Русская беседа
 
31 Октября 2024, 13:25:38  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Православный островок в Стокгольме  (Прочитано 2964 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 04 Июня 2015, 16:02:18 »


Православный островок в Стокгольме

Аркадий Рябиченко, Русский Мир


О том, что в Стокгольме уже почти четыреста лет действует русский православный храм, вряд ли знают те многочисленные российские туристы, которые сходят с парома «Принцесса Анастасия» в гавани Фрихамн. Приход Святого преподобного Сергия Радонежского был принят в юрисдикцию Московского патриархата 15 лет назад, но ещё в 1617 году, согласно Столбовскому мирному договору, русские купцы в Стокгольме получили право на участие в православных богослужениях. С тех пор православные богослужения в Стокгольме не прекращались. Об истории Сергиевского прихода и о том, чем живёт он сегодня, рассказывает настоятель священник Виталий Бабушин.



– Пятнадцать лет назад с просьбой о принятии в юрисдикцию Московского патриархата обратилась группа верующих – русских, шведов, румын, один англичанин. Раньше эти прихожане присутствовали на службах прихода Эстонской православной церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, и его тогдашний настоятель протоиерей Николай Суурсот время от времени служил для них Божественную литургию на церковнославянском языке. В том храме, где сейчас располагается наш приход, ранее было помещение для праздников и послебогослужебных встреч. Здесь пили кофе, чай, общались.

Идея создать здесь храм принадлежала митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву). Он тогда возглавлял Издательский отдел Московского патриархата. Все это предложение активно поддержали. Как рассказывал мне первый настоятель прихода священник Александр Пискунов, в тот момент у владыки не оказалось метра под рукой, чтобы измерить это помещение. Тогда владыка Питирим снял поясок со своего подрясника и провёл измерения, прикинув, каким должны быть алтарь, престол, жертвенник и иконостас. Через некоторое время в Издательском отделе Московского патриархата был изготовлен иконостас, который и был установлен здесь, в храме.

Настоятелями нашего храма были, как я упомянул, иерей Александр Пискунов, а после его ухода на покой протоиерей Владимир Александров, который в настоящее время продолжает своё служение в Москве. Усилиями моих предшественников не только в Стокгольме, но и других городах Швеции появились и продолжают появляться группы православных верующих, причём объединяющих не только русских или русскоговорящих, но также и шведов, что особенно приятно. В настоящее время на территории королевства зарегистрировано семь приходов Московского патриархата. В одном из них, в Стокгольме, я являюсь настоятелем, а в трёх других окормляющим священником. Север Швеции окормляет также священник Московского патриархата настоятель прихода Святых апостолов Петра и Павла в г. Умео Михаил Сальгрин.

– Помещение, в котором находится храм, – часть вспомогательных построек лютеранского храма Марии Магдалины. Как получилось, что Шведская церковь поделилась с Православной этим небольшим строением?

– Дело в том, что среди прихожан был родственник тогдашнего настоятеля лютеранского прихода Марии Магдалины. Благодаря этому помещение было отдано нам церковью Марии Магдалины на двадцать пять лет бесплатной аренды. Но известно, что приход Святого Сергия вынужден был вложить в реконструкцию помещения под богослужения достаточно крупную сумму. Таким образом, около тринадцати лет в нашем приходе регулярно совершается Божественная литургия. Приход очень вырос: как рассказывал мне о. Александр, на первую Пасху все, кто участвовал в праздничной Литургии, поместились на разговении за небольшим журнальным столиком. А теперь на Рождество и Пасху снимаем большие протестантские храмы. У нас действуют иконописная школа, детская школа, есть свой замечательный хор.

– Знают ли шведы – как верующие протестанты, так и простые горожане – о том, что в Стокгольме есть православные церкви?

– Как-то ныне покойный настоятель Преображенского храма, находящегося в юрисдикции Константинопольского патриархата, отец Матфий Нурстрём собирал шведов, живущих по соседству с храмом. Преображенский храм – домовый, он находится в колодце жилого дома. Больше половины из числа тех людей, чьи окна выходили прямо на храм, не знали, что рядом с ними находится православный приход.
Мы соседей-шведов не созываем – хотя прямо над нами возвышается жилой дом. Думаю, они тоже мало что знают о нашем храме, хотя, конечно, видят наши крестные ходы.

– В вашем приходе мне довелось наблюдать шведов, перешедших в православие. Каков путь обычного шведа к православию?

– Классический путь к православию для шведа – через католичество. Если швед начинает серьёзно думать, то переходит из лютеранства в католичество; если он продолжает думать дальше – то переходит в православие. Я знаю нескольких шведов, которые пришли к православию именно таким образом.

