Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 17:47:38  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Армянская Апостольская Церковь - информация, изучение вопроса о единении  (Прочитано 5349 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Петр А.
Новичок
*
Сообщений: 30


Просмотр профиля
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
« : 20 Февраля 2009, 00:33:21 »

В ХХI в. считать армян еретиками-монофизитами – это предрассудок, считает историк Джованни Гуайта

Москва, 28 марта, Благовест-инфо. То, что армяне в течение полутора тысяч лет считаются еретиками-монофизитами, является предрассудком, который в ХХI веке надо преодолеть, считает богослов, историк восточного христианства, специалист по истории Армении итальянец Джованни Гуайта. 27 марта, выступая с лекцией о великом армянском духовном поэте и святом Григоре Нарекаци в Культурном центре «Покровские ворота» в Москве, Дж.Гуайта призвал внести ясность в это вековое богословское недоразумение, которое отнюдь не способствует единству православных народов.

Сегодня на официальном уровне  -- в формате богословского межправославного диалога, в отношениях высших иерархов православных Церквей с дохалкидонскими – проблем нет, отметил Дж.Гуайта. Например, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата находится в  постоянном доброжелательном  диалоге с представителями Армянской Апостольской Церкви.

Однако «на уровне приходского священника»  дело обстоит совсем иначе: вековые стереотипы отторжения срабатывают, считает исследователь. «Вот армяне крестятся по-другому, приблизительно как католики. Зайдет армянин в православный храм, увидят: «Католик?» «Нет, я армянин». «Монофизит, еще хуже!» -- такую реакцию можно считать типичной, по наблюдениям Дж.Гуайты. Кроме того, этот «предрассудок» можно обнаружить и в учебниках истории Церкви, по которым до сих пор обучаются будущие пастыри в духовных школах РПЦ. Так, рассказ об Армянской Апостольской Церкви содержится в разделе, озаглавленном «Монофизитство».

Как известно, Армянская Апостольская Церковь принадлежит к числу так называемых дохалкидонских Церквей, которые по разным причинам не приняли решения Халкидонского  собора 451 г. На нем, в частности, была повержена монофизитская ересь и  догматически утверждено, что во Христе два естества – Божественное и человеческое. Однако причина неприятия этого собора армянами, по словам историка, не догматическая, а внешняя:  представители древнейшей армянской Церкви не присутствовали на соборе, а в дальнейшем соборные решения стали использоваться разными правителями как инструмент церковно-политического давления, что также не способствовало его принятию. Так, сразу после Халкидонского собора, когда император Юстиниан хотел объединить Церковь, он решил уничтожить армянских феодалов и организовать подвластные ему части Армении по примеру греческих епархий. Армяне сопротивлялись, и , соответственно, не могли принять богословия, навязываемого в такой форме.

Кроме того, закреплению за армянами еретического наименования «монофизиты» способствовали  и неверные трактовки богословских определений, и «чисто лингвистические недоразумения». «По-русски греческое «монофизитство» можно перевести и как «единая», и как «единственная» природа. Армяне считают, что есть единая, а не единственная природа, как говорит ересь монофизитства, отрицающая человеческую природу во Христе. Армяне против этой ереси, о чем всегда ясно говорили молитвы Армянской Церкви, ее Символ веры, а основатель ереси Евтихий всегда считался еретиком. Армянская Апостольская Церковь  учит, что две природы объединились в единую богочеловеческую природу. Кроме того, в греческом языке легко выразить столь многозначное понятие как «природа», т.к. греческое богословие тогда обладало всем аппаратом античной философии. Несмотря на то, что многие армяне в середине первого тысячелетия говорили по-гречески, им было трудно выразить тонкости богословских определений и объяснить их простому народу», -- разъяснил Дж.Гуайта в интервью «Благовест-инфо».

Однако сейчас проблема усугубляется и недопониманием в среде самих армян. По словам Дж.Гуайты, в их среде, особенно в диаспоре, можно встретиться с мнением, что «монофизитство» особым образом связано с идентичностью Армянской Церкви. «Некоторые армянские священники опасаются, что если сказать: мы абсолютно единой веры с русскими, то это приведет к полной ассимиляции. Чтобы этого избежать,  лучше так представить вопрос, что мы, конечно, не монофизты, но все-таки немножко отличаемся». Историк считает такую позицию «большой ошибкой», вызванной «этно-политическими причинами».

