Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 21:20:54  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Праздник иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»  (Прочитано 1628 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 17 Сентября 2016, 10:20:44 »

«Свет благодати дается, чтобы мы лучше увидели свою тьму»

Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»



Чудотворная икона Божией Матери «Неопалимая Купина» — защитница от стихийных бедствий, особенно от пожаров. Разумеется, не только от бытовых, но от всех все более разгорающихся в мире пожаров и бедствий. Мы помним библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив (Синай) горящей, но не сгорающей купины (куста). Церковь издревле увидела в неопалимой купине прообраз Богоматери. На иконе — горящий куст с заключенным в нем образом Пречистой. Пророк Моисей, сподобившийся этого видения, стоит, преклонив перед ним колена.

Бог дает Себя познать и иногда прикоснуться к Себе, но Он остается непознаваемым, непостижимым. Душа знает, что Бог здесь. Она не может в этом сомневаться. Однако если она попытается подойти к Богу еще ближе, чтобы видеть Его совсем близко, чтобы постигнуть Его, ощутить Его, она окажется перед терновым кустом, о который она может пораниться. Самые обычные земные предметы помогают нам понять откровение о Боге. В пустыне купина была горящей и несгорающей. Пламя было больше в душе Моисея, чем в купине. Купина горящая и несгорающая, как учит нас святая Церковь, — прообраз Приснодевства Божией Матери, через Которую явился Спаситель мира, и тайны Евхаристии.

Бог не есть зримое присутствие, не есть огонь горящий, ибо ничто не может совершенно изъяснить Его. Он никогда не есть то, что я вижу, никогда не есть то, чего я касаюсь. И одновременно в том, что я вижу, я вижу Его, и в том, чего я касаюсь, я касаюсь Его. Моя вера, просвещенная Божественною благодатью, касается Его и видит Его. И это прикосновение истинно, истинно это видение, истинна эта встреча. Я не могу в этом сомневаться. Может быть, я буду сомневаться потом. Но теперь, как я могу в этом сомневаться! Бог всегда за пределами того, что Он являет о Себе. Столь высоко благодатное знание, что Бог остается за пределами всякого определения, всякого ограничения. Все святые свидетельствуют, что свет благодати дается, чтобы мы лучше увидели свою тьму, и учились в течение всей жизни, по дару Христа, подлинному покаянию. В час исхода души верные Господу будут восходить в познание Бога с бесконечной быстротой откровения Божественной любви. «Во блаженном успении вечный покой», — молимся мы о наших умерших. Но вечный покой может быть только в этом бесконечном движении познания Божественных тайн. Это будет великий свет.

Ныне же всякое явление нам Бога несет в себе свидетельство, что Бог бесконечно больше. Самое великое откровение света — в то же время раскрытие непознаваемого. Во свете открывается тьма. В этой жизни чем больше душа познает Бога, тем больше в этом свете она узнает, как она далека от Него. Вот почему преподобный Серафим Саровский стоял тысячу дней и ночей на камне, взывая: «Боже, милостив буди мне, грешному!» И преподобный Силуан Афонский без конца повторял в своих писаниях: «Скучает душа моя о Господе».

Если душа не может ничего видеть, то это оттого, что конец ее пути — в мире, к которому ее зрение еще совершенно не приспособлено. Чтобы начать хоть что-то различать в нем, надо прежде хорошенько промыть свои глаза слезами покаяния. Если душа сознает себя одинокой, то это оттого, что общение с Богом совершенно отличается от общения с человеком. Бог, как говорят святые отцы, — это Тот, Кто абсолютно «Другой». Его можно увидеть только в Его свете. Его можно любить только в Его любви.

Из новой книги протоиерея Александра Шаргунова «Неувядаемый Цвет»

http://ruskline.ru/news_rl/2016/09/17/svet_blagodati_daetsya_chtoby_my_luchshe_uvideli_svoyu_tmu/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 18 Сентября 2016, 05:57:07 »

Пожарные и спасатели приняли участие в молебне в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина»

 Москва, 17 сентября 2016 г.

Сегодня в день иконы Богородицы «Неопалимая Купина», которая считается защитницей жилья от пожара и является покровительницей всех огнеборцев, свыше 17 тысяч сотрудников МЧС России приняли участие в праздничных молебнах, которые прошли более чем в 1100 храмах по всей стране, сообщает сайт МЧС России.

 

«Сегодня во всех субъектах России сотрудники МЧС посещают храмы, монастыри, церкви, где вспоминают своих товарищей, погибших при исполнении служебных обязанностей», - сказал глава МЧС России Владимир Пучков на встрече с викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископом Парамоном, наместником Донского монастыря. Министр добавил, что бойцы и офицеры ведомства также сегодня посетят семьи погибших сотрудников, которым будет оказана вся необходимая помощь.

В Храме Христа Спасителя в благодарственном молебне приняли участие руководство и центральный аппарат МЧС России, более двух тысяч сотрудников министерства, Центра «Лидер» и отряда «Центроспас», курсанты ВУЗов чрезвычайного ведомства, а также члены семей сотрудников.

