Вашингтон вербует преподавателей российских вузов В дни торжественного въезда демократов в Белый Дом и ликования больного постлиберализмом американского электората российским СМИ следует обратить внимание не на эту, организованную постбихевиористскими политтехнологами истерию, а на активизацию деятельности американских государственных структур на территории России. Еще до начала официального правления Барака Обамы государственным департаментом США был запланирован целый ряд стратегий, способствующих подтачиванию фундаментальных основ российского общества.
Базовые компоненты русской идеи, русского мироощущения только к середине первого десятилетия XXI века начали проявлять тенденции к самовосстановлению, пытаться показать свой голос сквозь бетонный слой либеральной демократии, которым страна была залита в начале 90-х. Однако «мягкие и лояльные» американские демократы совершенно не планируют оставить свои попытки заглушить эти проявления коллективного самосознания россиян. Кроме того, их стратегии не обладают какими-то особенными инновационными характеристиками по сравнению с теми, что были использованы против СССР в 70-х - 80-х годах.
Основная ставка наших заокеанских партнеров будет, как всегда, сделана на «растление» элиты и, прежде всего, ее интеллектуальной составляющей. Диссиденты «рождались» на пресловутых «кухнях», но не только это их объединяет. Практически все они, так или иначе, принадлежали к научному сообществу, категории «пролетариев умственного труда», и именно на них сделали свою основную ставку американские стратеги при планировании процесса популяризации западных «ценностей» и образа жизни американского и европейского обществ в России. Создание в 70-е годы академиком Джерменом Гвишиани Института Системных Исследований (этот факт явился следствием активной работы известной «Трехсторонней комиссии» с нашим политическим истэблишментом) положило начало трансляции идей «управляемости мировым сообществом», «перестройки», «гласности» на политическую и научную элиту России.
В настоящее время Россия является страной несравненно более «открытой», чем в 80-е и, тем более, 70-е годы, и поэтому наряду с открыто ведущими свою деятельность проамериканскими НПО и интеллектуальными сообществами свою идеологически деструктивную работу проводят и официальные представители государственной власти США. Государственный департамент США совершенно открыто презентует программы, которые можно назвать стратегиями интеллектуальных и гуманитарных диверсий. Так, в первых числах декабря 2008 года по крупнейшим вузам Москвы (основной удар был нацелен на МГУ) через американское посольство в Москве было разослано предложение Государственного департамента США направить опытных преподавателей для их стажировки на территории Америки. Внешне безобидное заявление таит в некоторых своих аспектах однозначные «сигналы», которые проявляются в основном в «неофициальных» письмах в те или иные ректораты. Экземпляр одного такого «письма» оказался в нашем распоряжении, что послужило поводом для написания этой статьи.
Если в официальных заявлениях указано, что Вашингтон набирает «опытных преподавателей вузов, которые занимаются разработкой курсов по американистике», то в «письме» эта постановка вопроса выглядит иначе: «ищем преподавателей вузов с минимальным опытом преподавания 5 лет, свободно владеющих английским языком и участвующих в разработке новых курсов». То есть, в реальности «американистика» заменяется «новыми курсами» (расширяется поле охвата), а к соискателям предъявляются более жесткие требования (не размытое «опытный», а конкретное «5 лет»). Это фактически означает, что Америка рассматривает каждый инновационный образовательный курс в той или иной сфере российского высшего образования как объект для своего тщательного «патронажа». Кроме того, в «письме» достаточно четко определен желательный возраст специалистов – 30-35 лет, то есть именно тот период жизни, когда в человеке окончательно сформировались профессиональные навыки, но еще не устоялся определенный взгляд на мир, не выработан твердый идейно–психологический стержень. Недаром Госдеп США указал самую верхнюю планку кандидата в 50 лет. Такое условие диктуется не только вышеуказанными мотивами, но и совершенно определенными «видами» на этих молодых специалистов, среди которых учитывается дальнейший срок преподавания этих людей в вузах, степень доверия студенческой аудитории к молодым преподавателям. Кроме того, и в официальной, и в «частной» версии документа выражается настойчивое требование присылать «новых» кандидатов, которые «не были в США по программам Госдепартамента». Такое замечание со всей ясностью показывает стремление американских стратегов расширить сферу своего влияния в России, «обучая» все новых и новых «соискателей».
