(Окончание)Строительство "Северного потока" по дну Балтийского моря может заложить основу российско-германского сетевого межгосударственного союза. Создание своеобразного "санитарного кордона" между Россией и Старой Европой из Украины, Польши, стран Балтии и примкнувшей к ним в рамках "Восточного партнерства" Белоруссии, а также "газовые" конфликты России с Украиной послужили толчком в деле ускоренного создания энергетического межгосударственного союза России – Германии.
Необходимо вспомнить, что объединение Европы началось с "Союза Угля и Стали" для того, чтобы осознать перспективу "Союза Газа и Трубы". Если к вышеизложенному добавить, что руководство России является сторонником того, чтобы Германия вошла в Совет Безопасности ООН, то перспективы политического сетевого межгосударственного союза становятся очевидными, как и перспективы возрастания зависимости Европы от поставок энергоресурсов из России в рамках среднесрочной перспективы.
Взгляд на "сетевой" союз со стороныБрэд Макдональд ("Trumpet", США) опубликовал любопытную статью со ссылкой на аналитиков агентства Stratfor. Главная мысль: "Тщательно следите за немецко-российскими отношениями: похоже, что еще один пакт Молотова-Риббентропа неизбежен". Макдональд отметил следующее: "Мир унюхал российско-немецкий альянс в прошлом августе, когда Россия сокрушила Грузию, а Германия и бровью не повела". Основная озабоченность Макдональда более чем очевидна: "Цветущие отношения Германии и России развиваются параллельно с крушением американо-немецких отношений. За последние месяцы между Америкой и Германией возникло напряжение и противоречия по самым различным вопросам - от войны в Афганистане до борьбы с мировым финансовым кризисом, заключенных Гуантаномо и отношений с Россией".
Макдональд подчеркивает: "В отличие от Америки, Кремль отдает себе полный отчет в европейской истории и видит, что Германия восстановила свою позицию доминирующей державы и естественного лидера Европы. Налаживая тесные отношения с Берлином, русские создают хорошие условия для связей с политической, военной и экономической сущностью, которая будет определять будущее Европы. Сегодня Вашингтон по-прежнему задается тем же вопросом, который однажды задал Генри Киссинджер: "Если я хочу позвонить в Европу, кому мне звонить?" Кремль отлично знает ответ на этот вопрос: Именно поэтому у него есть прямая связь с Берлином!" И делает далеко идущий вывод: "Я считаю, что руководство Германии могло уже достичь соглашения с Россией и заключить современный пакт Гитлера-Сталина, согласно которому Германия и Россия разделят между собой страны и активы. Это соглашение позволит им обратить свои взгляды на другие цели".
Можно отметить, что мечты глобальных игроков о повторении событий 1914 и 1941 годов, когда Германия и Россия-СССР радикально ослабили себя в кровопролитных войнах, действительно забавляют. Представляется, что Первая и Вторая мировые войны уже на генетическом уровне заложили у русских и немцев мощный "предохранитель". Этого, увы, нельзя сказать о поляках, так как действия их лидеров в "эпоху братьев Квачиньских" в деталях повторяли стереотипы поведения польских лидеров перед 1939 годом.
Валютные союзы Признаем, что принцип общей валюты является лишь формой закрепления исторически осознанного союза. Введение евро де-факто создало в Европе единое экономическое пространство, но форма политического объединения далека от совершенства, так как новая Конституция Объединенной Европы, несмотря на свою прогрессивность, вобрала в себя почти все институциональные пороки прошлого ХХ века.
В сфере международных отношений нет каких-либо ограничений. Так, например, Россия связана союзным договором и с Белоруссией, и с недавнего времени, с Узбекистаном. Данные межгосударственные союзы сложно классифицировать. Их, скорее всего, необходимо назвать вынужденными. Потребность в данных союзах вызвана как внутригосударственными проблемами России, Белоруссии и Узбекистана, так и явными, и неявными внешними вызовами и угрозами. И если межгосударственный союз России с Белоруссией можно признать континуальным, как и союз США, Канады и Мексики в рамках НАФТА, то союз России с Узбекистаном необходимо отнести к сетевым союзам. А к каким межгосударственным союзам можно отнести ЕврАзЭС, СНГ и ЕЭП? Возможен ли в рамках ЕЭП новый валютный союз? Ответа на данные вопросы пока нет.
