(Окончание)Священномученик Вонифатий, архиепископ Майнцский, просветитель Германии
† 754 г Священномученик Вонифатий, при рождении названный Винфридом, родился около 672 года близ Эксетера, на западе Уэссекса — одного из восьми англосаксонских королевств. С детских лет он проявлял склонность к монашеству и в семь лет поступил в монастырь. Там он изучал Священное Писание и светские науки. По окончании учебы, он был назначен преподавателем грамматики и риторики. Являл собой образец монаха и готовил себя к проповедничеству, желая последовать примеру ирландских монахов, проповедавших Евангелие среди язычников.
По принятии священного сана в 716 году преподобный покинул Нерслингский монастырь и вместе с тремя спутниками присоединился к миссии святителя Утрехтского Виллиброрда во Фрисландии. Миссионеры встречали множество препятствий и трудностей на своем пути со стороны язычников, в результате чего вынуждены были возвратиться в свою обитель в Англии. Братия тепло приняли Винфрида и предложила ему стать преемником недавно скончавшегося настоятеля, но Винфрид уклонился от этого послушания и стал готовиться к новой миссии.
Перед тем как вновь отправиться с проповедью Евангелия, святой в 718 году совершил паломничество в Рим. Папа Григорий II принял его с почестями, благословил продолжить миссионерские труды, нарек Винфрида Вонифатием и вручил грамоту, наделявшую его полномочиями в деле просвещения языческих народов Германии.
По возвращении, на протяжении трех лет святой Вонифатий помогал святителю Виллиброрду возрождать христианство во Фрисландии. Когда святитель Виллиброрд захотел рукоположить святого Вонифатия во епископа и сделать своим преемником, Вонифатий смиренно ответил, что не может принять этого предложения, т.к. ему вверена миссия просвещать светом Евангелия языческие народы Германии.
Когда же о миссионерских успехах святого Вонифатия стало известно римскому епископу, он призвал его в Рим и в 723 году рукоположил во епископа, который был напрямую подчинён римской кафедре. По возвращении святой Вонифатий возобновил миссионерскую деятельность. Обращенных ко Христу становилось все больше.
Для того чтобы закрепить достигнутое, святой призвал из Англии монахов и монахинь и основал в Фульде монастырь. Каждый год святой епископ Вонифатий приезжал туда наставлять общину в иноческой жизни. К концу жизни святого обитель насчитывала уже четыреста иноков.
В 742 году святой Вонифатий принял участие в Великом Германском соборе, подтвердившем власть епископов, которые под руководством святого должны были следить за духовенством, соблюдением Священного Предания и бороться с языческими верованиями.
В 746 году святой Вонифатий был назначен епископом Майнца. Эльзас, Алеманния и область Трира остались организованными на иных принципах, с большей независимостью по отношению к Риму, а Саксония ожесточенно держалась за языческие традиции.
Святой Вонифатий горел желанием просветить светом Евангелия язычников-фризов. Поставив своим преемником в Майнце любимого ученика Лулла, он попрощался с всеми и, пророчески взяв с собой саван, отплыл по Рейну. Проведя зиму в Утрехтском монастыре, с началом весны он направился с проповедью в северные уголки страны. Миссионеры, радушно принятые населением, крестили некоторое число язычников.
5 июня 754 года, когда проповедники готовились приступить к миропомазанию, вооруженная толпа ворвалась в церковь и устремилась на них. Те, кто прислуживал святому, попытались сопротивляться, но святой Вонифатий, призвав не воздавать злом за зло, сказал: «Настал наконец столь долгожданный день. Время, назначенное для нашей кончины, приближается. Итак, укрепимся в Господе, примем Его волю. Воздав Ему хвалу, доверьтесь Ему. Он уже освободил ваши души!» Эти слова усилили ярость варваров. Один из них нанёс смертельный удар мечом святому во главу, которую он прикрыл церковной книгой. Святой предал душу свою в руки Божии. Из числа сподвижников священномученика Вонифатия в тот же день приняли мученическую кончину еще пятьдесят два человека.
