Святитель Арсе́ний Элассонский, архиепископ СуздальскийДни памяти:6 июля - Собор Владимирских святых
17 августаЖитиеОсновные сведения об Арсении Элассонском (1550–1625), архиепископе Суздальском и Тарусском, содержатся в его сочинениях и греческом житии святителя, написанном человеком, хорошо его знавшим[1].
Родился в январе 1550 года в селении Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митр. Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона монастыря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями Арсения были Иоасаф, еп. Стагонский, Марк, еп. Димитриады, иеромонахи Афанасий[2] и Пахомий (в миру Панайотис) – «слава иеромонахов», по выражению Арсения Элассонского.
После смерти отца (ок. 1560) воспитывался в доме брата еп. Иоасафа, под руководством которого получил первоначальное образование.
В 1568–1572 гг. учился в Трикале в школе известного дидаскала монастыря Матфея, основанной Ларисским митр. Иеремией, а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита.
В 1572 г. был пострижен в монашество Арсением, митр. Патр, через несколько дней митр. Иеремия рукоположил его во иеродиакона.
В 1572–1575 гг. вновь жил у еп. Иоасафа, после смерти последнего поселился в монастыре Дусику, где в 1579 г. Фанарским еп. Митрофаном был рукоположен во иеромонаха.
В конце 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени патриархом, вызвал Арсения в Константинополь и поставил чередным священником патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 – нач. 1584 г. в Константинополе, Арсений посещал лекции дидаскалов.
21 февраля 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февраля 1584 г. до марта–апреля 1585 г. жил в Элассоне.
Поездка в Россию и деятельность во Львове
В мае 1585 г. патриарх Феолипт II вызвал его в Константинополь. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, который привез патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В благодарность патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав которого был включен и Арсений. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули русскую столицу.
На пути из России в Константинополь в мае 1586 г. Арсений сделал остановку во Львове, где получил приглашение от членов православного братства, терпевшего притеснения от католиков, возглавить братскую школу. В течение 2 лет Арсений преподавал во львовской школе греческий и церковнославянский языки, составил для нее учебную программу («Порядок школьный»), ориентируясь на школы, в которых учился у себя на родине. По образцу «Грамматики» Константина Ласкариса Арсений написал двуязычную «Грамматику доброглаголиваго еллинословенскаго языка» («̓Αδελφότης») (Львов, 1591).
Участие в образовании Московского патриархата. Жизнь в Москве
В 1586 г. патриарх Иеремия II в 3-й раз вступил на Константинопольскую кафедру. Состояние церковных дел было плачевным, и патриарх решил отправиться в Москву за милостыней. 1 мая 1588 г. вл. Арсений получил грамоту Иеремии, предлагавшего ему приехать в Замостье: здесь патриарх должен был встретиться с канцлером Яном Замойским для получения разрешения польского короля на проезд через его страну. 20 мая А. Э. соединился с патриархом в Замостье и выразил желание сопровождать его до рус. столицы вместе с Монемвасийским митр. Иерофеем, архим. Христофором, архидиак. Леонтием, Георгием Логофетом, Николаем Аристотелем и др. 11 июля 1588 г. посольство прибыло в Москву. Арсений Элассонский принимал участие в переговорах русского правительства с патриархом Иеремией относительно учреждения в России патриаршества, поддержал эту идею (среди членов греч. посольства существовали острые противоречия по вопросу об учреждении патриаршества). Принял участие в избрании патриарха всея Руси, состоявшемся 23 янв. 1589 г. в Успенском соборе, доставил во дворец к царю акт избрания. 26 января патриарх Иеремия в сослужении митр. Иерофея, Арсения Элассонского и русских архиереев рукоположил св. митр. Иова во патриарха. На торжественных обедах, устроенных царем и царицей в честь Иеремии, члены греческого посольства получили богатые дары. В феврале того же года патриарх Иеремия совершил поездку в Троице-Сергиев монастырь и в мае 1589 г. покинул Москву. Арсений Элассонский получил от царя Феодора Иоанновича разрешение остаться в русской столице, дом вл. Арсения находился в Кремле, недалеко от царского дворца.
