(Оеончание)В опубликованнй в Asia Times в мае 2002 года статье «Мировая экономика: Банк международных расчётов против национальных банков»экономист Генри Лиу утверждал, что Базельские соглашения «вынудили национальные банковские системы плясать под одну дудку, подстраиваться под потребности сверхсложных глобальных финансовых рынков независимо от потребностей развития их собственных национальных экономик». Он писал: «Неожиданно оказалось, что национальные банковские системы брошены в суровые объятья навязанных Банком международных расчётов Базельских соглашений, а в противном случае сталкиваются с необходимостью выплачивать разорительные страховые премии при получении международных межбанковских кредитов... Вдруг выясняется, что национальная политика подчинена выгоде частных финансовых институтов, все составные части которых включены в иерархическую систему, направляемую и контролируемую нью-йоркскими банками, играющими ключевые роли в валютной системе...»
«МВФ и международные банки, регулирование деятельности которых осуществляет Банк международных расчётов — одна команда: международные банки безрассудно выдают кредиты заёмщикам из стран с переходной экономикой, чтобы вызвать кризис по номинированным в иностранной валюте долгам, МВФ вступает в игру во имя разумной валютной политики и в качестве носителя монетаристского вируса, а потом приходят международные банки, действующие как инвесторы-стервятники и ради спасения финансовой системы скупают неадекватно капитализированные, неплатёжеспособные, с точки зрения Банка международных расчётов, национальные банки».
По мнению Г.Лиу, ирония состоит в том, что на самом деле развивающиеся страны с их природными ресурсами не нуждаются в иностранных инвестициях, из-за которых оказываются в ловушке задолженности перед внешними силами. «Как показывает государственная теория денег (согласно которой суверенный народ имеет право ввести в обращение собственную валюту), каждое правительство может финансировать при помощи собственной валюты все потребности внутреннего развития и обеспечивать полную занятость без инфляции».
Когда, соглашаясь на займы в иностранной валюте, правительства попадают в ловушку, их страны превращаются в должников, обязанных подчиняться установленным МВФ и Банком международных расчётов правилам. Их вынуждают направлять продукцию на экспорт лишь для того, чтобы заработать необходимую для выплаты процентов по долгам иностранную валюту. Те национальные банки, капитализация которых будет сочтена «неадекватной» сталкиваются с жёсткими требованиями, аналогичными условиям, налагаемым МВФ на страны-должники: от них требуют повышения требований к капитализации, списания и ликвидации долгов, реструктуризации на основе распродажи активов, увольнения работников, сокращений, снижения издержек и замораживания капиталовложений».
«В полном противоречии с логикой, согласно которой разумная банковская деятельность должна способствовать полной занятости и росту на основе развития, - отмечает Г.Лиу, - Банк международных расчётов требует высокого уровня безработицы и деградации национальных экономик, представляя это справедливой справедливой ценой, которую необходимо заплатить за существование частной банковской системы».
Эффект домино: последняя костяшкаВ то время как банки развивающихся стран подвергались санкциям за несоответствие установленных Банком международных расчётов нормативам достаточности капитала, крупные международные банки, деятельность которых как раз была сопряжена с колоссальными рисками, сумели уклониться от их выполнения. Избавиться от Базельских правил мега-банкам удалось путём отделения кредитных рисков и продажи их инвесторам при помощи деривативов, известных как кредитные дефолтные свопы.
Однако планом игры вовсе не было предусмотрено, чтобы банки США избежали сетей Банка международных расчётов. Когда им удалось обойти первое Базельское соглашение (Базель-I), появилось соглашение Базель-II. Новые правила были установлены в 2004 году, но соответствующие обязательства были наложены на американские банки только в ноябре 2007 года, через месяц после того, как индекс Доу-Джонса преодолел рекордную отметку в 14.000 пунктов. С тех пор наблюдался только спад. Базель-II сказался на американских банках так же, как Базель I на японских, — теперь им с трудом удаётся оставаться на плаву ( 8 ).
Соглашение Базель-II обязывает банки приводить стоимость их рыночных ценных бумаг в соответствие с их «рыночной ценой». Это требование — переоценка активов в соответствии с их текущей рыночной стоимостью (9) — теоретически не лишено смысла, но всё дело в том, когда его применять. Данное требование налагается ex post facto, уже после того, как на балансах банков образовались активы, которые трудно вывести на рынок. Кредиторы, капитализация которых считалась достаточной для продолжения их деятельности, вдруг узнали, что они несостоятельны. По крайней мере, они оказались бы таковыми, если бы попытались продать свои активы — новые правила предполагают такой подход.
Финансовый аналитик Джон Берлау сетует: «Такой кризис часто именуют фиаско рынка, и выражение «переоценка активов в соответствии с их текущей рыночной стоимостью», казалось бы, свидетельствует в пользу такой интерпретации. В сущности же, правило переоценки активов в соответствии с их текущей рыночной стоимостью глубоко антирыночно и следование ему препятствует естественной настройке ценового механизма свободного рынка... Такие правила составления отчётности не дают рыночным игрокам возможности удерживать активы в том случае, если текущее рыночное предложение их не устраивает, а ведь это - важный способ поведения на рынке, дающий вклад в ценообразование в самых разных отраслях экономики от сельского хозяйства до торговли предметами старины»10.
Навязывание правила переоценки активов в соответствии с их текущей рыночной стоимостью мгновенно обернулось для американских банков замораживанием кредитования, что, в свою очередь, имело разрушительные последствия не только для экономики США, но для национальных экономик по всему миру. В начале апреля 2009 года Совет по стандартам финансовой отчётности США, наконец-то, смягчил требования по части переоценки активов в соответствии с их текущей рыночной стоимостью, хотя введенные им модификации многие критики сочли недостаточными. Да и сам этот шаг был предпринят вовсе не потому, что намерения Банка международных расчетов претерпели изменения.
Вот тут-то и приходит черёд сторонников теории заговора. Почему Банк международных расчетов не отозвал — или хотя бы не модифицировал — соглашение Базель-II после того, как стало ясно, к каким разрушительным последствиям оно ведёт? Отчего он бездействовал, когда рушилась мировая экономика? Состоит ли цель в том, чтобы создать в экономике хаос таких масштабов, когда мир с радостью бросится в объятия готовящегося ввести созданную частным образом глобальную валюту Банка международных расчётов? Интрига завязывается все туже...
__________________________
1. Andrew Marshall, “The Financial New World Order: Towards a Global Currency and World Government,” Global Research (April 6, 2009).
2. Alfred Mendez, “The Network,” The World Central Bank: The Bank for International Settlements,
http://copy_bilderberg.tripod.com/bis.htm.
3. “BIS – Bank of International Settlement: The Mother of All Central Banks,” hubpages.com (2009).
4. Ibid.
5. Joan Veon, “The Bank for International Settlements Calls for Global Currency,” News with Views (August 26, 2003).
6. Peter Myers, “The 1988 Basle Accord – Destroyer of Japan’s Finance System,”
http://www.mailstar.net/basle.html (updated September 9, 2008).
7. Nirmal Chandra, “Is Inclusive Growth Feasible in Neoliberal India?”,
www.networkideas.org (September 2008).
8. Bruce Wiseman, “The Financial Crisis: A look Behind the Wizard’s Curtain,” Canada Free Press (March 19, 2009).
9. See Ellen Brown, “Credit Where Credit Is Due,”
www.webofdebt.com/articles/creditcrunch.php (January 11, 2009).
10. John Berlau, “The International Mark-to-market Contagion,” OpenMarket.org (October 10, 2008).
http://www.fondsk.ru/article.php?id=2226