Учитывая, что армянская диаспора всегда концентрировалась вокруг Церкви, в советское время, когда в России армянских храмов практически не было, не говоря о школах, угроза ассимиляции была вполне реальной и актуальна до сих пор. «Церковь для армян уже полторы тысячи лет так прочно связана с культурой, с языком, что армянину, конечно,  целесообразнее посещать армянскую церковь», -- говорит Дж.Гуайта. Но он не советует армянам настаивать на том,  «что наша вера настолько отличается от веры православных» – это только разъединяет верующих во Христа.

«Я думаю, что в Эчмиадзине это понимают», -- отметил итальянский исследователь.  «Армянская Церковь должна объяснить прежде всего своей пастве: «Мы православные» и не стесняться сказать это перед всеми православными Церквами», -- заключил он.

(http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=19708)
« Последнее редактирование: 20 Февраля 2009, 00:36:39 от Петр А. » Записан
Петр А.
Новичок
*
Сообщений: 30


Просмотр профиля
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
« Ответ #1 : 20 Февраля 2009, 00:37:58 »

«Неизвестная Церковь-сестра». Интервью с клириками Армянской Апостольской Церкви Ованнесом Асатряном и Азатом Багдасаряном, профессорскими стипендиатами Московской духовной академии


Прошло 20 лет с тех пор, как на встрече с главой Армянской Апостольской Церкви США митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил: «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви». Однако и сегодня Армянская Церковь, одна из древнейших христианских Церквей, по-прежнему остается для членов Русской Церкви полной загадок. Портал «Богослов.Ru» предлагает эксклюзивное интервью с клириками Армянской Церкви дьяконами Ованнесом Асатряном и Азатом Багдасаряном, в котором рассказывается об особенностях богословской, образовательной и литургической сторон жизни Армянской Апостольской Церкви.

— Добрый день! Отец Ованнес, отец Азат, Вы являетесь выпускниками Эчмиадзинской духовой академии. Не могли бы Вы рассказать читателями нашего портала о традициях и образовательном процессе Вашей академии?

О. А.: Академия размещается на территории монастыря Эчмиадзин. В Армении есть еще две семинарии: одна — на Севанском полуострове и еще одна семинария в городе Гюмри.

Немного об истории академии. Эчмиадзинская академия была основана в 1874 году при Католикосе Геворке IV Константинопольском. В 1917 году, в связи с революцией, она закрылась, но благодаря политике Армянской Церкви во время Великой Отечественной войны — на деньги армянской диаспоры был сформирован танковый эшелон — власти СССР академию разрешили открыть, что и сделал Католикос Геворк VI.

Наша академия в данный момент интегрирована в так называемую Болонскую образовательную систему (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры). В данный момент наши студенты обучаются в семинарии 4 года, в академии — 2. При этом обучение в академии является обязательным.

В процессе обучения наши студенты проходят более 45 предметов — это и богословские дисциплины, и гуманитарные. Причем в ознакомительном формате в академии изучается история России и история Русской Церкви.

— Сколько студентов ежегодно выпускается из Эчмиадзинской академии?

О. А.: В 2003 г. выпуск составил 19 человек. Последние два года — от 35 до 45. Дело в том, что в академии очень строго подходят к вопросу дисциплины. За мельчайшее нарушение студентов отчисляют. К примеру, студентам наших духовных школ в принципе запрещено покидать территорию Эчмиадзинского монастыря без разрешения администрации школы.

В конце каждого семестра на специальном преподавательском совещании анализируются результаты студентов. С курса отчисляется обычно 20% учащихся. Часто студенты сами покидают академию — в процессе обучения некоторые понимают, что священство — это не их призвание, или не выдерживают строгой дисциплины. В таком случае они переходят на богословский факультет Ереванского университета. Там студенты чувствуют себя, конечно, свободнее.

Следует отметить, что 95% наших студентов становятся священниками.

— По какому расписанию живут студенты Эчмиадзинской академии?

А. Б.: График наших студентов следующий:
6.45 — подъем
7.00 — гимнастика (обязательная для всех студентов)
7.30 — начало утреннего богослужения
8.30 — завтрак
9.20 — начало занятий
14.30 — обед
15.00-17.00 — свободное время (администрация не имеет право его занимать)
17.30 — начало вечернего богослужения
19.00 — ужин
После ужина студенты готовятся к следующему рабочему дню
22.00-23.00 — подготовка ко сну
23.00 — отбой
Перед сном студенты совершают краткую молитву.

