Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
    
Сообщений: 108612
Вероисповедание: православный христианин
 Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
 |
« : 02 Июля 2025, 14:50:22 » |
|
Англосаксы и германский нацизмЧасть I Британия – родина «богоизбранных»80-летняя годовщина Великой победы советского народа над фашистской Германией заставляет нас вновь и вновь обдумывать вопрос о причинах и корнях Второй мировой войны. Против фашистской Германии и ее союзников Советский Союз вел войну совместно с Британией и Соединёнными Штатами. Принято считать, что наши англосаксонские союзники были такими же непримиримыми противниками германского фашизма (немецкого нацизма), как и советское государство, и весь советской народ. Но даже не очень глубокое погружение в изучение причин и корней Второй мировой войны заставляет усомниться, что англосаксы столь же негативно относились к германскому нацизму, как и Советский Союз. Под англосаксами я понимаю правящую элиту Британии и США с ее особой идеологией (не следует относить к англосаксам всех живущих в Британии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии и говорящих на английском языке). Есть много оснований считать, что именно англосаксы насаждали в Германии нацизм, формировали сознание Гитлера как фанатичного фашиста. А такую роль они выполняли по той простой причине, что нацизм (фашизм) в Британии и США уже имел место. К тому времени, когда Гитлер пришел к власти в 1933 году англосаксонский нацизм имел уже весьма зрелые формы. Конечно, в самой Германии были предпосылки для нацизма. Некоторые авторы считают, что, мол, нацизм – преимущественно германский феномен. А нацизм в других странах – лишь заимствования германского. На самом деле все с точностью до наоборот: германский нацизм – продукт заимствования англосаксонского нацизма. Конечно, идеологи и приверженцы британского нацизма не прибегали к использованию таких терминов, как «фашизм», «национал-социализм», «нацизм». Их идеология описывалась с помощью других слов и терминов. По своей сути это была идеология расизма. В советское время было издано немало книг по германскому фашизму, в которых он определялся как одна из форм расизма. Если давать самое краткое определение германского фашизма, то это идеология превосходства так называемой «арийской расы» над всеми остальными. Причем среди «всех остальных» имеется градация, распределение по «сортам». Каких-то из «всех остальных» можно использовать в своих интересах (прежде всего, как рабочую силу), а кого-то лучше уничтожить без промедления. Расизм может иметь и другие формы. Например, сионизм, который идеологически и политически оформился на рубеже XIX - XX вв.; в нем высшим «сортом» определяется «богоизбранный народ», берущий свое начало от Авраама. И такой «особый» народ не имеет право смешиваться с другими народами. Сионизм был квалифицирован как форма расизма в резолюции ООН 1975 года (она была отменена в самом конце 1991 года – одновременно с прекращением СССР, что нельзя считать случайностью). Британский нацизм зиждется на догмате о богоизбранности того народа, который еще в незапамятные времена пришел на острова Туманного Альбиона (Британские острова) и который получил название «англосаксы». В учебниках по истории и в энциклопедиях англосаксами называют древнегерманские племена англов и саксов, которые в середине V века переселились в Британию. Термин "англосакс" отделяет эту национальную группу от шотландцев и валлийцев, также проживающих на Британских островах. Англосаксы спустя более тысячи лет после высадки на Британских островах совершили высадку на другой стороне Атлантического океана, в Северной Америке. Англосаксы приступили к освоению Нового Света. По сути, это начало формирования британской колониальной империи. Захват и освоение территорий англосаксами происходил также в Азии, Африке, Южной Америке, Австралии. За примерно четыре столетия была выстроена гигантская колониальная империя, над которой «никогда не заходит солнце». О британском колониальном империализме я еще буду говорить специально. А сейчас хочу обратить внимание на то, что в XIX веке Британия с ее гигантской империей стала объектом самого пристального внимания со стороны государственных деятелей политиков и даже философов разных стран. Кто-то воспринимал Британию с завистью. Кто-то – с восхищением. Кто-то – с ненавистью. Кто-то – с желанием понять причины успеха Британии и заимствовать ее опыт. Среди тех, кто хотел учиться у Британии и повторить ее успех, было немало тех, кто главным секретом, первопричиной успеха считали не могущество ее морского флота, не экономику (к середине XIX века Англия стала мировой мастерской), не финансы (Лондон стал превращаться в мировой финансовый центр, а британский фунт стерлингов стал самой востребованной в мире валютой), а особый «англосаксонский дух». Суть этого «духа» предельно проста: чувство своего превосходства над другими. А откуда берется это чувство? Его трудно или даже невозможно воспитать. Оно заложено в крови. И такая кровь течет в жилах «богоизбранных». Англосаксы уверены в своей богоизбранности. А раз они «богоизбранные», значит все окружающие для них – люди второго сорта. А некоторые – даже «недочеловеки». «Богоизбранные» англосаксы – высшая раса, призванная править миром. И она им правит, ей это дано «свыше». Англосаксы о своем особом «духе» на весь мир не трубили и не трубят. Людям второго сорта об этом знать не положено. А в своем узком кругу «избранных» об этом «духе» англосаксы говорят. Понимание ими своего особого «духа» имеет признаки религиозного сознания. Англосаксы уверены в том, что они потомки десяти колен Израилевых. Со всеми отсюда вытекающими для них правами и обязанностями. Джон Лили (1553-1606 гг.), британский драматург, предшественник Уильяма Шекспира, в 1580 году провозгласил: «Англия как Новый Израиль… избранна и уникальна». Английский священник Уильям Саймондз (William Symonds) в своей проповеди в 1607 году говорил, что изначальный завет Бога с Авраамом в Новое время стал заветом «с английской нацией, избранным народом нового времени». Английский священнослужитель и издатель Самуэль Пёрчаз (около 1577–1626 гг.) в 1613 году провозгласил, что британская нация является избранной. Согласно некоторым английским источникам, религия богоизбранности англосаксов в основном сформировалась на рубеже XVI – XVII вв. И эта религия нашла свое прибежище в некоторых протестантских церквях, таких как пуритане, пресвитериане и др. Эта религия стала вдохновлять англосаксов на колониальные захваты. А также на буржуазную революцию в XVII вв. В частности, одного из ее главных вождей – Оливера Кромвеля. Он называл англичан «народом Бога», а Британию – «Новым Израилем». В 1653 году, произнося свою первую речь в парламенте, Кромвель заявил, что Англия была призвана Богом, чтобы править вместе с ним и исполнять его волю. Кромвель считал, что Бог – не только Творец мира, но им управляет. В том числе и в первую очередь через людей. Но через всех людей, а лишь «избранных». Оливер Кромвель как истинный протестант-пуританин был уверен лично в своей «богоизбранности» и в своём «мессианстве», и богоизбранности с первых шагов восхождения к власти. Он считал, что является Спасителем, и он действительно сумел за собой повести тысячи и миллионы, в том числе профессиональных военных из знатных семей. В систематизированном виде все эти идеи богоизбранности англосаксов были изложены в изданной в 1840 году книге Джона Уилсона «Наше израильское происхождение» ( John Wilson. Our Israelitish Origin). В 1879 году вышла книга Джона Пима Йетмена «Схематическое происхождение народов Западной Европы» ( John Pym Yeatman. The Shemetic Origin of the Nations of Western Europe); в ней он продолжает и углубляет теорию, согласно которой в Британии живут потомки Авраама, Иакова и царя Давида. В этом же ряду опубликованная в 1886 году книга Э. П. Ингерсолла «Потерянный Израиль, найденный в англосаксонской расе» ( E. P. Ingersol. Lost Israel Found In the Anglo-Saxon Race). В 1890 году увидела свет книга Джона Гарниера «Израиль в Британии: краткое изложение свидетельств, доказывающих израильское происхождение британской расы» ( John Garnier. Israel in Britain: a brief statement of the evidences in proof of the Israelitish origin of the British race). Я называю только малую толику книг, которые издавались в Британии и за рубежом (преимущественно в англоязычных странах) по теме «богоизбранности» англосаксов. Совокупность этих идей получила в специальной литературе название «британский израэлизм» ( British Israelism), также «англо-израэлизм» ( Anglo-Israelism). В