Патриарх Иов (1589-1605)Происхождения Патриарх Иов был самого простого - из посадских людей города Старицы. В Старицком Успенском монастыре Иван (так звали будущего Патриарха) начал свою монашескую жизнь послушником. Он был начитан, красноречив, знал наизусть все богослужение, Псалтирь и Евангелие. Его дарования не остались незамеченными. В 1569 году его назначают настоятелем Успенского Старицкого монастыря. А вскоре по указу Ивана Грозного - архимандритом московского Симонова монастыря. Позднее он стал Коломенским епископом, был архиереем в Ростове Великом. В 1587 году Иов становится Главой Русской Церкви - Митрополитом Московским и всея Руси. А еще через два года, в 1589 году, Константинопольский Патриарх Иеремия совершает его поставление первым Патриархом Московским и всея Руси.
Когда в 1604 году на Руси появился Лжедмитрий, и на его сторону стали переходить целые города и армии, когда даже собственная мать погибшего царевича Димитрия признала в самозванце своего сына, только Патриарх Иов оставался тверд, называя Лжедмитрия самозванцем, расстригой и вором.
Расправились сторонники Лжедмитрия с Иовом в июне 1605 года в Успенском соборе во время Литургии. Его вытащили из алтаря, избили и протащили через весь Кремль до Лобного места, сорвали Патриаршие ризы и, бросив в телегу, увезли в Старицу. А меньше, чем через год, тот же народ расправился с самозванцем и свел с престола незаконно поставленного лжепатриарха Игнатия. К Иову отправились послы уговаривать его вернуться. Но у больного и почти слепого Патриарха Иова уже не было сил. Он благословил на Патриаршество митрополита Казанского Гермогена.
Смотреть фильм:
http://www.sedmitza.ru/text/604405.htmlПатриарх Гермоген (1606-1612)20 февраля 1607 года соборная площадь Московского Кремля была забита людьми до отказа. На паперти Успенского собора стояли два Патриарха. Иов, которого совсем недавно эти же люди на этом же самом месте оплевывали, позорили и избивали. И Гермоген, которого Иов благословил стать своим преемником. Народ просил прощения у своих Патриархов. И они простили свой народ.
Но не прошло и полутора лет, как история повторилась. На Русь выступил Лжедмитрий II. И вновь, как и несколько лет назад, на сторону интервентов стали переходить армии, села и города.
Летом 1610 года царя Василия Шуйского сместили с престола, поляки вошли в Кремль. Патриарх Гермоген остался единственным представителем законной русской власти в Кремле. От него требовали признать польского королевича Владислава царем и согласиться на обращение Руси в католичество. Но он отказался подчиниться оккупантам. Его бросили в темницу Чудова монастыря, морили голодом. Патриарх Гермоген умер в центре столицы, в Кремле, в темнице, от голода.
Смотреть фильм:
http://www.sedmitza.ru/text/604414.htmlПатриарх Филарет (1619-1633)Вскоре после освобождения Москвы от поляков в июле 1613 года русским царем стал семнадцатилетний Михаил Федорович Романов. Михаил Романов - сын Федора Никитича Романова, в монашестве Филарета, нареченного Патриарха Московского.
На долю Патриарха Филарета выпало немало испытаний. Блестящий боярин, любимец Москвы, он был насильно пострижен в монашество Борисом Годуновым. Девять лет пробыл в польском плену.
Смута оставила семнадцатому веку тяжкое наследие. Русь, изможденная поборами иноземцев, впала в нищету. Города и села были полны вдов и сирот, обители и храмы сожжены и разграблены. Но главными бедами разоренного войной Московского царства стали ложь и коррупция. От них, по выражению Филарета, наступила государству «скорбь конечная, ибо одни жили легко, а другие умирали под тяжестью податей и налогов». Это было несправедливо. И тогда Филарет стал править страной вместе с сыном.
Царь и Патриарх провели новую честную перепись и установили справедливые налоги. И вскоре страна снова начала набирать силы. Борясь с нищетой, Патриарх Филарет боролся и с повреждением нравов и с невежеством. Просвещение и книгопечатание при нем достигли небывалого расцвета. Книги рассылались по всей стране. А там, где положение было особенно тяжким, как, например, в Сибирской епархии, они распределялись бесплатно - за счет Патриаршей казны.