Сетевой КитайВ работе "Конкуренция глобальных Проектов: "Вашингтонский консенсус" vs "Пекинский консенсус" было акцентировано внимание на следующем. А.Габуев отметил особенности китайской внешней политики: "Организация "Форум сотрудничества Китай–арабские страны" возникла в январе 2004 года. Тогда новоизбранный председатель КНР Ху Цзиньтао впервые отправился с визитом в арабские страны в статусе китайского руководителя. Прибыв в Каир, председатель Ху предложил египетскому президенту Хосни Мубараку создать организацию, которая стала бы широкой площадкой для китайско-арабского диалога. Хосни Мубарак идею китайского лидера поддержал, и оба объявили о создании новой международной организации. Вскоре к ней начали присоединяться и другие арабские страны". Аналогичные отношения сложились у Китая и со странами Африки.
Немецкий аналитик У.Фризекке отметил: "В октябре 2000 года был учрежден Форум китайско-африканского сотрудничества. Его самым заметным достижением было участие глав 48 (из 54) африканских государств на саммите в Пекине 4–5 ноября 2006 года… В Германии только за последний месяц состоялось два политических семинара, где детально обсуждалась китайская стратегия в Африке. Выступая с докладом в Евангельской академии в Локкуме в рамках семинара "Нигерия: богатство превыше прав и достоинства?" (15–17 июня 2006 года), доктор Денис Тулль из берлинского Фонда науки и политики говорил о «массивном возвращении Китая на африканский континент». На 8-х Гуммерсбахеровских слушаниях по проблемам безопасности в Академии Теодора Хойса (22–24 июня) профессор Гу Цзюу из Рурского университета (Бохум) представил детальный доклад о китайском наступлении в Африке как вызове для Европы".
2008 год – это прорыва в африкано-китайских экономических отношениях. "Уже как нечто привычное и обыденное в Африке была воспринята поездка председателя КНР Ху Цзиньтао по Африке с 10 по 17 февраля 2009 года. Его посещение Мали, Сенегала, Танзании и Маврикия – в глазах африканцев очередной вояж, который высшие должностные лица Китая последние годы часто совершают по Черному континенту. Своего рода "сверка часов" по дальнейшему развитию политического и социально- экономического сотрудничества Поднебесной с Африкой. Повод был: в конце минувшего года был пройден знаменательный рубеж – в 2008 году объем товарооборота между КНР и Африкой достиг рекордных 106,84 млрд долларов, что на 45,1 проц. выше уровня предыдущего года" ("Компас").
"Пекинский консенсус" – это де-факто система последовательного продвижение двухсторонних отношений с большинством стран мира, с акцентом на крупных, глобальных игроков. Для того, чтобы отметить последовательность продвижения "Пекинского консенсуса", выделим информацию агентства "Синьхуа" о том, что Китай ведет переговоры со странами Персидского залива о создании зоны свободной торговли. Китай уже заключил соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Макао и Гонконгом.
Помимо стран Персидского залива, Пекин также ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с Австралией и Новой Зеландией. В апреле 2008 года Новая Зеландия и Китай подписали соглашение о свободной торговле между странами. Подписанный сторонами договор предполагает отмену всех таможенных тарифов между странами. Новая Зеландия откажется от них чуть раньше – в 2016 году, а КНР планирует отмену тарифов к 2019 году. Данное соглашение открывает Новой Зеландии возможность увеличить объем экспортируемой сельскохозяйственной продукции в одну из крупнейших экономик мира. Обращаем внимание на сроки введения соглашения в жизнь. Китаю спешить некуда. Его сетевая структура включает в себя и Чайна-тауны, и двухсторонние соглашения и межгосударственные союзы. Более того, "Пекинский консенсус" не обременен различными идеологическими догмами, в отличии от "Вашингтонского консенсуса".
