(Окончание)Ещё два года прослужил отец Вячеслав при заводо-Кизеловской церкви, а 27 июня 1916 года, его перевели на Серебрянский завод Кунгурского уезда на вакансию псаломщика. Почти сразу после перевода отец Вячеслав подает прошение перейти в заштат, и через месяц, 18 июля, его просьба была удовлетворена. Находясь за штатом, из-за своих многочисленных болезней, отец Вячеслав продолжал служить и руководить детским церковным хором в Серебрянском церковном детском приюте.
Недолго прослужил он в Серебрянской церкви. В октябре 1916 года о. Вячеслав переехал служить в город Шадринск Екатеринбургской епархии, где преподавал церковное пение в Шадринском Алексеевском реальном училище. Из города Шадринска отец Вячеслав вернулся в Пермскую Епархию. 4 марта 1918 года он был назначен в Невьянский завод Екатеринбургской епархии в качестве регента – место своей будущей мученической кончины. В неспокойное время началось служение отца Вячеслава на Горнозаводском Урале: шёл 1918 год. В Невьянском заводе дьякон Вячеслав служил в Спасо-Преображенском соборе пять с половиной месяцев.
Летом 1918 года на территории Невьянского завода и в ближайших населенных пунктах: Шуралинском и Верхне-Тагильском заводах расположился революционный отряд «Красные орлы» – это особый, специальный, карательный отряд, сформированный в городе Катайске органами Советской власти для «усмирения» и подавления любых восстаний, митингов и выступлений населения против большевистских властей. В краеведческом музее города Катайска, остались многочисленные воспоминания красноармейцев из этого отряда. Читая их «откровения» удивляешься, с каким цинизмом и похвальбой они пишут о том, как убивали священников и мирян. Людей четвертовали, живьем закапывали в землю, глумились, применяли к ним самые зверские пытки. Случалось, что измученных и умирающих страдальцев, просивших воды, красноармейцы кидали в лужи пролитой ими же крови, заставляя её пить… Самым распространенным способом уничтожения церковных служителей были расстрелы, четвертование и утопления. Топили их не только в реках, но и в колодцах. «Красноорловцам» не было под час даже и 20-ти лет. За эти-то «подвиги» многие из них будут потом получать персональные пенсии: как сами, так и их дети, и внуки…
Вот что рассказывала газета «Зауральский край», свидетельница тех роковых событий 1918 года: «…По Уралу. В Невьянске. Лицо, на днях приехавшее из Невьянска, сообщило нам некоторые интересные подробности пребывания там большевистской власти. За последние месяцы большевистский террор дошел в Невьянске до невозможных пределов. Особенную жестокость проявлял председатель бывшего Екатеринбургского уездного совдепа, левый с.-р. Мухин.
Расстрелы совершались не десятками, а сотнями – почти нет дома, где бы ни было пострадавшего от большевиков. Между прочим, была расстреляна женщина и её 6–ти летняя девочка, за то, что её муж перешёл на сторону чехословаков. Рассказывают, что когда к ней явился какой-то комиссар с вопросом, где её муж, – она ответила:
– Вы сами знаете, что он уехал, я не могу знать, где он находится.
– Так вот, чтобы ты знала, где твой муж, я тебя расстреляю, сказал комиссар.
Многие жертвы большевистского террора сбрасывались живыми в шахту, верстах в шести от Невьянска. Все, кто только мог, бежали из завода и скрывались. Между прочим, один автомобилист, скрывшийся после июньского восстания в Невьянске, просидел в стоге сена 72 дня. За все это время, крестьяне приносили ему пищу, тщательно следя за тем, чтобы его не открыли красноармейцы. Другой автомобилист пролежал 40 дней в яме, выложенной слоем сена, прикрытой сверху досками с землёй. И за ним так же тщательно ухаживали крестьяне, принося ему каждую ночь пищу и открывая на это время доски. Между прочим, в Невьянских лесах укрывался более двух месяцев член Учредительного собрания Кузнецов, случайно очутившийся во время июньского восстания в Невьянске. Всё, что только можно было, большевики постарались увезти… Настроение среди населения подавленное, так как оно всё ещё не может прийти в себя после недавних ужасов; многие до сих пор ещё скрываются в лесах, многие увезены в качестве заложников».
Власть на территории Невьянского завода менялась тогда очень часто: то красные, то белые… В тот момент Невьянский завод был занят красными. И со стороны местных, «красных» властей был приказ о том, чтобы не проводить никаких «сборищ» по любым поводам. По воспоминаниям участников событий, 6 (19) августа 1918 г. должен был вновь отмечаться престольный праздник Спасо-Преображенского собора в Невьянске.
Накануне отец Вячеслав со своим хором, гостями и хористами Свято-Троицкого храма г. Кизела, приехавшими специально на это торжество. Сидели вечером в доме и обсуждали план проведения храмовых торжеств. Был вечер. Окно в доме было плохо зашторено, и лучик света чуть-чуть просачивался на улицу. Был комендантский час. Обнаружив свет, красноармейцы ворвались в дом и арестовали всех, кто там был. На следующий день под конвоем всех их привели к Спасо-Преображенскому собору и за алтарем заставили рыть могилы.