– Вы, наверное, уже знакомы со шведскими стереотипами относительно русских. Существуют ли какие-то стереотипы относительно православия? Исследователь из Швеции Пер Арнэ Будин обозначил ясный положительный образ «Святой Руси», другие шведские авторы обозначают отношение к России фразой «Русские идут!». Что скажет обычный швед, если его спросят, знаете ли он что-то о православии?

– Шведские стереотипы относительно русских известны. Отношение к России здесь совершенно разное. Мне рассказали такой эпизод: когда о. Александр Пискунов случайно при митрополите Питириме в разговоре называл нашего бывшего регента и казначея шведа Павла Нурдгрена Полем (так звали его до Крещения), владыка Питирим ответствовал: «Отец Александр! Павлуша, Павлуша! Какой Поль, он же русский!»

Есть потрясающе православные шведы. Наш Павел Нурдгрен, будучи регентом, составил свои собственные сборники православных песнопений на весь годовой круг богослужений. Нурдгрен сейчас на пенсии – он перестал быть казначеем и регентом, но регулярно участвует в богослужениях.

Диапазон отношения к России здесь очень широк: начиная от таких вот шведов, которые практически стали русскими, до тех, кто до сих пор помнит о военных действиях с Россией и не отвергает возможность нового конфликта.
Как правило, местные газеты обязательно отмечают, когда какие-то преступления совершают русские. При этом не сообщается о преступлениях, которые совершаются представителями других меньшинств.

В дополнение к сказанному многие шведские газеты позволяют себе откровенные издевательства над христианством. Но мне лично гораздо дороже то, что, например, во вчерашнем выпуске шведской газеты «Дагенс Нюхетер» была опубликована статья о Палехе, написанная с пониманием, чувством тепла и состраданием.

– Как вы считаете – обязательно ли перешедшему в православие шведу учить русский язык? Достаточен ли объём информации на шведском языке для полноценной духовной жизни православного христианина?

– Поначалу мне думалось, что шведский язык за богослужением нужно использовать в той пропорции, сколь велико число шведов, присутствующих на богослужении. Оказалось, что предыдущие настоятели тоже столкнулись с этой дилеммой. Они пытались частично использовать шведский на богослужении. Но среди прихожан всё это вызывало неоднозначную реакцию. Некоторые говорили: это – русская церковь, мы сюда приходим, если можно так сказать, для того, чтобы побыть немножко в России; и вдруг мы слышим шведский язык, от которого мы устали, и т.д.

Этот вопрос открыт – он обсуждается. Одни прихожане его приветствуют, другие – нет. Как вы понимаете, в России бывает так, что не только в одном городе, но и на одной улице есть несколько разных храмов с разной традицией и разной продолжительностью богослужений, с различными взглядами священников на те или иные богословские, философские, политические и национальные вопросы. Человек может выбирать, а здесь всем приходится ходить в один приход – ну ещё есть Преображенский храм, но он в другой юрисдикции... Особо тяжело в этой ситуации духовенству и хору, потому что нужно, чтобы все были довольны и все духовные надобности были удовлетворены, но потребности у всех очень разнятся. Потому вопрос использования шведского языка натыкается на этот подводный камень.

Нужно ли воцерковляющемуся шведу учить русский язык? Конечно же, нужно: ещё очень многие книги необходимо перевести на шведский язык. Сейчас реальную работу по переводу богослужебных текстов на шведский язык ведёт архимандрит Дорофей (сам он швед) из Свято-Троицкого монастыря в городе Буросе, на юго-западе Швеции. Он многое уже перевёл на шведский язык, в том числе и с церковнославянского. Переводы ведутся, но хотелось бы, чтобы ещё многие люди подключились к этому процессу.

– Нет ли в шведской школе дискриминации православных детей?

– В здешних школах довольно-таки интернациональная среда. Дискриминации как таковой не чувствуется, но нет и особого внимания к религиозным вопросам. Знакомство с мировыми религиями происходит в рамках преподавания общественных наук, а на практике много детей из мусульманских семей, ради которых в школьных столовых специально помечаются сорта мяса: проблема «халяль – не халяль», пожалуй, единственная религиозная проблема, которая уже хорошо знакома шведам.

– Расскажите, пожалуйста, об иконописной школе, действующей при храме. Когда она была создана? Как много людей занимается здесь, какие дисциплины изучают здесь прихожане?