Перед началом службы викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Парамон, проводивший благодарственный молебен, отметил, что участие сотрудников министерства в богослужениях в честь святыни «Неопалимая Купина» стало традиционным, а также пожелал Божьей помощи всем пожарным и спасателям России в их благородном деле спасения и помощи людям.

   

«Четверть века вы работаете на благо людей. Народ вас признал, любит и уважает. Вы помогаете тем, кто терпит скорбь и не может справиться с бедой. Вы ежедневно совершаете подвиг, давая людям спасение и помощь, а самое главное, что люди после этого уже не чувствуют себя одинокими, один на один с бедой. Такое событие, как благодарственный молебен в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина» - знаковое, которое будет способствовать обретению надежной духовной опоры в профессиональной деятельности пожарных и спасателей, - сказал епископ Парамон. - Воздавая Богу хвалу, хочу пожелать вам, чтобы Матерь Божья хранила вас в вашем жертвенном служении Отчеству и людям».

В приветственном письме в адрес чрезвычайного ведомства Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл пожелал всем сотрудникам МЧС России крепости духа, мира и помощи Божией в ответственном служении на благо России и ее жителей.

   

Российские пожарные называют Божию Матерь «Неопалимая Купина» своей покровительницей и заступницей. Во все времена огнеборцы почитали христианские святыни, а в дореволюционной России у пожарных был свой девиз: «Богу - хвала, ближнему - защита». Современные пожарные и спасатели в нее также свято верят, но при чрезвычайных ситуациях и пожарах в первую очередь рассчитывают на свои силы, так как от них зависит спасение людей и оказание своевременной помощи пострадавшим.

http://www.pravoslavie.ru/97129.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 17 Сентября 2022, 06:23:58 »

Икона Богородицы «Неопалимая Купина»



Од­ним из вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зов, ука­зы­вав­ших на Бо­го­ма­терь, бы­ла неопа­ли­мая ку­пи­на — тот куст, ко­то­рый Мо­и­сей ви­дел го­рев­шим в огне, но не сго­рав­шим. Эта ку­пи­на зна­ме­но­ва­ла со­бой непо­роч­ное за­ча­тие Бо­го­ма­те­рью Хри­ста от Ду­ха Свя­то­го. Быв Ма­те­рью, Она оста­лась Де­вой: до рож­де­ства Де­ва, в рож­де­стве Де­ва и по рож­де­стве Де­ва.

Мож­но при­дать и дру­гое еще тол­ко­ва­ние про­об­ра­зу неопа­ли­мой ку­пи­ны: Бо­го­ма­терь, ро­див­шись на греш­ной зем­ле, пре­бы­ла без­услов­но чи­стой, непри­част­ной гре­ху, не по­знав­шей без­за­ко­ния. В цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях слы­шит­ся этот вет­хо­за­вет­ный сим­вол: «Яко­же ку­пи­на не сго­ра­ше опа­ля­е­ма, та­ко, Де­ва, ро­ди­ла еси». В сти­хи­ре на Бла­го­ве­ще­ние по­ет­ся: «Ра­дуй­ся, Ку­пи­но неопа­ли­мая».

Бла­го­че­сти­вое хри­сти­ан­ское усер­дие по­ста­ра­лось за­кре­пить в ху­до­же­ствен­ном об­ра­зе эту мысль, и от­сю­да воз­ник­ла ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».

По на­род­но­му ве­ро­ва­нию ико­на эта из­бав­ля­ет до­ма по­чи­та­ю­щих ее от ог­ня. Как-то до­ве­лось чи­тать рас­сказ оче­вид­ца, по­пав­ше­го на боль­шой по­жар, охва­тив­ший мно­го зда­ний. Сре­ди них был де­ре­вян­ный до­мик, ко­то­рый не за­го­рал­ся: воз­ле него непо­движ­но сто­я­ла жен­щи­на, дер­жа в ру­ках ико­ну «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны». По ее ще­кам тек­ли сле­зы, но ли­цо вы­ра­жа­ло пол­ное спо­кой­ствие и непо­ко­ле­би­мую ве­ру. Вид­но бы­ло, что она не бес­по­ко­ит­ся за свой дом, а пла­чет о несча­стии дру­гих. По­жар оже­сто­чал­ся, а жен­щи­на сто­я­ла непо­движ­но. Оче­ви­дец ушел, удив­ля­ясь этой ве­ре, но ожи­дая, что дом за­го­рит­ся. На сле­ду­ю­щий день он вер­нул­ся к по­жа­ри­щу. На опу­сто­шен­ном по­жа­ри­ще воз­вы­шал­ся один толь­ко до­мик, охра­нен­ный си­лой ико­ны.

«Неопа­ли­мая Ку­пи­на» изо­бра­жа­ет­ся ино­гда в ви­де объ­ято­го пла­ме­нем ку­ста, над ко­то­рым воз­вы­ша­ет­ся ви­ди­мая от по­я­са Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем на ру­ках. Это изо­бра­же­ние ред­ко. Го­раз­до ча­ще изо­бра­жа­ет­ся вось­ми­уголь­ная звез­да, окру­жа­ю­щая Бо­го­ма­терь.

