Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 09:51:28  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: "Не торопись языком твоим" (Еккл. 5:1)  (Прочитано 2664 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 19 Июня 2009, 15:06:36 »

Андрей Сигутин 19.06.2009 

"Не торопись языком твоим" (Еккл. 5:1)

«Русский язык… является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовалось бы для этого целые фразы». Эти слова французского писателя Проспера Мериме вспомнила в разговоре со мной Елена Исаева, главный библиотекарь детской библиотеки – филиала N 4 ЦБС г. Обнинска. Почему же сегодня мы так безжалостно коверкаем «богатейшее из всех европейских наречий», так плохо умеем писать и говорить на языке, «созданном для выражения тончайших оттенков»? О причинах всеобщей безграмотности размышляют психолог Екатерина Кулебякина и библиотекарь и писатель Елена Исаева.

Екатерина Кулебякина: «Уважительное отношение к своему языку – это черта, отличающая настоящего патриота»

- Люди стали относиться к родному языку как к формальному набору символов, в которых заключена какая-то информация, совершенно забыв, что язык – это живая народная память, обеспечивающая связь многих поколений. Именно язык хранит в себе историю народа лучше, чем любая книга. Уважительное, грамотное отношение к своему языку – это черта, отличающая настоящего патриота или, вернее, настоящего националиста – то есть человека, любящего свою нацию, свой народ, его культуру. Как любой человек, уважающий себя, без ошибок пишет свое имя, так и, уважая культуру своего народа, нельзя допускать безграмотное использование родного языка.

К сожалению, в наше время высшее образование не гарантирует духовного воспитания человека, а современная телепропаганда старается всячески измельчить, унизить и опошлить русский язык. Это и реклама, использующая примитивные неологизмы – «не тормози», «круто», «клево»; это и сериалы, в которых популяризируется молодежный сленг (ведь любое слово, произнесенное с эмоциональным накалом, глубже западает в память); это и телеведущие, которые на протяжении нескольких лет упорно именуют «родину деда Мороза» Великий Устюг, тогда как правильно говорить Устюг – от слова «устье», с ударением на первом слоге.

Люди забыли происхождение слов, их изначальное значение. Школьная программа начальных классов засорена такими предметами как риторика, информатика, смысла которых дети не понимают.

Между тем у детей, не перегруженных повседневной суетой, сильнее, чем у взрослых, выражено желание «докопаться до начала». Именно поэтому они разбирают игрушки, часы, телефоны… Поэтому я считаю самым лучшим возрастом для знакомства с истоками русского языка в «занимательной» форме начальные классы.

Любовь к языку идет из семьи. Если родители следят за чистотой своей речи, то и ребенок будет говорить грамотно. Конечно, привнесение с улицы, из детского сада словесного мусора неизбежно, но в этом случае задача родителей – отсекать его, не позволить укорениться. Недавно на мое замечание, что нет в русском языке глагола «торкнуть», сын-подросток достал учебник русского языка и с важностью процитировал, что жаргон является неотъемлемой частью языка. Тогда пришлось прибегнуть к сравнению, что уличная грязь – тоже неизбежна, но культурный человек никогда не поставит грязные ботинки на стол.

Для меня наиболее важным в постижении русского языка стало чтение русской классики. Пушкин и Тютчев, Гоголь и Тургенев, Толстой и Островский, Ершов и Есенин – какой необъятный кладезь сокровищ русского языка!

Елена Исаева: «Чтение незаменимо для преодоления сложностей в языке»

- Я скажу так: нет любви к русскому языку и литературе – не будет и грамотности. «Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знания и радость, а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это – суета и томление духа» (Еккл. 2: 26). Можно «собирать и копить» коллекцию вузовских дипломов, но это не заменит истинной любви к мудрости. Бесспорно, лучше, если стремление к знаниям привито с детства, в культурной, читающей семье и подхвачено добрыми, толковыми учителями в школе. Идеальный вариант – хороший ранний старт. Но, как известно, огонь в светильнике надо поддерживать, и тут уже все зависит от желания человека. Пусть он сам тянется к знаниям, учится с удовольствием, радуется интересным книгам и людям, тогда все с его грамотностью будет в порядке.