В мае 1591 г. Тырновский митр. Дионисий доставил в Москву акт Константинопольского Собора 1590 г., утверждавший создание Московского патриархата. Арсений Элассонский был привлечен для рассмотрения этого документа, отвергнутого русским правительством из-за того, что в ряду православных патриархов Московскому патриарху отводилось 5-е место. 12 февраля 1593 г. Собор вост. иерархов в Константинополе еще раз признал законность учреждения в России патриаршества и подтвердил 5-е место Московского патриарха в ряду других православных патриархов. Доставленный в Москву акт был признан рус. властями, однако привезшие этот документ архим. Неофит и чтец Иоасаф испытали в России немалые трудности, прежде чем в 1597 г. смогли возвратиться к себе. Большая роль в их освобождении принадлежала Арсению Элассонскому, благодаря чему у него завязались отношения с патриархом Александрийским, святителем Мелетием (Пигой).
«Живя в Кремле, постоянно общаясь с русским царем и патриархом, Арсений видел свою важнейшую обязанность в том, чтобы информировать греческий мир об обстановке в России, на помощь и поддержку которой рассчитывало тогда все порабощенное турками православное население Восточного Средиземноморья»[3]. Видимо, с начала своего пребывания в Москве Арсений Элассонский стал делать подробные записи о современных ему событиях. В Триоди митр. Фотия[4] он оставил запись об основании в 1589 г. Московского патриархата и о рождении у царя Феодора Иоанновича в мае 1592 г. дочери Феодосии. В 1590–1593 гг. Арсений Элассонский написал большое поэтическое произведение «Труды и странствования смиренного Арсения, архиепископа Елассонского, и повествование о создании Московского патриархата». Изложение событий, приведших к образованию в России патриархата, в поэме не расходится с русскими источниками (посольскими книгами). Арсений Элассонский старается оправдать действия патриарха Иеремии против обвинений патриарха Мелетия (Пиги), считавшего, что Иеремия превысил свои полномочия.
Арсений Элассонский делал многочисленные вклады в греч. монастыри, в храм Воскресения Господня в Иерусалиме, монастыри Палестины и Афона. По-видимому, с посольством Дионисия, покинувшим рус. столицу в марте 1592 г., Арсений Элассонский послал в Александрийский патриархат, в Метеоры и в монастырь Дусику рус. иконы. В том же году он сделал вклады иконами в Лавру Саввы Освященного, в Афонские монастыри Хиландар и Дионисиат. В 1593 г. послал 4 иконы в дар митр. Филадельфийскому Гавриилу Севиру и греч. церкви св. Георгия в Венеции, в 1594 г. – икону «Преображение» на Синай.
Между 1595 и 1598 гг. составил греч. службу св. Василию Блаженному и переслал ее в монастырь Дусику, где она хранится до наст. времени. В 1599 г. отправил на Афон рукописный Литургиарион. В 90-х гг. XVI в. выдающийся каллиграф иером. Лука (впосл. митр. Унгро-Влахийский) создал в Москве книгописную школу, к которой принадлежали Арсений Элассонский, поташанский иером. Матфей, буд. митр. Мир Ликийских, Иерофей Монемвасийский, Иерофей Кукузелис, Порфирий Созопольский, переписавшие в Москве более десятка греч. книг. В 1596 г. Арсений Элассонский по заказу Бориса Годунова написал для храма Воскресения в Иерусалиме роскошное «златокованное» Евангелие-апракос, еще одна такая же рукопись была изготовлена им и послана, вероятно в 1604 г., в Лавру Саввы Освященного.