Позднее христиане забрали их останки. Мощи священномученика Вонифатия были перенесены в Майнц, а оттуда, согласно завещанию святого, в Фульду. Этот город стал центром паломничества и символом единства Германской Церкви.
Святитель Корбиниан, первый епископ Фрайзингский
† 725/730 г Согласно житию святого Корбиниана, рано почувствовав призвание к духовному служению, он вел отшельническую жизнь при церкви в родной Франции. Святой Корбиниан дважды совершал паломничество в Рим, где встречался с папой Григорием II.
Во время своего первого визита, стремясь к уединению, святой Корбиниан просил папу позволить ему вести монашескую жизнь в Риме. Однако римский епископ, провидев проповеднические способности и духовные дарования святого Корбиниана, поручил ему вести миссионерскую деятельность в Баварии. Около 718 года святой был рукоположен папой Григорием во пресвитера, а затем во епископа Фрайзингского.
Преподобная Лиоба Бишофсхаймская
† 782 г Родилась в Вимборне в графстве Дорсетшир в Англии, в семье англосаксонского дворянина Динна и Эббы, также происходившей из знатного рода и состоявшей в родстве со святым Вонифатием, епископом Майнцским. В течение долгих лет Эбба была бесплодна, и со слезами молилась о даровании ей ребёнка, обещая посвятить его на служение Богу. Её молитва была услышана, и в весьма зрелом возрасте Эбба зачала ребенка.
Родившуюся девочку, памятуя о своём обете, Эбба воспитывала в строгом христианском благочестии. Крестили её с именем Трутгеба, но в быту называли ласково Лиобгитой. Начальное образование святая Лиоба получила в монастыре Минстер-ин-Танет. Позже ее отдали в женскую обитель в Вимборне на попечение бывшей там игуменией сестры короля Тетты.
Игумения Тетта также позаботилась, чтобы Лиоба получила хорошее образование. Однако она сама ограничила своё чтение книгами, которые укрепляли её дух в любви к Богу. Молодая девушка знала наизусть наставления Священного Писания, церковные каноны, творения святых отцов и уставы монашеской жизни. Возрастая духовно, святая Лиоба приняла монашество.
Высоко оценивая духовные дарования своей родственницы, будущий священномученик Вонифатий в 748 году призвал к себе Лиобу и других сестер-монахинь для миссионерской работы в Германии. Духовная ревность Лиобы привлекала к ней так много жаждущих иночества девушек и женщин, что постепенно насельницы руководимого ею монастыря разошлись по всей стране и образовали в ней ряд обителей, оказавших большое значения для распространения Христовой веры в Германии.
Открываемые святой Лиобой женские монастыри жили по строгому уставу, соединявшему труд, образование с молитвой. Игумению почитали правители, духовенство и простые люди. Незадолго до своей кончины святой Вонифатий поручил преподобную Лиобу и её сестричество попечению своего ученика епископа Лулла и братии руководимого им монастыря в Фульде. Священномученик Вонифатий завещал похоронить святую рядом с собой, дабы они, бывшие духовно близкими при жизни, могли вместе восстать из мертвых при всеобщем воскресении.
После смерти Вонифатия в 754 году Лиоба часто посещала Фульду. Будучи в преклонном возрасте, преподобная Лиоба оставила своё служение и уединилась в женском монастыре в Шорнсхайм, где усилила свои молитвенные подвиги.
Скончалась преподобная около 782 года в Шорнсхайме недалеко от Майнца и была погребена в Фульде, рядом с местом погребения святого Вонифатия. На её могиле были явлены многие чудеса. В IX столетии мощи преподобной Лиобы были перенесены в церковь на горе Святого Петра в Фульде.
