике. «..В отдаленных деревнях этот край сохраняет еще свой природный язык, а также, к сожалению, и многие суеверия, остатки прежнего язычества. В день своего первого служения в походной церкви, 25 января, мною была исполнена первая треба по должности походного священника — это повенчание брака ясачного вогула. Со 2-го по 7 февраля предпринята была и совершена мною поездка до села Никито-Ивдельского для свидания с местным священником. Эта поездка дала мне много ценных для будущего дела познаний относительно образа жизни, обычаев и нравов инородцев, а также их религиозных верований.… Во всех поездках и трудах сопутствовал мне псаломщик походной церкви. Всего нами совершено за четыре месяца на санях, верхом, в лодках и другим образом до пешего хождения включительно 1853 версты».

Спустя год в отчете комитету Православного миссионерского общества отец Аркадий писал: «Хочется верить, что при поддержке комитета я не остановлюсь на полпути, не опущу рук, а, напротив, выше, смелее над головой своей понесу среди ночи невежества светильник, имя которому учение Христово».

В суровом климате и походных условиях многодневных миссионерских поездках от деревни к деревне, разбросанных друг от друга на огромных расстояниях, здоровье отца Аркадия стало резко ухудшаться. 3 октября 1912 года по состоянию здоровья он был назначен в Никитскую церковь в селе Никито-Ивдельском Верхотурского уезда и законоучителем местного двухклассного училища. 27 февраля 1914 года отец Аркадий был переведен в Никольский храм села Боровское Камышловского уезда, ставшим последним местом его служения.

14 июля 1918 года отец Аркадий совершал в храме два венчание. В это время в деревню въезжал отряд «Красных орлов». Услышав звон колоколов, красногвардейцы сразу направились в церковь, где на глазах молодоженов предъявили отцу Аркадию обвинение в контрреволюции и противодействии власти рабочих и крестьян. Затем отвели к оврагу, где приказали вырыть себе могилу. Когда могила была готова, священнику велели лечь в нее лицом вниз, после чего закололи ударами штыков.

Жители села просили разрешить им взять тело священника, чтобы похоронить его по-христиански. В ответ красногвардейцы, глумясь над убитым, сбросили тело священника в паданник, где местные хоронили падший от болезней скот. Жители смогли взять тело мученика лишь после ухода красногвардейцев. 24 июля состоялось отпевание отца Аркадия, он был погребен в склепе за алтарем Никольского храма.


Священномученник Аркадий Гаряев

Священномученник Аркадий Гаряев

Спустя семьдесят лет настоятель Свято-Николаевского храма протоиерей Александр Никулин открыл его нетленные мощи. Отец Александр написал впоследствии: «В 1986 году… наткнулись на кирпичную кладку гробницы на глубине двух метров, в воздухе распространилось обильное благоухание. После расспроса старых прихожан мы узнали, что это могила отца Аркадия Гаряева. Вскоре, благодаря данным Зарубежной Церкви, стала известной дата его мученической кончины. С этого времени в день его памяти стали служить великую панихиду с песнопениями новомученикам и исповедникам Российским. В 2002 году вновь был прорыт ход к гробнице отца Аркадия, из стенки аккуратно вынули один кирпич, все присутствовавшие увидели прекрасно сохранившийся сосновый гроб, покрытый местами облупившейся зеленой краской. При июльской жаре в течение двух недель от гроба исходило тонкое благоухание. На гробницу поставили икону Святой Троицы и зажгли лампаду. Многие молились и прикладывались к очевидной святыне. Одна женщина исцелилась от своего недуга».

В 2002 году иерей Аркадий Гаряев был причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. В июне 2007 года были обретены его святые мощи, которые почивают в монастыре Похвалы Божией Матери в селе Боровском.

Продолжение следует.

https://ruskline.ru/analitika/2024/05/28/svyatye_kotorye_nas_nashli#
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 08 Июня 2024, 18:32:12 »

Диакон Дионисий Ахалашвили

Святые, которые нас нашли

Часть 2


Фото: Молебен свщмч.Георгию Бегме у Поклонного Креста. Молебен памяти священномученика Георгия Бегмы у Поклонного Креста с возведенного на месте его гибели правнуками мученика и православной общественностью Камышлова возле Сретенской церкви в п. Колчедан

Почетный гражданин Камышлова, священномученик Георгий Бегма родился в 1875 году в семье священника. Имел положение в обществе и был женат на дочери начальника железнодорожной станции Прасковье Федоровне Царёвой. В их семье было пятеро детей: сыновья Александр, Леонид, Николай и дочери Людмила и Зинаида. Известно, что Георгий Платонович носил звание личного почетного гражданина Камышлова. Это звание в Царской России присваивалось по ходатайству Городской Думы и означало «исключительную форму выражения признательности и благодарности общества за деятельность на пользу города, а также дань уважения к людям, имеющим особые заслуги перед Отечеством».

С детства воспитанный в вере, любивший богослужения и молитву Георгий Платонович решил пойти по стопам отца и посвятить свою жизнь служению Богу. 2 декабря 1905 года он был посвящен в псаломщика Покровского собора города Камышлова. Помимо послушания на клиросе образованный и начитанный псаломщик вел катехизаторские беседы с прихожанами.

Затем он был переведен в Покровскую церковь Нижне-Баранчинского завода Верхотурского уезда, после – в Александро-Невскую церковь Шуралинского завода Екатеринбургского уезда, а с 1915 года Георгий Платонович занимал должность псаломщика Сретенской церкви села Колчеданского, где был рукоположен в диакона.


Почетный гражданин Камышлова диакон Георгий Бегма

23 июля 1918 года священнослужителей Сретенской церкви и псаломщика арестовали красноармейцы из полка «Красных орлов». Позже псаломщика отправили на окопные работы, а пожилого священника Стефана Луканина и диаконов Георгия Бегму и Нестора отвезли на станцию Синарская. Перед арестом под видом обыска красноармейцы разграбили квартиру отца Стефана, вынесли оттуда все ценное.

