Хагги ВаггиКомплексное заключение по объекту (изделию), позиционируемому производителями и продавцами как «детская игрушка»Игорь Понкин, Вера Абраменкова ВВОДНАЯ ЧАСТЬДанные о специалистах. Комиссия в составе
Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор (стаж научной деятельности – 33 года, стаж экспертной деятельности – 22 года), председатель комиссии,
Абраменкова Вера Васильевна, доктор психологических наук (стаж научной деятельности – 47 года, стаж экспертной деятельности – 28 лет), член комиссии, – провела комплексное (психолого-юридическое) исследование предложенного для исследования материала в рамках поставленных перед специалистами вопросов.
Объект исследования. Комиссия провела исследование объекта Хагги Вагги (детальное описание приведено ниже, в основной части настоящего заключения), позиционируемого производителями, рекламодателями и продавцами как «детская игрушка». Объект представлен в виде изделия, изготовленного по технологии мягкой игрушки.
Предмет исследования: смысловые содержание и направленность указанного объекта, особенности его воздействия на здоровье и развитие детей (в том числе их интеллектуальное, нравственное, психическое состояние и развитие), с позиций их психологической, юридической (в том числе юридико-психологической) и нравственно-этической оценок.
Исследование проводилось в рамках следующих вопросов:Какое воздействие при использовании объекта Хагги Вагги в качестве игрушки для детей оказывается на интеллектуальное, нравственное, психическое здоровье и развитие детей? В чём конкретно это воздействие состоит и проявляется, каковы его последствия?
Как соотносится распространение и рекламирование объекта Хагги Вагги в качестве игрушки для детей с требованиями, установленными Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и другими правовыми актами?
Методология исследования. Исследование построено на авторской функционально-инструментальной методологии производства экспертизы детских игрушек (а также объектов, не являющихся детскими игрушками, но которые позиционируются в качестве игрушек производителями, рекламодателями и продавцами таких изделий) и детской игровой среды[1].
В рамках проведённого психологического и психолого-юридического исследования были использованы методы психо-семантического анализа, визуального контент-анализа, логического анализа, ряд иных методов[2].
Время производства исследования: 25 сентября – 1 октября 2022 г.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ.Объект Хагги Вагги (англ. –
Huggy Wuggy, иногда встречается написание как Хаги Ваги) – персонаж компьютерной игры «
Poppy Playtime» 2021 года в так называемом в жанре «survival horror» (условно можно перевести: выживание в условиях ужасов).
В названии объекта использована окказиональная лексема
Huggy, которая семантически связана с глаголом
to hug – «обнимать», «облапить», «крепко схватить и удерживать»), что даёт основания условно в данном контексте перевести это слово как «обнимашка». Заметим также, учитывая, что большинство школьников страны изучает в школах в качестве иностранного языка английский язык, то с большой вероятностью наименование объекта будет прочитано и переведено ими как «Обнимашка-Вугги». Некоторые электронные переводчики так и переводят «
Huggy Wuggy» – как «Обнимашка-Вугги». Это семантическое значение так же подлежит учёту при исследовании облика указанного объекта.
Визуально исследуемый объект представляет собой изделие, изготовленное по технологии мягкой игрушки, имеющее некоторые визуальные и структурные признаки антропоморфного (человекоподобного) существа с гипертрофированно вытянутыми конечностями, с покрывающим его синим (в большинстве случаев) мехом. Объект имеет облик вымышленного существа, обладает головой неестественной формы (напоминающей искривлённый треугольник) и гипертрофированно увеличенной, неестественного вида (то есть нет референций к реальным представителям животного мира) пастью (обрамлённой подобием губ кроваво-красного цвета, скорее – одной выраженно кроваво-красного цвета губой по всему периметру пасти), с несколькими рядами острых зубов (как у акулы), раскрытой в устрашающем и угрожающем, хищном оскале.
У некоторых представленных в продаже экземпляров воплощено (посредством нитей) изображение тянущихся от верхней к нижней части пасти слюней.
Нос не обозначен. Достраивается образ парой глаз с неестественно расширенными антропоморфными зрачками, имеющими визуальное сходство со зрачками глаз человека, находящегося в состоянии глубокого наркотического опьянения.
Цвет меха объекта в большинстве случаев – синий, хотя встречаются оранжевые, серые, желтые расцветки, расцветки в цветах флага гомосексуального движения (с распознаваемой целью пропаганды внешней атрибутики гомосексуальной субкультуры детям).
В продаже встречаются объекты Хагги Вагги разного размера и разных пропорций элементов корпуса (конечности, туловище).
