Православные святые ГерманииВоскресенский кафедральный собор Берлинской и Германской епархии РПЦ В 1054 году случилась одна из величайших трагедий христианской истории - от полноты Православия отпала Римо-Католическая церковь и многие жители Западной Европы, Северной Африки и ряда других земель на долгие века невольно стали заложниками гордости и властности Римских понтификов.
В сегодняшней статье мы начнём говорить о "нетрадиционных" для Православия регионах мира.
Хотя численность паствы РКЦ в несколько раз больше, чем численность оставшихся православными христиан вместе взятых, это не делает отпавших в раскол Истинной Церковью. Истина же находится там, где людские страсти не искажают учение, данное нам самим Богом.
Итак, до 1054 года в землях Германии просияло множество святых. Одни известны, как великие миссионеры и епископы. Другие - как отшельники, молитвенники и основатели крупных монастырей. Третьи - как твёрдые исповедники веры, чьей мученической кровью щедро сдобрены немецкие земли.
Все они жили и совершали свои подвиги до отпадения региона в католицизм, а значит почитаются Православной Церковью. Сегодня мы вспомним наиболее известных из них.Непростые судьбы Православия в Германии
Во времена Римской империи, лесистые, холодные и труднодоступные земли Германии имели мало открытых залежей ценных ресурсов. Вместе с тем, воинственные местные жители готовы были доставить немало проблем любой армии вторжения. Это было доказано Риму в ходе сражения в Тевтобургском лесу, где империя потеряла сразу несколько легионов.
В итоге, римская экспансия охватила только долину Рейна, юг Баварии и незначительные части других немецких земель, где христианство стало распространяться уже в первые века по Рождестве Христовом. Именно к этому периоду относится появление нескольких первых германских святых. В основном, мучеников. Остальная часть жителей Германии в это время продолжала поклоняться идолам.
Великое переселение народов IV-VII веков погрузило Европу в хаос и затормозило христианизацию германских земель. Сама Римская империя распалась. На её землях возник ряд враждующих друг с другом варварских королевств. Жизнь христианских общин на столетия была совершенно дезорганизована.
В VI веке началась повторная христианизация Галлии одновременно из двух уцелевших центров христианской жизни - Италии и Ирландии, где святой Патрик в своё время заложил мощную миссионерскую традицию.
В это время преподобный Колумбан Люксейский с учениками заново обратил в христианство значительную часть жителей земель, ставших современной Францией.
В VII столетии следующее поколение миссионеров с Британских остовов, во главе со святителем Вонифатием Майнцским, начало проповедь в Германии.
К концу жизни "апостола Германии" в Баварии появилось несколько епископских кафедр, которые подчинялись архиепископу Майнцскому, и крупные монастыри, например, Фульда и Фрицлар, ставшие центрами миссионерства и учёности.
Ученики святителя Вонифатия из Фульды, а также новые миссионеры из Франкского королевства и с Британских островов впоследствии просветили также земли вокруг Ольденбурга, Бремена и других городов на Северо-Западе нынешней Германии. И на этом распространение Православия было окончено, так как в ходе раскола 1054 года, германские епископские кафедры остались под властью Римского папы.
Нужно добавить, что католики продолжили миссию в регионе. В XIII веке славянские племена Пруссии и других земель к востоку от неё были окатоличены с применением ряда насильственных мер и подчинены Римской кафедре.
В XVI веке именно с Германии начался антикатолический протест, Реформация, разделивший Европу на два лагеря, но при этом, к сожалению, не приведший к возвращению протестантов в Церковь Христову.
Возвращение Православия в Германию началось с открытием храмов Русской Православной Церкви. В 1718 году в Берлине открывается часовня при русском посольстве, ставшая со временем полноценным посольским храмом.
Из-за множества русских аристократов, посещающих немецкие курорты, в середине XIX столетия в ряде городов Германии также открываются православные храмы.
Первая (после гражданской войны в России) и вторая (после развала СССР) волны эмиграции из России, а также трудовая миграция из Греции, Болгарии, Румынии и других стран Восточной Европы ещё более оживили жизнь Православной Церкви на территории Германии.
Они способствовали созданию целого ряда церковных объединений под омофором нескольких Поместных Православных Церквей. Сегодня численность православных христиан в Германии оценивается в 1-2% населения страны.
Священномученик Вонифатий Германский
Священномученик Вонифатий Германский, "апостол Германии". Икона
Архиепископ Майнцский, получивший почётное наименование "апостол Германии", родился в VII веке на территории современной Англии в Уэссекском королевстве. Мальчик принадлежал к местной аристократии, получил хорошее образование и с детства мечтал о монашестве.
Он же Вонифатий (Бонифаций) Майнцский, Вонифатий Фульдский, Вонифатий Кредитонский, "апостол Германии".
В VII веке на территории современной Англии, в Уэссекском королевстве родился мальчик Винфрид. Он принадлежал к числу местной аристократии и воспитывался лучшими по тем временам учителями – британскими монахами. Следствием такого воспитания будущего святого стала его тяга к монашеству, проявившаяся ещё в раннем детстве.
Отец видел в Винфриде будущего феодала и поначалу был против вступления сына в монастырь, но после исцеления от тяжёлой болезни, посвятил малыша Богу. С семи лет Винфрид стал постоянно жить в монастыре аббата Вульфхарда в Эксетере, с четырнадцати – в аббатстве Нутскелле под Саутгемптоном.