последние десятилетия XIX века британский израилизм вышел за пределы островов Туманного Альбиона, его организации стали создаваться по всей Британской империи, а также в США. В настоящее время наиболее известными являются Всемирная Британо-Израильская федерация ( British-Israel-World Federation) и Канадская Британо-Израильская ассоциация ( Canadian British-Israel Association). Одним из наиболее активных популяризаторов идей «британского израэлизма» в США в прошлом столетии был Говард Рэнд ( Howard Rand); годы жизни: 1889-1991. Он основал и возглавил Англосаксонскую федерацию Америки, которая объединяла значительную часть WASP (белых англосаксонских протестантов), верящих в свою богоизбранность. Говард Рэнд опубликовал более десятка книг по теме «британского израэлизма», которые, как он заявлял, явились результатом глубокого исследования Ветхого и Нового Заветов. В британском израэлитизме имеется множество видов и оттенков. Некоторые представители этого идеолого-религиозного учения и движения полагают, что истинные англосаксы, т. е. те, кто считаются потомками десяти колен Израилевых, должны воспринимать потомков остальных двух колен (т. е. выходцев из Иудеи, кого сегодня называют «евреями») как своих братьев и единомышленников и совместно с ними бороться за мировое господство. Такое крыло британских израэлитов называют филосемитами. Другая крайность в британском израэлитизме: современные евреи являются потомками сатаны (доктрина «змеиного семени»). Или потомками хананеев (тех, кто некогда населял «землю обетованную» и кого уничтожили или согнали с этой земли пришедшие из Египта под руководством Моисея евреи). Или потомками идумеев (последние – потомки Исава, брата Иакова; как известно, Исав потерял право первородства, обменяв его на «чечевичную похлебку»). Такие радикальные британские израэлиты считают, что те, кто себя в наше время выдает за евреев, занимаются откровенным обманом. Наиболее радикальные британские израэлиты уверены, что эти обманщики – потомки сатаны, поскольку они не имеют семитской крови. Это хазары, представители тюркской расы, нагло присвоившие себе звание евреев. Это радикальное крыло британских израэлитов нередко награждают званием крайних «антисемитов». На что радикальные израэлиты отвечают, что они не могут быть антисемитами, поскольку разоблачают самозванцев, в которых нет ни капли семитской крови. Одним из наиболее известных филосемитов в Британии был уже упоминавшийся выше Джон Уилсон. Не менее ревностным филосемитом был также британский израэлит Эдвард Хайн ( Edward Hine), ученик и последователь Джона Уилсона. Годы жизни: 1825-1891. В 1870-х годах Хайн издавал журнал под весьма длинным и многозначительным названием «Жизнь из мёртвых: национальный журнал, связанный с идентичностью британцев, потерявших связь с Израилем». Хайн был уверен, что на островах Туманного Альбиона наконец-то сошлись все двенадцать колен Израилевых. А потому Британию можно назвать «Новым Израилем». Из чего Хайн делает вывод: «Англия никогда не потерпит поражения». Хайн дошел до такого состояния религиозного экстаза, что стал себя чувствовать «спасителем» и «освободителем» всех двенадцати колен Израилевых. Известный еврейский автор Дэвид Бэрон (1855-1926 гг.), ставший в сознательном возрасте протестантом, в своей книге «История десяти «потерянных» колен Израилевых» ( History of the Ten Lost Tribes: Anglo-Israelism Examined, 1915 г.) неоднократно цитирует Хайна. В частности, его утверждения, в которых Хайн представляет себя «Избавителем». Тем самым, о котором апостол Павел говорит в Послании к Римлянам 11:25: «Являются ли британцы теми самыми потерянными десятью коленами Израиля? И ведёт ли эта идентичность нацию к славе? Если это так, то, где же Избавитель? Он, должно быть, уже вышел из Сиона. Он, должно быть, совершает Свою великую работу; Он должен быть среди нас. У нас сложилось впечатление, что благодаря славе работы идентичности мы пришли во времена национального спасения Израиля Избавителем из Сиона, и что Эдвард Хайн и этот Избавитель — одно и то же».Что касается антисемитского крыла британского израэлизма, то наиболее ярким его представителем считается английский философ и писатель Хьюстон Чемберлен (1855-1927 гг.). Но о нем я буду говорить позднее. Валентин Катасоновhttps://dzen.ru/a/aDlmkPS32E3292KT
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
    
Сообщений: 108612
Вероисповедание: православный христианин
 Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
 |
« Ответ #1 : 02 Июля 2025, 15:01:35 » |
|
Англосаксы и германский нацизм. Часть II В предыдущей статье я коснулся темы британского империализма. Англосаксы спустя более тысячи лет после высадки на Британских островах совершили высадку на другой стороне Атлантического океана, в Новом Свете. Началось освоение Северной Америки. Был дан старт формированию британской колониальной империи. Закон об унии, принятый английским парламентом в 1707 году, провозгласил Британскую империю. Освоение новых территорий и пространств проводилось путём массового и безжалостного уничтожения местного населения. Современный американский историк Дэвид Стэннард ( David Stannard) в своём труде «Американский Холокост: Колумб и завоевание Нового Света» ( American Holocaust: Columbus and the Conquest of the New World) утверждает, что в ходе колонизации было уничтожено около 100 миллионов коренных американцев (индейцев). Чтобы представить масштаб этого геноцида, приведу оценку английского экономиста Уильяма Петти, согласно которой в конце XVII веке численность населения Земли составляла 320 млн человек. Конечно, другие европейские государства также приступили к освоению территорий в разных частях света, формированию своих колониальных империй. Из учебников истории мы знаем, что, начиная с XVI века, Испания, Португалия, Голландия, Франция приступили к созданию своих колониальных империй. Безусловно, интересы европейских стран в разных частях света часто сталкивались, дело доходило до вооруженных конфликтов и войн. На протяжении нескольких веков шла острая конкуренция между европейскими государствами за территориальный передел мира. Эта конкурентная борьба выявила абсолютного победителя. Им стала Британия (англосаксы). Приведу некоторые цифры для сопоставления масштабов британской колониальной системы и испанской, которая считается второй. Максимального своего размера Испанская империя достигла в 1780 году, в это время площадь империи составляла 13,7 млн. кв. км. А население, по разным оценкам, составляло 20-25 миллионов человек. А вот Британская империя продолжала расти на протяжении всего XIX века и своего максимума достигла накануне Первой мировой войны. Ее площадь составила 34,7 млн кв. км, или примерно 22% земной суши. Недаром о Британской колониальной системе говорили, что над ней «никогда не заходит солнце». На пике мирового могущества Британии в ее империи проживало около 500 миллионов человек (более четверти населения Земли). После победы над Наполеоном у Британии уже не оставалось серьёзных конкурентов в деле территориального освоения Земли. XIX в. время Pax Britanica. Единственной неосвоенной территорией, с точки зрения англосаксов, оставалась Российская империя. Объяснение грандиозных успехов Британии в построении мировой империи неотделимо от обоснования «богоизбранности» англосаксов. Одним из основоположников идеологии империализма является всем известный английский писатель и философ Томас Мор (1478-1535 гг.), которого считают основоположником утопического социализма. Он автор известного труда «Утопия» (1516 г.). Современный историк Н.С. Иванов пишет об этом произведении: «Хотя описание острова Утопия, названия местных туземных народов, их обычаи носят вымышленный характер, однако и у современников, и у исследователей творчества Мора не вызывала сомнения "географическая привязка" к Новому Свету». И далее он пишет: «Туземцы обрисованы как жалкие, примитивные дикари, которые не имели никаких законных прав на свою собственную землю исключительно из-за того, что они не могли «рационально признать законы природы» и обрабатывать земли, на которых они жили. Они были "грубым и диким народом", вина которого состояла в том, что земли оставались "пустыми и праздными" (известная концепция terra nullius, почерпнутая из арсенала Римской империи и служившая одним из главных предлогов для колониальных завоеваний). Местные жители низводились до уровня животных, лишенных души, и их убийство рассматривалось как благо для «расчистки» необходимой утопийцам территории» (Н. С. Иванов. Генезис Британской имперской идеологии и Новый Свет // Исследования зарубежной истории, 2021. Выпуск 2) А вот английский философ и географ XVI века Джон Ди (1527-1608 гг.). Считается, что именно он является автором термина «Великобритания» (Great Britain). Джон Ди считал, что для того, чтобы Британии стать «великой», ей нужны земли, большие территории. Джон Ди стал разрабатывать идеологическое обоснование имперских претензий Британии. Он уже видел первые шаги в создании Британской империи и считал, что это признак особого расположения всевышнего к англосаксам. Не исключено, что идеи Джона Ди повлияли на королеву Британии Елизавету I, которая в 1600 году подписала указ о создании Ост-Индской компании (ОИК) для строительства Британской империи. Джон Ди был мистиком, многие идеи, как он сам признавал, получал от общения с ангелами. Так, вот ангелы ему подсказали, что англосаксы – особый народ с особой миссией.  