В 1973 году Верховный суд принял вердикт, по которому власти штатов не имеют права запретить женщине сделать аборт. (с. 308).
«Для неоконсерваторов, одержимых Ираком, такие проблемы, как аборты, однополые браки, исследования стволовых клеток или клонирование, представляют собой не более чем досадные помехи. Но для традиционалистов эти проблемы являются фундаментальными вопросами различения добра и зла, и от ответов на них зависит, останемся ли мы единым народом и единым государством» [20].
Патрик Бьюкенен не зря столь подробно пишет о роли суда в процессе секуляризации. Европейский суд по правам человека (институция при Совете Европы) внёс весьма серьёзный вклад в этот процесс.
Крайне любопытно одно из его решений, принятое в 1993 году по иску иеговистов к Греческому государству. «Суд последовательно признавал, что у государств – участников договора должен быть некоторый запас при оценке существования и степени необходимости вмешательства [по вопросам защиты свободы совести – А.П.], но такой запас должен находиться под европейским наблюдением, охватывающим как законодательство, так и решения его применяющие, даже те из них, которые выносятся независимым судом» [21]. Этим судебным решением вопросы свободы совести были фактически изъяты из ведения национальных судов в пределах юрисдикции ЕСПЧ. Результат не замедлил сказаться. В 1996 году Европейский суд вынес очередное решение в пользу иеговистов. Среди прочего в нём говорилось: «Суд пришёл к заключению, что осуждение заявителей так сильно и непосредственно воздействовало на их свободу исповедовать свою религию, что оно не может быть расценено как соразмерно правомерно преследуемой цели и поэтому как необходимое в демократическом обществе» [22]. Итак, можно констатировать, что сектанты в лице ЕСПЧ получили мощный инструмент поддержки. Совет Европы и в дальнейшем пытался вмешиваться в отношения между конфессиями и национальными правительствами. В 2002 году была принята Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе». В ней содержался призыв «предпринять эффективные меры с тем, чтобы гарантировать свободу религиозных меньшинств, особенно в Центральной и Восточной Европе, с особым упором на их защиту от дискриминации или преследования со стороны религиозного большинства или иных групп, практикующих агрессивный национализм и шовинизм» [23]. Последняя фраза являет собою пример хамства и христианофобии, но главную опасность представляет другая часть Рекомендации:«гарантировать всем церквям, религиозными организациям, центрам и объединениям статус юридического лица в том случае, если их деятельность не нарушает права человека или международное право и, в частности, потребовать от правительства Республики Молдова зарегистрировать Бессарабскую митрополию в соответствии с решением Европейского суда по правам человека от 13 декабря 2001 года». Тем самым СЕ не только вмешался в отношения между государством и конфессиями, но и вторгся в чисто церковную сферу канонического права. Второе такое вторжение имело место в 2008-2009 годах – ЕСПЧ взял под опеку болгарских раскольников. Комментируя решения европейских институций в отношении Болгарской Церкви, председатель ОВЦС Московской Патриархии архиепископ Илларион (Алфеев) «выразил озабоченность в связи с тем, что решение ЕСПЧ формулирует новую норму, на основе которой могут решаться и другие вопросы церковно-государственных отношений применительно к жизни любой традиционной религиозной общины в Европе. "Это создает почву для озабоченности не только поместных Православных Церквей, но и других традиционных религиозных организаций", – подчеркнул представитель Русской Православной Церкви.
Во взаимоотношениях религиозной организации и национального государства все более серьезную роль играет "третий субъект" – международные организации, которым национальные государства делегировали часть своих полномочий. Этот подход в полной мере проявился в решении ЕСПЧ. Таким образом, государства попадают в зависимость от решений, принимаемых за их пределами, и не имеют возможности оказать реальное влияние на такие решения. "Это серьезный вызов прежней системе национального и международного права", – отметил владыка Илларион.
В частности, в решении суда заметно стремление к насаждению некой "универсальной модели религиозно-государственных отношений в европейских странах", в то время как в современной Европе существует большое разнообразие таких моделей. "Убежден, что законодательство не может идти вразрез с реальностью и основываться исключительно на теоретических понятиях. Его задача состоит в том, чтобы преломить универсальные ценности в конкретных исторических условиях", – заявил архиерей.