Умер Патриарх Филарет 1 октября 1633 года на 80-м году жизни, 14 лет именуясь Святейшим Патриархом и Великим Государем. При нем значение Московского Патриарха достигло такой степени, какой оно не достигало ни до него, ни после. Но в этом заключалась и опасность.
Смотреть фильм:
http://www.sedmitza.ru/text/604446.htmlПатриарх Иоасаф I (1634-1640)Скончавшийся в 1633 году Патриарх Филарет 34 года управлял Церковью и страной вместе с сыном, царем Михаилом Федоровичем. Но он понимал, какая опасность таится в слиянии Церкви и власти. И потому, умирая, завещал Патриарший престол Иоасафу, человеку благочестивому, смиренному и к царю недерзновенному, чтобы тот не помышлял быть соправителем Государю.
Новый Патриарх стал заниматься делами чисто церковными. При нем продолжилось исправление и печатание богослужебных книг. Узнав, что многие священники нерадиво ведут службу, а прихожане стоят в храме без страха и благоговения, Иоасаф тщательно расписал порядок богослужения и правила поведения клириков и мирян, повелев соблюдать их неукоснительно во всех церквях. Постриженик Соловецкого монастыря, аскет, он строго наказывал священнослужителей, в том числе и архиереев, преступавших нормы благочестия.
Патриарх Иоасаф управлял Русской Церковью 6 лет и оставил о себе память доброго и кроткого пастыря.
Смотреть фильм:
http://www.sedmitza.ru/text/604452.htmlПатриарх Иосиф (1642-1652)После смерти Патриарха Иоaсафа Русская Церковь больше года оставалась без Первосвятителя. У царя Михаила Федоровича не было предпочтений. И тогда он решил довериться жребию. Его вынимали перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери в Успенском соборе Кремля съехавшиеся в Москву российские иерархи. Четвертым Патриархом Московским и всея Руси стал настоятель Симонова монастыря Иосиф.
Главным делом Патриарха Иосифа было печатание литературы - богослужебной, учебной, житийной и даже полемической. Столько книг не печаталось ни при одном из прежних Патриархов.
При Патриархе Иосифе были открыты мощи святых Саввы Сторожевского и Александра Свирского, благоверного князя Георгия Всеволодовича и княгини Анны Кашинской. При нем в Успенский собор Кремля перенесли мощи Московских святителей, пострадавших от светских властей за веру, - св. митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря, Патриарха Иова из Старицы и Патриарха Гермогена из Чудова монастыря.
Патриарх Иосиф правил Русской Церковью 10 лет при двух царях - Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. И хотя официально его величали не «Великим государем», а «Великим господином», Алексей Михайлович, сильно скорбя после смерти Патриарха, называл его «Великим отцом и пастырем, великим святителем и государем». Но уже в последние годы жизни Патриарха Иосифа и он сам, и все в Москве видели, что благочестивый царь предпочитает ему Новгородского митрополита Никона, который и стал следующим Русским Патриархом.
Смотреть фильм:
http://www.sedmitza.ru/text/604459.htmlПатриарх Никон (1652-1666)Шестой российский Патриарх Никон был абсолютно уверен, что священство должно быть превыше царства, а государю надлежит быть лишь первым прихожанином у Патриарха. Именно Никон настоял на том, чтобы Алексей Михайлович покаялся перед мощами св. митрополита Филиппа за грехи Ивана Грозного, своего прадеда, по приказу которого святитель был убит. Никон буквально вынудил царя и бояр умолять его стать Патриархом и дать ему клятву верности.
И вновь Патриарх стал именоваться «Великим Государем».
Когда Алексей Михайлович возглавил военный поход против поляков, «Великий Государь» Никон остался в Москве единственным правителем. Ему же, своему "собинному" другу, царь поручил и заботы о своей семье.
Но вскоре царя стала тяготить опека Патриарха. Да и бояре охотно подогревали возникшую неприязнь. Он стал все реже советоваться с Никоном, перестал ходить на его службы и даже упрекал титулом, который сам же и даровал.