Красноармейцы не собирались оставлять священников в живых, по приезду к станции, их подвергли самым изуверским и изощренным пыткам, а потом убили. 74-летнему отцу Стефану изуверы нанесли множество штыковых ран, волосы его были частью выдерганы, частью опалены, левая рука отесана острым оружием. Перед смертью отцу Нестору красноармейцы выкололи глаза, затем срезали кожу с пальцев рук. По свидетельствам очевидцев «пальцы левой руки его заострены, как карандаш, волосы на голове частью опалены, частью выдерганы». У отца Георгия было страшно иссечено все лицо, волосы на голове частично опалены, частично выдерганы. Изуродованные тела священнослужителей были найдены неподалеку от станции. 30 июля мучеников Христовых с честью отпели и похоронили в церковной ограде Сретенской церкви.


Правнуки почетного гражданина Камышлова священномученика Георгия Бегмы в Покровском соборе

Благодаря многолетним усилиям правнуков священномученика Георгия Бегмы и представителей православной общины Камышлова удалось расчистить фундамент уничтоженного Сретенского храма в Колчедане и могилы священномучеников, раскопанной за алтарем, а также установить Поклонный Крест на месте их гибели. Сейчас там регулярно совершаются богослужения.


Священномученики Стефан Луканин, Георгий Бегма и Нестор Гудзовский прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года; в Соборе Екатеринбургских святых – в 2010 году. День памяти – 23 июля.

Убийство другого камышловского священника – протоиерея Василия Победоносцева произошло почти в одно время с убийством священнослужителей Сретенской церкви села Колчеданского.

О гибели протоиерея Василия Победоносцева в газете «Зауральский край» сообщалось следующее: «Смертью мученика погиб здесь протоиерей о. Василий Победоносцев, труп которого с (почти) отрубленной головой, изувеченными руками был найден в поле зарытым у “Калиновских ворот”. Покойный протоиерей являлся человеком исключительной доброты и кротости, прослужил в заводе около 30 лет и погиб только за то, что в воскресный день стал служить обедню без разрешения Совета». («Зауральский край» № 19, от 18 августа 1918 г.)

Он окончил Пермскую духовную семинарию. В 1878 году был рукоположен в сан священника и поставлен настоятелем Введенской церкви села Травянское Камышловского уезда, где прослужил до 1890 года. В эти годы иерей Василий избирался депутатом епархиального съезда от 3-го церковного округа Камышловского уезда. 9 апреля 1891 года его переводят в Свято-Троицкий собор Каменского завода Камышловского уезда. С1896 по 1906 гг. исполнял обязанности благочинного 2-го округа Камышловского уезда. Кроме того, он был назначен миссионером округа. В 1898 г. он избирался от Камышловского уезда в наблюдательный совет съезда депутатов духовенства епархии, а также участвовал в работе Православного миссионерского общества. С 1907 года иерей Василий был заведующим Байновской церковно-приходской школы, он активно участвовал в работе церковно-приходского попечительства при Свято-Троицкой церкви. 16 августа 1912 года церковь получила в статус собора, а первый священник – иерей Василий Победоносцев был возведен в сан протоиерея.

За примерное служение отец Василий отмечен многими церковными наградами: набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом, орденом святой Анны 3-й степени; медалью Красного Креста за участие в деятельности Общества Красного Креста во время Русско-японской войны 1904 – 1905 гг.

После прихода к власти большевиков в Каменске был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Весной 1918 года в поселке появились части 1-го Крестьянского коммунистического полка «Красные орлы», известного своими зверствами по отношению к духовенству.



Несмотря на угрожающую обстановку, отец Василий регулярно совершал богослужения. Его арестовали за колокольный звон к службе, что было запрещено Советом Каменского завода, опасавшимся, что таким образом местные жители подадут сигнал войскам Белой армии. Несмотря на признание пономаря, отца Василия арестовали и увезли на станцию Синарская, где располагался оперативный штаб Шадринского направления Северо-Урало-Сибирского фронта Красной армии. Здесь его зверски убили – 70-летнему священнику отрубили голову. Очевидец расправы уроженец Каменска К. К. Цыкарев вспоминал: «Вот один из красных достал шашку и повернулся к старцу: «А ну-ка, батюшка, пойдем, мы тебя побреем немножко!», и отпластнул с кожей волосы».

Отца Василия погребли на приходском кладбище в братской могиле вместе с другими убитыми красноармейцами заложниками.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 г. прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Екатеринбургской епархии. День памяти – 23 июля.

Священномученик Александр Попов был настоятелем храма села Травянское Камышловского уезда. Родился в семье священника. Как и многие из священнического сословия с детства был приучен к храму и решил посвятить свою жизнь служению Богу. В 1884 году окончил Екатеринбургское духовное училище, а в 1890 году – Пермскую Духовную семинарию в числе лучших учеников по первому разряду. После рукоположения молодого талантливого отца Александра назначили настоятелем Введенской церкви села Травянское Камышловского уезда. Помимо исполнения пастырских обязанностей, отец Александр преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе деревни Большая Грязнуха, в которой обучалось около семидесяти детей. Его избрали Действительным членом Общества взаимного вспомоществования учившим и учащим в церковно-приходских школах и школах грамоты и членом Православного миссионерского общества.


Братья Поповы — будущие священномученики — Александр (сидит вторым слева) и Константин (стоит третьим слева) в кругу семьи

В 1904 году отец Александр был утвержден в должности следователя по 2-му округу Камышловского уезда, где числилось в то время двенадцать больших сел и Каменский завод, что говорит о том, что это был ответственный и рассудительный пастырь. В 1913 году отец Александр был назначен катехизатором по 2-му округу Камышловского благочиния. За усердное служение на благо Церкви отец Александр награжден набедренником, скуфьей и камилавкой, а также орденом святой Анны 3-й степени.