Звез­да со­став­ле­на из двух че­ты­ре­уголь­ни­ков. Один окра­ши­ва­ет­ся в крас­ный цвет — во об­раз пла­ме­ни, дру­гой, на­по­ми­ная зе­лень та­ин­ствен­но­го ку­ста, — в зе­ле­ный. В уг­лах ико­ны — че­ты­ре сим­во­ла, упо­ми­на­е­мые в Апо­ка­лип­си­се Иоан­на Бо­го­сло­ва: че­ло­век, лев, те­лец и орел, а так­же ар­хан­ге­лы с те­ми сим­во­ла­ми, ка­кие усва­и­ва­ет им цер­ков­ное пре­да­ние, — Ми­ха­ил с жез­лом, Ра­фа­ил с ала­вастром, Ури­ил с ог­нен­ным ме­чом, Се­ла­фи­ил с ка­ди­лом, Вара­хи­ил с ви­но­град­ным гроз­ди­ем и Гав­ри­ил с ветвью бла­го­ве­стия. В ру­ках Пре­чи­стой Де­вы по­ме­ща­ет­ся еще ино­гда, кро­ме Мла­ден­ца, ле­стви­ца, при­сло­нен­ная верх­ним кон­цом к пле­чу Бо­го­ма­те­ри — зна­ме­ние то­го, что Она воз­ве­ла че­ло­ве­че­ство от зем­ли на Небо. Пи­шут ино­гда еще вра­та и жезл — сим­вол Спа­си­те­ля, на­зы­ва­е­мо­го в цер­ков­ных пес­нях «жез­лом от кор­ня Ие­се­е­ва».

Од­на из наи­бо­лее древ­них икон «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны» на­хо­дит­ся в мос­ков­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре. Она при­не­се­на в Моск­ву па­ле­стин­ски­ми ино­ка­ми в 1390 го­ду и, по пре­да­нию, пи­са­на на камне той ска­лы, где Мо­и­сей ви­дел та­ин­ствен­ный куст.

В мос­ков­ской церк­ви Неопа­ли­мой Ку­пи­ны, в Ха­мов­ни­ках, сто­ит ико­на, на­хо­див­ша­я­ся неко­гда в «Свя­тых се­нях» при Гра­но­ви­той Па­ла­те двор­ца. Она пре­крас­но­го древ­не­го пись­ма, а раз­ме­ром 1 ар­шин 12 верш­ков дли­ной и 1 ар­шин 7 верш­ков ши­ри­ной. Празд­но­ва­ние этой иконе со­вер­ша­ет­ся два ра­за: 4 сен­тяб­ря, в день па­мя­ти про­ро­ка Мо­и­сея, ви­дев­ше­го «ку­пи­ну», и в ше­стую неде­лю по Па­схе — неде­лю о сле­пом, так как в этот день, по пре­да­нию, бы­ла пе­ре­не­се­на в Ха­мов­ни­ки из Крем­ля ико­на и освя­щен но­вый храм.

За­ме­ча­тель­но со­бы­тие с ри­зой этой ико­ны. В 1812 го­ду фран­цу­зы ее по­хи­ти­ли. Пе­ред остав­ле­ни­ем ими Моск­вы при­шел к свя­щен­ни­ку Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря о. Алек­сию Вве­ден­ско­му поль­ский сол­дат и от­дал ему ри­зу с ико­ны «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны», про­ся воз­вра­тить ее в ту цер­ковь, от­ку­да она взя­та. Сол­дат при­знал­ся, что с тех пор, как он по­хи­тил ри­зу, он не мо­жет най­ти по­коя и его му­чит невы­но­си­мая тос­ка.

В этом же хра­ме сто­ит по­жерт­во­ван­ная в 1835 го­ду и осо­бен­но чти­мая с 1837 го­да дру­гая неболь­ших раз­ме­ров ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны». На ней пе­ред Бо­го­ма­те­рью изо­бра­жен мо­ля­щий­ся че­ло­век. В хра­ме хра­нит­ся осо­бая ру­ко­пис­ная служ­ба иконе с при­пис­кой, что на Си­най­ской го­ре есть обы­чай петь эту служ­бу во вре­мя силь­ной гро­зы, «егда мол­ния бы­ва­ет страш­на».

В 1822 го­ду в го­ро­де Сла­вян­ске Харь­ков­ской губ. уча­сти­лись по­жа­ры от под­жо­гов. Жи­те­ли не зна­ли, что де­лать. То­гда бла­го­че­сти­вой ста­руш­ке Бель­ниц­кой бы­ло от­кры­то во сне, что ес­ли на­пи­шут ико­ну «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны» и со­вер­шат пе­ред ней мо­ле­бен, по­жа­ры пре­кра­тят­ся. Бель­ниц­кая рас­ска­за­ла о сне про­то­и­е­рею Ко­стри­чу. Ико­на бы­ла немед­лен­но на­пи­са­на, и по­сле ли­тур­гии пе­ред ней со­вер­ше­но мо­леб­ствие. В тот же день слу­чил­ся но­вый по­жар и об­на­ру­же­на под­жи­га­тель­ни­ца, ма­ло­ум­ная де­ви­ца Мав­ра. Ока­за­лось, что она про­из­ве­ла все по­жа­ры. По­жа­ры по­сле это­го пре­кра­ти­лись, а бла­го­дар­ные жи­те­ли устро­и­ли для ико­ны ки­от с под­пи­сью: «В па­мять 1822 го­да за спа­се­ние гра­да от по­жа­ра». Ико­на сто­ит в Тро­иц­кой церк­ви.