Да, есть и наследственный фактор – так называемая «врожденная грамотность». На мой взгляд, это нечто вроде музыкального слуха к музыке языка. Но можно ведь научить музыке и «немузыкального» человека; гениальным композитором, наверное, он не станет, а компетентным профессионалом – почему бы и нет? То же самое – в русском языке и литературе.

Как выраженному «гуманитарию», так и любому другому человеку нужны: любовь к знаниям, начитанность хорошими книгами, развитой читательский вкус, избирательность в чтении и общении, стремление «ясно мыслить» и «ясно излагать» свои мысли устно и письменно. «Богатство языка есть богатство мыслей» (Н.М. Карамзин). И, действительно, откуда взяться глубокомыслию, грамотной и содержательной речи в голове, которая не хочет думать?

Высшее образование – это как точка над i – личностью. Несколько дипломов – несколько «точек». А над чем их ставить, если человек не стремится развивать свою личность?

Есть великие писатели, не получившие даже среднего образования. Но какие это личности! Иван Бунин не окончил гимназии, но он – Бунин. Шекспир вообще ничего не окончил, но это – Шекспир. Великий поэт Пушкин окончил Царскосельский лицей – среднее специальное учебное заведение, а отнюдь не высшее. Великий писатель Сервантес не окончил университета. Максима Горького только и осталось вспомнить – с его «университетами». А современные «слепцы Брейгеля» гонятся за дипломами престижных вузов – и не видят Премудрость, «сидящую у дверей своих».

Что же касается того, как надо преподавать русский язык в школе… Есть ряд психологических теорий, положенных в основу учебного процесса, – чтобы легче было подобрать «ключик» к каждому ученику. В зависимости от темпераментов, характеров, акцентуаций, способностей, лево- или правополушарности, типа личности учеников и рекомендуется строить преподавание. Но… «суха теория». Учитель, который все это в совершенстве знает теоретически и виртуозно применяет свои знания на практике – персонаж, скорее, из области фантастики. Не всегда тип личности учеников виден совершенно отчетливо; бывают типы «скрытые», «смазанные», выглядящие «мозаичными». Да и где учителю находить время разбирать психотип каждого ученика в многолюдной, орущей, непредсказуемой современной школе?

Я сейчас работаю над диссертацией о психотипах в библиотеке. И вопросов пока больше, чем ответов. Библиотека, равно как и школа, живой организм, но в школе особенно важны живые, интересные подходы. Лично мне нравится метод перипатетиков, о котором я узнала от своего папы. Основатель метода – Аристотель; он преподавал философию не в классах, а беседуя с учениками во время прогулок. Если можно было так преподавать философию, то почему нельзя русский язык и литературу? Хотя бы для разнообразия сочетая этот замечательный метод с традиционными занятиями в классе? Мой отец спонтанно «апробировал» на мне этот метод с раннего детства. Для учеников с живым интеллектом метод перипатетиков особенно хорош – а ведь таково большинство русских людей, россиян. И ленивых так можно «расшевелить», чтобы не заснули в классе.

И еще о генах и предрасположенности. Среди моих предков – учителя, инженеры, военные. Люди разных профессий и судеб. Один предок совершил кругосветное путешествие на фрегате «Диана» в 50-х годах ХIХ века (о другом фрегате – «Паллада» – известно больше: о нем очерк И.А. Гончарова «Фрегат "Паллада"»). Предок был мичманом (после путешествия ему пожаловали личное дворянство). Но всех объединяет одно – «книжность». Все любители книг и чтения.

Чтение незаменимо для преодоления сложностей в языке. И не просто чтение «потому что читать полезно», а чтение «с жаром и увлечением», как читал Дон-Кихот. И не хаотичное чтение, а избирательное: только лучшие произведения.