Титулярный архиепископ Архангельский
В 1597 г. был поставлен титулярным архиепископом Архангельским и стал «хранителем царских гробниц» в Архангельском соборе Московского Кремля. В акте избрания на царство Бориса Годунова 1 августа 1598 г. он подписался как архиепископ Архангельский, указав также свой прежний титул – «архиепископ Елассонский». Грамотой от 15 ноября 1599 г. царь пожаловал ему как архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах, принадлежавшие до этого собору. На получаемые с них доходы Арсений Элассонский строил храмы в Москве и пожалованных владениях. В московском Андрониковом монастыре он построил церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, восстановил большую трапезу, выстроил каменную колокольню (о строительстве колокольни сообщает житие Арсения, однако мн. исследователи это оспаривают). В подмосковном с. Святые Отцы (Всехсвятском) «воздвиг церковь Всех святых и украсил ее внутри и вне, обнес ее оградой кругом, и насадил около нее различные деревья, и вблизи ее устроил пруд, и вырыл вблизи колодезь, против двери ее». В с. Завидово Клинского у. на средства Арсения Элассонского была воздвигнута церковь Успения Богородицы с 2 приделами – в честь Соборов Архангелов Михаила и Гавриила и всех Небесных Сил Бесплотных и во имя прор. Илии. Вблизи от Завидова, по-видимому в с. Спас-Заулки, Арсений Элассонский «воздвиг церковь великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В с. Никитском Боровского у. он построил церковь во имя Архангелов, «обнес ее оградою... и насадил около нее различные деревья». В 1599 г. Арсений Элассонский отослал в метеорский монастырь Варлаам серебряный дискос, в кремлевский Архангельский собор дал вкладом Служебник (Вильно, 1583). Позднее Арсений Элассонский сделал еще ряд вкладов в Архангельский собор: в 1606 г. – Евангелие, в 1609 г. – Минею за ноябрь; на окладе печатного Евангелия XVII в., хранившегося в соборе, имелись фрагменты серебряного оклада, снятого с Евангелия, – вклада Арсения Элассонского в собор в 1609 г. По-видимому, в связи с многочисленными вкладами Арсения Элассонского его род был записан в синодик Архангельского собора. В 1602 г. отправил с иерусалимским архим. Дамаскином в монастырь Татарна подаренный ему иером. Матфеем в 1596 г. Евхологий и некоторые предметы церковной утвари. С августа 1603 по март 1604 г. в Москве для сбора милостыни находились посланцы Иерусалимского патриарха Софрония V во главе с архим. Феофаном, буд. патриархом. Арсений Элассонский немало способствовал успеху этого посольства.
Смутное время
В Смутное время архиепископу Архангельскому пришлось перенести немало испытаний. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I занял Москву, 7 июля венчался на царство. И в его встрече, и в венчании Арсений Элассонский принимал самое активное участие: после коронации самозванца в Успенском соборе «императорской короной» Арсений Элассонский в Архангельском соборе возложил на него шапку Мономаха. 30 июня состоялся Собор Русской Церкви, в котором участвовал Архангельский архиепископ. Собор низложил патриарха свт. Иова и на его место избрал грека Игнатия. 8 мая 1606 г. Арсений Элассонский участвовал в короновании Марины Мнишек, 11 мая явился во дворец с поздравлениями и подарками новобрачным Лжедмитрию и Марине. 19 мая Арсений Элассонский был среди высшего духовенства Русской Церкви, когда после расправы с Лжедмитрием состоялось избрание царем Василия Иоанновича Шуйского. Вслед за этим Игнатий был низложен и патриархом избрали Казанского митр. сщмч. Ермогена. Далее Арсений Элассонский стал свидетелем появления Лжедмитрия II и пленения поляками Василия Шуйского (июль 1610), пожара в Кремле (1611), при котором пострадал и дом архиеп. Арсения. После ареста поляками 1 мая 1611 г. патриарха Ермогена Арсений Элассонский стал главой православного духовенства в Москве и в этом качестве участвовал в переговорах боярского правительства с королем Сигизмундом III, 5 окт. 1611 г. Архангельский архиепископ подписал 2 грамоты Сигизмунду и его сыну Владиславу, содержавшие «убеждение королевича к скорому приезду в Москву» для последующего коронования на царство.
(Окончание следует)