21 июля 1918 года красноармейцами отряда бывшего унтер-офицера царской армии П. Н. Подпорина, разжалованного за грабежи, вошли в Травянское и взяли в заложники 9 крестьян, старосту Введенской церкви Якова Андреевича Зуева и настоятеля – отца Александра. Арестованных отвезли к полотну железной дороги возле штаба, в местечко, называемое Половинным. Здесь, отпустив одного из захваченных, красноармейцы стали избивать и пытать заложников. Жители деревни слышали крики палачей и стоны мучеников, но зная, что тоже будут убиты, не решились прийти им на помощь.

Только спустя несколько дней после ухода красных, жители привезли тела замученных людей в деревню. Вид мучеников привел в ужас всю деревню. У отца Александра были отрезаны пальцы, сломаны позвоночник, рука и челюсть, на теле были множественные следы глубоких штыковых ран. Церковному старосте палачи срезали кожу с головы и рук, перебили ноги, а на спине вырезали пятиконечную звезду. Одному из крестьян, местному иконописцу перед смертью палачи сломали пальцы рук за то, что он писал иконы.

28 июля, в День памяти равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, мученики были отпеты во Введенской церкви и погребены на площади возле храма.

17 июля 2002 г. иерей Александр Иванович Попов причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских ХХ в. День памяти – 23 июля.

Священномученик Константин Лебедев начинал свой священнический путь диаконом Богоявленской церкви села Кочневского Камышловского уезда, а после рукоположения в священнический сан служил в селе Беляковском Камышловского уезда и других храмах. Революцию отец Константин встретил настоятелем Спасской церкви села Уецкого Камышловского уезда.

Во время красного террора, объявленного большевиками в 1918 году, на Урале особенно пострадали священнослужители Камышловского, Шадринского и Екатеринбургского уездов. Екатеринбургская газета «Зауральский край» так писала об этом: «…Большевистский волк много бед натворил среди пастырей и овец Христова стада. Процент замученных и расстрелянных духовных пастырей в нашей епархии, думается, значительно выше процента пострадавших крестьян, рабочих и интеллигенции. Как будто большевики всю свою демонскую злобу выместили на духовных лицах, подвергая их всякого рода истязаниям и мучениям. Вспомните, что произошло в уездах — Камышловском, Шадринском и Екатеринбургском, — ведь духовенство здесь истреблено чуть не поголовно».



Каждая неудача большевиков на фронте отзывалась ужесточением красного террора, арестами и расстрелами заложников. Несмотря на грозившую опасность, отец Константин продолжал служить в своем храме. 21 июля 1918 года после литургии к отцу Константину явились вооруженные красноармейцы и потребовали, чтобы он поехал с ними в полевой штаб Красной армии на станцию Поклевскую. Там его заперли в сторожке при пожарной охране. В ночь на 22 июля туда пришли красноармейцы, чтобы совершить над невинным священником изуверскую казнь. Свидетелем его мучений был ночной сторож. Перед смертью отца Константина пытали: «борода вырвана с мясом», «кожа на лбу надрезана и задрана, на ладонях мягкие места срезаны, сухожилия на костях рук перерезаны». Сторож слышал, как отец Константин просил своих мучителей поскорее его убить, а не мучить. В ответ обезумевшие от крови палачи смеялись и продолжали издеваться над своей жертвой. Под утро обезображенное тело священника выбросили на улицу и закидали соломой и навозом.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 08 Июня 2024, 18:33:36 »

(Окончание 2-й части)


Крестный ход в День памяти священномученика Константина Лебедева в Талице

В 2011 году на привокзальной площади станции Талицы был установлен Поклонный крест, а через два года написана икона священномученика Константина Лебедева. В День его памяти 22 июля после Божественной литургии совершается крестный ход к Поклонному кресту – месту кончины мученика. В 2018 году площади перед железнодорожным вокзалом города Талицы было присвоено имя священномученика Константина Лебедева.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Константин прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии; в 2010 году – в Соборе Екатеринбургских святых. День памяти – 23 июля.

Священномученик Алексей Введенский – выходец из священнического сословия. Он родился в 1872 в семье сельского священника. В 1893 году окончил Пермскую духовную семинарию по второму разряду, был рукоположен в сан священника и определен для служения в Вознесенскую церковь села Багарякского Екатеринбургского уезда, а спустя год он был назначен наблюдателем церковно-приходских школ. В июне 1897 года его перевели в Свято-Троицкую церковь села Катайское Камышловского уезда, где помимо пастырских обязанностей он преподавал в местном земском училище. Состоял членом благочиннического совета по 5-му округу Камышловского уезда и был духовным следователем по тому же округу.


Иерей Алексей Введенский (справа) с дочерью Юлией

Революцию и Гражданскую войну отец Алексий встретил в Катайском, где несмотря на угрожающую обстановку продолжал свое пастырское служение. Когда в село вошел отряд красногвардейцев под руководством П.Н. Подпорин¸ для формирование 1-го Крестьянского коммунистического полка местных мужчин стали насильно мобилизовать в Красную армию. Всех отказывающихся взять оружие, немедленно расстреливали. Когда началось наступление белой армии, Катайское оказалось на военном положении. Однажды ночью с колокольни Троицкой церкви раздался набат. За сигнал «к выступлению контрреволюции против советской власти» настоятеля Троицкой церкви отца Алексея немедленно арестовали. Несмотря на признание сторожа, ударвшего в набат, по приговору «тройки», в которую входили командир полка П.Н. Подпорин, председатель совдепа А.М. Пниженин и военный комиссар К.С. Истомин, «именем республики» отца Алексея приговорили к расстрелу. 6 июля 1918 года за полотном железной дороги возле села, красноармейцы заставили отца Алексия выкопать себе могилу, а затем зарубили его шашками.