– Идея создания иконописной школы принадлежит отцу Александру Пискунову. С его слов, когда они с матушкой приехали в Швецию, то обнаружили что почти в каждом католическом и лютеранском храме был свой художественный или даже иконописный кружок. Несколько погодя, они увидели тот ужас, который выдаётся за свободу творчества. Когда выставки «работ» таких кружков проходят в лютеранских храмах, можно, конечно, со смирением относиться ко всему этому, но иногда эти работы находятся на одном уровне с кощунством. Сам тому свидетель. Все эти курсы и кружки либо скрыто, либо открыто коммерческие. Поэтому для того, чтобы показать Швеции настоящую икону византийской и русской традиции отец Александр принял решение создать в приходе иконописную школу и сделать её бесплатной.

В планах иконописной школы были теоретические занятия, которые должны были проходить постоянно, и мастер-классы в конце каждого семестра, к участию в которых планировалось привлекать лучших иконописцев России.

Уникальность нашей школы заключается в неограниченном сроке обучения, а также в том, что здесь могут заниматься и те, кто не хочет сдавать экзамены, например, пожилые люди.

Всё то, что было когда-то в замыслах, теперь живёт и очень нас радует. Надеемся, что Сергиевский приход в недалёком будущем сможет перерасти своё более чем скромное пристанище в подсобном помещении шведской протестантской церкви в настоящий храм Московского патриархата здесь, в столице Шведского королевства.


Со священником Виталием Бабушиным беседовал Аркадий Рябиченко, начальник отдела исследований стран Северной Европы

Русский Мир

24 января 2012 г.


http://www.pravoslavie.ru/smi/51158.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 01 Июля 2015, 15:28:07 »


«Мы концертов не даем, а храм – всегда битком»

Протоиерей Виталий Бабушин о Православии в Швеции, Сергиевском приходе и миссии в стране викингов


Что знает о Швеции среднестатистический россиянин? На ум сразу приходят с детства знакомые словосочетания «шведский стол», «шведская семья» и, возможно, «шведский социализм». Однако вряд ли кто-то из нас подумает о шведском Православии. Между тем свет истинной веры светит на земле потомков викингов уже много сотен лет. О судьбах Православия в Швеции и своем непростом служении под северным небом рассказывает настоятель расположенного в Стокгольме Сергиевского прихода Московского Патриархата протоиерей Виталий Бабушин.



Протоиерей Виталий Бабушин. Фото автора
   

– Отец Виталий, Православие в Швеции имеет достаточно долгую историю. Как давно был создан стокгольмский приход преподобного Сергия Радонежского?

– Наша община молода и стара одновременно. В 2017 году мы будем отмечать 20-летие Сергиевского прихода и 400-летие русской церковно-приходской жизни в Швеции. Этот юбилей ключевым образом связан с другой юбилейной датой – подписанием Столбовского мирного договора между Россией и Швецией в 1617 году, один из пунктов которого провозглашал возможность русским посольским и торговым людям (в основном приезжавшим из Новгородских земель) иметь в Швеции свою церковь, священника, утварь и богослужение по русскому чину. Для шведской стороны определялась равная возможность иметь то же самое в русских землях, однако до сих пор наш русский приход Московского Патриархата не имеет своей церкви. В отличие, например, от шведской протестантской общины святой Катарины в Санкт-Петербурге.

В Стокгольме небольшое храмовое помещение имеется только у прихода Вселенского Патриархата, некогда вышедшего из-под омофора Патриарха Московского. До недавнего времени это был единственный существовавший несколько столетий русский приход в Швеции. После возвращения значительной группы прихожан в лоно Московского Патриархата и начала богослужебной жизни Сергиевского прихода в 1992 году, мы с каждым годом всё острее испытываем чувство некоей исторической несправедливости и необходимости поддержки со стороны нашей Родины. Сегодня нас более 800 человек, но регулярно участвует в Таинствах, к сожалению, четвертая часть от общего числа прихожан. Во многом виной тому помещение, которое мы арендуем у лютеранской Шведской церкви. Оно крайне мало (рассчитано на 30 человек), а купить здание или начать стройку своими силами мы не в состоянии. Аренда боле просторного помещения в настоящий момент может окончательно закрыть для нас надежду иметь свой храм. Тому есть ряд причин, прежде всего наша финансовая несостоятельность.


Отец Виталий на фоне подсобного помещения протестантской церкви, часть которого занимает Сергиевский приход. Фото автора
   
Надо признать, что Швеция ни чинит никаких особых препятствий для жизни нашего прихода, даже наоборот – выплачивает незначительное пособие и отчасти материально поощряет культурно-просветительские мероприятия. Однако в деле с будущим храмом ставит перед нами исключительно коммерческий вопрос, и цена этого вопроса для Русской Церкви всегда почему-то запредельно высока.