Известен также «женский» вариант – «подружка» этого монстра, имеющая наименование Кисси Мисси (англ. –
Kissy Missy) – как правило, розового цвета, а также серия «игрушек» по мотивам объекта Хагги Вагги – например, антропоморфные коты и зайцы со схожей неестественно растянутой в оскале пастью (такие объекты не являются предметом настоящего заключения).
Исследование объекта Хагги Вагги даёт достаточные и убедительные основания для вывода о том, что семантическое значение данного объекта (прежде всего намеренно гипертрофированно искаженного телосложения и гипертрофированного, выраженно злобного оскала хищной пасти) состоит в формировании выраженно артикулируемой квинтэссенции образа жестокости, хищного и безжалостного зла в облике представляемого взрослыми как привлекательного для детей игрового объекта (игрового образа).
Существенно важным является то, что исследуемый объект (если не обращать внимания на слишком длинные конечности) выполнен схематически в физических пропорциях подростка / ребёнка, что, полагаем, сделано для более явной идентификации себя играющим с данным объектом ребёнком, что облегчает установление особого личностного отношения посредством телесного контакта.
Существенный отличительный (от любых игрушек) признак объекта Хагги Вагги – его гипертрофированно увеличенная, неестественного вида (нет референций к реальным представителям животного мира) пасть с несколькими рядами острых длинных зубов (подобно взрослой акуле), раскрытая в устрашающем и угрожающем, хищного вида оскале. Такой оскал всегда в восприятии человека является явным признаком угрозы и опасности для жизни (с отсылкой к нападениям бешеных животных или диких хищников), и он не может быть воспринят с игнорированием угроз, им демонстрируемых. Ребёнок даже 2–4 летнего возраста это уже хорошо понимает, и этот оскал может в определённых условиях (трогание руками внутренней поверхности пасти и касание острых зубов) вызвать у маленького ребёнка страх и даже ужас. Характерно, что ребенок дошкольного возраста хорошо представляет выражение агрессии в визуальных образах, отсюда в детских рисунках на тему «плохого, злого» присутствуют, как правило, зубы, когти, острые гребни т.п.
В случае однократного кратковременного визуального восприятия объекта ребёнок, скорее всего, это забудет. Но при приобретении такого объекта ребёнку, как правило, дети склонны класть мягкие игрушки с собой в кровать, при этом эффект «идентификации с агрессором» будет многократно усилен.
Сильное и долговременное по негативным последствиям воздействие этого объекта на ребёнка вполне прогнозируемо при навязывании его в качестве игрушки в пользование и нахождении его в физической близости рядом с ребёнком, в пределах его игровой и бытовой среды. Такое воздействие будет разрушительно для психического здоровья ребёнка, причём отложенные производные и необратимые последствия могут быть проявлены много позже в неосознаваемых установках на применение агрессии или на осуществление виктимного поведения (поведения жертвы), могут в последующем привести к патологическим проблемам в его жизни. Вероятность этого высока.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что производство, распространение (продажа, передача в дар, в том числе посредством розыгрыша как приза, использование объекта в различных инсценировках, квестах-шоу, типа «Щенки играют с Хагги Вагги», и пр.), рекламирование и попустительство взрослых к использованию детьми объекта Хагги Вагги грубейшим образом нарушает требования Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которым к информации, распространение которой среди детей определённых возрастных категорий ограничено, отнесена, в частности,
информация, вызывающая у детей страх, ужас или панику (пункт 2 части 3 статьи 5). Кроме того, исследуемый объект нарушает и требование статьи 7 названного Федерального закона, согласно которой к информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет,
может быть отнесена (допущена)
информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей (в том числе содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия)
при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Один из экспертов – авторов настоящего заключения – непосредственно наблюдал картину, когда мальчик 6–7 лет, соединив верхние конечности (на них в некоторых вариациях присутствуют липучки) объекта у себя на шее, стал раскачиваться и «руки», нажимая на горло мальчика, как бы душили его. Сначала на лице ребёнка было выражение неудовольствия, но затем он ещё сильнее стал качаться из стороны в сторону и воздействие усилилось, и это стало нравиться ребёнку, что отразилось на лице. Комплекс состояний боли, страдания и, в определённой мере, мазохистского удовольствия может закрепиться, и может сформироваться склонность к известным встречающимся в подростковом возрасте ауто-агрессивным действиям через нанесение себе ран, которые, в отдельных случаях, приводили к суицидальным последствиям.
Поскольку исследуемый объект воплощает в себе квинтэссенцию образа зла и жестокости (что подтверждается изначальной аттрактивной привязкой этого образа именно к игре в жанре и модальности «игры ужасов» или «игры в ужасы», также реализуется в вышеописанных элементах внешнего вида исследуемого объекта), это даёт основания считать, что производство, распространение (продажа, передача в дар посредством розыгрыша как приза или использование в шоу и пр.), рекламирование и попустительство использованию (в том числе хранению) детьми объекта Хагги Вагги также грубейшим образом нарушает ряд положений указанного Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ в части установленных им ограничений на распространение информации среди детей определённых возрастных категорий.