В се­ле Ку­бен­ском Во­ло­год­ской гу­бер­нии так­же есть чти­мая ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неопалимая Купина», глас 4

И́же во огни́ купины́ неопали́мыя, дре́вле Моисе́ем ви́денныя,/ та́йну воплоще́ния Своего́ от неискусобра́чныя Де́вы Мари́и Прообразова́вый,/ Той и ны́не, я́ко чуде́с Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель,/ ико́ну Ея́ святу́ю чудесы́ мно́гими просла́ви,/ дарова́в ю́ ве́рным во исцеле́ние неду́гом/ и в защище́ние от о́гненнаго запале́ния./ Сего́ ра́ди вопие́м Преблагослове́нней:/ наде́ждо христиа́н, от лю́тых бед, огня́ и гро́ма изба́ви на Тя упова́ющия// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко милосе́рда.

https://azbyka.ru/days/ikona-neopalimaja-kupina
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 17 Сентября 2022, 06:30:32 »

Икона Богородицы «Неопалимая Купина»

Празднование 4/17 сентября

Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси.
Радуйся, Купина Неопалимая.


Стихира на праздник Благовещения


Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.
Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.

Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.

Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.

Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.


Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке — именно этот образ Пречистой вновь стал покровительствовать издавна помещающимся здесь московским пожарным. Само название этого образа породило народное верование, согласно которому он предохраняет почитающих его от огня, и есть немало свидетельств того, как «Неопалимая Купина» сохраняла невредимыми дома и избы посреди огромных пожарищ, «бурь огненных», терзавших наших благочестивых предков.

Я часто вспоминаю Синай, восход солнца на вершине святой горы и камни, которые увозит оттуда каждый паломник — огненного цвета и с отпечатавшимся на них силуэтом веточек терновника, горящего и не сгорающего. Это — живое напоминание о том великом и могучем Божественном огне, когда Бог говорит с человеком, — огне, опаляющем неверных и дивным сиянием согревающем души праведных.

Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» совершается 4 сентября по старому стилю.

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Надежда Дмитриева

Из книги "О Тебе радуется!

https://pravoslavie.ru/1927.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 17 Сентября 2024, 09:01:18 »

Икона Богородицы Неопалимая Купина


Празднование - 17 сентября

История

Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.

Можно придать и другое еще толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая».

Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, и отсюда возникла икона «Неопалимой Купины».

По народному верованию икона эта избавляет дома почитающих ее от огня. Как-то довелось читать рассказ очевидца, попавшего на большой пожар, охвативший много зданий. Среди них был деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимой Купины». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар ожесточался, а женщина стояла неподвижно. Очевидец ушел, удивляясь этой вере, но ожидая, что дом загорится. На следующий день он вернулся к пожарищу. На опустошенном пожарище возвышался один только домик, охраненный силой иконы.

«Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение редко. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь.

Звезда составлена из двух четыреугольников. Один окрашивается в красный цвет — во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, — в зеленый. В углах иконы — четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие усваивает им церковное предание, — Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградным гроздием и Гавриил с ветвью благовестия. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме Младенца, лествица, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери — знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева».

Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в московском Благовещенском соборе. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.

В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стоит икона, находившаяся некогда в «Святых сенях» при Грановитой Палате дворца. Она прекрасного древнего письма, а размером 1 аршин 12 вершков длиной и 1 аршин 7 вершков шириной. Празднование этой иконе совершается два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего «купину», и в шестую неделю по Пасхе — неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм.

Замечательно событие с ризой этой иконы. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В этом же храме стоит пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая небольших размеров икона «Неопалимой Купины». На ней перед Богоматерью изображен молящийся человек. В храме хранится особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».

В 1822 году в городе Славянске Харьковской губ. участились пожары от поджогов. Жители не знали, что делать. Тогда благочестивой старушке Бельницкой было открыто во сне, что если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Бельницкая рассказала о сне протоиерею Костричу. Икона была немедленно написана, и после литургии перед ней совершено молебствие. В тот же день случился новый пожар и обнаружена поджигательница, малоумная девица Мавра. Оказалось, что она произвела все пожары. Пожары после этого прекратились, а благодарные жители устроили для иконы киот с подписью: «В память 1822 года за спасение града от пожара». Икона стоит в Троицкой церкви.

В селе Кубенском Вологодской губернии также есть чтимая икона «Неопалимой Купины».



Тропарь, глас 4

И́же во огни́ купины́ неопали́мыя, дре́вле Моисе́ем ви́денныя,/ та́йну воплоще́ния Своего́ от неискусобра́чныя Де́вы Мари́и Прообразова́вый,/ Той и ны́не, я́ко чуде́с Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель,/ ико́ну Ея́ святу́ю чудесы́ мно́гими просла́ви,/ дарова́в ю́ ве́рным во исцеле́ние неду́гом/ и в защище́ние от о́гненнаго запале́ния./ Сего́ ра́ди вопие́м Преблагослове́нней:/ наде́ждо христиа́н, от лю́тых бед, огня́ и гро́ма изба́ви на Тя упова́ющия// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко милосе́рда.