В субботу после уроков все учащиеся покидают академию, чтобы навестить семьи, и возвращаются в Эчмиадзин в воскресенье утром для участия в Божественной литургии в главном соборе монастыря.

В академии, к сожалению, нет пока своего храма — идет его постройка. Ежедневное богослужение проходит только в монастыре.

— Когда студенты Эчмиадзина разъезжаются на каникулы?

О. А.: Каникулы есть только летом и длятся с середины июня до начала сентября.

— Какой диплом Вы получаете по окончании академии?

О. А.: В 2003 году академия получила государственную аккредитацию и была интегрирована в Болонскую систему. Начиная с этого времени наш диплом признается повсеместно.

— Расскажите, пожалуйста, о Ваших научных разработках — какие темы дипломных работ Вы избрали в процессе обучения в академии?

О. А.: Тема моей работы звучит как «Католикос Авраам III Критский: жизнь, деятельность и наследие». Достижением моего диплома было то, что в архивах мной была найдена рукопись, принадлежавшая католикосу Аврааму III — по необъяснимым причинам она не была замечена историками.

А. Б.: Моя дипломная работа посвящена жизни и деятельности Арама Манукяна, основателя армянского государства в 1918 году.

— Почему Вы избрали именно Московскую духовную академию для продолжения своего образования?

О. А.: Стало уже доброй традицией, что армянские студенты обучаются в МДА. В нашем случае основным поводом для поездки в Россию стало то, что мы хорошо изучили русский язык за время обучения в Эчмиадзине. Стоит отметить, что наши выпускники учатся и в европейских вузах, и в университетах США.

— Как Вы видите точки соприкосновения наших Церквей?

О. А.: Точки сотрудничества уже существуют. Можно и нужно вести активный богословский диалог. Мы уже сейчас можем прийти к согласию по некоторым спорным моментам. Продолжается культурный диалог между нашими Церквями.

— Насколько нам известно, у Армянской Апостольской Церкви существуют некоторые особенности. К примеру, постоянно подчеркивается национальный статус Армянской Церкви. Возникает вопрос, способен ли иностранец стать членом Армянской Апостольской Церкви, принять сан и стать ее священнослужителем?

О. А.: Армянская Апостольская Церковь всегда была национальной Церковью. Это было связано с многочисленными бедствиями, которые пришлось пережить нашей стране. В задачи Церкви часто входило сохранять целостность нации во время, когда светская власть либо отсутствовала, либо бездействовала. На миссию просто не оставалось сил и времени. Иностранец сможет стать членом Армянской Церкви — такие случаи уже были. Но рукополагать его не будут.

— Ну а армянские диаспоры в различных странах мира? Ведут ли они какую-либо миссионерскую деятельность?

А. Б.: Только среди армян.

— Что представляет собой богослужебный язык Армянской Апостольской Церкви?

О.А.: Наш богослужебный язык носит название «грабар». Это староармянский язык. На нем совершаются основные богослужения. Крещение, венчание, панихида, некоторые иные молитвы совершаются на современном армянском языке, чтобы смысл происходящего был понятен простым верующим. «Грабар» сегодня с трудом воспринимается многими армянами.

— Расскажите про обрядовую сторону Вашей церковной жизни. Насколько известно, Армянская Апостольская Церковь сохранила наиболее древнее христианское богослужение.

О. А.: Наше богослужение сохранилось в своем первоначальном виде. Изменения коснулись только облачений, которые были переняты у католиков в XII веке. Митры носят у нас и священники, и архимандриты, и даже дьяконы в особые дни. Епископы носят тиары наподобие католических. Безбрачное духовенство носит клобуки.

— Ваша Церковь восприняла некоторые армянские народные обычаи. Например, у Вас существует такой обряд как «матах», который некоторые богословы трактуют как языческий ритуал. Что в действительности представляет из себя «матах»?

О. А.: Некоторые секты в Армении, действительно, трактуют «матах» как жертвоприношение. Но это неправильно. «Матах» — это не жертвоприношение, это форма благотворительности.

«Матах» возник в IV веке при Католикосе Григории Просветителе, первом Католикосе Армении. Григор Нарекаци трактует «матах» как поднесение соли: «ах» — это соль, «мат» — искаженная форма армянского слова «приношение». При совершении обряда соль освящается в храме, потом посыпается в рот жертвенному животному. Животное закалывают, и его мясо готовится. Церковь освящает только соль. Приготовленное мясо едят бедные люди.