Принято считать, что одним из первых идеологов Британской империи был Р. Хаклейт (1553–1616 гг.). В 1589 г. он опубликовал грандиозную «Книгу путешествий», в которой излагал свои соображения, как снаряжать английские экспедиции в Северную Америку и как ее колонизовать. Для обоснования британского империализма Хаклейт ввел понятие «новой национальной идентичности», превозносил достоинства «истинного английского характера» по сравнению с характером других народов. Британцы всевышним ориентированы на «мировой подход». Британцы могут и должны стать «повелителями мира». Тему колонизации Нового света продолжил лорд-канцлер Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Свои идеи на этот счет он изложил в «Новом Органоне» (1620 г.) и «Новой Атлантиде» (1626 г.). Центральный персонаж второго произведения Зеведей утверждает, что рабство, истребление и превентивная война могут применяться в тех случаях, когда используются против народа, «который на самом деле представляет собой не народ, а просто кучу, множество, толпу, беспорядочную массу или скопление людей». То есть, когда «люди на самом деле не организованы в нацию или государство, а существуют как стадо животных». Обращение с аборигенами как со скотом оправданно, когда надо установить гражданское правление и «естественное право», если побежденные люди «подобны животным или безмозглому телу, неспособному управлять своими действиями». Аборигены могут себя называть хоть «королевством», хоть «государством», но если на деле они оказываются «бесформенной кучей людей» ( heap of people), то к ним надо применять жесткую силу. При обсуждении британского израэлизма и империализма невозможно не вспомнить британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли (он же – граф Биконсфильд). Годы жизни: 1804-1881 гг.. Он имел еврейские корни, его предки были сефардами. О Дизраэли написаны книги, он – незаурядная личность. Кстати, не только государственный деятель, но и писатель. В своих книгах он размышлял в том числе о богоизбранности тех, кто жил на островах Туманного Альбиона. Он прекрасно знал версию насчет того, что англосаксы – потомки десяти колен Израилевых. Но тут также живут те, кто считает себя потомками двух остальных колен и кого прямо называют «евреями». Дизраэли – один из них. И он считает, что первым и вторым делить нечего, они все «богоизбранные». И их сила – в единстве. Из истории надо уметь извлекать уроки. Трагедией ветхозаветных евреев стало то, что в Х веке по Р. Х. единое Израильское царство разделилось на два: северное (сохранив прежнее название, в него вошло 10 колен Израилевых) и южное (получило название «Иудея», два остальных колена). В каком-то смысле Британию, по мнению Дизраэли, можно считать аналогом единого Израильского царства времен царей Давида и Соломона. И надо сделать все возможное для того, чтобы этот «Британский Израиль» сохранял свою целостность, укреплял и расширял свою империю Pax Britanica.  Надо иметь в виду, что Дизраэли был у руля Британии в непростые времена. Английский капитализм грозил расколоть английское общество. По причинам не религиозного или идейного характера, а по социально-экономическим причинам. Обострялись противоречия между буржуазией (капиталистами) и рабочими (пролетариатом). О чем писал Карл Маркс в своих работах, прежде всего в «Капитале» (фактически это портрет английского капитализма). Чтобы снять эти противоречия, Дизраэли предложил ряд мер, которые позднее стали называть «социал-империализмом». Объединять граждан островов Туманного Альбиона, по мнению Дизраэли, должна идеология «единой британской расы». Капиталисты и наемные работники должны исходить из того, что их общее благополучие зависит не только и не столько от того, как будут складываться социально-экономические отношения внутри Англии, сколько от того, как успешно будет проводиться колониальная (империалистическая) экспансия страны. Примечательно, что именно во времена премьерства Дизраэли положение рабочих в Англии улучшилось. Это результат упорной работы премьер-министра с крупным капиталом, которому он советовал не жадничать, а делиться со своими собратьями по расе. Между прочим, в марксистской литературе английский рабочий класс конца XIX века стали назвать «рабочей аристократией». Мол, английская буржуазия начала прикармливать свой пролетариат за счет грабежа колоний. Долгое время в идеологию империализма была посвящена почти исключительно британская элита. Та элита, которую Джон Коулман в своей книге «Комитет 300» ассоциировал прежде всего с главными акционерами и топ-менеджерами Британской Ост-Индской компании (БОИК). Но в последние десятилетия XIX века такую идеологию стали активно продвигать в народ. Современный исследователь истории британского империализма пишет: «…в 1890-х гг. к пропаганде идеи империи были подключены церковь, система образования, пресса. "Бог на стороне расширения Британской империи" – такое утверждение предоставляло высочайшую санкцию на проведение любой удобной для государства колониальной политики. Школы формировали новый тип мировоззрения, в котором должны были доминировать патриотизм, гордость за империю и англо-саксонскую расу. Идея империи стала основой для формирования философии истории. Ведущие и наиболее авторитетные периодические издания Великобритании – "Таймс", "Дэйли Телеграф", "Спектатор" – заняли позиции сторонников консервативной линии в проведении внешней и имперской политики. Кроме того, 1890-е гг. были отмечены возникновением и широким распространением периодических изданий, заведомо ориентированных на рассмотрение имперских событий и проблем. Таким образом, имперская идея сознательно транслировалась в массы, впервые за все последнее столетие и в масштабах, практически не имевших прецедентов в британской истории» (Марина Глеб. Британская имперская идея во второй половине XIX ВЕКА: основные направления и динамика развития // Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003 – № 2). Конечно, говоря о британском империализме, нельзя обойти фигуру Сесила Родса (1853-1902 гг.), который был и идеологом британского империализма, и практиком, воплощавшим эту идеологию в жизнь. Британская королева Виктория предоставила Родсу неограниченные полномочия в Южной Африке, а банкир Ротшильд – пятимиллионный кредит. Родсу принадлежала "Британская Южно-Африканская компания" (БЮАК). Родс сумел захватить обширные территории в Южной и Центральной Африке, которые стали называть «империей Родса», а его самого – «королём Африки». По площади империя Родса превышала в пять раз площадь Англии. БЮАК качала из недр Африки алмазы, золото и другие драгоценные металлы. Местные аборигены были рабами на этих месторождениях. В империи Родса появились прообразы концлагерей – гетто для чернокожих туземцев. Были учреждены карательные отряды. Были и другие новшества «богоизбранного» «короля Африки». В Лондоне знали о жестокостях Родса, но никто не возмущался. Родс был эталоном англосакса. Правда, этот «эталон» в конце жизни спился и скончался в возрасте 48 лет от букета разных болезней. Когда я был в Лондоне (примерно три десятка лет назад), мне показалось, что Лондон продолжал поддерживать репутацию Родса как эталонного англосакса. Правда, сегодня это становится делать все сложнее. Так, в Оксфорде долгие десятилетия стоял памятник Родсу. В июне 2020 года руководство университета под давлением студентов и общественности проголосовало за удаление этого памятника. Валентин Катасоновhttps://dzen.ru/a/aD3vMitrxHhD9X5A
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
    
Сообщений: 108612
Вероисповедание: православный христианин
 Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
 |
« Ответ #2 : 02 Июля 2025, 15:26:42 » |
|