Поэтому я пользуюсь возможностью со страниц сайта «Православие.Ru» дерзновенно обратиться за помощью ко всем, кто в состоянии внести посильную лепту в развитие Русского Православия в Швеции. Я предлагаю тему 400-летнего юбилея Столбовского мирного договора и первого зарубежного прихода Русской Церкви в Европе как повод для широкой огласки культурных, политических и религиозных связей России и Швеции и как повод для привлечения церковных, государственных и частных структур к преодолению исторической несправедливости в отношении уже не сотен, а тысяч наших соотечественников, оказавшихся в Швеции и до сих пор не имеющих своего храма и культурного центра.


Крошечный алтарь храма преподобного Сергия
   
К юбилейному 2017 году Сергиевский приход запланировал ряд праздничных мероприятий, одним из которых станет научно-практическая конференция, посвященная культурно-историческим связям Швеции и Новгорода. Мы рассчитываем привлечь русскую и шведскую общественность, ученых, СМИ и священноначалие. Но, не имея своего здания храма, рассчитанного под все нужды большого прихода, мы вновь и вновь оказываемся в положении беженцев, и вся наша 400-летняя русская церковная история на Свейской земле будет достойна разве что сочувствия, а в конечном итоге может в недалеком будущем предаться забвению.

    Не имея своего здания, рассчитанного под все нужды большого прихода, мы вновь и вновь оказываемся в положении беженцев

– Отец Виталий, срок аренды подсобного строения протестантской церкви на улице Бельмансгатан, в котором располагается ваш приход, подходит к концу. Как скоро наступит тот день, когда Сергиевский приход, как говорится, попросят освободить помещение?

– Я думаю, что этот день, о котором вы говорите, не станет для нас неожиданностью. Если нас попросят освободить помещение, будем искать, где можем арендовать новые площади. Этим вопросом мы уже заранее озаботились. Но, к сожалению, даже аренда нового помещения, как я уже заметил, для нас сегодня весьма непростая задача. Нас не выгоняют отсюда, и слава Богу, потому что нам идти пока некуда.


Помещение, в котором ютится Сергиевский приход. Фото автора
   
В 2013 году в рамках акции «Русскому храму – быть!» мы начали оповещать русскоязычную и шведскую общественность в Стокгольме о своем намерении приобрести церковное здание или построить храм. Для этого мы завели особый счет, точнее – он был уже открыт Сергиевским приходом, но о нем мало кто знал, потому эту акцию мы начали проводить с помощью нашего обновленного сайта на домене «Приход.Ру».

– Принесло ли это какой-то результат?

– Я очень радуюсь тому, что люди откликаются на призыв, жертвуют и по 10, и по 20 крон, есть пожертвования по 500 и по несколько тысяч крон и даже редкие пожертвования по 100 тысяч крон. Сбор средств проходит максимально прозрачно, ведомость публикуется на нашем сайте, так же своевременно и открыто будут публиковаться и расходы, связанные с предполагаемым строительством или покупкой храма. Благотворители в перспективе могут войти в попечительский совет, в роли которого выступает совет прихода.

За первые годы существования накопительного счета, еще до акции «Русскому храму – быть!», было собрано около 120 тысяч шведских крон (чуть более 12 тысяч евро). С момента начала акции в 2013 году сумма накоплений составила более 800 тысяч крон. Однако тот темп, с которым собираются пожертвования, учитывая рост цен, позволит нам подойти к строительству или покупке храма лет через 20.


В этом небольшом помещении проходит большинство богослужений Сергиевского прихода. Фото автора
   
Цены на недвижимость и землю в Стокгольме и окрестностях очень высокие, их крайне завышают выступающие в качестве посредников маклеры. Скажем, расположенная неподалеку от нас церковь на площади Мариеторьйет недавно выставлена на продажу за 30 млн. крон (более 3 млн. евро). Эта цена, на мой взгляд, почти в 2 раза завышена, реальная стоимость такого некоммерческого здания (я консультировался с юристом) составляет максимум 17 млн.

    Негодование шведского пенсионера, увидевшего купол храма и крест, может стать решающим фактором для запрета строительства

– Что предпочтительней для вас: построить здание с нуля или купить готовое?

– Мы периодически делаем мониторинг в шведских коммунах, прилегающих к Стокгольму, и я должен сказать, что земельные участки стоят более чем дорого. Кроме того, строительство в Стокгольме скорее всего будет весьма и весьма затруднительно ввиду не только отсутствия подходящей по размеру площади, но и пусть, может быть, не очень традиционной (из-за особых требований властей), но вполне узнаваемой характерной для русской церкви архитектуры. Негодование гуляющего по парку шведского пенсионера, увидевшего рядом с дорожкой, по которой он привык всю жизнь ходить, купол храма и православный русский крест, может стать решающим фактором для запрета строительства.