В аббатстве Нутскелле, теперь уже Вонифатий, получил хорошее классическое образование, изучил латынь и греческий и со временем стал преподавателем школы. Здесь же он принял священнический сан и написал несколько своих первых сочинений.
Но душа святого всегда стремилась следовать путём апостолов. В Возрасте 40-ка лет святой Вонифатий с несколькими помощниками, отправился в своё первое миссионерское путешествие – во Фризию. Миссия не принесла богатых плодов, но дала проповеднику важный опыт.
В 717 году святой на некоторое время стал аббатом монастыря Нурслинг, но быстро оставил обитель новому настоятелю и отправился в Рим за поддержкой папы. Папа Григорий II радушно принял миссионера и своим авторитетом поддержал его стремление проповедовать в землях Германии. После этого, святой Вонифатий отправился в Тюрингию, где миссия также была неудачной.
Святой не унывал и решил снова перебраться во Фризию, где к этому времени сменился король. Здесь он три года помогал святителю Виллиброрду Утрехтскому и проповедь, наконец, принесла первые плоды. Затем Вонифатий перебрался в Тюрингию и Гессен, где ему удалось обратить в христианство двух вождей и многих их подданных. В 721-м году он сумел основать монастырь в Амёнебурге на реке Ом.
Узнав об успехах проповеди, Римский папа рукоположил Вонифатия во епископы с титулом Зарейнского. Все земли к востоку от Рейна стали полем проповеди нового святителя, а окружное духовенство обязано было подчиняться ему.
В Гессене святитель первым делом собственноручно срубил «священный» дуб. Это произошло при большом стечении народа, который явно увидел бессилие языческих божеств и во множестве начал принимать христианство. Части поверженного дерева пошли на сооружение часовни, вокруг которой вскоре вырос монастырь Фрицлар.
В основанных монастырях святителем готовились новые проповедники и священники. Также, по его просьбе, с Британских островов прибыли новые миссионеры. Жители Гессена и Тюрингии начали массово креститься. Аристократы, ставшие новыми христианами, стали воздвигать по городам и весям новые храмы. Был основан монастырь Ордруф на реке Орн. Всё это случилось в течение 10-ти лет.
Оценив труды святителя, Римский понтифик возвёл его в сан архиепископа и поручил устроение церковной жизни в Баварии и Алемании. Подчинённая святому Вонифатию церковная область теперь была разделена на несколько епархий: пять в Баварии и три в Гессене и Тюрингии.
Заботами святителя в этих епархиях были основаны новые монастыри. Один из них, монастырь Фульда, стал особенно крупным и впоследствии прославился, как центр учёности и миссионерства регионального значения и ставропигия Римского первосвященника.
С 741-го года, при поддержке новых Римского папы и мажордома Франции, святитель решился реформировать церковную жизнь уже всего Франкского королевства. Он сумел образумить многих нерадивых франкских епископов, вернуть нравственность в среду священства.
Под председательством архиепископа возобновились регулярные архиерейские соборы. В монастырях был повсеместно принят устав преподобного Венедикта Нурсийского.
В последние годы своей жизни святой Вонифатий решил завершить миссию во Фризии, где ещё оставалось множество язычников. В 753-м году многие жители этой области обратились в христианство под влиянием проповеди святого. На зиму он вернулся к себе в Майнц, а весной вновь отправился во Фризию.
День Пятидесятницы 754-го года святитель со своей новой паствой встретил на реке Борн близ местечка Доккум. Здесь на архиепископа и его спутников напали вооружённые язычники. Так святой Вонифатий принял мученическую кончину.
Мощи священномученика Вонифатия были найдены и, согласно завещанию святого, перевезены в Фульдское аббатство. Сегодня его почитают в Германии, Нидерландах и Великобритании.
Преподобная Лиоба Бишофсхаймская
Преподобная Лиоба (Лиобгита, Леоба) Бишофсхаймская (Таубербискофсгеймская) @ВКонтакте, https://vk.com/wall-179015318_78353 Даже такие гиганты духа, как Вонифатий Германский, временами испытывали упадок сил. В такие моменты святой письменно поверял свои беды своей духовной сестре (которая также приходилась ему дальней родственницей по крови) преподобной Лиобе и его душе становилось легче.
Будущая святая родилась в английском графстве Дорсетшир в Англии в VIII столетии и принадлежала к дворянскому роду. По Преданию, мать Лиобы Эдда страдала от бесплодия и вымолила у Бога дочку, пообещав посвятить её жизнь Господу.
Девочку крестили с именем Трутгеба, но домашние ласково называли её "возлюбленной" ("Лиобой") и именно это имя она впоследствии носила в постриге, который приняла ещё юной.
Своё образование, в соответствии с родительским обетом, девочка получала в нескольких монастырях. Она хорошо владела латынью, писала стихи и была знакома с огромным массивом церковной литературы.
В 748-ом году епископ Вонифатий попросил игуменью отпустить Лиобу и ещё три десятка сестёр под его начало, для проповеди в среде германских язычников. Лиоба была для всех примером благочестия и вскоре десятки, а затем и сотни новых сестёр стали появляться в её обители.
Со временем, сёстры расходились по другим землям Германии, где создавали множество новых обителей. Игуменья Лиоба ввела в своих женских монастырях устав, который предписывал сёстрам три главных дела - труд, образование и молитву.
Авторитет игуменьи был столь велик, что её совета просили короли и королевы Франции, а также многие епископы.
(Окончание следует)