Зона Брока – зона, где нас пытаются лишить речи и памятиС.С. Морозову, Автору повести «Зона Брока» («Наш современник», № 12, 2008)Уважаемый Сергей Сергеевич!
С Новым 2009 годом и Рождеством Христовым!
Думаю, что это письмо нескоро к Вам дойдет, поэтому и отдаю его на «Русское воскресенье». Но хочу сказать, что великую и важную надежду порождаете Вы своими трудами, образами и мыслью.
Иногда тяжко до невыносимости из-за державной недо… у правителей, безверья, обманов и пошлости, цинизма «культурованцев». В 1994 году на съезде власти писателей я сказал, что отечественная литература заморозилась. Конечно, не так это было. Но было много плача, скорби, страдания. А как же иначе? Ведь потеряли, казалось, почти все. И государственное, и человеческое. И забывать стали, что было светлого и возвышенного, что просто было доброго семейного (помню, когда жил в сибирско-омской деревне и после войны на Полтавщине, ни разу не слышал в присутствии детей и стариков мата и мерзкой ругани). Сейчас ругань сплошь и рядом от темноты, невежества, модного интеллигентничанья, от цинизма и наглой спеси оккупанта.
Пятнадцать лет я пытаюсь сплотить сотоварищей, писателей России, писателей истинно русских и нерусских. Все время говорил о необходимости ободрить народ, дать ему веру и надежду, показать, что он выходил из разных, сложных и глобальных испытаний еще более окрепшим и прекрасным, как Иван-царевич, окунувшийся в кипящий котел. Я старался и в предсейсмические перестроечные годы прочерчивать линию созидания и самопожертвования. Искать героев, на которых можно было бы опереться, увидеть результат их усилий. Я, как и Вы, историк, поэтому искал их в прошлом (да это было мне близко и не вызывало молниеносных гонений, после того, как в конце 1980 года меня освободили от обязанностей главного редактора «Комсомолки» за серию разоблачений взяточников Северного Кавказа, а главное, за то, что ввел на страницы газеты русских писателей (за два с половиной года более 200 человек, что с 1975 года было невиданным проявлением шовинизма). И Бог даровал мне после изгнания творческую свободу и время. За эти годы я написал романы и повести «Росс непобедимый», «Тульский энциклопедист», «Флотовождь». В центре герои, подвижники – «дела делатели» (Болотов). Мне казалось, что из рутины, некой исторической беспечности, («застоя») надо вырываться созиданием. Это и герои «Росса», в конце XVIII века, разгромив турок, создали Новороссию, красавцы-города Одессу, Херсон, Николаев, Таганрог, ростов, Елизаветград, Севастополь, выстроившие Черноморский флот. Это Андрей Тимофеевич Болотов, выведший сотни сортов яблонь, слив, вишен, смородины, создавший первые образцы русского садово-паркового искусства, создавший первый русский детский театр, выпустивший первые две экономические газеты в России: «Сельский житель» и «Экономический магазин», «лучший экономист России», как представили его Екатерине II, и т.д., и т.д. И еще, это по нашей линии, он написал 350 (!) томов или, скажем, блокнотов-тетрадей сочинений о его времени, событиях, о людях и духе эпохи. Я читал их в «Ленинке», библиотеке «Салтыкова-Щедрина», пушкинском доме, в архивах. Всматривался, нюхал, трогал пальцами и восхищался неутомимости, энергии, наблюдательности и заботе о нас. Ведь они вышли (всего 4 тома в 1871 году) после его смерти и очень точно были названы «записки Андрея Тимофеевича Болотова, написанные им самим для своих потомков» (Вот как, для потомков!). Ну и, конечно, главная радость, отпущенная мне с небес, это почти тридцатилетняя работа над книгами о Федоре Федоровиче Ушакове. Еще в Николаеве, куда я приехал после окончания Киевского университета в 1956 году, я упивался духом XVIII века, его героями и подвижниками Потемкиным, Румянцевым, Фалеевым, де Рибасом, Безбородко. Чтил Екатерину, и вот повезло на всю жизнь.