— Если Вы не против, я хотел бы коснуться некоторых догматических особенностей Армянской Апостольской Церкви.

А. Б.: Сразу хотелось бы сказать, что если в литературе встречается фраза «как утверждают монофизиты», то в скобках обязательно указывается, как понимают данное утверждение армяне. Мы не монофизиты. Наша Церковь осуждает Евтихия так же, как делает это Православная Церковь.

Начиная с XX века Армянская Апостольская Церковь стала принимать выборочно решения IV, V, VI, VII Вселенских соборов. Мы берем из общего церковного наследия то, что действительно нужно нам.

— Теперь об очень сложной догматической теме. Как сейчас отвечают представители Армянской Церкви на вопрос: «Сколько природ во Христе?»

О. А.: Две. Разница состоит лишь в формулировках. В понимании разницы нет. Мы также исповедуем две природы и две воли во Христе. Но, как сказал один наш богослов, «если кто понимает, что такое два естества, то сможет сказать, что во Христе одно естество!» Мы понимаем учение о двух природах во Христе, основываясь на формуле Кирилла Александрийского «Одна природа Бога Слова воплощенного», и говорим не о сложной Ипостаси Христа, а о Его сложной Природе.

— Насколько влиятельны сейчас армяне-католики?

О.А.: Армяне-католики появились в Киликийский период (XII-XIV вв.). Это было время крестовых походов. Католические миссионеры активно действовали среди армян. Их миссия продолжается до сих пор — под влиянием католиков находятся районы, прилегающие к Грузии.

— Вы дьяконы, но, насколько известно, имеете право жениться?

А.Б.: Рукоположение во дьякона после академии обязательно. После хиротонии необходимо определиться — жениться ты хочешь или принять монашество. Невозможно остаться целибатом. Современная практика вступления в брак уже после хиротонии появилась только в ХХ в. До этого соблюдалась обычная практика женитьбы до хиротонии.

— Спасибо.

А. Борисов

Богослов.ru/Патриархия.ru

(http://www.patriarchia.ru/db/text/460569.html)
Записан
Петр А.
Новичок
*
Сообщений: 30


Просмотр профиля
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
« Ответ #2 : 20 Февраля 2009, 00:41:30 »

Некоторое время изучал данный вопрос. Склоняюсь к мысли о том, что догматические различия между учениями ААЦ и Православия практически отсуствуют, "монофизитство" у армян, похоже, и вправду мнимое. Самой большой проблемой видится иное - исключительно национальная ориентация ААЦ (огорчила фраза "Иностранец сможет стать членом Армянской Церкви — такие случаи уже были. Но рукополагать его не будут." в интервью).

Братья и сестры, честные отцы - поделитесь своим мнением и знаниями по данной теме.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 20 Февраля 2009, 00:56:37 »

Дорогой Петр!

Мы тоже здесь изучали вопрос насчет Армянской церкви. И все же это еретики. Подробнее можете прочитать здесь:

http://www.rusbeseda.ru/archive/18.htm#25605

Во Христе,
А.В.

Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 20 Февраля 2009, 09:53:34 »

Преп. Максимъ Грекъ († 1556 г.)

Слово на арменское зловѣріе.