"Валютные зоны" – грядущая посткризисная реальность? Текущий мировой кризис привлек внимание экспертного сообщества к перспективе перехода от единой резервной валюты к своеобразным валютным зонам. Министр финансов А.Кудрин заявил, что доллар сохранит статус мировой резервной валюты в течение 10 ближайших лет. Многие аналитики признали данный прогноз крайне оптимистическим.
Известный российский экономист М.Хазин предсказывает: "Каким бы не был грядущий кризис, спровоцированный в упреждающем порядке или грянувший сам по себе, он разрушает старую валютно-финансовую систему. А новой пока не видно. Долларовую систему делали полвека. Что будет единой мерой стоимости в дальнейшем? Золото? Наверное. Но есть и другой вариант. Например, разделение доллара на внутриамериканскую часть - пусть делают с ним все, что хотят - и на интернациональную часть, с включением туда Китая, Индии и всех остальных".
Хазин считает, что при определенных условиях "западный глобальный проект распадется, а существующую ныне валютную систему на базе доллара сменит другая, состоящая из нескольких валютных зон. Их будет от трех до пяти, причем каждая будет в миниатюре повторять современную систему. В них будет единый эмиссионный центр, все остальные валюты зоны привяжут к главной зональной валюте. Обмен валют из разных зон напрямую будет невозможен — только через зональные валюты, которые, скорее всего, в рамках межзональных расчетов окажутся привязаны к золоту. Три из них основные (доллар США, евро и юань) и две виртуальные (золотой динар и рубль). Таким образом, есть вероятность, что появится зона рубля, и это будет означать по сути восстановление СССР, во всяком случае как единого экономического пространства".
Аналитик И.Бощенко допускает "такой сценарий: в недалеком будущем создаются региональные зоны со своими валютами и эмиссионными центрами. Но для расчетов между ними нужна новая мировая денежная единица. Ее создают так же, как европейские страны создали евро, а для управления новой глобальной валютой формируется некая комиссия - вместо МВФ. Старый Международный валютный фонд для этого не подходит. Китайцы знают, что в МВФ сидят представители западной финансовой элиты. А китайцам нужна своя веская доля в новом эмиссионном центре".
Д.Тенненбаум опирается на идеи Линдона Ларуша: "Согласно концепции Ларуша, будущая система "Новые бретонские леса" будет многополярной системой, в отличии от теперешней коллапсирующей "униполярной", опирающейся на доллар. Она, скорее всего, возникнет как завершающий этап процесса заключения региональных соглашений в отношении валютного, экономического и торгового сотрудничества, например, между Россией и Западной Европой, между Россией, Китаем и Индией, между Восточно-Азиатскими государствами, и т.д" .
В рамках данного видения более чем странными выглядит отказ руководства Белоруссии от кредита в рублях. Неужели у белорусских финансистов вера в доллар крепче, чем у Кудрина?
Внешняя политика России и линии цивилизационных разломов С учетом вышеизложенного, мы можем констатировать, что текущий мировой кризис обозначил спектр линии цивилизационного разлома. В наибольшей степени они проявились в сфере энергетики и в сфере финансов. Но не менее значимы линии цивилизационных разломов и в аспекте иерархий ценностей и в генетической памяти народов (клиополитика). В ближайшие годы станет очевидным, какие именно линии цивилизационного разлома окажут решающее влияние на процесс формирования новой карты мира.
Процесс формирования сетевых межгосударственных союзов – это перспективное направление для российской внешней политики. Сетевые межгосударственные союзы – это адекватный ответ России не только на создание "Восточного партнерства", но и на всю "многовекторную" политику наших ближайших соседей. Первые шаги в данном направлении уже сделаны.
http://www.imperiya.by/authorsanalytics19-5721.html