Советские бронетанковые войска, являясь основной ударной силой сухопутных войск, внесли неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Познавая и чтя свою славную историю, мы во время учёбы в МВТУ им. Н.Э. Баумана узнавали все конструктивные особенности лучших образцов мировой бронетанковой техники, обретали навыки творческого конструкторского труда в этой области. Все этапы дальнейшего послевоенного развития отечественного танкостроения проходили на наших глазах.
Производственную практику на различных курсах обучения мы проходили на ведущих танкостроительных заводах страны. Трудились в кузнечном цеху Нижнетагильского Уралвагонзавода, в литейке на Сталинградском тракторном. Видели, как рождаются и сходят с конвейера танки новых поколений – Т-55 и Т-62, способные вести боевые действия в условиях применения самых новых средств поражения, включая ядерное воздействие. Довелось поработать на сборочном участке Брянского танкоремонтного завода, где после капитального ремонта получали вторую жизнь легендарные "тридцатьчетвёрки", уходя на службу в арабские страны.
И как счастливы были мы, когда нам, студентам, доверяли вести ожившие боевые машины в обязательном послеремонтном пятнадцатикилометровом пробеге. Сидя за рычагами Т-34, управляя движением машины, постигали мы, как нелёгок труд танкистов и как непросто приходится им в боевых условиях.
А преддипломную практику в 1961 году мне посчастливилось проходить на знаменитом Ленинградском Кировском заводе – колыбели советского тяжёлого танкостроения. Там судьба подарила мне радость встречи и знакомства с прославленным советским конструктором Жозефом Яковлевичем Котиным, создателем непревзойдённых тяжелых танков КВ, ИС и других машин. Он в это время продолжал ещё руководить КБ Кировского завода и принял нас – четверых практикантов-дипломников МВТУ им. Н.Э. Баумана с тем, чтобы утвердить темы наших дипломных работ, которые согласно договорённости должны были быть реальными для производства. Как раз в это время КБ было занято выполнением необычного поручения Правительства по созданию сверхмощного колёсного трактора К-700 "Кировец" для работ по освоению целинных земель. Мы, студенты, работая в КБ, видели, как непросто давался конструкторам-танкистам поиск рациональных решений сельскохозяйственной машины, отличных от традиционных танковых. Проблемных вопросов было много. И вот Ж.Я. Котин на встрече предложил мне в качестве дипломной работы попробовать спроектировать гидромеханическую трансмиссию для создаваемого трактора. Конечно, отказа быть не могло, и уже в марте 1962 года в КБ Кировского завода состоялась защита представленного проекта. До реального воплощения дело, правда, не дошло, но оценка была высокой. Так что, как инженер, я могу считать себя крестником Ж.Я. Котина.
Случилось, однако, так, что государственное распределение резко изменило мою техническую судьбу, и бронетанковая моя деятельность дальнейшего развития не получила – я был направлен в одно из КБ бурно развивавшейся тогда ракетно-космической отрасли, где с увлечением работал почти 40 лет. Но с броневым делом связи я не терял никогда и старался внимательно следить за новинками и тенденциями развития современной отечественной и мировой бронетанковой техники.
Этому в большой степени способствует то, что много друзей осталось работать в этой отрасли и что немаловажно – собственная супруга, с которой вместе мы учились и которая более 40 лет продолжает работать в «НИИ Стали» – институте, многие годы занятом разработкой танковой брони.
Мне всегда казалось, что наиболее важная, ответственная и значимая часть в современном танке – это броневая и другая защита от всех возможных видов поражения. Ведь именно она призвана сберечь жизни экипажа и многих людей, обороняемых танковыми силами!
Поэтому я попросил ответить на несколько вопросов нынешнего Генерального директора «НИИ Стали», доктора технических наук, профессора, действительного члена Академии ракетных и артиллерийских наук Валерия Арменаковича Григоряна, моего давнего товарища.
– Валерий Арменакович, что значит броня в Вашей жизни?