Арменскому зловѣрію, отъ различныхъ ересей сложеному, тріе вяще инѣхъ нечестивѣйши суть и гнуснѣйши: ихъже перва и злѣйша есть, яже мудръствуетъ смерть вкусивше человѣческы во время спасительныа страсти Бога Слова безстрастное Божество; вторая же глаголющая вочеловѣчьшееся Богъ Слово, по еже на небо вознесеніи, совлекшеся пріятыя имъ Божественыя плоти отъ пречистыхъ кровей Пречистыя Богоматере; третія же, яже размѣшаетъ злѣ стекшаяся неразмѣснѣ во Христѣ два естества человѣческо и Божествено и бывшыхъ прочее едино естество. Сицевы убо главизны ихъ богомерскыя ереси. Мы же православніи что противу ихъ возглаголимъ? или сложимся [1] имъ, симъ сице ся имѣти? Никакоже, да не буди намъ такова пріяти когда нечестива и хульна помышленія о единомъ по естеству присносущемъ безсмертномъ и безстрастномъ Божіимъ безсмертіи, еже и сами богоборніи бѣси не терпятъ слышати, нижè рещи і сіе явлено, имиже губителный і злоначалный змій рече къ прабабѣ Еввѣ, съ лестію рекъ: не смертію умрете, вѣсть бо Богъ, яко вонже день снѣсте, отверзутся очи ваши, и будете якоже Бози, вѣдяще добро и злое, сирѣчь будете безсмертніи и безтлѣнніи, якоже и самъ Богъ сотворивый васъ. Но многа словеса предлагати о безсмертіи Содѣтеля всѣхъ неточію лишне есть, но и зѣло смѣхливо, преполни бо суть неточію богодухновенна писанія свидѣтельствующа безсмертію присносущнаго живота всѣхъ, но еще и сама писанія внѣшнихъ философовъ и риторъ велелѣпнѣ воспѣваютъ величество присносущнаго Божественнаго безсмертія. Како убо проклятіи арменіи, съ треклятымъ Діоскоромъ, глаголютъ безсмертному естеству Христова Божества умершу бывшу вкупѣ съ святою плотію Его? И аще безстрастно и безсмертно и несозданно Божество Его смерть вкуси по нихъ, то убо и святая душа Его создана сущи вкупѣ съ плотію умре и съ Божествомъ Его; и аще исповѣмы сице ся тѣмъ имѣти, како речемъ Его во адъ сошедша и врата мѣдяна и вереà желѣзна стерша и тамо отъ вѣка содержимыя праведникы исхытивша? Аще якоже плотію умре, сице и Божествомъ и душею, и како прочее истинно будетъ глаголемое отъ самого Распятаго: сего ради любитъ Мя Отецъ, яко Азъ полагаю душу Мою, да пакы возму ю, и пакы: имамъ власть положиті ю, и власть имамъ пакы взяти ея? [2] И аще, по нихъ, якоже умре плотію, такоже умре и Божествомъ и душею, како можетъ пріяті ю весь мертвъ бывъ, безчисленно силная сила вседержителева Божіа? И аще душа человѣча словесна и безсмертна создана не можетъ умрети, како животъ всѣхъ, единъ имѣя безсмертіе, и во свѣтѣ живый неприступнѣмъ, на крестѣ умре безсмертнымъ Божествомъ своимъ? А яко хульно и богомерзко есть сицевое еретическое мудрованіе, премудре зѣло лживо показалъ è Аламундаръ Исмаилтянинъ, познавый благочестиву и православную вѣру христіянскую и крестися со всѣмъ домомъ и родомъ его. Услышавъ бо Севиръ скверный обращеніе Исмаилтянина отъ отцы преданнаго нечестія его къ православнѣй вѣрѣ, посла къ нему два единомудрена себѣ епископа, преложити его тщася на богомерзскую свою ересь; ихже пришедша и многа глаголавша къ нему о Севировомъ ученіи, отпусти ихъ рекъ къ нимъ: заутра пакы услышу васъ. Отшедшимъ же имъ, повелѣ единому отъ служащихъ ему вѣрному слузѣ, рекъ: егда пакы къ нему пріидутъ посланіи отъ Севира и глаголютъ къ нему еретическая ученія, да приступивъ шепчетъ во ухо его о архангелѣ Михáилѣ, яко уже умре. Пришедшимъ же пакы имъ, и многа хитрословящимъ къ новопросвѣщенному Аламундару, посреди бесѣды ихъ приступи преднаученый рабъ его, шепталъ во ухо своего владыкы, якоже предповелено бысть; и Аламундаръ абіе сѣтовавъ скорбѣти лицемѣръствовалъ, и низъ къ перси главу преклонъ, молча сѣдяше, не внимая глаголемыхъ отъ епископъ; и онѣмъ прилѣжно вопрошающимъ виновное скорби его, люта зѣло, отвѣща, вѣсть сказамися, яко архангелъ Михáилъ умре, и како не скорбѣти ми, лишився таковаго хранителя. И они абіе возопиша: не ими вѣры, преславный князь, ни пріимай отнюдь сицеву вѣсть, лжа бо есть проявлена, ангельское бо естество смерти не подлежитъ, безсмертно создано бывше отъ Содѣтеля всѣхъ. И Аламундаръ къ нимъ: рцыте ми, о вы, молю васъ, аще ангельское естество, безсмертно создано бывше по благодати отъ Содѣтеля всѣхъ, не можетъ умрети, — Безначальный и Присносущный, единъ имѣя естествомъ безсмертіе, во свѣтѣ живый неприступнѣмъ, како умре безсмертнымъ Божествомъ своимъ, во время спасителеыя страсти