По воспоминаниям старожилов причиной убийства любимого в народе священника была другой. В июне 1918 года в Катайское из центральной России прибыл спецотряд красногвардейцев во главе с комиссаром Рязановым целенаправленно занимавшийся грабежами храмов и монастырей. Именно этот отряд 18 февраля 1918 года участвовал вскрытием и осквернением мощей преподобного Феодосия Черниговского, которому комиссар Рязанов отрубил от десницы мизинец и носил с собой. В Катайском комиссар тяжело заболел, у него началась лихорадка и бред. Чувствуя приближающуюся смерть, Рязанов решил, что это ему наказание за святотатство, и приказал привести священника. Отец Алексей немедленно пришел к умирающему, исповедовал его и причастил. Раскаявшийся комиссар отдал отцу Алексею частицу мощей преподобного Феодосия Черниговского и попросил священника за него молиться. После Причастия Святых Христовых Таин жар у Рязанова спал, и к утру он спокойно скончался. Недовольные тем, что священник исповедовал комиссара, бойцы отряда заставили отца Алексея вырыть могилу для умершего, а потом для самого себя. Священника столкнули в могилу и живого засыпали землей. Жена и дети священномученика Алексия Введенского видели расправу над ним. Потом красноармейцы плясали на могиле, приговаривая: «А ну-ка, воскресни!» Несколько дней они пировали в доме убитого, называя это «поминками».

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Алексий Введенский прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. День памяти – 23 июля.

Священномученик Константин Алексеев родился 3 ноября 1873 года в семье священника в селе Новое Камышловского уезда. Обучался в Духовном училище при Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре, закончил Камышловское Духовном училище на епархиальном обеспечении. 13 декабря 1912 г. его переводят в Свято-Троицкую церковь села Троицкое Камышловского уезда.


Священник Константин Алексеев с семьей. Фото нач. 20 вв.Священник Константин Алексеев с семьей. Фото нач. 20 вв.

В июне 1918 г. Камышловский Исполком принял постановление о реализации в уезде Декрета о хлебной монополии, в деревни были направлены карательные отряды красноармейцев. Среди крестьян начались бунты. Обстановка еще более накалилась, когда красные стали отступать под натиском белочехов. В бессильной злобе красноармейцы грабили и сжигали все, что не могли увезти, брали в заложники местных жителей, которых впоследствии расстреливали.

27 июля 1918 г. на квартиру к священнику Константину Алексееву явились вооруженные красноармейцы, арестовали его и увезли сначала на станцию Богданович, а затем, отступая, на станцию Антрацит. Отца Константина с другими заложниками увезли с собой. 30 июля отряд красноармейцев покинул Антрацит и стал отступать к станции Егоршино. К этому времени настоятель храма Святой Троицы села Троицкое священник Константин Алексеев был расстрелян. Точная дата этого трагического события неизвестна.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 г. священник Константин Алексеев был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии. День памяти – Собор новомучеников и исповедников Российских (первое воскресение, начиная от 25 января).

Священномученик Василий Инфантьев родом из семьи священника Иоанна Инфантьева Окуневской слободе Челябинского уезда Оренбургской губернии. После успешного окончания Уфимской духовной семинарии, выпускники которой впоследствии становились одновременно священнослужителями и законоучителями в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, посвятил свою жизнь священническому служению и преподавательскому труду. Первое место служения – Петро-Павловская церковь села Петухово Челябинского уезда, а также законоучитель в сельском училище, где он впоследствии назначается попечителем. Затем по прошению его переводят вторым священником Николаевской церкви села Таловского, где он также трудится законоучителем в местном училище.

За многолетнюю преподавательскую деятельность в 1886 году он был удостоен благодарности попечителя Оренбургского учебного округа. С 1888 года в течение шестнадцати лет отец Василий являлся членом Попечительского совета по 34-му Благочинию.

С 1891 по 1896 год он исполнял должность духовного следователя по 19-му Благочинию Оренбургской епархии. Очевидно, что на эту должность старались назначать только самых благонадежных и ревностных священнослужителей, отличавшихся при этом знанием церковных канонов и рассудительностью.

В мае 1896 года он был назначен членом Епархиального совета. В этой должности он состоял вплоть до своего перевода в Екатеринбургскую епархию в 1904 году.

С переводом в Екатеринбургскую епархию он был определен к Покровской церкви Нижне-Баранчинского завода Верхотурского уезда и назначен заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, а позже получил должность законоучителя в земском и министерском училищах. 7 августа 1909 года он был поставлен настоятелем
Свято-Троицкой церкви села Мехонского Шадринского уезда и благочинным 2-го округа.



С ноября того же года отец Василий стал преподавать Закон Божий в Мехонском четырехклассном училище. В характеристике, которая была дана ему инспектором училища, говорилось, что он заслужил «не только отличную аттестацию своим отношением к делу, но уважение и любовь учащих и учащихся».

В январе 1916 года отец Василий был переведен к храму святителя Димитрия Солунского в селе Таушканском Камышловского уезда. Летом 1918 года этот край оказался в районе ожесточенных боев между красными и белыми. Начавшееся в мае 1918 года выступление корпуса белочехов крайне обострило военную обстановку, на Урале во многих местах прошли крестьянские антисоветские восстания. Части Красной армии стали повсеместно отступать. После того, как в штаб красноармейцев поступило сообщение, что в селе Таушканском, расположенном в двадцати верстах от них началось восстание, были захвачены и убиты все члены Волостного совета во главе с председателем, для подавления восставших был выслан 1-й батальон красного полка. Впоследствии один из красноармейцев потом описал дальнейшие события.

«Вот уж и село Таушканское, – описывал красноармеец. – Тихо было в селе. Лишь слышно, как перекликнулись петухи, залаяла где-то собака, прокричала утка, и опять тихо. Кольцом обложили мы село и, приблизившись на близкое расстояние, бросились на ура. Не ожидавший нас небольшой конный отряд всполошился и беспорядочно начал обстреливаться, но вскоре, севши на коней, поспешил скрыться. Остался один лишь священник, которого мы вскоре и разыскали. Как сейчас помню высокую прямую фигуру этого человека с головой, убеленной сединами. Это был тип библейского праотца Авраама. На все вопросы он не давал положительных ответов и упорно отмалчивался». Красноармейцы обвинили отца Василия в причастности к набегу на Волостной совет и расправе с его членами. Всю злобу за убийство «товарищей» они выместили на 64-летнем священнике: его зверски пытали, а потом убили.