Ин тропарь, глас 4

И́же в Купине́, огне́м горя́щей и несгора́емой,/ показа́вый Моисе́ови Пречи́стую Твою́ Ма́терь, Христе́ Бо́же,/ Огнь Божества́ неопа́льне во чре́ве прии́мшую,/ и нетле́нну по Рождестве́ пребы́вшую:/ Тоя́ моли́твами пла́мене страсте́й изба́ви нас,/ и от о́гненных запале́ний град Твой сохрани́,// я́ко Многоми́лостив.

Кондак, глас 8

Предочи́стим чу́вствия душ и теле́с на́ших,/ да ви́дим та́инство Боже́ственное,/ о́бразно явле́нное дре́вле вели́кому во проро́цех Моисе́ю купино́ю,/ горе́вшею огне́м и не сгара́вшею,/ в не́йже Твоего́ безсе́меннаго Рождества́, Богоро́дице, предвозвеще́ние испове́дуем,/ и, благогове́йно покланя́ющеся Тебе́/ и Ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, со стра́хом вопие́м:// ра́дуйся, Влады́чице, Покро́ве, и Прибе́жище, и Спасе́ние душ на́ших.



Молитва

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вны и пресла́вны чудеса́ содева́еши, от о́гненнаго запале́ния и молниено́снаго гро́ма жили́ща на́ша спаса́еши, неду́жныя исцеля́еши и вся́кое благо́е проше́ние на́ше во бла́го исполня́еши. Смире́нно мо́лим Тя, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, сподо́би ны немощны́я и гре́шныя Твоего́ Ма́терняго уча́стия и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, оби́тель сию́, всю страну́ на́шу правосла́вную, и вся ны припа́дающия к Тебе́ с ве́рою и любо́вию, и умиле́нно прося́щия со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая, умилосе́рдися на нас, обурева́емых греха́ми мно́гими и не иму́щих дерзнове́ния ко Христу́ Го́споду, проси́ти Его о поми́ловании и проще́нии, но Тебе́ предлага́ем к Нему́ на умоле́ние Ма́терь Его́ по пло́ти: Ты же, Всеблага́я, простри́ к Нему́ Богоприи́мнии ру́це Твои́ и предста́тельствуй за нас пред Бла́гостию Его́, прося́ще нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны, и до́браго отве́та на стра́шнем Суде́ Его́. В час же гро́знаго посеще́ния Бо́жия, егда́ огне́м возгоря́тся до́мы на́ша, или молниено́сным гро́мом устраша́еми бу́дем, яви́ нам ми́лостивное Твое́ заступле́ние и держа́вное вспоможе́ние: да спаса́еми всеси́льными Твои́ми ко Го́споду моли́твами вре́меннаго наказа́ния Бо́жия зде избе́гнем и ве́чное блаже́нство ра́йское та́мо унасле́дуем: и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пное и́мя поклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

https://azbyka.ru/days/ikona-neopalimaja-kupina
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 17 Сентября 2024, 09:12:34 »

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Неопалимая Купина»


Кондак 1

Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованной Деве Богородице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение; Ты же, о, Богомати, Купина Неопалимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Твоего заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти:

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас, земных и перстных, возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому. И аще недостойни есмы пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко благая, не возгнушайся наших недовлеющих похвал и, яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любоблагоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих:

Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопальне носившая;

Радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая.

Радуйся, силу адову пречестным рождеством Твоим упразднившая;

Радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая.

Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно послужившая;

Радуйся, Творца небесе и земли безсеменно воплотившая.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 2

Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сгоравшую, ужасеся, и се бысть глас к нему Божественный от купины: Иззуй сапоги от ногу твоею: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть. Сего послушающе, и мы, смиреннии, таинство воплощения Бога Слова от Пречистыя Девы, чудом неопалимыя купины прообразованное, исповедуем, и со страхом поклоняемся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может постигнути таинства смотрения Божия, от сложения мира искупление падшего человечества предопределившаго в Совете превечном Триипостаснаго Божества, обаче Духом Святым вдохновленныя святии Божии пророцы, издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными имущее совершитися искупление рода человеча обетованным Искупителем, Емуже Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Мати Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе:

Радуйся, огнезрачная палато на херувимех Седящаго;

Радуйся, светоносная ложнице серафимом Повелевающаго.

Радуйся, одре Царя великаго верху горы небесныя;

Радуйся, престоле одушевленный Обладающаго горними и дольними.

