«Травматическое» эхоПроблемы с местным населением возникают практически везде, где в последние годы пытаются утвердиться кавказские диаспоры Москве и крупных городах страны стало слишком много псевдостудентов и псевдокоммерсантов, в реальности занимающихся созданием этнических банд и полувоенных формирований, которые ждут своего часа, практикуясь и шлифуя умение в криминальных разборках. Власти постарались не заметить – а средства массовой информации, в большинстве своем, не сообщить о том, чем, скажем, закончились два недавних нашумевших инцидента в Москве.
Что было? Вкратце – так. В конце апреля «веселые ребята» устроили по улицам столицы «ежегодный вайнахский автопробег», малость постреляли в воздух. Правда, говорят, только из травматического оружия - так что «любимый город может спать спокойно». Сотрудники ГИБДД вызвали ОМОН, в результате были задержаны 19 человек — выходцев из Чечни и Ингушетии. Дальше – пробел, вроде бы доставили «куда надо», после чего отпустили с миром. Второго июня на Юго-Западе Москвы передрались 20 чеченцев, принявшихся мирно палить – опять же, в воздух и из травматических пистолетов. И – все, затем дальнейшие данные о судьбах затеявших пальбу свели на нет…
Эпизоды отнюдь не единичные. Скорее, можно говорить об устойчивой тенденции. Речь идет о том, что у кавказских - в первую очередь северокавказских - диаспор в России в массовом порядке сложилась и культивируется устойчивая система взглядов, основанная на презрении – а, порой, откровенной ненависти - к местному населению, в первую очередь к русским, агрессивном утверждении своих групповых интересов любой ценой, этническом национализме, склонности к религиозному радикализму и идеям сепаратизма, принципиальном асоциальном поведении, осознанном неуважении к законам РФ на базе криминальных «понятий» с этническим оттенком. Когда же начинаются разговоры различных либералов типа Н. Сванидзе, о том, что это всего лишь национальные традиции, встает вопрос о критериях оценки таких традиций. Должны ли традиции нарушать закон? Ответ очевиден – нет. У любого нормального человека такие «традиции» вызывают возмущение и отторжение. Древность традиций не оправдывает их антисоциальности, так как зло существовало и тысячи лет назад.
Хранить надо хорошие традиции, а с плохими надо бороться.
Защитники подобных взглядов и традиций дают основания своим оппонентам для вполне логичного обоснования и развития других радикальных взглядов, утверждающих расовую неполноценность представителей, к примеру, кавказских этносов. Ведь, если послушать доводы тех, кто защищает выходки, подобные тем, что недавно произошли в Москве, то получится: врожденной чертой и древней традицией кавказцев являются нарочитая агрессивность, принципиальное неуважение к людям и наплевательское отношение к законам.
Кавказцы - в первую очередь молодежь - с энтузиазмом культивируют самые негативные обычаи. Не понимая, что в исторической перспективе это ведет их этносы в тупик, обрекает целые поколения на единственную перспективу: стать бандитом и рано или поздно бесславно закончить жизнь в тюрьме, от чужой пули или ножа, так и не сделав ничего по-настоящему полезного даже для своего народа. Труд или учеба считаются уделом «лохов». Попадая в столицу и другие города под предлогом получения образования - зачастую на деньги из федеральных трансфертов нацокраинам - или работы, многие сознательно не делают ни того, ни другого. Диаспоры, активно пользуясь всеми возможностями, которые государство предоставляет им с целью их безболезненной интеграции в общество, как раз интегрироваться совершенно и не стремятся. Точнее, свою интеграцию они понимают, как войну с местным населением за куски территории и сферы влияния, где они смогут установить свои порядки, чаще всего, входящие в противоречие с законом, не говоря уже о местных обычаях.
Это и есть бытовое «столкновение цивилизаций», когда в понятийном аппарате разных этносов одни и те же термины понимаются не просто по-разному, а иногда прямо противоположно.
А когда это обстоятельство усугубляется и принадлежностью к разным религиозным традициям, проблемы усложняются вдвое. Именно поэтому все усилия интегрировать диаспоры и в Европе, и в США реальными успехами похвастаться не могут. Люди просто разговаривают на разных языках, и по-разному видят этот мир.
Мужчина должен демонстрировать свою жестокость, запредельную гордость, презрение к позитивному труду и готовность к преступлению. Странно, что кавказским элитам, склонным обвинять в своих бедах весь окружающий мир, не приходит в голову, что именно такой деструктивный взгляд на жизнь и есть главная причина исторических неудач и «трудной судьбы» кавказских этносов.
Это – отнюдь не проблема только восприятия русскими подобных явлений, как хотели бы представить дело некоторые либеральные правозащитники, а также идеологи диаспор. Факты говорят о том, что проблемы с местным населением возникают практически везде, где в последние годы пытаются утвердиться кавказские диаспоры. К примеру, Европа уже давно избавилась от иллюзий по поводу тех же чеченцев, которых массово принимала в годы первой и второй чеченской войн. Агрессивное и тотально криминализированное поведение чеченских диаспор в Старом Свете заставило толерантных европейцев прикрыть двери для чеченской миграции в свои страны.
Так, три года назад в бельгийском городе Остенде выходцы с Кавказа устроили побоище в дискотеке. Как неохотно и кратко сообщила пресса, задержанные остендские чеченцы - беженцы из России, некоторые не впервые замечены в сварах в увеселительных заведениях и казино городка. Бельгия одной из первых в Европе гордо распахнула свои границы для жителей Чечни, «страдающих от гнета Москвы». Дело «спустили на тормозах» - в полном соответствии с западноевропейскими «нормами политкорректности и толерантности».