Своеà? Много убо вы заблужаете и далече истины отпадаете и со учителемъ вашимъ. Сицевымъ премудрымъ замышленіемъ новопросвѣщенный онъ Измаилтянинъ заградилъ уста ихъ и посрамилъ. Ино услышимъ предивное чюдо не отъ земля, но отъ самѣхъ небесъ содѣяно Божіимъ смотреніемъ на извѣщеніе убо истиннаго богочестія, и на изобличеніе богомерзскія арменскыя ереси. Блаженнѣйшему патріарху Проклу, внѣ Констянтина града въ поляхъ, со всѣмъ причтомъ и со всѣми людми мольбы и моленія со слезами приносящу Владыцѣ всѣхъ, дабы милостивъ былъ къ людемъ своимъ и да уставилъ [3] чястыхъ и страшныхъ трусовъ земли, — отрочя мало внезапу въ верхъ на небо восхищено бысть отъ среди людій. Вѣрнымъ же взирающимъ и вопіющимъ со страхомъ многымъ: Господи помилуй, пакы поставлено бысть отроча на земли невредно. И блаженному Проклу вопросившу è, что тамо видѣ и слышалъ, отвѣща рекъ, яко святіи ангели поютъ трисвятую пѣснь безъ приложенія, якоже святая соборная и апостолъская церьковь поетъ ю на земли. И сіе точію рекъ, скончася абіе непостижными судьбами Божіими. А сіе, еже безъ приложенія, сицево есть. Злочестивый Севиръ, страдательно мудръствуя Божество Христово и сію ересь свою утвержая, съ приложеніемъ предалъ стаинникомъ своимъ трисвятое пѣніе пѣти симъ образомъ: Святый Боже, Святый Крѣпкый, Святый Безсмертный, пострадавый, помилуй насъ, прибавленіемъ сицевымъ хотя показати, всескверный, яко Христово Божество пострада, сирѣчь умре вкупѣ со святою Его плотію. Сего же хуленія что ино можетъ быти горѣе и богомерзчае? Аще бо Божество единороднаго пострада, сирѣчь умре со святою плотію Его, по нихъ поганыхъ, то убо и вся Святая Троица пострада, сирѣчь умре, понеже едино Божество, едино естество и едино существо тріемъ нераздѣлимое. Всесвятая бо Троиця Ипостасьми раздѣляется нераздѣлнѣ, а существомъ соединяется неразмѣснѣ, сирѣчь единъ Богъ Святая Троиця единосущна, таяже и раздѣлима не раздѣляется, раздѣляема убо Ипостасьми, нераздѣльна же существомъ и естествомъ и Божествомъ. Явьственѣйше убо обличаеми бываютъ скверніи армени, съ Севиромъ хуляще на самую Святую Троицу, страдателну ю исповѣдающе, сирѣчь смерти подпадшу во время спасителныа страсти Единороднаго. Оле ихъ нечестія и сатанинскаго умышленія! Сея же ради единыя ереси достоитъ намъ гнушатися ихъ совершеннѣ и отвращатися, по глаголющему божественному ревнителю: не ненавидящая ли Тя Господи возненавидѣхъ, и о вразѣхъ Твоихъ истаяхъ, совершенною ненавистію возненавидѣхъ ихъ, во врагы быша ми. Услышимъ же и ино предивно повѣданіе, Божіимъ всяко промысломъ содѣянно въ показаніе убо истины, а на проявленно изъобличеніе Севировы богомерзскiя хулы. Собравшу бо ся священному Четвртому Собору въ Халкидонѣ, 630 богоносныхъ отецъ, и въ доволны дни совзысканію бывшу велику и силну, еретикомъ по бѣсовьскому прѣнію противящимся къ предлагаемымъ отъ православныхъ писательнымъ показаніемъ Божіимъ всяко промысломъ соглашено бысть, обоимъ на Бога и всехвалную мученицу Евфимію возложити показаніе истины. И списавше обои во своемъ свитцѣ уставъ своея вѣры и запечатлѣвше твердѣ, открыша раку мученическыхъ мощей и положиша своя свиткы на священныхъ персѣхъ ея, прирекьше православніи: Ты Господи Сердцевѣдче, молитвами всехвалныя мученицы Твоея, извѣсти противящихъся истинѣ Твоей. Таже прикрывше и запечатлѣвше священную раку, отъидошя во свояси. Понѣкыхъ же днехъ собравшеся по согласію, и печати отъемше, и священную раку разкрывше, — оле вышше ума чюдесъ Твоихъ преблагый и человѣколюбивый Владыко! — обрѣтошя свитокъ убо православныхъ твердѣ держима во святѣй руцѣ мученицы, а еретиковъ далѣе священыхъ ея ногъ повержена, зане богомерзска и всякыя хулы исполнена суща. Что больша сего свидѣтельства на посрамленіе ереси ихъ? Но не покоряются беззаконніи. Елма же и слово есть церковное глаголющее, яко еже отъ враговъ свидѣтельства достовѣрнѣйша суть, бѣсовъ же кыи ины могутъ быти наивяще вражебни нашей православнѣй вѣрѣ? Едино еще отъ нихъ изреченно свѣдѣтелство приложивъ къ предреченнымъ, конецъ сотворю писанію сему. Въ лѣта тьмы идолослуженія волшебное мѣсто было во Елладѣ Пиѳія нарицаемо, идѣже храмъ идольскій созданъ бѣ прекраснѣйшій, и идолъ пресловутый въ немъ почитаемъ бываше отъ всѣхъ невѣрныхъ языкъ нарицаемаго бога ихъ Аполлона. Всѣмъ отвсюду тамо стекающимся невѣрнымъ языкомъ, ворожея же ко вопросу