Жестокое убийство невинного пожилого священника казалось им справедливой местью белогвардейцам. «Вернувшись в веселом настроении духа, – писал позже очевидец событий, – долго не спали красноармейцы, долго слышались шутки, смех и веселые залихватские песни под гармонику».

Спустя неделю, когда красные бежали, в село вошли белые, замученного протоиерея похоронили по православному обряду.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Василий Инфантьев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских; в 2010 году – в Соборе Екатеринбургских святых. День памяти – 23 июля.

(Продолжение следует)

https://ruskline.ru/analitika/2024/05/29/svyatye_kotorye_nas_nashli
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 08 Июня 2024, 18:48:14 »

Диакон Дионисий Ахалашвили

Святые, которые нас нашли

Часть 3


Фото: Е.Куликова. Разговор о Боге. Павел Бажов и настоятель Покровского собора Сергей Увицкий. Акварель Екатерины Куликовой, ДШИ №5 Екатеринбурга, преподаватель Е.В. Барышева, прихожанка Покровского собора

Настоятелем моего родного Покровского собора в Камышлове был священномученик Сергий Увицкий, о чем долгое время никто не знал. И откуда мог знать, если ни в городских архивах, ни в музейных запасниках не сохранилось никаких документов, ни одной фотографии или упоминания о нем? Помню, кто-то из прихожан обратился в музей, через какое-то время ему выдали непонятно как попавшую в запасники фотографию святого праведного Иоанна Кронштадтского. А о ректоре Камышловского Духовного училища и настоятеле главного городского храма – Покровского собора, в доме которого собиралась вся просвещенная публика, ничего.

Священномученика Сергия Увицкого прославили на архиерейском Соборе 2006-го года, а его икона появилась в нашем храме спустя десять лет. Помню, стою, смотрю на икону и думаю, какое это чудо – прикоснуться к жизни святого, который жил не когда-то в древние времена, о которых мы понятия не имеем, а совсем недавно. У них было радио, у нас интернет, они устраивали музыкальные вечера, у нас – клубы, они гуляли по вечерам по знаменитой Торговой улице, где фланировали богатые камышловские купцы, и мы гуляем мимо тех же самых домов сохранившегося купеческого квартала. И Покровский собор сохранился почти без изменений. Отец Сергий служил в алтаре, где мы сейчас служим, с этого амвона говорил народу проповеди, вот там, в углу на скамеечке, с какой-нибудь бабушкой сердобольной после службы разговаривал. У нас до сих пор в храме сохранились иконы, возле которых он молился, фрески на которые он смотрел.

Благодаря отцу Сергию с Камышловом на долгие годы связал свою жизнь известный уральский писатель Павел Петрович Бажов. Они близко сошлись в Екатеринбурге, где отец Сергий был ректором Духовного училища, а Бажов – популярным преподавателем. Об их теплых отношениях говорит то, что Бажов был у Увицких крестным сына Николая. С назначением отца Сергия ректором Камышловского Духовного училища он пригласил Павла Петровича занять место преподавателя, и вскоре тот переехал жить в Камышлов. Здесь была родина его супруги, Валентины Александровны, здесь жила её мама и две сестры. После Екатеринбурга, где у семьи Бажовых были большие материальные трудности, жизнь в тихом уютном купеческом Камышлове казалась безоблачной и спокойной. «Нет такого города на Урале супротив Камышлова!», впоследствии писал Бажов. Первое время семья Бажовых жила в доме Увицких возле Покровского собора. Бажов преподавал в Камышловском Духовном училище, а потом в моей родной школе, тогда – женской гимназии № 1. С началом революционных волнений в 1917 году деятельного популярного преподавателя Бажова избрали городским главой от партии эсеров, что не помешало ему в 1918 году вступить в партию большевиков. Сегодня на доме висит памятная доска, где написано, что здесь жил известный советский писатель, а о хозяине – ни слова.

По воспоминаниям матушки Павлы Ивановны Увицкой жизнь в Камышлове была самым безоблачным и светлым периодом в их жизни. Революцию и Гражданскую войну семья Увицких встретила в Камышлове. Когда в июле 1919 года Камышловскому Духовному училищу было предписано эвакуироваться в Иркутск, отец Сергий вместе с другими преподавателями и их семьями попал в обоз отступающей Белой армии. В Иркутске Увицкие остановились у брата матушки Павлы – Владимира Ивановича, профессора Иркутского университета. Отец Сергий был прикомандирован к женскому духовному училищу преподавателем. После ожесточённых боёв войска адмирала Колчака отступили, в город вошли большевики. Чтобы хоть как-то содержать семью, отец Сергий поступил счетоводом на аптечный склад фармацевтического подотдела Управления здравоохранения.

В июне 1920 года семья Увицких вернулась в Камышлов, отец Сергий вновь стал служить в Покровском соборе. Популярный в народе священник, чьи проповеди приходили послушать многие горожане, новые власти, объявившими открытую войну с Церковью, категорически не устраивал. Они потребовали от отца Сергия прекратить проповедовать, угрожая арестом. Он ответил, что не может не говорить с народом о Христе, ведь это его священнический долг.

10 июля 1920 года отца Сергия арестовали прямо в Покровском соборе. Вместе с настоятелем было арестовано 47 прихожан, которые проходили как участники по делу «идейного врага народа и борца с Советской властью». Из записей политического дела № 117 по «обвинению гражданина Увицкого Сергея Александровича в антисоветской деятельности», следует, что, несмотря на угрозы и уговоры арестованные прихожане отказались оговорить своего пастыря.