Вторая комнатка помещения Сергиевского прихода – это одновременно детская и взрослая воскресные школы, трапезная, иконописная школа, место бесед, семинаров и лекций. Фото автора
   
Тут также есть и другой момент. Если мы приобретем участок километрах в 40 от центра Стокгольма, в отдаленной коммуне, располагающей земельными угодьями, то люди, которые посещают наш храм, находящийся в центре, один-два раза в неделю, боюсь, смогут приезжать лишь несколько раз в год. Из сотни прихожан, которые приходят на воскресные службы, я думаю, за город доберутся человек десять-пятнадцать, так что предвижу значительное снижение посещаемости. Потому приоритетом для нас остается поиск недвижимости в Стокгольме.

    Мы концертов не даем, а наш храм – всегда битком

– Некоторые скептики говорят: у РПЦ, дескать, есть миллионы, так почему она не тратит их на покупку церковных зданий за рубежом?

– Я бы предложил людям, задающим такие вопросы, приехать к нам в приход в Стокгольме на какой-нибудь церковный праздник. Православные вынуждены стоять в тесноте, духоте. Рядом – большая протестантская церковь Марии Магдалины, где никогда, даже на Пасху и Рождество, не бывает много народа. Единственное, что может завлечь туда шведов, – это органный или джазовый концерт, и то храм будет далеко не полон, а мы концертов не даем, а храм – всегда битком.


Рождество-2015. Богослужение проводится в арендованной протестантской церкви. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
   
И дело тут не в квадратуре. На Рождество и Пасху мы арендуем большие шведские храмы, и они всегда заполнены. И те прихожане, что ходят на службы, – это не банкиры, а обыкновенные люди, оказавшиеся на чужбине. Московский Патриархат в данном случае – это мы, а мы тут не располагаем миллионами. Если бы они у нас были, мы бы купили подходящее здание и для храма, и для наших приходских школ. Сейчас у нас всё располагается на очень маленькой площади: богослужебная жизнь, детская и взрослая воскресные школы, здесь же и трапезная, здесь проходят разные встречи, беседы, семинары, ютится иконописная школа.

– Отец Виталий, расскажите, пожалуйста, кто еще помимо вас служит в Сергиевском приходе.

– Почти два года назад нашего прихожанина Павла Макаренко рукоположили в священный сан. Отец Павел получил назначение в удаленный на 100 километров от Стокгольма город Вестерос. У него небольшой приход, посвященный Казанской иконе Божией Матери, там примерно те же проблемы, что и у нас: приходится арендовать небольшое помещение у Шведской церкви. Поскольку отец Павел живет в Стокгольме, я прошу его также помогать нашему храму.


Иерей Павел Макаренко (слева) и протоиерей Виталий Бабушин. Фото автора
   
Я и наши прихожане очень признательны отцу Павлу за помощь. Священник Александр Пискунов, первый настоятель Сергиевского прихода, под руководством которого много лет еженедельно проходят занятия нашей иконописной школы, хоть и вышел за штат, но также помогает в богослужениях и приходской жизни.

– Поделитесь, пожалуйста, статистикой по богослужебной жизни Сергиевского прихода.

– Четыре года назад, когда я приехал в Стокгольм, в воскресный день у нас было около 25–30 причастников. Сейчас у нас меньше 60 не бывает. Если 60 человек будут исповедоваться по одной минуте – это час, но за одну минуту человеку, как правило, не удается даже о главном рассказать, не то что затронуть какие-то навязчивые греховные мелочи и всё детально разобрать и покаяться. Поэтому очень трудно представить себе одного единственного священника и его большую паству в очень тесном помещении, где каждый надеется, что его выслушают, поймут, уделят нужное время, помогут и при этом не задержат окончание богослужения. В нашем случае именно так и было, за исключением того, что служба всегда затягивалась из-за исповеди. Сейчас, благодаря помогающему духовенству – отцу Александру и отцу Павлу – богослужение приобретает правильный, строгий и стройный характер.


Священник Александр Пискунов, руководитель иконописной школы Сергиевского прихода. Фото автора
   
В последние пару лет в приходе действует шведская группа катехизации. Приходящих к Православию шведов катехизируют именно православные шведы. Такая практика приносит добрые плоды. Наверное, с точки зрения шведа, мы, русские, в особенности священники, даже с хорошим знанием шведского языка всегда останемся отчасти чужими, несмотря на христианское единство, и не всегда можем иметь авторитет. Чтобы расположить шведов к русскому Православию, я предложил шведской части нашего прихода заняться катехизацией и подготовкой печатных материалов просветительской направленности. Мы только начинаем эту работу, и поэтому итогов пока особых нет. Есть добрый плод – начата работа. Далее Господь поможет!