дая отвѣтъ коемуждо демонскымъ коварствомъ, и велію вѣру имѣяху къ нему вси невѣрніи языцы. По спасительнѣй убо страсти Господа нашего Iсуса Христа и еже на небеса вознесеніи, свѣту неблазненнаго богоразумія осіавшу всю подсолнечную, и овѣмъ убо съ радостію послушающимъ апостольскую проповѣдь и крещающимся, овымъ же противящимся и крѣпцѣ противословящимъ, и многу по всей вселеннѣй сущу взысканію и брани межеусобныя, единъ нѣкто отъ жрецовъ Аполлоновъ, зря постигшее толь веліе смущеніе всю вселенную, и маломъ временемъ вся вкупѣ языки разколѣбавшее, и желая видѣти отъ своего бога Аполлона, что новая проповѣдь, обносимая по всей вселеннѣй о новоявленомъ Бозѣ, глаголемомъ Iсусѣ Христѣ, вопроси(ти), дерзнувъ, идола своего бога Аполлона. Бѣсъ же, враждуя тайнѣ Христова благовѣрія, не годовавъ о вопросѣ своего служителя, не похвалилъ его и рече: о дабы еси мене не спрашивалъ отнюдь о семъ, о окаянный служителю мой! Обаче же Божественною силою нудимъ, краткими словесы и не хотя, сказалъ своему служителю страшную тайну Христова вочеловѣченія Бога Слова и спасительныя страсти Его, послѣднее слово прирекъ: и пострадавый Богъ есть, а Божество Его непострада. Что къ симъ речетъ безславный Севиръ и его стаинники, треклятіи армени, страдательно глаголюще Христово Божество? Сей же, во иныхъ многихъ лживый волхвъ Аполлонъ, отъ Божественыа силы нудимъ, исповѣдалъ и не хотя Спаса Христа страдательна и нестрадательна тогоже, страдательна убо по человѣчеству, по немуже человѣкъ бысть совершенъ, нестрадательна же по Божеству. Діоскоръ же и Севиръ и ихъ стаинники, проклятіи армени, како не страшатся страдательно бывше глаголюще Христово Божество безсмертное во время спасительныя страсти Его. Егоже ради совѣтую тебѣ, зане другу вѣрну и брату возлюбленну, отступися скверныя дружбы ихъ и льстивыя бесѣды, аще весма желаеши соблюстися до конца здравъ въ правую вѣру, отцы преданную. Тлятъ бо обычая добрыхъ бесѣды злые, глаголеть апостольская рѣчь. И пакы тойже: человѣка еретика, по первомъ и второмъ поученіи его, отвращайся его [4]. Проклятіи же армени, не единого и втораго, но седмихъ соборовъ поученіямъ противящеся, како убо отнюдь вмѣняютъся намъ достойни сообщенія и бесѣды? Хотяй лѣчити прокаженнаго самъ причястенъ бываетъ проказы его, а здравіе не подаетъ ему. Оно же буди вѣдый, яко всяка ересь начальника и учителя имать діявола, той бо есть глаголемый во святомъ Евангеліи человѣкъ врагъ иже сѣялъ посреди добрыя пшеницы, сирѣчь чистаго и неблазненаго евангельскаго богоразумія, лукавыя плевелы, еже есть различныя ереси и богомерзскія, въ нихже и имиже тщится, всескверный, отлучити насъ неблазненыя и православныя вѣры, юже имамы въ самое присносущное и безначалное Божество вседержительныя и единосущныя и нераздѣлимыя Святыя Троиця, и въ ту страшную и вышше всякого ума и слова сущую тайну вочеловѣченія единороднаго Сына единаго Святыя Троицы, о немже и имже сокрушишяся до конца стрѣлы сильнаго во злобѣ, и оружія его исчезоша, и грады его разоришяся. И самъ той акы худая птица поругаемъ, попираемъ бываетъ отъ всѣхъ вѣрующихъ благовѣрно вседушно въ распятаго Iсуса Христа, раззорителя бѣсовъ. Да не безпечално убо и бесчювствено пребываимъ, но, таковаго и непримиряема врага имуще и навѣтника жизни нашея и спасенія, да трезвимся и бодръствуимъ всегда, и якоже онъ не престаетъ никогдаже вооружатися на ны всякыми козньми, жаждя нашея погыбели, такоже и мы вооружаимъ себе оружіи благовѣрія напротивъ ополченія его и его поборниковъ богомерзскыхъ еретикъ, утвердимъ и оградилъ себе во всякомъ разумѣ и искуствѣ богодохновенныхъ писаній, да коснимся поздѣ когда и крѣпчайшія пищи, и не изнуримъ все житіе наше въ молочныхъ брашнехъ, вооружимжеся доблественнѣ во всеоружство догматикъ, еже есть богословны главы премудраго Іоанна Дамаскына, да научимся въ нихъ крѣпцѣ, да можемъ тѣмъ изъощреніемъ загражати бездверныя уста противящихся намъ, и разорити всяко превозношеніе взимающеся на разумъ Христовъ, давшаго власть намъ ступати на змія и скорпія и на всю силу вражію; нѣсть бо намъ брань къ крови и плоти, еже есть противу человѣческыя немощи, но къ началомъ, ко властемъ, къ миродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ лукавымъ [5], ихъ же различныя козни и напаствованія да раззоритъ Господь, и насъ невредныхъ да соблюдетъ въ вѣкы. Аминь.