Зачастую одно изречение А.С. Пушкина («Чтение – вот лучшее учение») люди вырывают из контекста и понимают буквально. Получается абсурд. Выходит, что для учения (следовательно, для повышения грамотности) вполне годится любая книга, книжица, книжонка. Но нет, полностью афоризм великого поэта звучит так: «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Видите разницу? Пушкин не стал бы читать что ни попадя. И другим бы не посоветовал!

Читать надо лучшую художественную литературу, а также книги по отраслям знаний. «Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости» (Н.Г. Чернышевский).

Читать надо всю жизнь. «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание» (В.И. Даль).

Для меня русский язык как многогранник, сверкающий всеми гранями и излучающий свет, с неподвижным ядром внутри («корень премудрости неподвижен» (Прем. 3: 15). Или как светлое и горячее Солнце – звезда и старая, и молодая. Новые идеи, образы, слова попадают, как атомы водорода, в самое горнило русского языка – народную мысль и речь. Преобразуются в «гелий»: обрусевают. Распространяется колоссальная творческая энергия! Наш язык очень солнечный и многогранный; смыслы слов надо искать глубоко – в ядре («зри в корень»), а отблески красок радуг русского языка мы встречаем в языках мира.

Многие ученые, библиотекари, педагоги, литераторы уже давно бьют тревогу по поводу «компьютерного поколения» юных читателей. Их мышление, речь, письмо, восприятие текста – отрывочны, а не последовательны, как у представителей более старших поколений. Молодые не в состоянии читать классику – им нужны триллеры, комиксы; иллюстрированные энциклопедии и журналы, структура и тексты которых напоминают компьютерные «окна». Таким молодым людям следовало бы: перестать «дергаться», больше жить настоящим, обратить свои взоры на вечные ценности и читать старую добрую классику.

Почему XIX век был «золотым» для русского языка и литературы, ХХ век – «серебряным», а XXI век впору назвать «железным» (даже его начало показывает нам, что это – век информационных технологий)?

Если поразмыслить, можно обнаружить исторические параллели. Ведь и XVIII век был «железным» для России (новые для того времени технологии, бурное развитие наук и промышленности, преобразования Петра I; немецкие и голландские неологизмы в русском языке и т.д.). Значит, это век «базиса», который потом увенчает век «надстройки» – «золотой» XIX век. Используя и дальше эту триаду, осмелюсь предположить, что XХII век будет «золотым» веком русской литературы!

«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), и русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара» (А.Н. Толстой)

Поживем – увидим.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/30797.htm
Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #1 : 19 Июня 2009, 16:55:09 »

Андрей Сигутин 19.06.2009 

"Не торопись языком твоим" (Еккл. 5:1)

К сожалению, в наше время высшее образование не гарантирует духовного воспитания человека, а современная телепропаганда старается всячески измельчить, унизить и опошлить русский язык. Это и реклама, использующая примитивные неологизмы – «не тормози», «круто», «клево»; это и сериалы, в которых популяризируется молодежный сленг (ведь любое слово, произнесенное с эмоциональным накалом, глубже западает в память); это и телеведущие, которые на протяжении нескольких лет упорно именуют «родину деда Мороза» Великий Устюг, тогда как правильно говорить Устюг – от слова «устье», с ударением на первом слоге.

А ведь действительно, если прислушаться и присмотреться к современным "фразочкам", не только безобидным описанным выше, но и более "жарким", можно прийти к однозначному мнению: Кто-то хочет уничтожить наш язык. И это не случайно. Вот что на этот счёт говорит еп. Варнава (Беляев): Сквернословие — гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф. 5,4-5). От него стонет мать-земля Русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, но никак не могут справиться с этой пагубной привычкой, оставаясь наедине, в кругу друзей, когда ничто уже не заставляет сдерживать себя.

