Стояние на Угре. Пояс Пресвятой БогородицыФрагмент диорамы «Стояние на Угре». Художник Павел РыженкоНа протяжении более чем двух веков Русь находилась под гнётом татаро-монгольского ига. Этот период начался в 1243 и закончился в 1480 году, когда произошло так называемое «Стояние на реке Угре», в результате которого Русь окончательно была освобождена от власти Орды.
В 1462 году на Руси воцарился Иван III — сын Василия Тёмного. В 1476 году князь Иван прекратил выплату дани Орде. В марте 1480 года стало известно, что ордынский хан Ахмат принял решение идти на Москву с целью добиться выплаты дани. Весь этот год Русь и Орда готовились к сражению. Осенью войска хана Ахмата двинулись через Литовское Княжество в сторону Москвы. Хан намеревался переправиться с западной стороны через реку Угру, находящуюся на территории нынешних Смоленской и Калужской областей.
Когда князь Иван III узнал об этом намерении, он со своим отрядом 3 октября отправился в город Кременец, а полки направил к Угре. Русские войска заняли берег на большом протяжении.
Несколько дней ордынцы пытались форсировать реку, но каждая попытка заканчивалась неудачей. Войско хана расположилось вдоль Угры. На противоположном берегу стояли полки Ивана III. Началось так называемое Стояние.
Следует заметить, что хан Ахмат не просто так стоял на Угре, он поджидал войска польского короля Казимира для совместного похода по русским землям. Благодаря мудрой политике Ивана III, заключившего договор с Крымской ордой, крымчаки напали на Польшу, и Казимиру стало не до русских дел.
Хан Ахмат решил дождаться холодов, чтобы перебраться по льду через реку. В конце октября неожиданно и очень быстро наступила зима, лед сковал реки, снег покрыл поля. Опасаясь того, что по вставшим рекам и зимним дорогам ордынцы быстро переберутся на московский берег, великий князь повелел войскам отходить к Кременцу. Неожиданно ордынцы поднялись и стали отходить в степь. Летописец записал: "Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались". 11 ноября 1480 года хан Ахмат со своим войском отправился обратно в Орду.
Несмотря на то, что Русь к тому времени уже меньше зависела от власти татаро-монголов, но формально она принадлежала Орде. В результате событий 1480 года этому пришёл конец. Известно, что вскоре после Стояния хан Ахмат был убит, а через некоторое время Орда полностью прекратила своё существование.
Еще летом, 23 июня 1480 года, в Москву была принесена Владимирская икона Божией Матери, перед которой стали свершать непрерывные молебны. И в дни "Стояния на Угре" вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник князя Ивана III, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Именно с заступничеством Божией Матери от Ее Владимирской иконы церковное и народное сознание связало освобождение Руси от ордынского ига. "И случилось тогда преславное чудо Святой Богородицы: когда отступили наши от берега, тогда татары, охваченные страхом, побежали, думая, что русские уступают им берег для того, чтобы биться…" — записано в одной из летописей. Сам великий князь благодарил Господа и Пречистую Богородицу за чудесное спасение от Ахматовой орды: «Пришел великий князь в Москву из Боровска и воздал хвалу Богу и Пречистой Богородице и святым чудотворцам, избавившим от поганых, и возрадовались все люди и возвеселились, и восславили Бога и Пречистую Матерь, говоря: "Не ангел, не человек спас нас, но Сам Господь спас нас, по молитвам Пречистой и всех святых"». Вскоре был установлен новый церковный праздник в память спасения Москвы от нашествия Ахмата — 23 июня (6 июля), день второго Сретения Владимирской иконы Божией Матери. А реку Угру, ставшую определенной чертой в российской истории, ибо именно на ее берегах Русь покончила с ордынским игом и обрела независимость, уже в те давние времена один из летописцев сравнил с Поясом Пречистой Богородицы, с той самой великой и древней святыней, спасающей христиан от нашествия иноплеменных.
По материалам ПРАВОСЛАВИЕ.RU