Радуйся, кивоте освященный Божества, Святая Святых больший;

Радуйся, стамно всезлатая, в Нейже манна спасительная уготовася, плоть и кровь Божественнаго Агнца.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 3

Силою Всевышняго действующи, Владычице преблагая, силу естества огненнаго укрощаеши святою иконою Твоею и многа чудеса ею содеваеши во вселенней; темже род христианский ублажает Тя гласы хвалебными и в бедах внезапных, наипаче же во время огненнаго запаления, к Тебе молитвенно притекает, приемля помощь от Тебе благовременну. Сего ради благодарственно вопием прославльшему Тя Царю славы Христу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи любовь велию к людем, искупленным честною кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистая, прияла еси от Него власть строити и покрывати род христианский; Ты бо грешником еси споручница покаяния их пред Творцем, ненадежным надежда спасения, бедствующим скорая помощь, погибшим взыскание державное и всему миру покров. Тебе, милосердой и благолюбивой заступнице нашей, за любовь любовию воздающе, смиренномудренне глаголем:

Радуйся, радосте всемирная, Еюже слезы отъемлются от очес страждущих и скорбящих;

Радуйся, прибежище благоотишное, в Немже спасаются обуреваемии бурею страстей житейскаго моря.

Радуйся, утолительнице всемогущая праведно движимаго на нас гнева Божия;

Радуйся, пламень огня угашающая росою молитв Твоих пред Престолом Вседержителя.

Радуйся, от грома и молнии соблюдающая предстательством Твоим небесным;

Радуйся, помощь Твою святую благовременно подающая всякой души, верно Тебе молящейся.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 4

Буря огненная егда найдет на нас внезапно и пламень грады и веси наша обымет, тогда, Госпоже Всемилостивая, ускори на помощь к нам безпомощным и иконою Твоею честною защити и избави нас от огненнаго наказания, егоже сотворихомся достойни грех наших ради, Тебе бо грешнии имамы заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и, прославляюще силу молитв Твоих, рождшемуся от Тебе Спасу мира зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышим и видим чудеса велия, от иконы Твоея бываемая, Царице наша Всеблагая, юже даровала еси нам во утешение и защиту в несчастиих; се бо и всепоядающий огнь изнемогает в силе своей пред силою благодатною Твоего пречистаго образа, якоже многажды видехом и испытахом, Неопалимую Купину Тя именующе в изображении сего Твоего образа и пред ним воспевающе гласы хвалебными сице:

Радуйся, молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, на милость к нам Его преклоняющая;

Радуйся, кару Божию за беззакония наша от глав наших отводящая.

Радуйся, ризою Твоею честною от всяких несчастий нас сохраняющая;

Радуйся, Матерним покровом щедрот Твоих жилища наша от огня и грома соблюдающая.

Радуйся, всемилостивая услышительнице гласов наших молебных в скорби и обстоянии;

Радуйся, державная скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 5

Боготечная звезда, икона Твоя всечестная, Богородице Дево, во всем мире чудес множеством благодатно сияет и просвещает души и сердца человеческая к познанию велия Твоего милосердия, имже род христианский покрываеши и заступаеши, яко Мати благосердая. О сем радующеся, благодарим Христа Бога, Тебе, Матерь Свою по плоти, и нам в Матерь по духу даровавшаго, и зовем Ему во умилении глубоцем: Аллилуиа.

Икос 5

Видим икону Твою, Владычице, яко воистину купину неопалимую, во огни несгорающую и присутствием своим жилища человеческая в пламени несгораемыми соделывающую; Тебе бо дадеся благодать свыше силу естества огненнаго укрощати, Огнь Божества во чреве Твоем неопально вместившей. Сея же благодати и пречистый образ Твой причастен показася, темже от верных Неопалимая Купина наименовася, егоже мы чествуем благолепно и Тебе хвалебно вопием:

Радуйся, Свеще Неугасимая, в молитвах Своих у Престола Господа присногорящая;

Радуйся, огнем любве Божия и наша хладная сердца воспламеняющая.

Радуйся, сению молитв Твоих зной страстей наших прохлаждающая;

Радуйся, в час скорби и недоумения помыслы душеполезныя нам низпосылающая.

Радуйся, во время безпомощия нашего, егда бедствуем и не имамы помогающего, на помощь к нам ускоряющая;

Радуйся, в годину несчастий внезапных державною рукою Твоею от погибели нас исхищающая.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 6

Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, яко песка морскаго и звезд небесных множае суть; от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы и несть града или страны, идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милости и щедрот бедствующему и болящему человечеству. Сего ради славословим Тя гласы песней духовных, и вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси в светолитии божественныя славы, Дево Богоотроковице, Младенца предвечнаго Господа Иисуса Христа на руку Твоею держащи и ликом сил ангельских окружаема, якоже Тя видим на иконе изображенную, моисейскую Неопалимую Купину таинственно пронареченную, от неяже дары благодатныя верным даруеши, от огня и грома спасаеши, недужныя врачуеши, скорбящия утешаеши и всем вся благая и душеполезная низпосылаеши, во еже пети Тебе гласы немолчными сице:

Радуйся, о Нейже радуется и торжествует ангельский собор и человеческий род;

Радуйся, Еяже слава превосходит похвалы земныя и небесныя.

Радуйся, от горних высот всю вселенную Матернею любовию Твоею назирающая;

Радуйся, юдоль земную многоскорбную благодеянии Твоими посещающая.