    Приходящих к Православию шведов катехизируют именно православные шведы. Такая практика приносит добрые плоды

Еще могу сказать, что за последние два года (с 2013 по 2014 годы) в приходе крестилось свыше сотни человек. В основном это дети, но было и с десяток взрослых. Крестились трое шведов.

Такая же статистика, правда, раз в десять в процентном соотношении меньшая, чем в Стокгольме, в других наших приходах в Швеции, но только там, где чаще всего совершаются регулярные богослужения. Имею в виду города Вестерос и Умео. Кстати сказать, в прошлом году для Петропавловского прихода в городе Умео был рукоположен священник – иерей Иоанн Бурлак. Отец Иоанн несколько лет до этого жил и работал на севере Швеции, был прихожанином в приходе города Умео. Теперь он там настоятель. Так что можно сказать, что благочиние Патриарших приходов Московского Патриархата в Швеции насчитывает четырех священников.

– Двое из четырех священников – это бывшие прихожане: можно сказать, что в Швеции идет своеобразное естественное воспроизводство священнослужителей. Стоит ли ждать новых священников и новых приходов?

– Вполне. Подрастает наша молодежь, некоторые помогают в алтаре, можно реально рассматривать вариант их обучения в семинарии и возвращения сюда с перспективой стать священниками.


Святыни и реликвии Сергиевского прихода. Фото автора
   
Всего у Московского Патриархата в Швеции сейчас восемь приходов, четыре из них (в Стокгольме, Гетеборге, Вестеросе и Умео) зарегистрированы в Камер-коллегии, то есть официально входят в состав благочиния. Не зарегистрированы те приходы, которые имеют определенные экономические проблемы, поскольку регистрация требует создания финансового счета. Священник приезжает в такой приход, по шведским правилам, как в религиозную группу, а на самом деле это полноценный организованный приход под руководством, или, как мы говорим, окормлением, священника, принятый в общение с Русской Церковью особым постановлением Священного Синода.

– Отец Виталий, для того, чтобы окормлять приходы Московского Патриархата в Швеции, вам часто приходится садиться за руль и отправляться за несколько сотен километров от Стокгольма. Трудно было привыкать к такому служению после службы в Московской епархии?

    Одна такая Литургия вместе с дорогой занимает почти два дня

– К подобному походному образу жизни семейному человеку, имеющему маленьких детей, привыкнуть очень трудно, поскольку одна такая Литургия вместе с дорогой занимает почти два дня. Поначалу это вообще воспринималось мной как подвиг. Однако во многом благодаря моей матушке Юлии, терпеливо и участливо относящейся к моему служению, вскоре пришло ощущение, что мы в Швеции все одна большая Христова семья, и обычно задумываешься не над тем, сколько километров тебе рулить, а чем полезным заняться в дороге. Например, послушать давно желаемую музыку, интересную лекцию или шведский продолжить учить. Когда передвигаешься поездом, возможностей для занятий больше. Обычно что-то читаю, составляю богослужебное расписание или отвечаю на электронные письма.


комнаты, в которых размещается Сергиевский приход, соединяет лестница, на которой порой из-за тесноты во время богослужений стоят и сидят прихожане. Фото автора
   
Священнику, служащему в Московской епархии, трудно, наверное, себе представить еженедельные поездки из Москвы в Мурманск для того, чтобы служить Литургию для 10–20 человек. От Стокгольма до Лулео (самого отдаленного от Стокгольма прихода) – 900 километров, как от Казани до Москвы. У священника из Стокгольма такая поездка бывает примерно раз в месяц. Но всегда по субботам, то есть еженедельно, приходится выезжать в другие приходы, находящиеся на расстоянии 300, 500 километров. Чаще всего езжу я, отец Павел окормляет приходы вблизи города Вестерос, в Евле, также он помогает в Упсале, Арбуге. Иногда приезжает по моей просьбе в Гетеборг. В Покровском приходе Гетеборга бывает и отец Александр, как церковный художник проводит мастер-класс по иконописи.

    От Стокгольма до Лулео (самого отдаленного от Стокгольма прихода) – 900 километров. Такая поездка бывает примерно раз в месяц

Слава Богу, что отец Иоанн из Умео сейчас охватывает северную часть Швеции – лен Норботтен. Мне ехать из Стокгольма 900 километров или ему 250 из Умео – значительная разница. Отец Иоанн очень выручает. А я из Стокгольма стараюсь проводить с отдаленными приходами еженедельные встречи в формате «Скайп»-конференции. Изучаем Священное Писание, говорим о Боге, церковной жизни.