Объект Хагги Вагги с вышеописанным внешним обликом и соответствующим семантическим значением, транслируемым детям, позиционируется и навязывается взрослыми как «игрушка» для детей, что уже само по себе принудительно презюмирует его не только безопасность и психологическую нормальность для детей, но и некую комплиментарность и эмпатийность этой игрушки для детей («друг», «подружка»). Более того, реклама (авторами настоящего заключения было проанализировано несколько десятков рекламных материалов – рекламирующих объект Хагги Вагги) формирует образ объекта Хагги Вагги в категориях «классная», «отличная», «крутая» «игрушка». И закрепляется этот образ тем, что ему вменяется номинативный атрибут «обнимашка», что целенаправленно ещё более подчеркивает его допустимую относимость к детским игрушкам (по замыслу его изготовителей и распространителей).
Тем самым, в сознании ребёнка интроективно формируется неразрешимый кризисный парадокс и деструктивный конфликт: презюмируется «доброе зло» или «злое добро» (в иных категориях: «хорошее плохое» или «плохое хорошее»; ещё иначе: смешение и сочетание «обаятельный кошмарный монстр» или «кошмарно-монструозный обаяшка»), что объективно разрушительно, крайне деструктивно для психики, для психологического здоровья и развития ребёнка. Причём это «доброе зло» в якобы привлекательном контексте преподносится взрослыми, которым дети склонны, как правило, доверять, так как это осуществляется с согласия самих родителей, что в итоге усиливает негативное воздействие от вовлечения указанного объекта во внутренний мир ребёнка.
Ребёнок, в отличие от взрослого, в силу возрастных особенностей ещё не способен понять, что «это шутка такая», у него присутствует реакция на новизну. Ребёнок понимает этот объект именно как такое одобряемое взрослыми сочетание принципиально несочетаемого, которое разрушительно для его существующих духовно-нравственных установок, теперь уже воспринимаемых как ложных («родители мне раньше лгали»). То есть в сознании ребёнка приобретение взрослыми членами семьи Хагги Вагги как подарка входит в противоречие с ранее продекларированными представлениями о добре, когда здесь происходит смешивание, понятий и образов добра и зла, хорошего и плохого, доброго (безопасного) и страшного (опасного). Это эффект «эстетизации зла» через формирование его привлекательного игрового образа.
Всё это повлечёт выраженно разрушительные последствия для психики и для нравственного здоровья ребёнка. В том числе и в части разрушения у ребёнка здорового механизма дистанцирования от насилия, вызывающего страх, как основы инстинкта самосохранения и убережения, сохранения и защиты себя от опасности, о которой в случае столкновения с дикими животными или бешеными домашними животными свидетельствует злобный, угрожающий оскал животного.
Если исследуемый объект, как было выявлено в ходе его исследования, способен, в частности, испугать маленьких детей и вызвать в отношении них другие описанные выше последствия, то в отношении более старших детей воздействие объекта более сложное, а именно, выявлено в ходе исследования, что воздействие исследуемого объекта направлено на танатизацию сознания (формирование влечения к семантике смерти, зла, разрушения, жестокого насилия) и на внедрение установок на размытие грани между добром и злом («добро и зло всё стало тенью»), следствием чего является принудительное формирование у детей принятия возможности и оправданности зла и насилия.
В исследуемом объекте выявлена основная направленность воздействия не столько на сиюминутные реакции, сколько на отложенные разрушительные для психики ребёнка последствия. Привнесение этого объекта в детскую игровую среду в качестве игрушки, с высокой степенью вероятности, повлечёт в последующем крайне опасный интерес детей к насилию и жестокости, как таковым, к оправданию и нормальности экстремизма, например, к признанной террористической и запрещённой в России идеологии и организациям «Колумбайн» (массовые убийства в школах).
Исходя из вышесказанного, считаем, что производство, распространение (продажа, передача в дар посредством розыгрыша как приза, использование в шоу и пр.), рекламирование и попустительство к использованию в образовательных организациях объекта Хагги Вагги грубейшим образом нарушает требования Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» – относительно информации причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, запрещённой для распространения среди детей (часть 2 статьи 5), в том числе запрет распространения среди детей информации, побуждающей осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным (пункт 3 части 2 статьи 5), а также запрет распространения информации, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленной на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий (пункт 1 части 2 статьи 5).
(Окончание следует)