Рафет ДАВЛЕТОВМусульманская умма Украины: поле раскола (I)В течение ряда лет положение мусульман Украины ставит власти этой страны перед весьма непростыми вопросами. Говорить о процессах внутри украинской уммы чаще приходится в связи с противоречиями между официальными религиозными институтами, представляющими интересы этнически разных групп украинских мусульман. Как ни странно, масла в огонь здесь нередко подливает официальный Киев.
С начала 1990-х годов в Украине образовалось несколько центров, которые действовали и сегодня продолжают действовать автономно друг от друга, вступая иногда во взаимные противоречия. Назовем наиболее крупные и влиятельные из них. Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ) во главе с муфтием Ахмадом Тамимом. Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК), руководителем которого является в очередной раз избранный в минувшем году на свою должность муфтий хаджи Эмир-Али Аблаев. Духовный центр мусульманских общин Украины (г. Донецк), поддерживаемый Ринатом Ахметовым. Духовное управление мусульман Украины «Умма» (г. Киев), объединяющее 11 регионов Украины. Религиозное управление независимых мусульманских общин «Киевский Муфтият» (г. Киев).
Поиском баланса во взаимоотношениях между упомянутыми структурами занимается Государственный комитет по делам религии и недавно образованный Совет представителей духовных управлений и центров мусульман Украины при данном комитете. Хотя отдельные мусульманские деятели Украины достаточно позитивно оценивают как сам факт создания, так и перспективы Совета, вряд ли его деятельность выйдет за совещательно-консультативные рамки. В украинской умме сегодня нет единства, чему в немалой степени способствовали раскольнические действия отдельных «деятелей от религии» на заре украинской «незалежности».
Неоднородность политического, культурного, конфессионального и языкового пространства самой Украины наложила весьма существенный отпечаток на мусульманскую умму страны. Названные выше объединения представляют де-факто интересы трех наиболее отчетливо выделяющихся этнических общин мусульман. Так, ДУМУ, претендуя на первенство в решении вопросов украинских мусульман, объединяет этнических арабов, проживающих на территории страны, а также мусульманское населения Киева. Религиозные общины турок-месхетинцев и крымских татар Донецкой и Херсонской областей в организационном отношении замыкаются также на ДУМУ, руководство которого является сторонником хабашитского суфизма в шафиитской интерпретации (направление в исламе). Под влияние ДУМУ попадают и те турки-месхетинцы, которые приезжают, как правило, по рекомендации родственников в Украину для получения религиозного образования из разных регионов России. В частности, из Ростовской области и Краснодарского края.
ДУМК, будучи структурой, представляющей наиболее крупную по численности крымско-татарскую общину (300 тыс. чел.), традиционно находится в состоянии противоборства с ДУМУ. Мусульманские же общины Донецкой области, объединяющие в основном этнических татар, занимают более самостоятельную позицию, не вступая в какую бы то ни было конфронтацию с ДУМУ и не претендуя на лидерство.
Руководители всех мусульманских объединений Украины считают образование наиболее эффективным инструментом распространения своего влияния. Действующие в стране медресе замыкаются, как правило, на ДУМУ и ДУМК. Основные медресе, функционирующие под эгидой ДУМК при участии преподавателей небезызвестной турецкой суфийской секты «Нурджулар» – Азовский лицей исламских наук и Красногвардейское медресе Хафизов Корана, – ориентированы преимущественно на крымско-татарскую общину Крыма. Головное исламское учебное заведение, контролируемое ДУМУ, – Киевский исламский университет (КИУ). Ведя подготовку по основам ислама, социально-экономическим вопросам развития исламского мира, восточным языкам, повышая квалификацию религиозных кадров, он стремится не только распространять свое влияние на территории страны, но и способствовать отдалению мусульман Украины и России друг от друга.
Деятельность ДУМУ в этом плане вписывается в известные своей остротой отношения между двумя муфтиями европейской и центральной частями РФ Равилем Гайнутдином и Талгатом Таджутдином. Один из учеников Ахмада Тамима скандально известный «околорелигиозный» деятель Флюр Арсланов, окончивший в 1999 г. КИУ, создал в свое время т.н. Главное духовное управление мусульман Ростовской области и доставил немало хлопот официальному Духовному управлению мусульман, ориентировавшемуся на структуру муфтия Талгата Таджутдина. Аналогичные примеры в целом по России – не редкость.