Умалилась духовная жизнь — умалилась и проповедь церковная. По ложному ли стыду, по боязни ли упреков за упоминание в храме такого «неудобь сказаемого» — да и несоответствующего обстановке — предмета, по отсутствию ли сознания его важности и приносимого им вреда при строении духовной жизни христианина или, наоборот, с отчаяния, что все равно ничего не сделаешь против моря греха, но только подобная проповедь прекратилась. Где прежние Павлы, Киприаны, Василии, Златоусты? Где они, беспощадно, неумолчно обличавшие эту гнусность, из-за которой невозможно положить самое начало спасения? Ведь есть растление тела и есть растление души, и поскольку душа превосходит тело, а слово есть самое ценное и высокое в человеке, отличающее его от скотов и уподобляющее Богу (сравни: Бог Слово), постольку растление души и осквернение слова — великий грех.

Срамословие — болезнь, которой заболевают, впрочем, добровольно. И как болезнью им занимаются психиатры, и о происхождении его строят свои догадки историки культуры, этнографы, антропологи. Даже филологи заинтересовались данным явлением. В настоящее время на Западе существует целая литература на этот счет: многотомные описания всего одной только вещи — полового акта у различных народов и во все времена, естественного и противоестественного, в сопутствующей обстановке которому иногда думают находить условия происхождения срамословия; затем различные словари, сборники матерных слов и выражений и тому подобное.

Конечно, скажут, это ведь в «научных» целях делается, а не ради удовлетворения страстей безнравственных людей, скупающих порнографические стихотворения, описания, картины, фотографические карточки и прочее. А я скажу: в том ли заключается ваша пресловутая наука, чтобы, надев профессорский вицмундир с докторским значком на нем и вооружившись для приличия латынью, заниматься изучением того, о чем стыдятся говорить между собою и проститутки, когда они не заняты своим ремеслом? Не значит ли это под видом высокой цели заниматься тайком самым гнусным и тонким развратом? Диаволу, конечно, вовсе не нужно, чтобы писатель или великий ученый непременно по публичным домам шатался и растрачивал тем свое здоровье, но ему гораздо интереснее, чтобы талантливый деятель, благодаря своим помраченным способностям, растлевал людские массы. Если он погибнет, то погибнет только один, а если пустит в народ свои сочинения, отравленные тонким ядом греха, то погубит многих. Диаволу есть чему порадоваться... А вещи такого рода можно делать только под видом важного дела или даже добродетели. Вот и здесь — наука-де, нужда, хорошая цель преследуется. Но если бы это было так, показать бы надо не только, в чем мерзость порока, но и как от него избавиться, да и религию бы надо к делу привлечь, послушать, что она скажет. Ведь это ее больше всего касается. Но ничего подобного не наблюдается. Следовательно, и все построение от демонов — сперва тонко обольщаются и растлеваются вожаки «культурного» человечества: ученые, поэты, писатели, а через них и общество, читающая публика.

Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с «глубин сатанинских» (Откр. 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками библейского Хама. Причем порок этот и какое-то странное тяготение к нему находятся в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает входить в область сатанинскую и приобретать эту скверную привычку — призывать вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамные. И удивительнее всего то, что человек, повторяя в XX веке по Рождестве Христовом некоторые бесстыдные слова и действия, и не догадывается, кому и чему он этим обязан из такого же по счету столетия, но только до Рождества Христова.
Для примера возьму времена более близкие, классические, именно укажу на суеверные обычаи у греков и римлян. Чтобы оградить себя от враждебных демонов и дурного глаза, они с детства уже навешивали на себя изображение божества, культ которого был возложен на девственниц-весталок, а состоял в непристойных словах, действиях и изображении того, от познания чего девица превращается в женщину. Рекомендовалось также «сплюнуть на сторону» или три раза к себе в пазуху или выразиться крепко с упоминанием этого срамного божества. Так было более 2000 лет тому назад.

Но вот восклицание распропагандированных деревенских парней, рабочих, когда они толпой встречаются с духовным лицом, слышимое так часто у нас теперь: «Держись за пуговицу, поп идет!» Из обычно употребляющихся грубых выражений привожу единственно допустимый здесь вариант. Откуда это? Кто их выучил верить в предохранительную силу половых органов против злого влияния, которое в данном случае якобы распространяется священником? Диавол. Это пережиток только что упомянутых классических языческих времен, неведомыми для науки путями переброшенный демонами из полуденных стран Эллады и Рима в нашу деревню, занесенную снегами, под 55° северной широты в Московской губернии, и в шалаши австралийцев, под субтропическое солнце, на другой конец земного шара.