Радуйся, нейсчетною благостынею Твоею не оставляющая презренныя и отверженныя;

Радуйся, сердоболием Твоим от рова погибельнаго исхищающая безнадежных.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 7

Хотя Господь явити любовь Свою к людем, искупленным Его кровию, дарова нам в покров и защиту Матерь Свою Пренепорочную и Сию сотвори прибежище благоотишное всякой души христианстей, скорбящей и озлобленней, помощи и милости требующей. Ведуще убо таковое милосердное служение Твое роду человеческому, Владычице Всеблагая, к Тебе очи наши в скорбех возводим и руце молебно простираем, утешения от Тебе единыя просяще, да спасеши нас предстательством Твоим от скорбей временных и вечных и сподобиши на земли живых, в радости святых пети Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно прославила еси чудесы икону Твою святую, Неопалимая Купина именуемую, Богородице Дево, еюже грады и веси от запаления огненнаго и молниеноснаго грома соблюдаеши и домы верных благословляеши, в нихже чествуется благоговейно пречистаго лика Твоего подобие. Сего ради, яко дар многоценен, образ Твой благодатный радостно приемлем, достодолжным поклонением почитаем и Тя по долгу ублажаем благохвалении сими:

Радуйся, алавастре врачевания, на всякий недуг врачевство содержащий;

Радуйся, мироположнице благоухания Христова, облагоухавшего падшее человечество.

Радуйся, узы греховныя разрешающая кающимся грешником;

Радуйся, пленицы страстей сокрушающая подвизающимся о чистоте.

Радуйся, дев младопитательнице и матерей тихое веселие;

Радуйся, вдов заступнице и сирот благосердое призрение.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 8

Странно есть видети, яко икона Твоя, Владычице, на дске написанная и по естеству своему огненному действу подверженная, силу пачеестественную являет и присутствием своим силу огня укрощает. Познающе в сем силу Божию и Твоих молитв действо, величаем возвеличившаго Тя Зиждителя всяческих Бога, во отраду и утешение нам даровавшаго образ Твой чудотворный и сим спасающаго нас от огненнаго запаления, да присно зовем Ему благодарственно и хвалебно: Аллилуиа.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 17 Сентября 2024, 09:14:00 »

(Окончание)

Икос 8

Весь мир христианский славит имя Твое преблагословенное, Марие Богородице, и всякому верному сладостно и утешительно есть взирати на пречистаго лика Твоего подобие, имже обыкла еси являти многая и преславная чудеса. Се и мы, смиреннии, Твою святую икону видяще, благолепно ей поклоняемся и с любовию ю лобызаем, чающе от нея помощи и заступления Твоего державнаго, наипаче же во время беспомощия нашего, егда грех ради наших огненное запаление на ны найдет внезапно, да спасаеми Тобою от погибельнаго пламене, благодарственными усты Тебе вопием:

Радуйся, нерукотворенная скиние Бога Слова, херувим превысшая и серафимы превосходящая святынею и чистотою;

Радуйся, облаче легкий Солнца правды, Имже Небесный к земным прииде, да на небо с Собою возведет.

Радуйся, райския двери отверзшая падшему человечеству Рождеством Твоим Святым;

Радуйся, небо и землю воедино совокупльшая, во еже пети Тебе и Рождшемуся от Тебе немолчныя хвалы.

Радуйся, Божественный источниче, Воду жизни источивый, от Негоже пиющии ктому не умирают;

Радуйся, Грозд спасения возрастившая благословенная лозо, вино безсмертия искапающий человеком.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 9

Всяку похвалу превосходит слава Твоя, Преблагословенная и Препрославленная Мати Господа нашего; недоумевают бо и уми безплотнии пети Тя по достоянию, паче же нам земным и перстным сие неудобно есть, обаче любовию к Тебе побеждаеми, дерзаем приносити Тебе посильное пение хвалы и благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому, егоже возлюбила еси и емуже благотворити не престаеши, подвизающи всяк возраст верных взывати рождшемуся от Тебе Спасу Христу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии человечестии изнемогают постигнути великую тайну Твоего приснодевства, Богородительнице, юже утаи Господь от премудрых века сего и верою откры смиренным и благоговейным, пытливаго испытания чуждым, от нихже православно и несумненно до Рождества и в Рождестве, и по Рождестве Дева проповедуешися. Приими убо, о, Мати и Дево, и наше о сем исповедание вседушевное и укрепи нас последовати Тебе житием непорочным и сердечною чистотою, да возможем благоугодно воспевати Тебе песни сицевыя:

Радуйся, крине белоснежный девства и чистоты, неувядаемо цветущий горе;

Радуйся, к девству и чистоте невидимо руководствующая живущих доле.

Радуйся, матерство и девство в Себе чудно сочетавшая;

Радуйся, во обою непорочно и свято Себе соблюдшая.

Радуйся, иноческих ликов предводительнице в девстве богоугоднем;

Радуйся, девственных полков начальнице в чистоте души и тела.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 10

Спасение человеческое устрояя, Един от Троицы воплотитися от Тебе изволи, Богоневесто Владычице, естество человеческое прославив седением одесную Отца на престоле Божества, яко Сын Единородный, Тойже и Сын Твой по плоти бысть и Тебе с Собою прослави славою, превысшею всякия славы, еяже добротою осеняема, не забываеши милостивно род человеческий, но молитвенно предстательствуеши пред Творцем, в Троице Единым, о всех верно поющих Ему славословия песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девственным ликом и иноческим собором, Богородице Дево, и всем усердно к Тебе в молитвах притекающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим; Тебе бо единей даровася от Господа благодать всемирнаго заступления и верных в девстве и чистоте утверждения. Темже непорочнаго жития рачителие под Матерний покров Твой от бури страстей прибегают и благоотишие душевное находят, согласно Тебе взывающе:

Радуйся, иноков и инокинь благочестивых изрядная покровительнице и теплая к Богу о них ходатаице;

Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих всегдашняя помощнице и в подвизех духовных руководительнице.