Воскресенье, люди пришли в храм на службу, мужчины, женщины с детьми, старики. Молятся, свечки ставят, к причастию готовятся. В это время в храм врываются большевики, всех арестовывают, тащат в ЧК. Орут, матерятся, трясут перед носом наганом и требуют, чтобы они оговорили священника, что он настраивал их против советской власти. А люди отказываются оговаривать, им вера и совесть не позволяет. А у всех семьи, жены, дети, работа, положение в обществе, наконец. Тридцать шесть человек потом были приговорены к бессрочному заключению в лагере, но никто из них не изменил показаний.

На общем собрании прихода было составлено обращение к властям, сохранившееся до наших дней: «Мы, верующие прихожане градо-Камышловского Покровского собора, собравшись по приглашению председателя нашего приходского совета, имели суждение о судьбе своего приходского священника отца Сергия Александровича Увицкого, недавно арестованного по распоряжению правящей власти, и по всестороннем обсуждении постановили: просить Комитет правящей власти освободить гражданина отца Сергия Увицкого из-под ареста и отдать его на поруки всего нашего общества как человека необходимого как для нас, прихожан, так и для его большого семейства, и как гражданина беспартийного, для судьбы нашей Российской Социалистической Федеративной Советской Республики совершенно безопасного, в чём грамотные подписуемся, а за неграмотных доверяем подписаться…»

Это письмо многое говорит о тех людях, простых камышловцах, вставших на защиту своего пастыря. О них не рассказывают на уроках истории, нет экспозиции в городском музее, но благодаря их мученическому подвигу Бог не оставляет милостью нашу землю.

Сколько таких городков по России, где святые исповедники говорили своим мучителям: «Не трогайте наших священников, они не говорили с нами ни о каких заговорах, они говорили с нами о Христе!».

Сначала отца Сергия заключили в Камышловской тюрьме, требуя признания в антисоветской пропаганде, но ничего не добившись, спустя месяц перевели в Екатеринбургский губернский концентрационный лагерь. Там он заболел тифом, и был помещён в тюремную больницу. Каким-то чудом за ним разрешили ухаживать крёстной матери его младшего сына Николая, Марии Николаевне Сениловой. По случаю третьей годовщины Октябрьской революции власти объявили амнистию, и 12 декабря 1920 года бессрочную ссылку отцу Сергию заменили годом тюрьмы. В дальнейшем ему было запрещено возвращаться в Камышлов, он стал служить в Успенском соборе Верх-Исетского завода в Екатеринбурге, затем настоятелем храма св. прав. Симеона Верхотурского в Меркушино.

Обновленчество, с помощью которого советская власть пыталась разрушить Церковь изнутри, отец Сергий считал страшным злом, открыто называя обновленцев «волками в овечьей шкуре». Архимандрит Верхотурского Николаевского мужского монастыря Ксенофонт (Медведев) вспоминал, что отец Сергий принадлежал к тем пастырям, которые стояли за истинную православную веру и «были настроены к защите Патриарха». Ради защиты святителя-исповедника Патриарха Тихона вместе с другими священниками и верными прихожанами отец Сергий приехал в Москву на обновленческий Собор 1923 года. Когда его лишили права голоса и запретили выступать, он стал призывать народ стоять за каноническую православную веру и Патриарха Тихона.

Последнее место служения отца Сергия Увицкого – Выйско-Никольская церковь Нижнего Тагила. Когда в 1929 году власти решили ее закрыть, он стал призывать прихожан к покаянию, усиленной молитве и посту. Выступая перед народом, он говорил: «Миряне! Производят гонение на Православную Церковь. Нам нужно сплотиться, не допустить осквернения и поругания православной веры и Церкви. Жизнь на земле становится тяжёлой, и с каждым годом нас постигают разные бедствия. Это – кара Божия за наши грехи, за наше неверие. Терпите, православные, переносите все напасти, как терпел и переносил наш Спаситель Иисус Христос. Мы терпением победим, как победил Христос. Возносите и восхваляйте имя Его, боритесь и страдайте за веру Христову, молитесь и утешайте молитвами святыми свою истинность. Бог милостив и нам поможет, услышит наши мытарства и гонение с нас снимет. О Господи, помоги нам!».

10 февраля 1930 года отца Сергия арестовали и посадили в Тагильский дом заключенных (Домзак). В постановлении об аресте говорилось: «Увицкий С., являясь священником монархической религиозной ориентации, в целях противодействия социалистическому строительству, в связи с движением среди рабочих за изъятие церкви под культурные нужды, повёл среди верующих антисоветскую деятельность». В деле было записано: «Священник Увицкий – человек очень начитанный, своими большими ораторскими способностями всегда привлекает большое количество верующих. Среди обывательско-нэпманской публики проповеди Увицкого находят подходящую почву. Он возбуждал верующую массу против коммунистов, не признающих учения Христова, и тем самым подрывал авторитет советской власти, вызывал вражду в отношении коммунистической партии, являющейся руководителем политической и хозяйственной жизни в СССР».

В ответ на эти обвинения отец Сергий написал заявление, в котором убедительно доказывал их абсурдность: «…К моему изумлению, мне приписывается то, что я говорил якобы о нарождении антихриста, отождествляя его с компартией, указывал, будто бы близкий срок конца мира и тому подобное».



Его обвинили в антисоветской деятельности и приговорили к пяти годам лагерей в Вишерский исправительно-трудовой лагерь на Соловках, что при его крайне ослабленном здоровье было равносильно смертному приговору. Больше на свободу он не вернулся.

Матушка отправилась в лагерь вместе с сыном Николаем. В лагере знающего латынь священника поставили помощником лекаря. Медицинский пункт был расположен в доме в деревне рядом с лагерем. В одной половине была сапожная мастерская, в другой – больница. Посреди комнаты была натянута верёвка с перекинутой простынёй, разделявшей помещение на две половины, врачей и лекарств не было. «Как же ты лечишь?», – спросила матушка. «Да как?! Святой водой и молитвой!», – ответил отец Сергий.

На последнем свидании отец Сергий передал супруге священнический деревянный кипарисовый крест с частицей Гроба Господня из Иерусалима, который как великую святыню ему оставил перед кончиной другой заключенный – пожилой протоиерей Николай.