– Сказать, что я с детства мечтал о том, как бы скорее вырасти и заняться броневым делом, было бы, конечно большим преувеличением. Хотя мне известны некоторые личности, которые утверждают нечто подобное, вовсю слагая о себе мифы еще при жизни. Я же хотел стать физиком-ядерщиком, однако судьба распорядилась по-иному. Получил образование инженера-механика и после окончания МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1970 г., поступив на работу во В»НИИ Стали», стал работать на поприще защиты броневой техники. Дело это оказалось непростым, но и весьма интересным.
По сути, разработка комплексной защиты современных танков и машин на их базе – это занятие той же физикой в прикладных ее аспектах одновременно с конструированием того нового, что ты придумал. Эта работа ведется на стыке многих дисциплин: материаловедения, механики сплошных сред, газодинамики, физики взрыва, электродинамики, ядерной физики и многих других. Ведь вековое соревнование "cнаряд – броня" не останавливается ни на минуту. Дело весьма увлекательное, часто сродни искусству. Надеюсь, своим трудом на этой ниве принес пользу стране, хотя в последнее время перестаю понимать, куда движется оборонка.
Так что не думал, не гадал, а попал в броневики (хотя слово "броня" применительно к современной защите – название скорее условное). Видно так на роду у мужчин нашей семьи было написано – быть танкистами: и отец у меня воевал танкистом, и дядя, вот и меня судьба определила соответственно. Но в целом грех жаловаться, в конечном счете, род моей деятельности оказался настолько соответствующим моим умственным наклонностям, а именно, стремлению докопаться до сути вопроса, что исследовательская и конструкторская работа принесла мне немало удовлетворения и придала определенный смысл жизни. Опубликован ряд трудов, которые помогут более молодому поколению двигаться дальше, опираясь на накопленную сумму знаний в данной области.
– Что такое современная броневая защита?
– Конечно, современная лобовая броня в защите танка – это уже не та стальная броня, катаная или литая, наклоненная под тем или иным конструктивным углом, как, например, на танках времен до середины 60-х годов прошлого века. Сегодня это, как правило, многослойные структуры, в том числе содержащие заряды взрывчатого вещества, оказывающие на проникающий поражающий элемент (кумулятивную струю, сердечник бронебойного подкалиберного снаряда) активное разрушающее воздействие. И только отдельные бронеузлы танка, например, корма корпуса и башни пока еще защищены монолитной броней. Правда, и монолитная броня претерпела изменения, стала намного прочнее, кроме новых марок стальной брони появилась броня из алюминиевых и титановых сплавов. Современные многослойные защитные структуры помимо броневых слоев могут содержать слои из специальных композиционных материалов на основе стекла, керамики, различного рода полимеров и даже сплавов вольфрама или урана. Применение такого рода сложных структур имеет своей главной целью удержать массу боевой машины в разумных пределах. Достаточно сказать, что бронепробивная способность современных бронебойных подкалиберных снарядов приближается к 1 м стальной брони, кумулятивных ПТУР – к 1,5 м. Ясно, что при таких толщинах лобовой брони любой танк становится небоеспособен. Так что, несмотря на очевидные успехи в этом деле, почивать на лаврах не приходится. Если государством будет предоставлена такая возможность, будем двигаться дальше, необходимый для этого научно-технический задел нами наработан.
– Расскажите немного о Вашем институте.
– «НИИ Стали» был создан в 1942 году как институт по разработке стальной брони для танков. Однако уже к 50-м годам институт существенно расширил область своих исследований и кроме защиты бронетанковой техники начал работы по защите персонала, объектов гражданской техники от баллистических средств поражения, радиации и высоких температур. В «НИИ Стали» разрабатывались первые отечественные бронежилеты для МВД и армии, первый правительственный и первый коммерческий бронеавтомобили. Броневая защита всех танков послевоенной и современной разработки, в том числе Т-72, Т-80, Т-90 и другой военной техники создавалась в стенах «НИИ Стали». Первые в мире комбинированная броня и противоминная защита для танков, универсальная динамическая защита и ряд других новейших систем защиты, разработанные «НИИ Стали», обеспечили необходимый уровень надежности броневого щита и бывшего СССР и сегодняшней России.