Отец Вячеслав был среди прихожан, и также рыл могилку. Он с достоинством попросил красноармейцев, дозволить ему помолиться перед смертью в соборе. Не услышав ответа, отец Вячеслав медленно пошел в собор, тихо читая молитву «за упокой» своей души. Войдя в храм, он видел, как «красноорловцы» срывают со стен иконы, бросают их на пол, при этом выламывают драгоценные оклады, круша всё, что попадало им под руки. Он было вступился, но не мог быть услышан. Стоя спиной к «варварам» отец Вячеслав молился перед образами.
Видя его молящимся, один из «орловцев» выстрелил отцу Вячеславу прямо в спину. Этим выстрелом он и был убит наповал, убит прямо в храме, за молитвой… Его волоком вытащили из собора и бросили в могилку, ещё тёплую вырытую его руками. В тот день были расстреляны все, кто был с ним, о чём свидетельствуют записи в метрической книге Спасо-Преображенского собора Невьянского завода, за 1918 год. 16 августа 1918 года явилось для отца Вячеслава роковым. А накануне, 15 числа праздновалась память перенесения мощей Первомученика Стефана Архидиакона. На службе звучали слова чтения из св. Апостола, читал отец Вячеслав:
«…И камением побиваху Стефана, молящася и глаголюща: Господи Иисусе, приими дух мой. Преклонь же колена, возопи гласом велим: Господи, не постави им греха сего. И сия рек успе». (Деяния св. Апостолов, гл. 7, стих 58-60.)
Для отца Вячеслава – эти слова оказались пророческими.
«Клики, грозные клики, раздаются вокруг… пред толпой Весь истерзанный, кровью залитый, На коленях Апостол Святой. То Стефан…»,
…так писал о мученической кончине Архидиакона Стефана, будущий новомученик священник Аркадий Гаряев, так же пострадавший от отряда «Красных орлов»...
«…То Стефан… Но мольбы о пощаде Не услышат мучители, – нет: Его взоры восторгом блистают, Шлёт он смерти желанной привет. Не страшны ему камни, свободный, После смерти телесной, душой Он предстанет Христу, – вожделенный, Он найдёт там приют и покой. Что ж мученья земные? Молиться, Пока может, спешит он за тех, Палачей своих: «Отче, простится Пусть им этот кровавый их грех…». (о. Аркадий Гаряев)
По сохранившимся документам отец Вячеслав вместе с прихожанами был похоронен возле алтаря правого предела Спасо-Преображенского Собора. Отпевал священномученика Вячеслава вместе с безымянными братьями священник о. Иоанн Рыболовлев, который позднее сам будет репрессирован. Старожилы рассказывают, что в 80-е годы ХХ века при прокладке водопровода за алтарем собора сняли слой земли, где обнаружили три гроба. Потом, в 90-е годы, при ведении работ по восстановлению собора, при вскрытии земли были вновь обнаруживаемы останки неизвестных людей. Но раскопки приостановили, а имена усопших оставались неизвестными. Место это было до времени засыпано землёй в ожидании дальнейших судеб Божиих.
Святой мученик дьякон Вячеслав Невьянский (Луканин) – был канонизирован в лике Новомученников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, определением Священного Синода от 17июля 2002 г. В субботу, 16 августа 2003 года, в г. Невьянске состоялось долгожданное событие – переосвящение восстановленного Спасо-Преображенского собора. Это торжество возглавил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Освящение собора было назначено накануне праздника Преображения Господня. По Божьему промыслу, освящение собора совпало с днём мученической кончины святого мученика Вячеслава Невьянского (Луканина). И Храм Божий вновь был окроплен святой водой как некогда, 85 лет назад, он был освящен мученической кровью святого мученика Вячеслава Невьянского. Когда собор находился в поругании и под его крышей находился один из цехов местного завода, то работавшие там люди свидетельствуют, что неоднократно слышали в «цехе» ангельское песнопение, не догадываясь при том о его происхождении. А помощь шла к нам по молитвам святого мученика Вячеслава Невьянского.
https://azbyka.ru/days/sv-vjacheslav-lukaninТропарь, глас 2«Пою́ Бо́гу моему́ до́ндеже е́смь»,/ – ку́пно с Дави́дом воспева́ше новому́ченик Вячесла́в;/ «Го́споди, приими́ ду́х мо́й»,/ – я́ко Стефа́н воззва́,/ да возраста́ет се́мя Це́ркви,/ ю́же Госпо́дь на кро́ви му́чеников назда́,/ мы́ же с ни́ми вопие́м:// «Приими́, Го́споди, же́ртву хвалы́ и воскликнове́ния».
https://azbyka.ru/days/sv-vjacheslav-lukaninКондак, глас 4«Бо́гу се́рдцем по́йте»,/ науча́л еси́./ И, услы́шав твоя́ моли́твы, Госпо́дь,/ испыту́я же тя́ я́ко зла́то в горни́ле,/ до конца́ очи́стил еси́./ Да принесе́ши Бо́гови свяще́нный да́р/ – се́рдце любокра́сное, диа́конство неподку́пное,/ святы́й священному́чениче Вячесла́ве,// моли́ со дру́ги – му́чениками спасти́ся на́м.
https://azbyka.ru/days/sv-vjacheslav-lukanin