Профессор В. Богораз (Тан) сообщает почерпнутые из австралийских рассказов дикарей сведения, как надо поступать при подобных же встречах с некими существами духовного порядка: «Как только заслышишь их крики, надо тотчас остановиться и молча переждать, все время потирая рукою свои детородные части». Как у Церкви есть Священное Предание, так и у цивилизации есть тоже свое предание, передатчики и охранители которого — бесы.

Таким образом, эти скверные чудовищные выражения суть на самом деле «священные», «молитвенные» формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, подумай, кому ты служишь вместо Бога, кому молишься, что ты делаешь. Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь. Но ты произносишь страшные заклинания, ты привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву. Ты делаешься, посредством самых смрадных приемов, колдуном, магом, чародеем, быть может не зная и не хотя того. Однако Дело остается делом — и бесы тебя окружают и рукоплещут...

С того времени, когда христианство сделалось господствующей религией и когда люди стали принимать его уже не по убеждению, а по выгоде, порок срамословия от язычников перешел к этим двоеверным христианам.

В настоящее время сквернословие — повсеместный порок. Даже в так называемой изящной литературе, и притом иностранной, авторы не могут обойти его: «...Послышались крепкие слова и брань с упоминанием о родителях», — живописует в одном из своих главных романов известный американский писатель Джек Лондон.

Вообще же об исключительном процветании порока срамословия на русской почве основательно и вполне откровенно говорил известный критик и литератор С. А. Венгеров:

«Современный русский интеллигент, самого добродетельного и скромного образа жизни, сплошь и рядом отпускает такие шутки и выражается такими словами, которые привели бы в краску немецкого сапожника. В какой другой стране, кроме России, можно встретить ту заборную литературу, благодаря которой вы, гуляя с детьми вашими, то и дело должны чем-нибудь отвлекать внимание их от пристального рассматривания стенных надписей? А излюбленное трехэтажное словечко наше, которое составляет такую прочную "категорию" русской общественной жизни?.. Щедрин в свою поездку по Волге только и слышал, что это слово, которое стоном стояло в воздухе. Сам же покойник, как известно, несмотря на крайне целомудренный образ жизни своей, тоже был до последней степени не воздержан в выражениях — очень уж крепко сидела в нем пошехонская закваска».

В заключение этого отдела прибавлю еще несколько слов о том мнении, которое оправдывает существование скверной привычки чисто практической выгодой. Приведу изложение этой точки зрения в рассказе знаменитого американского юмориста Марка Твена «Наброски праздного путешественника».

Капитан Джонс, сообщается здесь, «был глубоко и искренно религиозен, но клялся и ругался, как рыбная торговка. Он считал это вполне извинительным, так как матросы не поняли бы приказаний, не приправленных ругательствами».

А Джек Лондон, сам прошедший, как известно, головокружительный жизненный путь, выражается еще циничнее: «Хорошее ругательство, употребляемое изредка и в нужный момент, — вещь действительная» («Сын Солнца», гл. VI ). Хотя и он замечает, что в брани должна быть мера: «Слишком часто ругаться — значит лишать ругательства свойственного им воздействия» (там же). Это уже правила из учебника какой-то сатанинской нравственности.

Но как же смотрит христианство на все это? Говорит ли оно что-либо о матерной брани? Есть ли определенный взгляд, прямая заповедь церковная относительно нее? — Все есть.

Святой апостол Павел повелевает:

«Блуд и всякая нечистота... не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехо-творство не приличны вам, а напротив благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый... не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 3-5).

Еще яснее апостол Павел говорит в Послании к Колоссянам (3,8):

«...А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших».

О хранении языка и о заразе, которая распространяется от срамословия на все окружающее, говорит и св. апостол Иаков (Иак. 3, 6-12).