По воспоминаниям сына, отец Сергий стойко переносил заключение, но очень страдал, что был лишен возможности служить Божественную литургию. «Он был священником, и говорил, что очень хотел хоть еще раз постоять у престола Господня!» – вспоминал сын Николай последнее свидание с отцом. Господь услышал своего служителя, и теперь отец Сергий стоит у Престола Божия в Царстве Небесном и молится за нас.

Осенью 1931 года отца Сергия перевели в другой лагерь на Беломорканал. В октябре Павла Ивановна чудом получила разрешение на свидание и приехала к нему. Общаться им больше не разрешили. Ее было позволено увидеть супруга, когда его вывели на прогулку. Она шла на свидание вдоль колючей проволоки, и вдруг ее остановил идущий навстречу старик. Только по голосу она узнала в нем своего мужа: хотя отцу Сергию было чуть больше пятидесяти лет, от болезней он сильно опух, поседел, и почти не мог ходить. Павла Ивановна заплакала и бросилась к супругу, но конвоир грубо ее оттолкнул. Им разрешили сказать друг другу лишь несколько слов, а затем отца Сергия увели в барак. Это была их последняя встреча. 12 марта 1932 года отца Сергия не стало, обстоятельства его смерти остались неизвестны.



В 2006 году протоиерей Сергий Увицкий был прославлен в лике святых, как священномученик в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Его память отмечается 28 февраля (13 марта).

Мученик Александр Писцов родился в 1897 году в деревне Боровлянка Камышловского уезда. После рукоположения в священный сан служил на разных приходах. Последнее место служения – храм Симеона Верхотурского в пригороде Камышлова – селе Обуховское, где он был настоятелем до своего ареста в 1937 году.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 08 Июня 2024, 18:49:06 »

(Окончание)

В 1937 году началась новая волна репрессий среди священнослужителей и верующих в Камышловском уезде. Начальник Камышловского УНКВД по Челябинской области лейтенант Кадкин П.И. инициировал дело «Контрреволюционной монархической организации церковников» в Камышловском и Пышминском районах, по делу были арестованы 29 человек, в том числе 15 священнослужителей, большей частью настоятелей храмов и 14 прихожан. Все они были признаны виновными и приговоренными «тройкой» НКВД по Челябинской области к высшей мере наказания – расстрелу.

По делу проходило 14 священников и дьякон Закамышловской церкви:

Бирюков Павел Владимирович, 54 года (1883 г.р.), священник церкви с. Галкинского Камышловского района.

Вознесенский Владимир Петрович, 60 лет (1877 г.р.), протоиерей церкви с. Закамышловского Камышловского района и благочинный церквей Камышловского округа.

Захаров Антоний Николаевич, 44 года (1893 г.р.), заштатный священник.

Замятин Федор Петрович, 69 лет (1868 г.р.), священник церкви п. Пышма.

Кузнецов Александр Иванович, 44 года (1893 г.р.), священник церкви с. Пульниково Камышловского района.

Старцев Петр Всеволодович, 60 лет (1877 г.р.), заштатный священник.

Писцов Александр Афанасьевич, 40 лет (1897 г.р.), священник церкви с. Обухово Камышловского района.

Победоносцев Константин Дмитриевич, 45 лет (1892 г.р.), священник церкви с. Шилкинского Камышловского района.

Топорков Семен Константинович, 57 лет (1880 г.р.), священник церкви с. Закамышловского Камышловского района.

Холодковский Владимир Павлович, 42 года (1895 г.р.), священник церкви с. Тупицыно Пышминского района.

Сильвинский Николай Павлович, 68 лет (1869 г.р.), священник церкви с. Красноярского Камышловского района.

Чичиланов Павел Назарович, 64 года (1873 г.р.), священник церкви с. Володино Камышловского района.

Чирков Михаил Яковлевич, 55 лет (1882 г.р.), священник церкви с. Никольского Камышловского района.

Якутович Владимир Николаевич, 49 лет (1888 г.р.), протоиерей церкви п. Пышма и благочинный церквей Пышминского округа.

Попов Василий Дмитриевич, 44 года (1893 г.р.), диакон церкви с. Закамышловского Камышловского района.


Иерей Александр Писцов - настоятель храма Симеона Верхотурского в Обухово

Одним из обвиняемых стал настоятель Свято-Симеоновской церкви села Обуховское иерей Александр Писцов, которому на момент ареста было 40 лет. Среди арестованных в Симеоновской церкви чудом не оказалось алтарника – будущего митрофорного протоиерея Василия Семенова, одного из старейших священнослужителей Екатеринбургской епархии (†2010). В роковой день, когда сотрудниками НКВД были арестованы настоятель, староста храма и несколько прихожан, его не было в храме, он уехал по делам в Камышлов, а вернулся – застал храм разграбленным и пустым, а всех кого уважал и любил, арестованными.


Уроженец Камышлова, митрофорный протоиерей Василий Семенов

Он родился в Камышлове 12 марта 1925 года. Здесь прошло все его детство и юность. Известно, что он вырос в верующей семье и с детства ходил с взрослыми в храм, где ему чрезвычайно нравилось. Он любил богослужения и молитву и при всяком удобном случае бежал в Церковь. Ужасы богоборчества только укрепили его желание посвятить свою жизнь Богу. Окончив школу, он поступил в медицинское училище в Екатеринбурге, что не мешало ему ходить в Церковь. При любой возможности после занятий он шел в храм, отстаивал службы, исповедовался и причащался.




Рукописный список священномучеников Камышлова прот. Василия Семенова. Из личного архива бывшего настоятеля храма Симеона Верхотурского в Обухово, клирика Покровского собора иерея Игоря Холманских

Несмотря на царившее вокруг безбожие, он хотел посвятить свою жизнь Богу и на этом пути нашел духовного отца – известного екатеринбургского пастыря, бывшего наставником и опорой многих и многих верующих – иеросхимонаха Константина (Шипунова) (†1960).