Началась перестройки, и я понял: надо выдвинуть на первый план героев победительных, созидательных, неунывающих. И был уверен, что нам понадобятся Суворов, Ушаков, Болотов. Огорошил своих коллег лозунгом: «К топору зовите Русь!» Кое-кто зааплодировал, а потом осекся, когда я завершил лозунг: «Но не к топору разбойника и ушкуйника, а к топору плотника, к топору строителя!» Мне казалось, что вот сейчас и развернется созидательная работа. Но до нее руки не доходили: митинги, многоречивые тусовки внедряющих мысль в наше общество, что мы безнадежно отстали от мировой цивилизации, от ее стандартов и героев. И вот тут-то выявилось, что вмешательство в зону Брока, зону памяти народа, его речи пошло не только на уровне общественных групп и зарубежных центров, но и на уровне государственных структур, которые вместе со своими зарубежными хозяевами принялись изменять духовный строй, память и язык нашего человека. Сначала партия во главе с фальсификатором и извратителем, подтасовщиком (вспомним его статью против антиисторизма 1972 г ) А.Н. Яковлевым (а именно он и был в 80-х годах во главе ее) под видом борьбы с догматизмом выщелачивала советский положительный опыт, победу в Великой Отечественной, отрицала историческую связь поколений. Ну а потом великие «либералы» полностью оседлали зону Брока. Какие только «научные изыскания» не проводились, чтобы лишить русского человека всякого достоинства, чести и гордости, лишить его традиции. Ибо гордиться, собственно, ему, утверждали они, было нечем: история, залитая кровью и нечистотами, уродливые, трусливые, тупые герои, что имперских, что мужицких кровей. «народ раб, русский человек алкоголик, бездельник, вор и т.д.» И что страшно, в это многие стали верить, смирились с этими стандартами и стали следовать им, ибо это было не только прописано, напечатано, но и предписано. Именно в эти 90-е годы пришлось беспощадно и бескомпромиссно бороться за «Героя». Мне посчастливилось, я выводил на читательскую аудиторию святого праведного адмирала Федора Ушакова. Юрий Лощиц Дмитрия Донского, Александр Сегень Александра Невского и Ивана III, Сергей Перевезенцев Ивана Грозного, Олег Михайлов Александра Суворова, Павел Пожигайло Александра Столыпина, Владимир Карпов генералиссимуса Сталина, Николай Скатов Александра Пушкина. И какие только запруды и плотины в кино, на телевидении, в книгоиздании не ставили этим героям. Но испытываю и удовлетворение, ведь именно они стали в ряду забавы, которую начало телевидение, «Имя России». Забавы, которая превратилась во всероссийский исторический поиск и завершилась бы конфузом для организаторов, если бы митрополит Кирилл не повернул опрос на нравственную колею, доходчиво не объяснил массовой аудитории, какими качествами должен обладать государственный деятель, подвижник, державник и духовный вождь. Слава Богу, что в этом опросе первое место занял Александр Невский – святой благоверный князь, что не раз спасал Русь и в те длгие средневековые годы, и в 1941 году, когда вождь советской державы, преследовавшей церковь, в ноябре 1941 года обратился к последнему резерву, который оставался у страны: «Пусть вдохновляет вас образ великих предков», – обратился Сталин к уходящим в последний бой под Москвой нашим воинам. И первым он назвал Александра Невского – святого русского Православия.
Но это история. А что же сегодня-то не осталось тех, кто может поддержать павших духом, кто своим подвигом самопожертвования может зажечь сердца, кто уводит из духовной пустыни соотечественников? Кто, сжав зубы, проявляя долготерпение, трудится на благо Отечества? Хотя в этом Отечестве основные и многомиллионные блага получают олигархи, мафиозные пацаны и обслуживающее ложь жулье. Но ведь не в силе Бог, а в правде! Ну а где же те, кто ищет, находит и борется за эту правду? Еще несколько лет назад я бы, наверное, не ответил, что таких людей явила наша литература. Но вот в начале XXI века мы провели несколько детских конкурсов сочинений о героях, которых знают школьники, – из прошлого и настоящего. Особо поразил конкурс «Слово о героях», посвященный 60-й годовщине Победы. Дети преподнесли нам великий урок. Они описали своих дедушек и прадедушек, простых людей державы, как великих былинных героев, они описали нашу Победу в самых возвышенных тонах. Они, вопреки комитету антипобеды, вопреки попыткам овладеть зоной Брока нашего народа, через лучших своих учителей, наших писателей, родителей заявили, что они хотят жить в стране-победительнице, хотят гордиться и подражать героям Великой Отечественной. И это после десятилетий грязных потоков, выпущенных на Великую Отечественную войну. А детский конкурс этого года «Спешите делать Добро!» выявил столько добрых людей, которых описали дети. Тут и родители, и учителя, и соседи, и военные, и механизаторы, и случайные встречные, и давние знакомые. Вот бы их всех в книгу.