Святые отцы и учители Церкви в первые века христианства, когда христиане постоянно сталкивались с развратными язычниками, были вынуждены непрестанно напоминать верующим об их высоком звании, чтобы они охраняли себя и опасались, как бы не заразиться самим тою же смрадною привычкой, которой больны язычники. Вместе с тем они разъясняли, в чем состоит истинное существо порока.

Так, Климент Александрийский еще в конце II века по Рождестве Христовом на своих лекциях поучал слушателей катехизаторской школы в Александрии, готовившихся к принятию крещения:

«От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщением носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи. Ибо исходящее из уст, говорится, оскверняет человека (Мф. 15, 18)...

Не менее ревниво мы должны охранять себя от приражения к нам неблагопристойных речей; слух верующих во Христа должен быть защищен от этого».

Все дело в употреблении и цели. Ведь, в сущности говоря, «ни в словах, коими в нас нравственный стыд вызывается за некоторые органы, ни в самых этих частях тела, ни в половом совокуплении брачной четы... нет ничего такого, чем обозначалось бы в собствен-ном смысле неприличное. Колено, икры и подобные члены не представляют собою чего-либо неприличного ни по наименованиям своим, ни по деятельности; половые же части человека составляют предметы стыда, а не позора. Непристойно, достойно стыда и срама и потому достойно наказания только противозаконное приведение в действо, потому что истинно непристоен лишь грех и его дела. Соответственно этому под речами неблагопристойными в собственном смысле можно разуметь говорение лишь о вещах греховных, например о любодеянии, педерастии и тому подобном. Однако же нужно и праздной болтовни избегать».

Выпишу еще цитату из св. Иоанна Златоуста.

«Хочешь ли знать, сколь великое зло — говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего?.. Как же ты можешь научить целомудрию жену, когда бесстыдными глазами возбуждаешь ее идти в распутство? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Если у тебя дурно пахнет изо рта, то ты не прикасаешься к общей трапезе; но когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступать к Тайнам Господним? Если бы кто, взяв нечистый сосуд, положил его на твоей трапезе, такого ты, избив палками, прогнал бы; скажи теперь, ужели ты не думаешь прогневать Бога, когда на трапезу Его (а уста наши и есть трапеза Божия, когда мы приобщаемся таинства евхаристии) приносишь слова, гнуснейшие всякого нечистого сосуда? Да и как может быть иначе? Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделыва-ешь ее нечувствительною».

Грех этот настолько немаловажен и требует столь большого внимания для своего искоренения, как со стороны повинного в нем, так и со стороны пастырей, что Церковь даже выносила данный вопрос на обсуждение своих соборов, считая необходимым обращаться к содействию и государственной власти, особенно в тех случаях, когда язычники позволяли себе срамно выражаться в священных для'христиан местах, вводя в этот соблазн и самих христиан, так что с глубокою скорбью говорил некогда Карфагенский собор (318 г.): «И изрещи стыд есть... непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других бесчисленных благочестивых жен... так что от прибежища самыя святыя веры почти убегати нужно бывает».

Как же христианину вести себя в присутствии сквернословов?

Тут же, во-первых, обратиться умом к Богу, вооружиться Иисусовой молитвой и, во-вторых, если нельзя убежать, то переносить брань с терпением и осуждением себя самого.

Вот примеры: два из времен древних пустынников IV века, третий — из времен нынешних.

В «Древнем Патерике» рассказывается, как братия посетили одного святого старца, жившего в пустынном месте. Они нашли вне монастыря его отроков, пасших и говоривших непристойные слова. После того как они открыли ему свои мысли и получили пользу от знания его, говорят ему:

— Авва, как ты терпишь таких отроков и не запрещаешь им, чтобы они не баловали?

— По немощной природе, братия, — отвечал со смирением старец. — Я нахожу иногда дни, когда желал бы запретить им, и однако же, упрекая самого себя, говорю: если сего малого не переношу, то как могу перенести, если пошлется мне великое искушение? Поэтому-то я ничего не говорю им, чтобы получить привычку переносить случающееся.

А в терпении — как старец знал — заключается заповедь и обетование спасения Самого Господа (Мф. 10, 22).