В решении суда от 16 декабря 2008 года говорится об обязанности государства быть нейтральным по отношению ко всем религиозным организациям. Однако подобное толкование 9-й статьи Европейской конвенции по правам человека владыка Илларион назвал произвольным» [24].
Одновременно с вмешательством в вопросы канонического права происходит вторжение в сферу религиозной морали. В Испании Верховный Суд постановил: тысячи детей, бойкотирующих уроки гражданского образования, включающие ознакомление с такими вопросами, как права гомосексуалистов и исследования стволовых клеток, должны вернуться в классы. Они не имеют права пропускать занятия на основании своих убеждений. Решение Суда стало ударом для родителей, которые считают, что школы узурпировали их право формировать нравственность своих детей и продвигают идеи, которые противоречат их собственным ценностям [25].
Именно вмешательство секулярных институций в вопросы канонического права и в сферу религиозной морали является чертой того феномена, который я назвал «новым лицом секуляризации». Впрочем, так ли уж оно ново, это лицо с хорошо угадываемыми морщинами?
Татьяна Глушкова ещё в 1991 году подметила, что от евроатлантической демократии сильно попахивает казармой. А ещё ранее, в 1990 году, Патриарх Алексий по свежим следам «бархатных революций» констатировал, что «в экономическом, политическом и, пожалуй, культурном аспектах славянские народы … вступили на путь унификации со всеми остальными европейскими народами» [26]. Социальная унификация же, как писал ещё Гизевиус, есть признак тоталитарного господства. Эту унификацию в 2003 году Сильвио Берлускони назвал «изменением менталитета восточноевропейских народов»…
На Западе склонны сопрягать определённый (по их мнению – эталонный) тип государственного устройства с определённой идеологией. «Идеи демократии и либерализма почти неразличимо сливаются в сегодняшней господствующей западной политологии. Так, в книге Д.Бэтхама и К.Бойла «Введение в демократию», изданной в рамках программы ЮНЕСКО по обучению демократии и правам человека читаем: «…Попытки сконструировать демократию без либерализма обречены на провал»» [27].
А такое сопряжение тоже есть признак движения в сторону от идеологического разнообразия.
Итак – сегодня мы видим на Западе сопряжение государственного устройства с идеологией, социальную унификацию, вмешательство в дела религиозных организаций и в сугубо частную сферу моральных установок граждан. Всё это – как ни крути – признаки тоталитарного перерождения.
Тоталитарное государство и общество, как показывает история, не может обойтись без секуляризации. Вот и ответ на вопрос, что же значит призыв Жан-Пьера Раффарена и кто является его идеологическими предшественниками и единомышленниками. В связи с этим причитания евродепутатов о «сталинских преступлениях» нельзя не признать ханжескими.
В конце концов, все мероприятия по секуляризации в последние три века вдохновлялись нигилистической ненавистью к Богу, сотворённому Им мiру и Церкви. Но поскольку чистый нигилизм существовать не может, «буря и натиск» секуляристов приводили к укреплению тоталитарных режимов, первый из которых возник во Франции в 1792-1793 годах. Либеральный этатизм современных европейских социалистов (символами которого являются Сеголен Руаяль и Хосе Луис Родригес Сапатеро) оборачивается грубым попранием морали во имя «прав человека».
Современный секуляризм поэтому несовместим с принципами свободы совести и убеждений. Он несовместим также и со свободой научного поиска, так как секуляристы устраивают травлю учёных-креационистов и медиков, отказывающихся делать аборты.
Среди современных социологов религии довольно популярно мнение, что «религия уходит из общества в область индивидуального, персонального бытия человека, институциональная религиозность замещается личностной» [28]. Однако, как мы только что видели, область персонального бытия вовсе не является надёжным убежищем для религии. К тому же институциональность есть неотъемлемое качество Православной Церкви («Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»). Также неотъемлемым качеством нашей Церкви является иерархичность, а, по мнению А.Морозова, «постсовременность – как этап секуляризации – направлена на окончательное развинчивание иерархизированной вертикали личности» [29].