Радуйся, юных наставнице целомудрия и воздержания;

Радуйся, старцев благоговейных упокоение и отрадо.

Радуйся, домы и семейства христианския осеняющая благим Твоим покровом;

Радуйся, всяк возраст верных сподобляющая Твоего благосердаго попечения.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 11

Пение хвалебное приносит Тебе немолчно святая Христова Церковь, Всепетая Владычице, возвещающи милости Твоя и чудеса, имиже обогатися вся вселенная. Воистину, кто бо, якоже Ты, скоропослушлива есть к молитвенным прошением нашим? Но и самая прошения обыкла еси предваряти, милующи и ущедряющи требующих помощи Твоея святыя, еяже не лиши и нас смиренных, в час сей поющих во славу имене Твоего и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная Твоя икона, Богомати Пречистая, просвещает потемненныя грехми души наша сиянием Божественных чудес, в нихже познаем Божия всемогущества силу и Твое милосердие неисчетное, присно готовое способствовати нам в покаянии и обращении от злых дел на путь спасения. Молим убо Тебе, Всеблагая, не остави нас заблуждати в дебрех грехов и страстей, но приведи к тихому пристанищу благочестнаго и богоугоднаго жития, да возможем достойно приносити Тебе сия песненныя дары:

Радуйся, враги наша невидимыя запинающая бодренною Твоею молитвою;

Радуйся, сим не попускающая обладати нами насилием смертнаго сего телесе.

Радуйся, яко беси имене Твоего святаго боятся и трепещут;

Радуйся, яко икона Твоя честная всяку силу диаволю присутствием своим прогоняет.

Радуйся, подвижников благочестия укрепляющая в брани духовной со враги спасения человеческаго;

Радуйся, в час кончины помогающая любовь и веру к Тебе имущим.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 12

Благодати Божия причастну исповедуем Твою святую икону, богоблагодатная Дево, и светло торжествуем праздник ея явления; во образе бо неопалимыя купины сия явльшися, тожде и действо показует своими чудесы, от огненнаго пламене сохраняющи и соблюдающи жилища наша своим присутствием. Сию убо, яко щит и забрало, имуще, Тебе, помощницу нашу державную, хвалами песненными ублажаем и рождшемуся от Тебе Спасителю нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, Богородительнице, едину надежду и упование наше, исповедуем милости Твоя, не таим чудес Твоих, прославляем неисчетную благость Твою к роду христианскому, благословляем имя Твое святое, еже воистину миро излиянное есть любящим Тя, благоуханием духовным исполняющее благочестивыя души. Облагоухай убо и нас, Владычице, смердящих страстьми греховными, и сподоби чистым сердцем и нескверными усты взывати к Тебе:

Радуйся, миро источающая сладостное и душеспасительное, имже умащаются сердца боголюбивая;

Радуйся, недуги душевныя и телесныя врачующая единым прикосновением к иконе Твоей святей.

Радуйся, водительнице благая, на путь благоугождения и спасения направляющая кающихся грешников;

Радуйся, лествицею добродетелей возводящая подвижников Христовых ко вратам Царствия Небеснаго.

Радуйся, смиренных и терпеливых страдальцев венчающая утешением благодатным;

Радуйся, изгнанных и гонимых безвинно услаждающая предвкушением блаженства райскаго.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 13

О, всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово и Неопалимая Купина от нас недостойных именуемая! Вонми гласу молений и пений наших, пред святою иконою Твоею усердно Тебе возносимому, и теплою молитвою Твоею ко Господу огня временнаго и вечнаго избави нас, хвалящих имя Твое и прославляющих чудеса Твоя, Сыну же Твоему и Богу нашему вопиющих: Аллилуиа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас, земных и перстных, возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому. И аще недостойни есмы пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко благая, не возгнушайся наших недовлеющих похвал и, яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любоблагоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих:

Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопальне носившая;

Радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая.

Радуйся, силу адову пречестным рождеством Твоим упразднившая;

Радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая.

Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно послужившая;

Радуйся, Творца небесе и земли безсеменно воплотившая.

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованной Деве Богородице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение; Ты же, о, Богомати, Купина Неопалимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Твоего заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти:

Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.



Молитва

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содевающи, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всяко благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны, немощныя и грешныя, Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, Церковь Святую, храм сей (или: обитель сию) и вся ны, припадающия к Тебе с верою и любовию и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехми многими и не имущих дерзновения ко Христу Богу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти; Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприемнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестиваго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгораются домы наша или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение, да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя покланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-presvjatoj-bogorodice-pred-ikonoj-neopalimaja-kupina.html

Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!