Примѣчанiя:
[1] согласимся съ ними.
[2] Іоан. 10, 17-18.
[3] остановилъ, прекратилъ.
[4] Тит. 3, 10.
[5] ЕФес. 6, 12.



Печатается по изданiю: Сочиненiя преподобнаго Максима Грека, изданныя при Казанской Духовной Академiи. Часть первая: Догматико-полемическiя сочиненiя. — Изданiе второе. Казань: Типо-литографiя Императорскаго Университета, 1894. — С. 136-145.

http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=istina.maximg09
Записан
Александр
Ветеран
*****
Сообщений: 684


Просмотр профиля
Православный мирянин. РПЦ МП.
« Ответ #5 : 20 Февраля 2009, 11:38:11 »

Некоторое время изучал данный вопрос. Склоняюсь к мысли о том, что догматические различия между учениями ААЦ и Православия практически отсуствуют, "монофизитство" у армян, похоже, и вправду мнимое. Самой большой проблемой видится иное - исключительно национальная ориентация ААЦ (огорчила фраза "Иностранец сможет стать членом Армянской Церкви — такие случаи уже были. Но рукополагать его не будут." в интервью).

Братья и сестры, честные отцы - поделитесь своим мнением и знаниями по данной теме.
Некто иеромонах Гевонд (из Иерусалимского Патриархата ААЦ), выпускник МДА, на своем форуме (адрес не помню, но найти, наверное несложно)  попытался следующим образом (довольно-таки вульгарно) проиллюстрировать разницу между православным и армянским отношением к двум природам: куда девается вода, которую выпил Спаситель? Если, по мнению отвечающего - туда же, куда и обычного человека, то, по мнению армянского иеромонаха, это православный подход. Армяне в данном случае не допускают мысли о возможности функционирования выделительной системы.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!