Англосаксы и германский нацизм. Часть IIIБританский социал-дарвинизм Было бы несправедливо не упомянуть вклад в формирование британского нацизма Чарльза Дарвина (1809-1882 гг.). Того самого, кого считают величайшим учёным, который осчастливил человечество своей теорией происхождения человека от обезьяны. Не буду сейчас говорить об абсурдности этой теории. Думаю, что читателям это не надо специально объяснять. А кому еще что-то не ясно в данном вопросе, могу отослать к своей книге: Катасонов В. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия. М.: Кислород, 2017. Чарльз Дарвин заложил фундамент социал-дарвинизма. Об этом тоже можно прочитать в моей книге. Здесь я лишь обращу внимание на то, что главную работу Дарвина у нас почему-то публикуют и представляют под неполным названием: «О происхождении видов» или «О происхождении видов с помощью естественного отбора». А вот как выглядит полное название книги, впервые опубликованной в 1859 году: «О происхождении видов с помощью естественного отбора или о сохранении благоприятных рас в борьбе за жизнь» ( On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life). «Благоприятная раса» для Дарвина, как англичанина, конечно же англосаксы. Как утверждается в учебниках и энциклопедиях, социальный дарвинизм – учение (или идеология), объясняющее устройство и развитие общества преимущественно действием законов живой природы; оно предполагает применение биологических концепций естественного отбора к социологии, экономике и политике. Справедливости ради следует признать, что не Чарльз Дарвин является основоположником социального дарвинизма. Таковым можно считать английского священника Томаса Мальтуса (1776-1834). Которого часто представляют как ученого, демографа и экономиста. Имя Мальтуса сегодня известно всем грамотным людям; они знают, что он предупреждал о последствиях неконтролируемого роста народонаселения; таковыми могут быть снижение благосостояния и массовый голод. Демография – это, по Мальтусу, почти что биология. И люди (а особенно те, кто во власти) должны управлять этими биологическими процессами. Методы управления могут быть мягкими (воспитательная работа) и более жесткими (например, стерилизация или помещение в тюрьму). Да и Чарльз Дарвин, по мнению некоторых его биографов, сам ничего не придумывал, а лишь озвучил идеи социал-дарвинизма, которые сформулировал его дед Эразм Дарвин (1682-1784 гг.). Последний свои мысли изложил в книге «Зоономия, или Законы органической жизни». Которая мало кому была известна. Просто идеи Эразма не были востребованы в XVIII веке. А вот в середине XIX века идеи «естественного отбора» и «борьбы за выживание» стали жизненно необходимы англосаксам. И миссия их озвучивания была возложена на Чарльза, внука Эразма Дарвина. Идеи социального дарвинизма были подхвачены другими интеллектуалами Британии. Это Герберт Спенсер (1820-1903 гг.), Альфред Рассел Уоллес (1823-1913 гг.), Джон Хайкрафт (1857-1922 гг.), Бенджамин Кидд (1858-1916 гг.), Хьюстон Чемберлен (1855-1907 гг.) и др. Впрочем, идеи социального дарвинизма были подхвачены некоторыми интеллектуалами за пределами Британии. В США это Уильям Самнер (1840-1910 гг.), Джон В. Бёрджесс (1844-1931 гг.), Албион Смолл (1854-1926 гг.) и Мэдисон Грант (1865-1937 гг.). Во Франции – Жорж де Лапуж (1854-1936 гг.). В Германии – Эрнст Геккель (1834-1919), Людвиг Вольтман (1871-1907 гг.) и Отто Аммон (1842-1916 гг.). Из британских ученых своими социал-дарвинистскими идеями наибольшее влияние на своих современников оказали, наверное, Герберт Спенсер и Хьюстон Чемберлен. О последнем я буду позднее говорить специально. А сейчас кратко о Герберте Спенсере. Он упоминается во многих современных учебниках по разным общественным дисциплинам. Его представляют как философа и социолога, основоположника эволюционизма, идеолога либерализма, основателя органической школы в социологии. Также нередко упоминают, что Спенсер был продолжателем учения Дарвина. Однако мои раскопки по истории происхождения дарвинизма (о них я пишу в своей книге «Лжепророки последних времен») заставили меня скорректировать представления об абсолютном приоритете Чарльза Дарвина в создании теории эволюции и естественного отбора. Я бы сказал, что Дарвин и Спенсер – равнозначные соавторы указанной теории. Известная специалистам статья Спенсера «Гипотеза развития», в которой он уже рассуждает о «естественном отборе», появилась за 7 лет до выхода в свет «Происхождения видов» Дарвина, а работа «Основные начала» (о «выживании сильнейших») лишь на 3 года позже. Дарвин оказался более «раскрученным», его имя знают и школьники, и домохозяйки. Герберт Спенсер также известен, но в кругу философов, социологов и экономистов. Те социологи, которые критически относятся к Спенсеру, говорят, что его социал-дарвинистские идеи активно использовались для проведения империалистической политики Британии. Восходящей звездой социал-дарвинизма в Англии был также Альфред Рассел Уоллес, известный британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог. Поначалу он был очень увлечен дарвинизмом, именно он ввел в научный оборот термин «дарвинизм». Активно пропагандировал идеи «Происхождения видов». Но в конечном счете он не вошел в галерею «великих дарвинистов», потому что со временем стал сомневаться в истинности дарвиновской теории эволюции, а также ее применимости к описанию общества. Учёный полагал, что дарвиновская теория не в состоянии дать объяснения принципиальному различию способностей человека и животных и потому предполагал, что эволюция человекоподобных обезьян в человека не могла обойтись без вмешательства некой силы, стоящей над биологическим миром. Уоллес опять вернулся к «гипотезе Бога», а это противоречило социальному заказу на «чисто научную» теорию эволюции. К концу 19 века Уоллес стал категоричным оппонентом разных наукообразных обоснований расизма. Несмотря на то что многие интеллектуалы (подобные Альфреду Расселу Уоллесу) протестовали против лженаучных заключений социал-дарвинистов, последние получили большую поддержку со стороны официального Лондона. Идеи социал-дарвинизма перекочевали за океан, в США, и были там поддержаны американской финансовой олигархией. И стали для американского бизнеса моральным оправданием капиталистической эксплуатации простых людей. Вот, в частности, что писал в своей автобиографии американский сталелитейный магнат начала ХХ века Эндрю Карнеги: «К счастью, я наткнулся на работы Дарвина и Спенсера… я помню – на меня словно хлынул поток света, и все стало ясно. Я не только избавился от богословия и сверхъестественного, но и нашел истину эволюции. “Все хорошо, так как все развивается к лучшему" – это стало моим девизом, моим истинным источником утешения. Человек не был создан с инстинктом к собственной деградации – но от низших форм он поднялся к высшим. И конца его марша совершенствования невозможно представить». А вот еще одно откровение Карнеги: «…закон конкуренции, добросердечен он или нет, – существует; мы не можем уклоняться от него, замены ему не найдено; и, хотя закон этот может быть порой жесток по отношению к отдельному человеку, это лучше для расы, потому что это гарантирует выживание самых приспособленных в каждом виде». (Carnegie, Andrew, Autobiography of Andrew Carnegie, ed. John C. Van Dyke (Boston: Northeastern University Press 1986), p. 327). Как отмечает современный американский теолог Рик Дейтон, американским капиталистам благодаря социал-дарвинизму стало возможным окончательно отказаться от «предрассудков» христианства с его моральными заповедями: «Американские капиталисты, такие как Эндрю Карнеги и Джон Д. Рокфеллер, также восприняли дарвинизм и использовали его для оправдания своих методов избавления от конкурентов в бизнесе и эксплуатации рабочих путем изнурительного труда и опасных антисанитарных условий. «Выживание наиболее приспособленных», усвоенное из эволюционного мировоззрения, стало их социальной политикой… Подобно многим другим, включая Маркса, Ленина, Сталина и Гитлера, Эндрю Карнеги тоже когда-то принимал библейские принципы – но отказался от них, когда стал близким другом известного социал-дарвиниста Герберта Спенсера и принял эволюцию как собственную философию» ( Рик Дейтон. Катастрофические последствия дарвинизма. Историческая оценка социальных последствий эволюционного мировоззрения). Последователи Чарльза Дарвина продолжили размышления «великого ученого» о том, что такое «благоприятная раса» и что такое расы «неблагоприятные». А потом от теоретических изысканий они приступили уже к прикладным исследованиям, нацеленным на поиск способов «сохранения благоприятных рас». Такая прикладная наука получила название «евгеники». Отцы-основатели евгеники – англичане и американцы. Одним из предтеч евгеники был английский хирург Роберт Нокс (1791-1862 гг.), который заложил основы так называемого «научного расизма». В 1850 году он провозгласил: «Раса, то есть наследственность, происхождение, – значит всё: она определяет человека». Основные принципы евгеники были сформулированы в конце 1863 года английским психологом Фрэнсисом Гальтоном (1822—1911 гг.), между прочим, двоюродным братом «великого ученого» Чарльза Дарвина. Вдохновлённый «Происхождением видов» своего кузена Чарльза, Фрэнсис углубился в изучение изменчивости и наследственности у людей. Он пришел к выводу, что человеком наследуются не только физические признаки и свойства, но также способности и особенности характера и поведения. Одни могут наследовать таланты и гениальность, а другие – слабоумие, дурные привычки, психические отклонения. Свои первые мысли по этому вопросу Гальтон изложил в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» ( «Hereditary Talent and Character»). Спустя четыре года Гамильтон изложил уже в целостном виде свою теорию в книге «Наследственный гений» ( "Hereditary genius"). В 1907 году по инициативе Гамильтона и при поддержке активистки движения социальной гигиены Сивиллы Готто в Британии было основано Британское евгеническое общество. Евгеника, позиционировавшая себя как наука, тесно взаимодействовала с движением социальной гигиены. К началу ХХ века оно было уже международным. Люди, участвовавшие в движении за социальную гигиену в конце 19-го и начале 20-го века, стремились создать высокие стандарты того, что они считали моральной и сексуальной ответственностью. Они хотели предотвратить венерические заболевания, туберкулёз, зависимость и психические расстройства, которые часто рассматривались как взаимосвязанные проблемы. Оказалось, что многие специалисты и активисты, действовавшие под флагом «социальной гигиены» («евгенисты»), были одновременно сторонниками евгеники. Обеспокоенные вырождением и наследственностью, они выступали за негативную евгенику: за то, что некоторые группы населения следует поощрять или заставлять прекращать размножение. В ХХ веке движение за социальную гигиену под влиянием социального дарвинизма и евгеники стало перерождаться в движение за расовую гигиену. По ходу отмечу, что в Третьем рейхе понятия «евгеника» и «расовая гигиена» были почти синонимами. Что касается Британского евгенического общества, то оно занималось просвещением граждан островов Туманного Альбиона. С 1909 года Общество стало выпускать ежеквартальный журнал «Евгеническое обозрение» ( «The Eugenics Review»). Подданым Британии предлагалось более внимательно посмотреть на себя и ответить на вопрос: явлюсь ли я «избранным»? А если ответ положительный, то человек просто обязан встать под знамена Британского евгенического общества и бороться за сохранение англосаксонской расы. Кстати, после смерти Гальтона на место главы Британского евгенического общества заступил Леонард Дарвин, один из сыновей «великого ученого» Чарльза Дарвина. Достаточно подробное и объективное описание истории евгеники в Британии можно найти на сайте «English Heritage». Там, в частности, говорится следующее о Британском евгеническом обществе: «Общество никогда не было очень большим, но оно было очень громким, и его пропаганда отражала и продвигала взгляды, которых придерживались все высшие слои общества, включая правительство и другие учреждения. Оно включало выдающихся ученых и медицинских специалистов наряду с политиками, социальными реформаторами, педагогами, ведущими членами Церкви Англии и общественными деятелями, которые были среди наиболее активно вовлеченных». Идеи социал-дарвинизма и евгеники были подхвачены рядом британских писателей, выступавших «властителями дум» англо-саксонского мира. Герберт Уэллс выступал против «плохо обученных толп неполноценных граждан». Бернард Шоу заявлял, что только евгеника спасёт человечество. Если на островах Туманного Альбиона евгеника проявляла себя преимущественно в озвучивании разного рода расовых идей и пропаганде рекомендаций в сфере расовой гигиены, то за океаном, в Соединенных Штатах евгеника была более конкретной и жесткой. Сравнительно недавно (в 2018 году) в издательстве «Альпина» была издана на русском языке книга современного британского писателя и научного публициста Уэйда Николаса «Неудобное наследство. Гены, расы и история человечества». В целом все-таки автор – сторонник дарвиновской теории эволюции, хотя замечает в этой теории и в работах последующих дарвинистов некоторые недостатки и недоработки и по-своему хочет их исправить. Уэйд пишет в своей книге о причинах расовых различиях среди человечества в экономическом успехе европеоидной расы над негроидным и монголоидным расами. Автор предлагает аргумент, что расовые различия происходят из генетических различий, которые были усилены более развитой культурой. Но книга ценна тем, что в ней приводится множество интересных деталей по истории евгеники в Британии, США и Германии. Некоторые факты, цифры и имена в дальнейшем я заимствую из этого источника. О социальном дарвинизме и евгенике в Новом Свете поговорим в следующей статье. Валентин КАТАСОНОВhttps://www.fondsk.ru/news/2025/06/08/anglosaksy-i-germanskiy-nacizm-chast-iii.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
    
Сообщений: 108612
Вероисповедание: православный христианин
 Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
 |
« Ответ #3 : 02 Июля 2025, 21:16:59 » |
|
Англосаксы и германский нацизм. Часть IV Американский социал-дарвинизмВ предыдущей статье я писал о том, что «научная» теория Чарльза Дарвина о происхождении человека из обезьяны уже имела признаки социал-дарвинизма. И родиной социал-дарвинизма (учения, претендующего на объяснение общественной жизни с помощью законов биологии) была Британия. Но социал-дарвинизм, который развивался в Британии в последние десятилетия XIX века и постепенно приобрел форму евгеники, был скорее «научным» и «идейным», чем практическим. Англичанин Фрэнсис Гальтон (двоюродный брат Чарльза Дарвина), основоположник евгеники, не призывал к тому, чтобы «внедрять» идеи евгеники в жизнь силовым методом. Он апеллировал к сознательным решениям людей, для чего призывал распространять в обществе знания в области евгеники. Эстафету британского социал-дарвинизма подхватили другие страны. Прежде всего США и Германия. О германском социал-дарвинизме я буду говорить отдельно. А сейчас хотел бы сосредоточиться на истории социал-дарвинизма в Соединенных Штатах Америки. Особенно учитывая, что в Новом Свете он имел ярко выраженную практическую направленность. В виде «практической» евгеники. В США она появилась на два-три десятилетия раньше, чем в Германии. Третий рейх, занимаясь «практической» евгеникой в 30-40-е годы прошлого века, использовал американский опыт в этой области. Именно в США была разработана концепция высшей арийской расы и сформулированы рекомендации по улучшению «человеческой породы» (прежде всего, через «правильные браки»). Корни американского расизма уходят в XVI-XVIII вв., когда англосаксы «осваивали» Новый Свет. Отцы-основатели США, провозглашая в конституции права и свободы народа Соединённых Штатов, ограничивали понятие американской нации «белыми англосаксонскими протестантами» ( White Anglo-Saxon Protestants – WASP). Были определенные возможности вхождения в американскую нацию представителей некоторых других народов Европы, например, германских протестантов – немцев и голландцев. Однако отношение к католикам (в частности, испанцам, французам и тем более к латиноамериканцам) – было значительно хуже: согласно отцам-основателям, данные этносы находились за пределами американской нации. По расовому признаку членами американской нации не считались чернокожие американцы вплоть до 1875 года и американские индейцы — вплоть до 1924 года. До середины XIX века в США действовало «правило одной капли крови», согласно которому «небелыми» считались те, кто имел чёрных или индейских предков вплоть до седьмого поколения. Первоначально американская нация понималась как расово-этническая, а не как гражданская общность. Американская национальная идентичность сохраняла расово-этническую основу вплоть до начала Второй мировой войны, когда США приняли большое число иммигрантов из стран Восточной и Южной Европы (поляки, евреи, итальянцы и др.). Официально расовая сегрегация существовала с принятия в 1865 году 13-й поправки к американской конституции, которая запрещает рабство. Её первые признаки — раздельные школы (для белых и темнокожих), отдельный общественный