В 1986 году за успехи в области защиты «НИИ Стали» награжден орденом "Трудового Красного Знамени".
Сегодня «НИИ Стали» – головная в России фирма по комплексной защите техники и личного состава. Продукцией института пользуются практически все государственные силовые структуры – МО, МВД, ФСБ, ФСО и другие, а также многие частные и коммерческие организации. Высокое качество и надежность, проверенные временем, оригинальные конструктивные решения и новые защитные материалы, разработанные в «НИИ Стали», продолжают держать марку института на высшем уровне.
– Как Вы оцениваете нынешнее состояние отрасли?
– В целом, несмотря на известные трудности, выглядим мы на общемировом фоне неплохо. Выглядели бы еще лучше, если бы новые разработки скорее внедрялись на конкретных изделиях, считаю, что делается это нашими заказчиками непростительно долго. Часто просто работаем на корзину, а ведь на разработки государство тратит определенные суммы, часто немалые. В последнее время не покидает ощущение, что управляемость оборонным комплексом утеряна и отрасль погибает. В ведущих странах мира картина иная, там просто происходит плавное смещение акцентов на увеличение доли высокозащищенных машин типа БМП, БТР и им подобных, танки же все равно сохраняют свою роль основной боевой единицы сухопутных войск.
– Какие перспективы у института Вы видите в настоящих условиях?
– Сейчас, как и во все это постперестроечное время озабочен выживанием предприятия. К сожалению, света в конце тоннеля пока не видно, а так бы хотелось перейти от выживания к развитию. Представляется, что при более благосклонном отношении государства к промышленности создать условия для этого было бы не так уж и сложно, однако вместо этого удавка на горле затягивается все туже. При полном невнимании государственных структур к нуждам оборонки и поголовном нарушении всяких правил поведения по отношению к исполнителям гособоронзаказа, ответственными за все и вся сделали директоров предприятий.
Спасает пока диверсифицированность продукции предприятия и то, что когда стали резко падать объемы заказываемых НИОКР, удалось расширить возможности производственной базы для выполнения заказов по изготовлению различных средств защиты. Хотя, конечно, это неправильно, каждый должен заниматься своим делом: разработчики должны зарабатывать новыми разработками, а производители – производством, тогда и государство будет процветать. Конечно, говорить в этих условиях о полной отдаче делу науки и техники не приходится, но руку на пульсе пока держу. Научные перспективы лет на 15–20 просматриваются неплохо, планы, как их реализовывать, тоже имеются. Будем надеяться на лучшее, ведь Господь всегда помогал России в тяжелые времена.
– Благодарю Вас, Валерий Арменакович. Знаю, скольких усилий и нервов стоит Вам в нынешних условиях сохранять достойное положение института. Желаю успехов Вам и коллективу..
Когда я завершал эти заметки, пришла информация о том, что руководство военного ведомства приняло решение о сокращении количества танков в сухопутных войсках и береговых частях ВМФ до 2-х тысяч, тогда как на сегодняшний день в Российской армии имеется 23 тысячи танков. Что это означает и как к этому относиться? Изменение взглядов на роль ударных сил сухопутных войск в современной войне? Или что-то другое? Главное, всё решается без каких-либо серьёзно аргументированных объяснений и без обсуждения с компетентными и опытными специалистами. Крупнейшие армии мира – США, Китая, Индии ни о каком подобном сокращении не объявляют – так, для Индии существующим контрактом предусмотрена в ближайшие годы поставка 1200 российских танков Т-90С при том, что 350 таких машин уже поступили на вооружение индийской армии.
Хочется всё же надеяться, что благоразумие руководящих государственных деятелей России восторжествует, и призвать приложить все возможные усилия с тем, чтобы не допустить разрушения созданного трудом многих поколений броневого щита Родины. Броня должна выстоять!
27 июля 2009 г.
Эдуард Белобородько
--------------------------------------------------------------------------------
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"
http://www.voskres.ru/army/publicist/beloborodko2.htm