Екатеринбургский старец советского времени иеросхимонах Константин (Шипунов) в домашней церкви

Это был человек высокой духовной жизни, опытный духовник и прозорливый старец, к которому за духовной помощью и наставлениями обращались сотни людей, среди которых были и известные советские деятели, и настоятели монастырей.

Видя ревность своего духовного сына, отец Константин очень хотел, чтобы его духовный сын стал монахом, но Господь уготовал для него служение в миру. В 1960-м году в возрасте 35 лет Василий Семенов был рукоположен в священника. Как и своему наставнику, отцу Василию пришлось пережить много гонений от властей, его арестовывали, ссылали. Он служил в Рижской епархии, затем вернулся в Екатеринбург: в уральской столице отец Василий служил в Иоанно-Предтеченском соборе, в Свято-Троицком кафедральном соборе, на Вознесенском Архиерейском подворье, в Храме-на-Крови.

Его запомнили не только подвижником, но и известным проповедником: в последние годы жизни он составил сборник проповедей с 1947 по 1993 годы, куда вошли проповеди как патриархов и митрополитов, так и студентов духовных учебных заведений. Помимо церковного служения, главным делом своей жизни отец Василий считал составление биографий и прославление священнослужителей, погибших в годы репрессий на Урале, многих из которых ему довелось знать лично.

В годы безбожия Господь посылал верующим помощь для укрепления веры. Во время «хрущевской оттепели» в 1960 году по протесту прокурора Свердловской области дело

№ 8965 «Контрреволюционной монархической организации церковников в Камышловском и Пышминском районах» было отправлено на дополнительную проверку. Тому предшествовали обстоятельства – инициатор этого громкого дела – начальник Камышловского УНКВД по Челябинской области Кадкин П.И. за злоупотребление занимаемым им служебным положением в 1941 году был осужден Военным Трибуналом Войск НКВД Урал ВО к высшей мере наказания – расстрелу.

Изучив материалы дела, следственной группой было установлено, что так называемая «контрреволюционная монархическая организация», участниками которой якобы являлись осужденные по данному делу, была создана работниками следствия искусственно, все показания обвиняемых были получены с применением к ним физического и психического воздействия.

В постановлении говорилось: «при наличии всего указанного выше считать доказанным вмененный осужденным состав преступления не представляется возможным, в силу чего, соглашаясь с доводами протеста, президиум постановил: Протест прокурора Свердловской области удовлетворить. Постановление тройки УНКВД по Чел. обл. от 11 августа 1937 года в отношении граждан (список 29 человек) признать сфабрикованным».

Одним из расстрелянных по этому делу был священномученик Николай Сильвинский, настоятель церкви села Красноярского Камышловского уезда. Кроме стандартных обвинений, что он «открыто выступал с амвона церкви с проповедями, новую Конституцию истолковывал в контрреволюционном духе», в следственном деле сохранилась его рукописная молитва «О спасении Церкви Православной», которую он написал незадолго до своего расстрела. Эта молитва лучше всех слов передает смысл добровольной жертвы и страданий за свою веру и Христа. Это бесценное свидетельство веры, оставленное нам священником, идущим на мученический Крест и молившимся о спасении родного Отечества, за народ и врагов:

«Господи Боже, Спаситель наш, к Тебе припадаем с сокрушенным сердцем и исповедуем грехи и беззакония наши, которыми раздражили Твое милосердие и затворили щедроты Твои. Поэтому праведный суд Твой постиг нас. Господи, раздоры и нестроения объяли нас, вражда и злоба умножились до зела. Еще и на Церковь Твою святую воздвиглось лютое гонение, чтобы уставы ее разрушить, учение закона Твоего попрать, благодеяние дому Твоему осквернить и служителей и благовестников Слова Твоего оскорблять и изгонять.

Но, примилосердный Господи, призри с высоты святой Твоей на слезные мольбы нищих и скорбных людей твоих, перемени гнев Твой на милосердие и подай нам помощь от скорби.

Как и во дни древние, в годину искушений, страна наша только верою Христовою от гибели спаслась, только молитвою и слезами покаяния от казней и судей вражьих избавилась. Поэтому и в умилении сердца взываем к Тебе: сохрани ныне Отечество наше, воспламени в сердцах наших любовь к Церкви Твоей святой и научи нас крепко, даже до смерти, стоять за святую веру Твою и за славу имени Твоего Святаго. И этим утверди и прославь Церковь Твою всесильною крепостью Твоею, от всяких злых обстоятельств избавь ее.

О распинающих Тебя, милостивый милосердный Господи, рабам твоим и о врагах молиться повелеваешь. Ненавидящих и обижающих нас прости, не воздай им, Господи, по делам их и по лукавству начинаний их, не ведают ибо, что творят. Но к братолюбной и добродетельной наставь их жизни, да обратятся к Тебе, своему Владыке, и вместе с сынами Церкви прославят Тебя, Единого в Троице прославляемого Бога во веки веков».



Рукопись молитвы о. Николая Сильвинского из его дела в НКВД, написанная им незадолго до расстрела

Один из главных духовных авторитетов нашего времени – сербский патриарх Павел, 34 года прослуживший в многострадальном Косове и Метохии, в древних сербских православных краях, пострадавших от турецкого ига, албанских фашистов и безбожных коммунистов, неоднократно говорил: «Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».

Несмотря на репрессии и гонения, камышловские священномученики продолжали служить в храмах и заботиться о вверенной им Богом пастве, утешая и укрепляя людей в те трагические времен. Они не желали и не искали подвигов, до последнего выполняя свой священнический пастырский долг. Их наследие особенно важно не потому, что они страдали, а потому, что они любили. Любили святой жертвенной любовью людей и Бога даже до смерти. И оставшись верными Христу, они победили смерть. Это для нас главное.

Святые камышловские новомученики, молите Бога о нас!


Обложка книги диакона Дионисия Ахалашвили


https://ruskline.ru/analitika/2024/06/07/svyatye_kotorye_nas_nashli
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!