транспорт, запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и для «цветных», в области услуг, афроамериканские воинские подразделения и тому подобное. Все это в той или иной степени такая откровенная и узаконенная расовая сегрегация существовало в Америке до 1970-х годов. Если в Британии главным евгеником считается Фрэнсис Гальтон, то в Америке таковым является Чарльз Девенпорт (1866-1944 гг.). В Гарварде он получил докторскую степень по биологии. Преподавал зоологию в Гарварде, Чикагском университете и других учебных заведениях Америки. Девенпорт не скрывал, что по отношению к англосаксам все остальные расы он считает низшими. И что Америку надо всячески защищать от низших рас: «Возможно ли окружить нашу страну достаточно высокой стеной, чтобы не допускать сюда эти низшие расы, или то будет ничтожной преградой, — писал он, — или предоставить нашим потомкам уступить эту страну черным, коричневым и желтым, а самим искать убежища в Новой Зеландии?» (David Epstein, The Sports Gene: Inside the Science of Extraordinary Athletic Performance (New York: Current 2013), р. 176). Не только Девенпорта, но и многих других американцев, считавших себя WASP (английская аббревиатура, означающая: «Белые англосаксонские протестанты»), охватила тревога в связи с тем, что Америка в период 1890-1920 гг. быстро наполнялась иммигрантами из разных стран, представлявших разные расы, этносы и культуры. Девенпорт нашел поддержку со стороны состоятельных белых американцев в деле защиты белой расы от всех иных этносов. На проекты в области евгеники ему давали деньги такие благотворительные организации, как Фонд Рокфеллера и Фонд Карнеги. Очень энергичной и влиятельной помощницей Девенпорта стала дочь железнодорожного магната Э. Гарримана Мэри Гарриман. Еще учась в колледже и слушая лекции Девенпорта, Мэри проявила столь сильный интерес к евгенике, что ее прозвали Евгенией. Она помогла Девенпорту деньгами отца создать Евгеническую организацию «Eugenics Record Office» (ERO). Главной задачей ERO являлся сбор информации медицинского и генетического характера по проживающим в США людям. Информации, необходимой для последующих практических действий в отношении тех лиц, у которых медицинские и генетические параметры сильно отклоняются от «нормативов» (Richard Hofstadter, Social Darwinism in American Thought, (Boston: Beacon Press, 1992), р.171). Бывший президент Теодор Рузвельт писал Девенпорту в 1913 г.: «Мы не имеем морального права допускать продление рода граждан неправильного типа». В первую очередь лиц, умственно неполноценных и с разного рода поведенческими отклонениями (независимо от крови, расовой принадлежности). Во-вторых, представителей некоторых «неполноценных» этносов. Американские евгеники верили в генетическое превосходство скандинавских, германских и англосаксонских народов Евгенические идеи заразили многих ученых и преподавателей американских вузов. Эдвин Блэк, современный историк идеологии и движения евгеники пишет: «Лучшие умы американской медицины, науки и высшего образования неустанно расширяли корпус знаний о евгенике и проповедовали ее принципы» (Edwin Black, War Against the Weak: Eugenics and America’s Campaign to Create a Master Race (New York: Four Walls Eight Windows, 2003), р. 90). В Американской ассоциации евгенических исследований, как отмечает Блэк, состояли представители Гарварда, Колумбийского университета, Йеля и Университета Джонса Хопкинса. Не только тех, кто преподавал биологию, зоологию и медицину, но и социальные науки, в том числе экономику. Другой американский исследователь истории социал-дарвинизма и евгеники Даниэль Кевлз пишет, что почти ни один американский университет не избежал влияния евгеники накануне Второй мировой войны: «В Америке в евгеническую клику входило большинство молодых научных авторитетов, занимавшихся распространением менделизма. Помимо Девенпорта, там были Раймонд Пирл и Герберт Дженнингс, оба из Университета Джонса Хопкинса; Кларенс Литтл, ректор Мичиганского университета и позднее основатель Джексоновской лаборатории в Мэне; а также гарвардские профессора Эдвард Ист и Уильям Касл… Большинство американских колледжей и университетов, включая Гарвард, Колумбийский, Корнеллский, Брауновский, Висконсинский, Северо–Западный и Беркли, предлагали популярные курсы по евгенике или курсы по генетике, включавшие евгенический материал» (Daniel J. Kevles. In the Name of Eugenics: Genetics and the Uses of Human Heredity (New York: Knopf, 1985), р. 69). Американские «селекционеры» человечества продолжили линию англичан по развитию «позитивной» евгеники. Человек должен вторгаться в процесс эволюции человека, помогать Творцу улучшать породу homo sapiens путем познания того, как совершенствовать тех, кто отнесен к «правильной» расе, и практического применения этого знания. Некоторые американцы до сих пор вспоминают конкурсы вековой давности, которые проводились в Новом Свете и назывались «Лучший ребенок Америки». Эти конкурсы пропагандировали «правильные браки», в которых муж и жена были 100-процентными белыми людьми. Но американцы все-таки основной акцент сделали на «негативной» евгенике. Которая говорит о том, как не допустить дальнейшего развития «неправильных» рас. А также как пресечь размножение «генетических выродков», некогда принадлежавших к «правильной» расе. «Негативная» евгеника построена на запретах, ограничениях и принуждениях. Рекомендации «негативной» евгеники были не только сформулированы в США, но и апробированы на практике. Начиная с Коннектикута в 1896 году, во многих штатах были приняты законы о браке с евгеническими статьями, запрещающие вступать в брак «эпилептикам, имбецилам или слабоумным». Первая попытка ввести принудительную стерилизацию была предпринята в штате Мичиган в 1897 году. В легислатуре штата был запущен соответствующий законопроект, однако он не набрал необходимого количества голосов. Первый штат, в котором такой закон был принят, –Индиана (в 1904 году). В принудительном порядке стерилизовали «неполноценных» особей в лице алкоголиков, душевнобольных и преступников-рецидивистов. Собственно, по названию штата метод и получил название индианского. Надо сказать, он оказался очень популярным: так или иначе, но за 26 лет его опробовали еще в сорока штатах («Евгеника — запрещённая наука будущего». Евгеники принудительно стерилизовали 60.000 американцев, тысячам запретили вступать в брак, тысячи насильственно выселили в «колонии» и уничтожили бессчетное число людей способами, которые до сих пор изучаются. Евгеника из расистской философии переросла в национальную политику посредством законов о принудительной стерилизации и сегрегации, а также запретов на браки с «неполноценными», действовавших в 27 штатах. В некоторых законах штатов было четко прописано, каковы признаки (характеристики) полноценного белого человека. Так, в законе о расовой неприкосновенности ( Racial Integrity Act) штата Вирджиния от 1924 года, запрещавшего смешанные браки, белый человек определялся как тот, в чьих жилах «нет ни капли какой-либо другой крови, кроме европеоидной»; также тот, «в чьих жилах есть одна шестнадцатая или меньше крови американских индейцев и нет никакой другой не-европеоидной крови, считаются белыми».[62] У истоков американской евгеники стоял институт Карнеги, который создал лабораторный комплекс в Колд-Спринг-Харбор на Лонг-Айленде. Из этого центра сторонники евгеники вели агитацию среди американских законодателей, социальных служб и ассоциаций страны. В 20-е годы учёные-евгеники Института Карнеги развивали глубокие личные и профессиональные отношения с немецко-фашистскими евгениками. В книге «Майн кампф» («Mein Kampf»), опубликованной в 1924 году, Гитлер ссылался на идеологию американской евгеники, демонстрируя глубокие познания в ней. Сторонниками евгеники были такие известные фигуры англо-саксонского мира, как Теодор Рузвельт и Вудро Уилсон. Её одобряли верховные судьи США Оливер Уэнделл Холмс и Луис Брэндис, которые вынесли решение в её пользу. Её поддерживали: Александр Грэм Белл, изобретатель телефона; активистка Маргарет Сэнджер; ботаник Лютер Бербэнк; Лиланд Стэнфорд, основатель Стэнфордского университета. Теодор Рузвельт утверждал, что «общество не имеет права позволить дегенератам воспроизводить себе подобных». Лютер Бербэнк требовал «запретить уголовникам и слабовольным рожать». Примечательно, что если евгеника Третьего рейха была осуждена на Нюрнбергском процессе 1945-46 гг., то в США евгенические законы продолжали действовать. Правда, для маскировки стали по возможности избегать слово «евгеника», которое ассоциировалось с германским фашизмом. Например, в научной и научно-популярной