Вот тогда изумленные и гостеприимные обыватели Старого Света узнали, что в Европе уже обосновалось почти 200 тысяч жителей Чечни, которые «вынуждены были бежать от притеснений в России».
«Притеснения» хорошо оплачиваются, как заметили журналисты, в Страсбурге чеченцы группируются вокруг Европейского суда по правам человека, обеспечивая своей поддержкой иски против Москвы. Ну а компенсации, присуждаемыесудом, позволяют окупить расходы на адвокатов. Европа поняла, что они вовсе не собираются жить на небольшое пособие. Гражданские профессии, которые предлагают иммигрантам из Африки, «не для них». Действительно, трудно представить себе прибывшего в Европу гордого «политического беженца», который станет убирать мусор на улицах!
Даже у единоверцев-арабов вызвал бурное возмущение инцидент с покушением на Сулима Ямадаева в ОАЭ. Арабы расценили этот случай как вопиющее неуважение к своей стране и пренебрежение ее законами. А в Казахстане только недавно улеглись страсти по поводу столкновений между казахами и чеченцами на юге этой, также мусульманской страны, предоставившей убежище репрессированным кавказским этносам в годы сталинских гонений. Кто виноват во всем этом? По мнению представителей диаспор, кто угодно, только не они.
Реальность состоит в том, что власть медленно, но верно теряет контроль за ситуацией в столице России. Она один за другим пропускает подобные вызовы, делая вид, что ничего страшного не происходит: «молодежь шалит». Наглая демонстрация недавнего этнического беспредела в «первопрестольной» - откровенный вызов власти, а также свидетельство того, что навязчивое культивирование «многонациональной толерантности» с неизбежностью приводит к потере стратегически важного контроля над ситуацией в столице. Что уж говорить об окраинах.
Верхушки диаспор понимают, что на самом деле идет утверждение сфер влияния, ресурсов воздействия на местную ситуацию и собственного статуса. Сейчас безнаказанную стрельбу в пяти минутах езды от Кремля власть «как бы» не замечает. Что ж, прекрасно! Это один из множества пробных камней, снижающих порог реакции властей. «Не заметила» сегодня - значит, вынуждена будет «не заметить» и в следующий раз, по другому, возможно, более крупному и откровенно криминальному поводу. А пока им выгодно поддерживать у властей иллюзию несерьезности происходящего.
Развитие данной тенденции рано или поздно неизбежно поставит под большую угрозу стабильность в самом сердце России.
Фактически в столице и других крупных городах с каждым годом растет масса этнических мигрантов - как российских, так и зарубежных, которые совершенно сознательно культивируют агрессивный, антисоциальный образ жизни и неприязнь к государственным институтам. Многие из них имеют опыт боевых действий или участия в криминальных структурах. Сознательно или нет, они пытаются компактно селиться, организовать свои центры альтернативного влияния, закрытые спортклубы, охранные предприятия, комплектующиеся по этническому признаку, организуются для борьбы за сферы влияния, давления на местное население, отпора властям. В целом формируются отгороженные от внешнего, «русского мира», сообщества, живущие по своим законам и во многом противопоставляющие себя окружающему обществу.
Если власть и дальше не будет обращать внимания на эти процессы, рано или поздно взрыв гарантирован. Борьба за сферы влияния в криминальном мире и даже в экономике окажется пройденным этапом. На повестку дня встанет передел политической власти. И средством давления будут, в первую очередь, уличные акции. Стоит ли доводить дело до парижской ситуации, когда в отдельные районы города власть может проникнуть только с помощью бронетехники? Ведь тот факт, что судьбу целой страны могут решить уличные митинги и побоища в одном лишь столичном городе, является теоремой, не раз доказанной историей. Даже в отечественной практике примеров этого хоть отбавляй, начиная от февральской революции и заканчивая «цветными» проектами на постсоветском пространстве.
Для того, чтобы создать радикальный перевес сил, понадобятся еще десятки, а то и сотни лет - при обязательном условии полной пассивности со стороны властей и местного населения. А это уже другая сторона проблемы. Можно с абсолютной уверенностью сказать: после вышеозначенных «демонстраций кавказской гордости» в столице прибавилось, как минимум, несколько тысяч людей, изменивших свое отношение к этническим мигрантам с нейтрального на резко негативное.
Заодно несколько глупых и ничего не решивших выстрелов из травматического пистолета в воздух пустили по ветру миллионы рублей, затрачиваемых на усилия по «внедрению толерантности».
Реальная жизнь, уличная действительность всегда будет сильнее всех учебников по межнациональной терпимости вместе взятых.
Надеяться, будто местное население бесконечно будет все это проглатывать, так же глупо, как и думать, что проблему можно решить мантрами из телевизора по поводу «многонациональной России». Вот он, еще один фактор нестабильности, который в перспективе может оказаться более серьезным, чем кураж молодых бандитов с Кавказа. Русский бунт, как и русский характер уже не раз хоронили, но он по-прежнему может быть бессмысленным и беспощадным ко всем.
И «цветная революция», которую кремлевские политтехнологи ищут «днем с огнем» в рядах любителей либеральных шахмат может придти совсем с другой стороны. У нее будет отнюдь не цвет апельсинов или запах роз.
Сергей Михеев – вице-президент Центра политических технологийhttp://www.stoletie.ru/obschestvo/travmaticheskoje_eho_2009-06-29.htm