Еще один отдаленный приход в Хельсинборге, на границе с Данией, посещает священник Сергий Бондарев, настоятель прихода святого благоверного Александра Невского в датском Копенгагене.


Отец Виталий за рулем. Фото автора
   
– Получается, что в любой точке немаленькой по европейским меркам Швеции найдутся православные?

– Да, найдутся. Есть места, где они неорганизованны и где священник бывает только в виду частных просьб, приезжая к больным, умирающим. К сожалению, наши соотечественники в Швеции часто вспоминают о своих православных корнях только тогда, когда случается что-то нехорошее: кто-то заболел, скончался. Начинают искать священника. В такой драматической ситуации выясняется, что они хотели бы быть православными с приходской точки зрения, но не знают вокруг никаких других православных, поскольку не общаются с другими выходцами из России.


(Окончание следует)
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 01 Июля 2015, 15:28:47 »

(Окончание)


– Отец Виталий, расскажите о внебогослужебной жизни Сергиевского прихода.

– У нас есть своя молодежная группа, состоящая из еще совсем юных прихожан. На базе детской воскресной школы мы проводим наш молодежный семейный лагерь с участием молодых пап и мам с детьми. У некоторых из них по четыре-пять детей в семье. Некоторые в этом году готовятся в шестой раз стать родителями. Молодцы!


Участники молодежного семейного лагеря Сергиевского прихода. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
   
Мы выезжаем за пределы Стокгольма, снимаем помещение и проводим недельный лагерь, в котором дети вместе с родителями и священником учатся совместно проживать эти дни, молиться, готовить еду, ходить в лес, совершать там Литургию, друг другу помогать, быть в дружине, в одной команде, разделять и дождь и зной, жить под одной крышей. Одно дело, когда ты приходишь на службу по воскресным дням на один-два-три часа, а другое – когда мы находимся друг у друга на глазах в течение недели. Это, конечно, оставляет впечатление и желание собираться вновь и вновь.

– Совершает ли ваш приход паломничества, благо что для поездки, например в Грецию, виза не нужна?

– У нас есть предложения от некоторых паломнических фирм, но, к сожалению, в нашем приходе пока нет человека, который взял бы на себя организацию таких поездок. В прошлом году, когда отмечалось 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, мы запланировали поездку в Троице-Сергиеву Лавру. Прихожане активно включились в подготовку поездки – так было до тех пор, пока я не объявил цену пребывания в России. Паломнические и туристические фирмы, с которыми мы связывались, воспринимают нас как иностранных туристов с толстым кошельком, но это не так. Так что если среди нас найдется хороший организатор, готовый взять на себя подготовку поездок, впереди у нас перспектива посмотреть Европу или спланировать паломничество в Грецию.

– Кто знает, быть может кто-то из российских священников, читателей сайта «Православие.Ru» захочет стать принимающей стороной для паломнической группы из Швеции, обеспечив местом для проживания…

– Возможно. Мы были бы бесконечно признательны за такую помощь.

– Подъем патриотизма среди соотечественников как-то повлиял на состав прихожан?

– В принципе у нас достаточно стабильная паства, которая ходит в храм вне зависимости от политических событий. Мы, духовенство, стараемся снизить градус напряженности, которую люди могут испытывать из-за своих политических взглядов.


Всенощное бдение в Сергиевском приходе. Фото автора
   
Церковь – это единственное место, где мы не говорим о политике. Когда в политике всё нормально, люди придерживаются более-менее однородных политических взглядов, тогда и говорить нечего. А когда политическая обстановка накаляется, хочешь – не хочешь, а эти разговоры в церкви всё равно бывают. Здесь и в других наших шведских приходах имели место пара инцидентов с георгиевской ленточкой: люди просили меня убрать «эти символы фашизма». Поэтому я бы предпочел, чтобы мы вообще не говорили в церкви о политике.

– Но вы ведь не убрали георгиевские ленточки?

– В День Победы я эти символы не убрал, но впредь тактично провожу с людьми разъяснительную работу.

    Знамя Победы, георгиевские ленточки – священные символы. Но воспитанные на либеральных СМИ соотечественники зачастую воспринимают их совсем по-другому

То, что является сокровенным для каждого русского человека, воспитанные в Швеции на либеральных СМИ соотечественники зачастую воспринимают совсем по-другому. В Церковь привносится не свойственная ей культура, от нас отторгают память о жертвах Великой Отечественной войны и дорогих нам символах. Маленький пример: перед Днем Победы я повесил при входе в храм объявление о панихиде и молебне. На изображенном на нем ордене Отечественной войны кто-то из прихожан нарисовал жирный черный крест.

– Может, это был не прихожанин?