литературе стали слово «евгеника» заменять на «социальную биологию». Популярными среди евгеников стали такие малопонятные «непосвященным» термины, как «управление демографическими процессами», «планирование семьи», «генная инженерия», «эволюционная психология» и т. п. В то время как программы евгенической стерилизации до Второй мировой войны в основном проводились среди заключённых или пациентов психиатрических больниц, после войны принудительная стерилизация была направлена на бедных людей и представителей меньшинств. В результате этих новых инициатив по стерилизации, хотя большинство учёных сходятся во мнении, что в США было зарегистрировано более 64 000 случаев евгенической стерилизации. К 1963 году никто точно не знал, сколько принудительных стерилизаций было проведено в период с конца 1960-х по 1970-е годы, хотя, по оценкам, их могло быть не менее 80 000. («The American eugenics movement after World War II») Большое количество тех, кто подвергся принудительной стерилизации во второй половине XX века, были афроамериканками, латиноамериканками и коренными американками. В Калифорнии к 1964 году стерилизовано в общей сложности 20.108 человек, что является самым высоким показателем во всех Соединённых Штатах. ("California Eugenics». Среди стерилизованных людей непропорционально много было мексиканцев, американцев мексиканского происхождения и чикано. Андреа Эстрада, сотрудница Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, сказала: «Начиная с 1909 года и на протяжении 70 лет Калифорния лидировала в стране по количеству процедур стерилизации, проведённых среди мужчин и женщин, зачастую без их ведома и согласия. Примерно 20.000 стерилизаций были проведены в государственных учреждениях, что составляет треть от общего числа процедур, проведённых в 32 штатах, где такая практика была законной. ( "The Politics of Female Biology and Reproduction". Валентин Катасоновhttps://dzen.ru/a/aFRGiNbnvH9VowRU
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
    
Сообщений: 108612
Вероисповедание: православный христианин
 Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
 |
« Ответ #4 : 02 Июля 2025, 21:30:51 » |
|
Англосаксы и германский нацизм. Часть VГерманская евгеника – детище англосаксов О германской евгенике начала ХХ века и особенно времен Третьего рейха написано и сказано очень много. Правда, в самой Германии в те времена чаше использовали термин «расовая гигиена», который считался почти синонимом слова «евгеника». Термин «расовая гигиена» был введён немецким психиатром Альфредом Плетцем (1860-1940 гг.). Он появился в его книге «Основы расовой гигиены» ( Grundlinien einer Rassenhygiene), увидевшей свет в 1895 году. Автор предлагал разделять людей на представителей «высшей расы» и всех остальных, т. е. «низших». Формулировал рекомендации по поддержанию чистоты «высшей расы» и расширению доли «чистых» в обществе («позитивная евгеника»). И указывал не необходимость и меры предотвращения воспроизводства «низших». В 1904 году Плетц совместно с Фрицем Ленцем приступил к выпуску журнала «Архив расовой и общественной биологии», который стал первым в мире периодическим изданием по вопросам евгеники. В 1905 году он основал Немецкое общество расовой гигиены (Die Berliner Gesellschaft fur Rassenhygiene). В 1907 году оно было переименовано в «Международное общество расовой гигиены». В 1911 году в Дрездене прошла германская конференция, посвящённая расовой гигиене. В 1921 году в Германии был издан первый учебник по генетике человека ( Baur E., Fischer E., Lenz J. Grundriss der menschlichen Erblichkeitslehre und Rassenhygiene. Munchen: J.F. Lehmann Verlag. 1921). Большой раздел в нем был отведен евгенике. Там, между прочим, проводилась мысль, что физические и умственные характеристики человека в большей степени определяются не воспитанием, а наследственностью. А потому к биологическому воспроизводству человека надо относиться крайне внимательно. И желательно этим воспроизводством управлять на государственном уровне. Позднее, после прихода к власти Гитлера, один из авторов учебника, Фишер, стал выступать за принятие в Германии расовых законов (прежде всего, в отношении евреев), взяв за образец американские законы, определявшие особый статус афроамериканцев (негров). С упомянутым учебником, как говорят исследователи биографии А. Гитлера, будущий фюрер познакомился, находясь в тюрьме после неудавшегося путча 1923 года. Следы знакомства Гитлера с учебником просматриваются в его работе «Майн кампф», которую он писал, находясь в тюремном заключении. Евгенику стали преподавать в немецких вузах. В 1928 году в Мюнхене была основана кафедра по евгенике. Годом раньше в Берлине был учрежден институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма. Между прочим, с этим институтом сотрудничал Йозеф Менгеле, немецкий учёный-медик, нацистский преступник, проводивший в годы Второй мировой войны медицинские опыты на заключенных концлагеря Освенцим. Во время своей службы в Освенциме получил кличку Ангел смерти. Примечательна тема его докторской диссертации: «Расовые различия структуры нижней челюсти». Когда нацисты (члены национал-социалистической партии) пришли к власти, они приступили к практическим действиям по созданию «Тысячелетнего рейха». Для чего необходимо было сделать территорию Германии «расово чистой», заселенной исключительно лицами «арийской расы». Во-первых, прекратить смешение арийцев с лицами «плохих рас». Во-вторых, прекратить воспроизводство «плохих рас» путем стерилизации, изоляции или умерщвления. В-третьих, запретить въезд в Германию лиц «плохих рас» и выдавливать (или изгонять) из Германии представителей «плохих рас» (конкретно в отношении евреев – организовать их переселение в Палестину). Под «плохими расами» («недочеловеками») имелись в виду те или иные этносы. Наиболее «плохими» считались евреи, цыгане и славяне. Что касается славян, то в этой расовой группе Третий рейх дифференцировал их по уровню их «отсталости» (русские, украинцы, поляки и др.). Впрочем, даже французы, бельгийцы, итальянцы и англичане не могли рассчитывать на включение в высшую, арийскую расу (имели статус полуарийцев). Голландцы, датчане, норвежцы относились к нордической расе, более высокой по сравнению с другими европейцами. Но арийцами и они не могли считаться. О «цветных» народах (чернокожих и желтокожих) речи вообще не шло. Они причислялись к человекоподобным животным. К «недочеловекам» причислялись представители любых этносов, если они были алкоголиками, эпилептиками, слабоумными, страдающими наследственными болезнями. Уже через несколько месяцев после прихода к власти Гитлера стали приниматься законы евгенического характера. Так, в апреле 1933 года был принят «Закон о восстановлении профессиональной гражданской службы», нацеленный на очистку государственного аппарата от «неарийских» чиновников. В октябре 1934 года лидер национал-социалистической партии Рудольф Гесс создал службу, предназначенную проверять родственные связи нацистов. Небольшая поначалу служба выросла в мощную организацию под названием «Имперское ведомство по изучению родства», находившееся под СС и министерством юстиции. Еще ранее, в 1931 год, в рамках СС было учреждено Главное управление по вопросам расы и поселения, которое занималось проверкой «расовой чистоты» сотрудников службы. В 1935 году были приняты Нюрнбергские расовые законы – «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране немецкой крови и немецкой чести». В них четко прописывались правила идентификации немцев («арийцев») и евреев. Так, чтобы немца можно было считать «чистокровным», надо было иметь чистокровных немцев в четырех поколениях. Также определялся чистокровный еврей. Между этими полюсами находились разные категории «полукровок». По ходу отмечу, что выявление чистокровных или почти чистокровных евреев было необходимо не только и не столько Третьему рейху, сколько сионистам. Последние находились в тесном контакте с германскими нацистами; между ними были договоренности насчет того, что Третий рейх будет оказывать всяческое содействие в переселении «качественных» евреев в Палестину (где сионисты планировали создать государство Израиль). Поначалу «негативная евгеника» в Третьем рейхе выражалась преимущественно в стерилизации «недочеловеков». В общей сложности в Германии стерилизации были подвергнуты не менее 450 тыс. человек. Особо следует выделать «Программу Т4», которая осуществлялась под непосредственным руководством Геринга. Она была нацелена на работу с «неполноценными» людьми любых рас и этносов: имеющими психические расстройства, умственно отсталыми и наследственно