Поэтому столкновения избежать не удастся. Сопротивление принятию Европейской Социальной Хартии – лишь один из эпизодов борьбы.
Поскольку международные правовые акты всё больше противоречат нашей морали и национальным интересам, было бы целесообразно рассмотреть вопрос об изъятии из нашей Конституции положения о приоритете международных правовых актов над национальным законодательством. И внести в Основной закон поправку, согласно которой все международные соглашения, которые предлагаются нам на ратификацию, должны обязательно проходить процедуру всенародного референдума.
Борясь с остатками советского секуляризма и соблазнами секуляризма евроатлантического, необходимо помнить слова Господа нашего Иисуса Христа: «Я победил мiр»!
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Журавский А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма:http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/zh17.html
2. Леонов И . Парад содомитов и информационная война против России:
http://www.moral.ru/parad.html3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах. Т. 4. М.: Русский язык, 2000. С. 171.
4. Рыжов К. Все монархи мира. Западная Европа. М.: Вече, 1999. С. 199.
5. Киреев А. А. Воссоединение церквей и Славянство/ /Известия Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества. 1884. N 7. С. 6.
6. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Обзор деяний. Третья сессия/ Составители А.Г.Кравецкий и Гюнтер Шульц. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000. С. 127.
7. См.: Шохин В.К. Христианство как религия политкорректности в современной Европе: иллюзия и реальные перспективы:
http://www.bogoslov.ru/text/390531.html8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М.: Изд. Эксмо, 2003. С. 205.
9. Там же. С.207.
10. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов (репринт). Том 2, М.: Изд. Новоспасского монастыря, 1994, С. 170: «Получаем «Церковно-Общественный Вестник» с девизом «Свободная Церковь в Свободном государстве»».
11. Там же. С. 90-91.
12. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Обзор деяний. Третья сессия. Составители А.Г.Кравецкий и Гюнтер Шульц. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000. С. 243. Л.К.Артамонов: «Я живой свидетель гонения веры во Франции и скажу, что настоящий декрет есть копия декрета Комба».
13. Киреевский И. В. Письмо к А. И. Кошелеву/ Киреевский В. И. Разум на пути к Истине. М.: Правило веры. 2002. С. 104.
14. Киреев А. А. Воссоединение церквей и Славянство/ /Известия Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества. 1884. N 7. С. 9.
15. Кретинин С.В. Социализм и консерватизм в работе Э.Францеля «Западноевропейская революция». В сб.: Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее: сборник научных трудов. Выпуск 1. /Под редакцией А.Ю.Минакова. Воронеж, Изд-во ВГУ, 2001. С. 240.
16. Гизевиус Г.Б. До горького конца. Записки заговорщика / Сокращённый перевод с немецкого Григория Рудого. Смоленск: Русич. 2002. С. 225.
17. Гугнин А.А. Серболужицкая литература ХХ века в славяно-германском контексте. М.: Индрик. 2001. С. 75-76.
18. Серафим (Роуз). Человек против Бога. М-Платина, Братство Преподобного Германа Аляскинского, Фонд отца Серафима (Роуза), Российское отделение Валаамского Общества Америки, 1995. С. 30-31
19. Журавский А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма:http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/zh17.html
20. Бьюкенен П.Дж. Правые и не-правые: Как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на президента Буша. Перевод с английского К.Ковешникова. – М., 2006. С. 296-297, 308, 309.
21. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. к.ю.н. А.В.Пчелинцев, В.В.Ряховский. М.: Юриспруденция, 2001. С. 266.
22. Там же. С. 276.
23. Источник:
http://www.rusoir.ru/06articles/zakon/ww/2/1/8/24. Источник:
http://www.religare.ru/2_63532.html25. Леонов И. Парад содомитов и информационная война против России:
http://www.moral.ru/parad.html26. Пудожев В. «Путём самосознания».// Наш современник. 1991. N4. С. 167.
27. Катасонов В.Н. Великодержавность: геополитика и психология. Москва. 1998. N4. С. 95.
28. Журавский А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма:http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/zh17.html
29. Морозов А. Четвертая секуляризация:
http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/religio-sekulario/four-secularization/http://www.rusk.ru/st.php?idar=156012