Еще сказывал авва Пафнутий (известный египетский пустынник): «Однажды путешествуя, я по причине тумана сбился с дороги и очутился близ одного селения. Там встретил я некоторых срамно говоривших. Устранившись, я пал перед лицом Бога, осуждая себя самого. И вот ангел идет ко мне с мечом и говорит: "Пафнутий! Все осуждающие братии своих погибнут от меча сего. Но ты хорошо сделал, что не осудил их, а смирил себя пред Богом, как будто бы ты совершил грех их. Посему имя твое вписано в книгу жизни"» («Древний Патерик»).

Хотя ангелы не являются нам с такими поучениями, но невидимым мечом действуют несомненно — чрез болезни, внезапную смерть, удары и прочее — хотя бы и не в момент совершения греха.

Рассказывает еще о своем духовном отце и старце, иеросхимонахе Александре, затворнике Гефсиманского скита (близ Свято-Троицкой Сергиевой Лавры), его ученик, тоже известный старец, игумен Зосимовой пустыни, о. Герман:

«Однажды к о. Александру пришел мирской человек и начал говорить различные мерзости и про себя, и про других. В то время в келий старца был келейник его; он не вытерпел того, что пришлось ему слышать от рассказчика и, не желая долее слушать, вышел. После келейник, пришедши к старцу, спросил его:

— Батюшка, простите, я соблазнился, слыша слова, которые говорил вам тот мирянин. Я думал, и вам слушать это мерзостно?

О. Александр на это отвечал ему:

— Я не слыхал ни слова, — в это время ум старца был занят молитвою, — и ты хорошо сделал, что ушел; не нужно бы совсем слушать с самого начала: немощные духом бегают от этого...»

Как прекрасна добродетель блаженного старца!.. Этот душистый мед целомудрия и чистоты в его устах и в сердце по сравнению со зловонной сукровицей, истекающей изо рта еще при жизни у разных знаменитых гениев и вождей человечества!..


Записан

С ув. прот. Георгий
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #2 : 19 Июня 2009, 18:12:40 »

Фамилии  западных политиков и известных людей по-русских передают их суть. Так интересно наблюдать. Например Тори Бле-е-ер. Ну блееял и блеял. Или Дик Чейни.Дикий,как ни крути. Такое иногда ляпнет. Или Бу-бушка.(Буш) Или Болтон .Болтун он и есть болтун. Меркель - меркантильная дама. И таких примеров много. Если бы они знали,как они звучат по-русски,они бы сменили фамилии от позора.Но они  не знают,что в русском звучании их фамилии выдают их с головой.

Сейчас многие журналисты в погоне за модой,говорят,подражая европейцам "бла-бла-бла". По-русски это очень режет слух и звучит грубо. Но  мода им дороже,чем свой родной язык. Если не могут без жаргонов,сказали бы тогда уже :" не надо ля-ля".Тоже грубо,но не до такой степени, как европейский вариант. А суть та же.
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #3 : 19 Июня 2009, 18:59:25 »

Фамилии  западных политиков и известных людей по-русских передают их суть. Так интересно наблюдать. Например Тори Бле-е-ер. Ну блееял и блеял. Или Дик Чейни.Дикий,как ни крути. Такое иногда ляпнет. Или Бу-бушка.(Буш) Или Болтон .Болтун он и есть болтун. Меркель - меркантильная дама. И таких примеров много. Если бы они знали,как они звучат по-русски,они бы сменили фамилии от позора.Но они  не знают,что в русском звучании их фамилии выдают их с головой.

Анна. Это же глупости. Эту мерзавцы тоже ведь якобы "в шутку" склоняют в английском "Slavs" (славяне) в "Slaves" (рабы).
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #4 : 19 Июня 2009, 21:17:42 »



Анна. Это же глупости. Эту мерзавцы тоже ведь якобы "в шутку" склоняют в английском "Slavs" (славяне) в "Slaves" (рабы).

Это шутка. Я так себя развлекаю. Люблю русский язык,вот и подмечаю разные интересные моменты.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!