отягощёнными больными. Впоследствии в круг «неполноценных» лиц, были включены нетрудоспособные лица (инвалиды, а также болеющие свыше 5 лет). До войны в отношении таких лиц применялись такие методы, как стерилизация, прерывание беременности (аборты), эвтаназия (Германия Третьего рейха, между прочим, стала первой в истории человечества страной, где была легализована эвтаназия). В годы войны, особенно на ее пике в Германии евгеника перешла преимущественно к убийствам. Причем порой очень жестоким (не какая-то там «мягкая» и «гуманная» эвтаназия). Только в рамках программы Т4 было уничтожено 400 тысяч «дефективных» с диагнозом «душевнобольные». О «расово неполноценных» и говорить не приходится. Сколько миллионов «расово неполноценных» было убито просто в результате военных действий, а сколько в результате практического применения евгенических норм, сказать достаточно сложно. По цыганам, например, имеются оценки уничтоженных в рамках негативной евгеники от 200 тысяч до 1,5 миллиона человек. По евреям на Нюрнбергском процессе была озвучена цифра 6 миллионов. Позднее в разных работах авторы давали оценки в диапазоне от 4,2 до 8 миллионов. По славянам, в том числе по русским, я подобных оценок вообще не встречал. Сейчас я хочу перейти к главному: показать, что германская евгеника – детище англосаксов. Не умаляя роль немецких социал-дарвинистов в становлении «расовой гигиены», не уверен, что без помощи англичан и американцев они смогли бы столь быстро создать столь мощную практическую евгенику. В 1911 году в Лондоне был проведен Первый интернациональный евгенический конгресс под председательством сына Чарльза Дарвина Леонарда Дарвина. На нем англичане очень активно «окучивали» членов делегации из Германии и внушали немцам, что они являются «расой избранных». Эстафету от британцев приняли американцы. В 1932 году на базе Музея естествознания в Нью-Йорке состоялся Третий международный конгресс по евгенике. Мероприятие финансировал известный американский промышленник Х.Р. Дюпон. На конференции присутствовали Мэри Аверелл Гарриман и другие представители англо-американской элиты. Мероприятие украсил все тот же Леонард Дарвин, проповедовавший принцип «Выживает сильнейший!». И опять американцы обхаживали немцев, предлагая им взять на вооружение американский опыт практической евгеники. В 1904 году Институт Карнеги в Вашингтоне основал Станцию экспериментальной эволюции в медицинской лаборатории Колд-Спринг-Харбор. Название лаборатории часто обозначается аббревиатурой CSHL ( Cold Spring Harbor Laboratory). В 1921 году станция была реорганизована в Отдел генетики Института Карнеги. На тот момент времени Станция CSHL была крупнейшим исследовательским центром по вопросам евгеники не только в США, но и во всем мире. Постепенно вся лаборатория была перепрофилирована под решение задач практической евгеники. Я об этой лаборатории говорю в связи с тем, что в 1932 году CSHL открыла двери немецким учёным. В 1935 году CSHL совместно с германскими коллегами организовала в Берлине Конференцию по проблемам населения мира, на которой американцы давали немцам советы, как им двигать практическую евгенику. Как считает автор известной книги «Комитет 300» Джон Коулман, германская генетика Третьего рейха – в первую очередь плод усилий американской лаборатории CSHL: «В годы, непосредственно предшествовавшие Второй мировой войне, двери лабораторий Колд Спринг Харбор оставались открытыми для ведущих нацистских специалистов Германии в области генетики, которые затем вернулись в свою страну и направили свои знания на продвижение программы медицинских экспериментов Гитлера, разработанной с целью создания "Расы Господ"». По возвращении из Германии в 1934 году, где ежемесячно более пяти тысяч человек в месяц подвергались насильственной стерилизации, американец Чарльз Маттиас Гёте (1875-1966 гг.), главный евгеник штата Калифорния, делился впечатлениями и мыслями со своим коллегой: «Вам будет интересно узнать, что ваша работа сыграла важную роль в формировании взглядов той группы интеллектуалов, которая стоит за Гитлером в его эпохальной программе. Везде, где бы я ни был, я чувствовал, что их взгляды были в значительной степени сформированы под влиянием американской мысли... Я хочу, чтобы вы, мой дорогой друг, помнили об этом всю оставшуюся жизнь, помнили о том, что вы действительно заставили действовать огромное правительство, состоящее из 60 миллионов человек» (Edwin Black. Eugenics and the Nazis – the California connection). Американский евгеник Гарри Х. Лафлин (1880-1943 гг.) гордо заявлял, что его идеи евгенической стерилизации были воплощены в Нюрнбергских законах о расовой гигиене 1935 года ( John P. Jackson, Nadine M. Weidma. Race, Racism, and Science: Social Impact and Interaction, Rutgers University Press, 2005, р. 123). Ряд авторов небезосновательно полагают, что англосаксонская элита воспринимала Германию как некий испытательный полигон, на котором можно проводить масштабные проекты в области евгеники. За действиями Третьего рейха по части «расовой гигиены» внимательно следили те же «ученые» из американской лаборатории CSHL. А также политики, журналисты и даже писатели англосаксонского мира. Например, английский писатель Герберт Уэллс, который был откровенным приверженцем идей социал-дарвинизма. В «Опыте автобиографии» этот писатель восхищается Гитлером и мысленно призывает нацистов уничтожить цветные расы, которые угрожают белым своей растущей численностью. Уэллс также писал о желаемом для англосаксов будущем, в котором «толпы черных, коричневых и желтых народов, не соответствующие требованиям эффективности», должны «уступить дорогу»: «Их судьба – вымирание и исчезновение». Ведь в конечном счёте «мир – не благотворительное учреждение», так что «единственным разумным и логичным решением в отношении низшей расы является ее уничтожение» (цит. по: Перетолчин Д. Мировые элиты и Британский рейх во Второй мировой войне. – М.: Книжный мир, 2017). «Многое из того, что придумал и описал Уэллс, нашло реальное воплощение в нацистской Германии», – писал в 1941 г. английский писатель Дж. Оруэлл. Особо стоит отметить такого деятеля в области евгеники, как немецкий психиатр и генетик Эрнст Рудин (1874-1952 гг.). В 1932 году он стал президентом Международной федерации евгеники. В речи перед Немецким обществом расовой гигиены, произнесенной вскоре после прихода Гитлера к власти в 1933 году, Рудин заявил: «Значение расовой гигиены не стало очевидным для всех сознательных немцев до политической деятельности Адольфа Гитлера, и только благодаря его работе наша 30-летняя мечта о воплощении расовой гигиены в действие наконец стала реальностью». Американский Фонд Рокфеллеров финансировал евгенические исследования в лаборатории Рудина. В годы Второй мировой войны он был ведущим специалистом Третьего рейха по вопросам расовой гигиены и евгеники. После войны Рудин оказался на скамье подсудимых на Нюрнбергском процессе. Рудина называли намного более инициатором нацистских преступлений, чем, например, приговоренный к смертной казни врач Карл Брандт или практиковавший евгенику в Освенциме Йозеф Менгеле. Но Рудин имел слишком тесные связи с американскими евгениками, а также американскими фондами, которые финансировали его евгенические изыскания. А потому на процессе слишком глубоко по делу Рудина предпочли не копать. Мол, Рудин никого лично не убивал, а занимался «научными изысканиями». Фактически Рудин находился под домашним арестом, был интернирован в США. В 1947 году был освобождён и использован американцами для продолжения работ в области евгеники. На Нюрнбергском процессе не раз обсуждались вопросы, связанные с массовыми убийствами людей, которые проводили нацисты в «белых халатах». Каждый раз обвиняемые в таких убийствах врачи Третьего рейха говорили, что они тут ни при чем; мол, их этому научили заокеанские коллеги, именовавшие себя «евгениками». Я описал тему связи евгеников Третьего рейха и евгеников англосаксонского мира телеграфным языком. Как мне кажется, наиболее полно и подробно данная тема освещена в книге Штефана Кюля «Связь с нацистами: евгеника, американский расизм и немецкий национал-социализм» ( Stefan Kühl. The Nazi Connection: Eugenics, American Racism, and German National Socialism. Oxford University Press, 1994). Автор утверждает, что вина американских и германских евгеников в убийстве миллионов людей в годы Второй мировой войны является паритетной. Но что американским соучастникам преступлений удалось выйти сухими из воды. https://www.fondsk.ru/news/2025/07/02/anglosaksy-i-germanskiy-nacizm-chast-v.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|