Сам же господин Тамим не раз негативно высказывался в адрес лично Талгат-хазрата, равно как и его последователей. Мусульманская молодежь, обучившись в КИУ, по возвращении назад неохотно идет на контакт с представителями официального духовенства в своих регионах, иногда вступая с ним в противоречия на основе различий во взглядах и подходах к ведению религиозного обряда, а также по организационным вопросам.
Несмотря на то, что в сравнении с общей численностью других конфессиональных групп Украины мусульмане представляют чуть более 1%, процессы, идущие внутри уммы, носят достаточно интенсивный характер, а складывающаяся вокруг нее ситуация зачастую получает широкое освещение не только в украинских, но и в зарубежных СМИ. Не так давно очередным витком конфликта между ДУМУ и ДУМК стала ситуация с организацией в 2008 г. хаджа – паломничества в Мекку к святым для мусульман местам. Ответственность за организацию хаджа взяло на себя ДУМУ, которое де-факто скрыло реальное количество выделенных Министерством Хаджа Королевства Саудовская Аравия квот. Согласно правилам организации паломничества к святым местам, на 1000 мусульман выделяется 1 квота. Это обусловлено тем обстоятельством, что власти Саудовской Аравии могут принять всего от 2 до 3 млн человек. В 2008 г. для мусульман Украины была выделена квота, рассчитанная на 963 человека, хотя представители ДУМУ официально заявили о выделении 150 мест, из которых мусульманам Крыма было предоставлено еще меньше. Официальными лицами ДУМК было вполне справедливо отмечено, что Ахмад Тамим преследовал цель распределить выделенные места среди последователей своей структуры, дабы повысить свой авторитет в глазах мусульманской общественности континентальной Украины. Однако это лишь в очередной раз обострило и без того напряженные отношения с ДУМК, который был вынужден отказать 68 жителям Крыма, пожелавшим совершить хадж.
В связи с этим парадоксальной выглядит позиция властных структур, фактически давших «зеленый свет» ДУМУ в данном вопросе. Муфтий Крыма хаджи Эмир Али Аблаев в одном из официальных заявлений прямо указал, что избранная Комитетом по делам религии Украины стратегия поощряет оказание давления на мусульман Крыма и унижение верующих.
К новому конфликту привела попытка последователей Ахмада Тамима, количество которых в Крыму исчисляется 20 лицами, создавшими несколько религиозных общин (показатель активности), провести в помещении Крымско-татарского национального театра в конце декабря 2008 г. мероприятие, посвященное итогам прошедшего хаджа. ДУМК на данную акцию приглашен не был. Прибывший для внесения ясности муфтий хаджи Эмир-Али Аблаев был остановлен организаторами действа, что вылилось в очередной конфликт. В результате акция была прекращена муфтиятом, а также представителями Меджлиса крымско-татарского народа и активистами молодежных общественных объединений.
Негативную реакцию со стороны ДУМК вызвало и утверждение Ахмада Тамима председателем Совета муфтиев Украины. Представители Крымского муфтията заявляли, что последний, в действительности, занял данный пост незаконно, без учета позиции ДУМК в процессе выборов, хотя именно оно представляет интересы наиболее крупной по численности общины мусульман в стране.
Вместе с тем не так однозначна ситуация на полуострове и вокруг самого ДУМК, поскольку в последние годы стремительными темпами растет число т.н. автономных религиозных общин, лидеры которых не признают над собой верховенства официального муфтията.
В целом же на сегодня очевидным является стремление определенных структур при явном и неявном содействии официального Киева «атомизировать» мусульманскую умму Украины, изолировать крымских мусульман, создав тем самым ситуацию «управляемой нестабильности».
А ведь, как говорилось выше, в Крыму проживает до 70% от общей численности мусульман всей Украины, составляющей, по разным оценкам, более 500 тыс. человек. По данным Крымского республиканского комитета по делам религии, на начало 2009 г. здесь зарегистрировано 341 религиозная организация мусульман (порядка 70% всех мусульманских общин страны).
Если на территории континентальной Украины мусульмане проживают рассредоточено, то на полуострове они расселены компактно. Здесь существует и организационная база, и соответствующая инфраструктура для полноценного отправления религиозного культа, и образовательные учреждения для подготовки духовенства.
Именно ДУМК выполняет весь набор функций легитимного религиозного органа, который, однако, практически полностью находится под влиянием меджлиса, как известно, стремительно теряющего на протяжении последних лет свое влияние и авторитет в глазах крымско-татарской общины полуострова. Надо сказать, что данное отношение распространяется и на сам ДУМК, к которому все меньше и меньше прислушивается крымская умма.