Любопытно также будет рассмотреть содержание тех курсов, которым будут обучаться вузовские преподаватели на территории Америки около 6-ти недель летом 2009 года. Первым курсом в списке значится «Институт американской цивилизации» (так называемые «институты» будут локальными, и их проведение будет возложено на плечи ведущих университетов США). Эта программа будет предусматривать изучение американского общества, разбор его «культуры» и «ценностей», что предполагает (с американской стороны) само собой разумеющуюся их популяризацию. Кроме базового теоретического курса, объясняющего теоретические основы американской «духовности», постулирующую их совершенность и необходимость их принятия в качестве «золотого стандарта» для всего мира, Госдеп планирует объяснить «дикарям» непосредственное выражение этих культурных феноменов в политической сфере. Этим займется «Институт по американской политике и политической мысли», в рамках которого на базе институционализма и бихевиоризма будет, скорее всего, объяснена необходимость перехода от доктрины Монро (Америка для американцев) к доктрине Вильсона (глобализация под флагом Дяди Сэма). Кроме того, обзор политических институтов США и избирательного права неизбежно «докажут», что демократия в Америке самая демократичная в мире (естественно без объяснения роли неоконов и CFR в сфере «real policy»). Более-менее нейтральным пунктом в программе Госдепа является «институт по современной американской литературе», однако и в его рамках будет проводиться та же пропаганда американских «ценностей». Гораздо более серьезные опасения у нас должен вызывать «институт по внешней политике» (вот уж где разгуляются эксперты Council on Foreign Relations), который убедит наших «курсантов» в целесообразности программы «энергетической безопасности», «борьбы с терроризмом» на Ближнем Востоке, «защите прав человека» в Азии.
«Институт по журналистике и средствам массовой информации», в свою очередь, будет отстаивать перед нашими счастливыми преподавателями американскую концепцию «свободной прессы» и корреляции этой самой свободной прессы (которая почему-то всегда материально зависит от того же Госдепа и CFR) с «общественными интересами» граждан. Наверняка, объясняя нашим «темным», «задавленным путинским режимом» представителям интеллектуальной элиты эту концепцию, американские инструкторы не преминут отметить и ту «свободную прессу», которая уже существует в России в виде, например, «Эха Москвы» и «Новой Газеты».
Кроме того, «рассмотрение стратегии преподавания основ журналистики студентам» неизбежно будет иметь своей целью обратить разработчиков отечественной методологии в свою «веру». Этим еще раз подтверждается надуманность предлога по приглашению «американистов», которая заявлена в официальном источнике. Следующий удар Госдепа будет нанесен по той сфере, которая вызывает наибольшее отвращение, и недовольство у американских стратегов «бжезинского розлива». Речь идет об исконной религии русского народа – Православии. Подрывать остатки веры людей и переманивать их на сторону светского атеизма будет «институт по религиозному плюрализму». Особенно эффективно способствует секуляризации общества утверждение о том, что все религии, секты, культы, научно-конспирологические верования абсолютно равноправны. Этот тезис ставит как субъекта, постулирующего его, так и субъекта, соглашающегося с ним, на некую «третью» позицию, которая оценивает все религии и верования «со стороны». Для нас совершенно очевидно, что эта «третья позиция», которая не связана ни с одной из религий, является атеистической, хотя иерархи Православной Церкви подобрали бы для этого «феномена» более точное выражение. Пытаясь сделать преподавателей российских вузов агентами распространения и трансляции американских ценностей на российское студенчество, Госдеп США «не забыл» также и о среднем образовании в России.
Демонстрирует такую «ответственность» американцев появление еще одного института – «института для специалистов, разрабатывающих программы для средней школы». Совершенно несостоятельными в этом свете кажутся объяснения Госдепа о том, что эти меры будут способствовать «повышению качества преподавания о Соединенных Штатах в средних школах». К сожалению, в российских школах ученики имеют только самое общее представление о средних веках и новом времени в Европе, а иногда столь же приблизительно ориентируются в истории Отечества. Что уж тут говорить об изучении истории США… Поэтому вернее будет предположить, что «повышение качества» означает внедрение в сознание школьников неверных представлений о развитии мировой истории и завышении в ней роли Америки. Уже сейчас среди русских школьников можно встретить «версию» о том, что во вторую мировую войну «фашисты и коммунисты сражались против США».
Таким образом, становится понятным, что реальный курс США по отношению к России остается прежним. Однако в связи с тем, что службы безопасности Российской Федерации осуществляют перманентный мониторинг различных НПО, возникающих на территории РФ, и административными мерами блокируют наиболее «активные из них», американцам показалось более эффективным «выманивать» будущих «носителей демократии» на свою территорию. Речь идет уже не о банальной «утечке мозгов», а о масштабной интеллектуальной диверсии.
Алексей Сидоренкоhttp://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=13&newsid=7730