Герой одной из Ваших повестей «Репетиция апокалипсиса» ощущает, что стране, времени нужен реальный герой. Он бросает даже камень в Илью Муромца. Очень уж он мифологичен, очень победоносен. Надо бы что-нибудь поближе к нашей жизни – «Василий Теркин или хотя бы Глеб Жеглов». Критик Ирина Рябий заметила, что Ваш писательский поиск связан с вашей собственной идеологической установкой: нужны новые люди – здоровая нация, патриоты Отечества. Конечно, их надо, как в традиции русской литературы вывести из реальности. Или, если мы еще не разглядели их, то «вырастить» на страницах романов и повестей. Социальная инженерия? Да нет, духовная жажда общества – опереться на людей поступка, действия, высокого духа. Дак вот, сегодня в литературе появились люди, способные противостоять злу, несогласиться с массовым безволием, безразличием. Они не Робины Гуды и победоносные былинные богатыри. Они честные, благородные, а главное, духовно вооруженные, оснащенные наши современники.
В прошлом году мы обсуждали у нас, в Союзе писателей необычную книгу, необычного в писательских кругах автора, человека разведки и анализа. Но вот в его книге «Альфа и Омега» действует человек высокой Веры и стойкости, прошедший Чечню и потерявший ноги, но не сломившийся перед сегодняшним беспределом власти и мафии, человеческого бессердечия и низости. Книга «Альфа и Омега» В. Епишина стала знаком некоторого изменения в литературе пессимизма, горечи и отчаяния, которая не могла не появиться. Я написал к ней краткое предисловие.
И вот «Зона Брока», зона, которая отвечает за речь, для Вас это уже столбовая дорога. Как бы не был поражен русский человек, какой бы поражающий осколок не загнали в его память, он оживает, если перед ним стоит вековечная книга его предков «Библия», образы детства, братского воинства. А дальше полная наших российских приключений повесть. Тут все правдиво, горько, полно живых людей, их бед и нынешнего полуживого состояния. Один Петрович, колоритнейший русский мужик, дальнобойщик и работяга, рассыпающий двусловия, прибаутки, глубинно открыт милосердию и молитве. Но все пока безмолвствуют. И только немой монах умеет бросить вызов бандитской шайке, выходцам из Кавказских гор, но нет тут никакого разжигания национальной розни, ибо рядом достойные и благородные кавказцы.
Что интересно в «Альфе и Омеге» и в «Зоне Брока» подлинные герои – люди Веры, монахи, скорее в миру, бывшие бойцы в афганской и чеченской войнах. Там в их среде прорастала Вера. Они смотрели смерти в лицо, она почти достигла их, но они выжили, вымолили себя, устояли в этом мире и помогают устоять другим. Действительно, Вера может сделать чудеса и сделать обыкновенного человека героем. И вы это размышление, эту мысль прекрасно, образно, художественно перевели из области ума в область чувств. И еще, главное у Вас, как же целятся в «зону Брока» нашего народа, как хотят ею управлять, и делать не просто Иванов не помнящих родства, а манкуртов, а бессловесных рабов бездуховного чудовища рынка, прибыли, чистогана, эвтаназии, шокинговой шизофрении, духовной и плотской проституции. И защитить нашу Память, наше Слово – защитить зону Брока, может быть, главная задача отечественной литературы.
Валерий Ганичев
http://www.voskres.ru/literature/critics/ganichev.htm