За последние 10 с лишним лет Крым стал ядром мусульманской культуры в масштабах всей Украины. Ещё в 1990-х гг. благодаря усилиям меджлиса Духовное управление мусульман Крыма установило прочные контакты с зарубежными исламскими центрами Турции, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Иордании, Катара, Кувейта, Пакистана, Ирана. На полуострове развернулась активная деятельность исламских миссионеров, налажена схема профессиональной подготовки кадров мусульманского духовенства из числа крымских татар в ведущих исламских учебных заведениях мира, отработана схема финансовой поддержки возрождения религиозной жизни на полуострове. В Крыму интенсивными темпами шло строительство новых мечетей, которое в основном финансировалось министерством по делам религии Турции, различными турецкими и саудовскими фондами.
Невзирая на такую активность, авторитет ДУМК в глазах местной уммы постепенно падал. В тех узловых точках, где интересы меджлиса начинали превалировать над реальными потребностями крымско-татарского населения, Мустафа Джемилев и его ближайшие соратники стремились использовать муфтият как инструмент влияния на ситуацию в общине. Деятельность ДУМК постепенно политизировалась, что, безусловно, не способствовало укоренению исламского образа жизни среди жителей полуострова.
Явно прозападная позиция меджлиса, одобрившего в свое время вторжение оккупационных сил в Ирак в 2003 г., вызвала волну негативных реакций в народе и окончательно укоренила мнение о том, что для достижения своих политических целей Джемилев и иже с ним готовы даже встать на сторону «врагов» ислама. Фактическая коммерциализация деятельности меджлиса при распределении финансовых средств под всевозможные «возрожденческие» проекты, стремление замкнуть на себя канал финансирования ДУМК – это события одного ряда. При всей теплоте отношений с арабскими спонсорами идеологическим приоритетом лидеров меджлиса всегда являлся специфический турецкий ислам, сочетающий в себе пантюркизм, общетюркский национализм и исламизм (всё это зачастую в противоречии с «панарабским» восприятием ислама).
Проблема мусульманского образования относится сюда самым непосредственным образом, поскольку большинство крымско-татарской молодежи, покинувшей Крым для получения профессиональной подготовки, обучается в Турции (различные школы Коран-хафизов и курсы имам-хатыбов в таких городах, как Стамбул, Конья, Маниса и Бурса). В целом же именно молодежь является наиболее пассионарной группой, в среде которой процессы возрождения ислама идут всё более бурно. Примерно 65% прихожан крымских мечетей составляют молодые люди. Изучение ислама молодежью проходит во многом стихийно, посредством чтения различной литературы, интернет-ресурсов, не все из которых отвечают мазхабным традициям (философско-правовой интерпретации) крымских татар.
Длительное отсутствие в крымско-татарской среде подготовленных имамов привело к существенному расхождению в трактовке культа молодежью и представителями старшего поколения. Как следствие, молодых людей зачастую безосновательно объявляют «ваххабитами» лишь по той причине, что внешняя форма отправления ими религиозного обряда отличается от того, к чему привыкли аксакалы. Хотя, безусловно, ноты фундаментализма в их взглядах прослеживаются все чаще. На IV Курултае мусульман Крыма муфтий хаджи Эмир-Али Аблаев отметил, что в предстоящей перспективе ДУМК уделит внимание подготовке религиозных кадров именно на территории полуострова, так как профессиональное становление молодых имамов должно протекать с учетом местных условий. Планируемое муфтиятом открытие первого религиозного университета на базе Зинджырлы-медресе в Бахчисарае по замыслам лидеров ДУМК позволит осуществлять обучение служителей культа в соответствии с целями и задачами возрождения ислама в Крыму.
На самом деле данный процесс весьма противоречив. Несовпадение взглядов прихожан и муфтията по принципиальным вопросам культовой практики стало причиной образования т.н. автономных религиозных общин, которые не замыкаются на ДУМК и официально объявляются им сектами. Если на 2005 г. из 300 официально зарегистрированных на территории Крыма мусульманских общин 31 не подчинялись ДУМК, то в настоящее время их численность составляет 42 организации. Они проводят самостоятельную политику, причем вопросы их финансирования, как, впрочем, и все остальное, – вне ведения муфтията.
Лидеры данных общин зачастую близки к фундаментализму, ориентируются на интеграцию в мусульманский мир, воспринимая западную культуру и процессы глобализации как прямую угрозу традиционным ценностям мусульман. Они, как правило, агрессивно настроены к меджлису.
(Продолжение следует)http://www.odnarodyna.ru/articles/1/776.html