Мученик Маврикий и иже с ним мученики Фиванского легиона: Гереон, Кассий, Флорентий и иные
† около 300 г. Коптский офицер по имени Маврикий и 6600 воинов Фиванского легиона умерли ради Христа от руки нечестивого императора Максимиана 285–305 по Р.Х.
Фиванский легион полностью состоял из христиан, призванных в римскую армию в Вернем Египте, но затем направленных на военную службу в Европу. Даже взяв в руки оружие, воины не забывали отдавать Богу Божие, а Кесарю кесарево. После того, как восстание галлов было подавлено, император Максимиан издал приказ о том, чтобы вся армия присоединилась к жертвоприношениям языческим божествам за успех. Приказ включал убиение захваченных галлов христиан. Воины Фиванского легиона, будучи христианами, отказались исполнить императорский приказ.
После их единодушного отказа император приказал убить в легионе каждого десятого. Когда солдаты снова не повиновались, император продолжал выносить смертные приговоры. Так все легионеры были усечены мечом. Отложив оружие, они отдали свои главы на усечение, мученически окончив свою жизнь.
Святитель Максимин, епископ Трирский
† 347 г В списках предстоятелей Трирской кафедры святитель Максимин значится пятым епископом Треверов. Святой Максимин был одним из сторонников отцов Никейского Собора на Западе, осудивших арианскую ересь. Святой Максимин противостоял евсевианам, которые придерживались ереси лжеучителя Ария. Некоторые сведения о служении святого Максимина содержатся в сочинениях его сподвижника святителя Афанасия, епископа Александрийского. По его свидетельству, святой Максимин наряду с Осием Кордубским был одним из самых влиятельных деятелей никейских отцов на Западе и последовательно выступал за оправдание святителя Афанасия Александрийского и его сподвижников.
Святитель Матерн, первый епископ Кельнский
† IV в Святитель Матерн вел праведную жизнь и по его молитвам Господь творил чудеса. Святитель Матерн присутствовал на церковных соборах в Риме в 313 году и в Арелате (ныне Арль, Франция) в 314 году; в перечне епископов г. Кёльна, составленном в IX в., его имя стоит первым. С древности святитель Матерн почитается жителями Кёльна и Трира как святой.
Преподобный Фридолин, Зекингенский
† 538 Преподобный Фридолин Зекингенский († 538), по преданию, происходил из благородного ирландского семейства. В конце V века он прибыл из Ирландии в Пуатье, так как ему было видение святителя Илария Пиктавийского (память 13/26 января – галл., греч., румын.), в котором тот попросил Фридолина найти его мощи. Фридолин нашёл могилу святителя и церковь, разрушенную при великом переселении народов. Им были погребены найденные среди мусора мощи святителя и воздвигнута новая церковь в его честь. За это епископ Пуатье назначил его игуменом монастыря, принадлежавшего церкви. После повторного видения св. Илария Фридолин отправился в Страсбург, Констанц и Шур, в края, населённые аламанами, где воздвиг многочисленные храмы, освящённые в честь святителя.
В конечном итоге св. Фридолин нашёл остров на Рейне, который был ему открыт во время видения, и поселился на нём. Это был остров Зекинген (Säckingen) к востоку от Базеля. Но местные жители, которые использовали этот остров для выпаса скота, приняли святого за вора и изгнали его. Король франков Хлодвиг I даровал святому этот остров, Фридолин вернулся туда и основал мужской монастырь, ставший центром евангельской проповеди в верхнем течении Рейна. Преподобный основал Шотландский монастырь в Констанце, со своей проповедью он доходил до Аугсбурга.
Скончался в 538 году в Зекингене и был там погребён. В настоящее время его мощи почивают в Вене, в соборе святого Стефана.
В Ранквайле (Rankweil), что в земле Форарльберг (Vorarlberg), Австрия, в часовне святого Фридолина пребывает его молитвенный камень.
© Кафедральный собор Воскресения Христова в Берлине. Все права защищены
https://soborberlin.com/deutscheheilige