– Скорее всего – прихожанин, но я оставляю это на его совести, на его воспитанности. Я так подозреваю, что это человек, который не приехал из России, а живет здесь.


9 мая 2014 года. Благодарственное молебное пение о даровании Победы в Великой Отечественной войне и панихида по погибшим воинам и всем усопшим, Победы ради потрудившимся. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
   
Действительно, с красным знаменем большевики уничтожали Русскую Церковь, но внешне схожее с ним знамя Победы – это совершенно другой символ. Этот священный символ имеет право на существование. И в День Победы эти символы можно показать, рассказать о них детям. Иногда меня приглашают в школу при Российском посольстве, у нас проходят встречи с ветеранами и здесь, в приходе.

Поэтому в связи с геополитикой прихожан не прибавилось, но, слава Богу, и не убавилось. Часть наших прихожан – выходцы из Украины, в том числе из Западной Украины, из Киева, читают и слушают украинские СМИ. Когда с ними возникает маломальский разговор о политике и чувствуется некое недопонимание друг друга и всё более нарастающее напряжение, я стараюсь свести разговор к тому, в чем мы уж точно будем едины, – это в том, что мы можем оказывать гуманитарную помощь мирным жертвам Донбасса, пострадавшим от военных действий.

– В приходе ведется сбор средств?

– Мы используем православный портал «Предание.Ру», через который посредством нашего приходского сайта можно пожертвовать деньги, а также пару раз передавали помощь из рук в руки.


Прихожанка Сергиевского прихода Мария чистит икону
   
Каждое воскресенье мы совершаем молитву о мире на Украине – мы начали читать ее еще до циркуляра Святейшего Патриарха. Слава Богу, у нас здесь пока нет прихода так называемого «Киевского патриархата», хотя тенденция к его созданию наблюдалась. Но наших прихожан в числе инициаторов создания такой группы не было. В Норвегии недавно уже, кажется, был такой прецедент с организацией прихода УПЦ КП. В прошлом году туда приезжал глава киевских раскольников Филарет Денисенко. А в Стокгольме некоторым посольским сотрудникам, насколько мне известно, поступали угрозы в связи с обострением ситуации на Украине. В общем, всё это очень неприятная и грустная тема.

– Можно ли говорить о попытках расколоть приход?

– Нет, таких признаков нет. Те, кто ходит в русскую церковь, не ищут ничего другого. Они прекрасно знают, что в Киеве не все стоят с кулаком в сторону Москвы, есть и искренне верующие люди, однако все, кто находится в расколе, лишены благодати, и у нас с ними нет общения.


Русские дни в Сигтуне. 2011 год. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
   
С другой стороны, все-таки чувствуется напряжение. Скажем, на сайте Украинского посольства еще несколько лет назад можно было найти информацию на русском языке о русско-шведско-украинских связях, сейчас этого нет. Еще два года назад в конце мая – начале июня совместно с украинско-шведскими и русско-шведскими обществами и с мэрией древней столицы Швеции города Сигтуны мы проводили посвященные родившейся там преподобной Анне Новгородской мероприятия, в том числе богослужение. В эти Русские дни в Сигтуне ежегодно проходили ярмарки, выставки, лекции; в местном музее выставлялись древности, демонстрирующие культурные связи России и Швеции.


Русские дни в Сигтуне. 2011 год. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
   
После того, как на Украине начались нестроения, нашему приходу перестали поступать приглашения, и нам, получается, отказывают от участия в Русских днях. Скорее всего, они носят иной формат. Возможно, в этом году удастся оживить эту традицию, будем связываться непосредственно с местным протестантским приходом.



С протоиереем Виталием Бабушиным
беседовал Аркадий Рябиченко

20 апреля 2015 года



Реквизиты для участия в акции «Русскому храму – Быть!»

Для переводов из-за границы:

Имя получателя: RYSKA ORTODOXA HL SERGIJ FÖRSAMLING, BYGGNADSFONDEN
PRÄSTGÅRDSGATAN 28
C/O BABUSHIN
17232 SUNDBYBERG
Название банка: Nordea Bank AB
Адрес банка: Smålandsgatan 17, 105 71 Stockholm, Sweden
Номер счета: Bankkontonr: 9960 4200102368

IBAN: SE20 9500 0099 6042 0010 2368
BIC-kod (SWIFT-adress): NDEASESS

Для переводов по Швеции:

Plusgirokonto: 10236-8
Mottagare: RYSKA ORTODOXA HL SERGIJ
или

Mottagare: RYSKA ORTODOXA HL SERGIJ
Clearingnummer: 9960
Kontonummer: 4200102368



http://www.pravoslavie.ru/put/78783.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!