Летом 1658 года в праздник Ризоположения разразился скандал. Царь не пришел на утреню, не позвал Патриарха к себе и вдобавок царские слуги избили Патриаршего боярина. Патриарх потребовал объяснений, а в ответ получил лишь упреки в непомерных притязаниях на власть государя. Тогда Патриарх Никон в гневе покинул Кремль и ушел в Новый Иерусалим. Здесь он уже несколько лет возводил грандиозный ансамбль, точную копию Иерусалима библейского, видя в нем центр православного мира, а себя главою Православия. Но и Алексей Михайлович, как единственный православный царь на земле, тоже считал себя главой православного мира. Видимо, в этом таились корни того спора, который и разорвал «Премудрую двоицу» - союз царя и Патриарха.
На Патриарший престол Никон больше не вернулся. Но и лишение сана тоже не признал. Даже когда собор 1666 года с участием Восточных Патриархов осудил и низложил его, он очень гневался, если его называли «преждебывшим Патриархом».
Смотреть фильм:
http://www.sedmitza.ru/text/604465.htmlПатриарх Иоасаф II (1667-1672)Большой Московский Собор 1666 года осудил и низложил Патриарха Никона. Для царя Алексея Михайловича, не желавшего более противостояния с главой Церкви, наиболее приемлемым кандидатом виделся архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф. Человек пожилой, кроткий и абсолютно чуждый честолюбивых амбиций. Поначалу Иоасаф отказывался занять Первосвятительскую кафедру, ссылаясь на преклонный возраст, малую ученость и отсутствие опыта. Но, вняв слезным просьбам государя, в конце концов, согласился.
Во исполнение решений Собора по старообрядцам, новый Патриарх повелел лишать приходов и предавать суду священников, которые отказывались служить по новым богослужебным книгам.
При Патриархе Иоасафе II была восстановлена традиция произнесения проповедей за богослужением, продолжилось печатание книг, строительство монастырей и храмов.
Изографам новый Патриарх повелел писать иконы благолепно и не попадать под влияние западноевропейских живописцев, священнослужителей не благословил присутствовать на свадьбах, если в них участвовали скоморохи, а всем жителям страны запретил торговать и посещать суды в дни церковных праздников.
Патриарх Иоасаф II управлял Русской Церковью пять лет. Умер в 1672 году и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.
Смотреть фильм:
http://www.sedmitza.ru/text/646559.htmlПатриарх Иоаким (1674-1690)После смерти Иоасафа II на Патриарший престол в июле 1672 года был возведен Новгородский митрополит Питирим, человек старый и больной. Его краткое – меньше года – управление Русской Церковью прошло для нее практически бесследно.
Питирима сменил твердый, волевой и обладавший огромным авторитетом Патриарх Иоаким.
Новому Патриарху удалось на время ослабить давление государства на Церковь и даже вернуть ей кое-какие из утерянных свобод. Этому способствовало и то, что действовал Патриарх Иоаким при слабых царях. Он занял престол, когда были на исходе дни царя Алексея Михайловича, сын которого царь Феодор был болезнен и правил недолго. А после смерти царя Феодора Алексеевича малолетние Иван и Петр при регентстве царевны Софьи фактическими правителями не были.
Патриарх Иоаким поддержал и благословил на царство младшего из оставшихся сыновей Алексея Михайловича – Петра. Именно Иоаким защищал царскую семью от разбушевавшихся стрельцов. Но после кончины Патриарха Иоакима в 1690 году стало очевидно, что царь будет стремиться всячески ограничить власть Патриарха.
Смотреть фильм:
http://www.sedmitza.ru/text/646565.htmlПатриарх Адриан (1690-1700)Патриарх Адриан (1690-1700) был 10-м, последним в досинодальный период, Патриархом Московским и всея Руси. Расположенный к старине и неохотно откликавшийся на реформы Петра I, Патриарх Адриан все же поддерживал многие важные начинания царя – строительство флота, военные и социально-экономические преобразования.
Смотреть фильм:
http://www.sedmitza.ru/text/668449.htmlhttp://www.sedmitza.ru/video/604378/index.html