Исторические обиды и история, состоящая из сплошных штампов, зачастую не дают нам возможности трезво оценить прошлое. А как без этого строить отношения с соседями в настоящем и будущем? Мы предлагаем вам поучаствовать в дискуссии о нашей общей с россиянами истории, начиная со времен Киевской Руси. Может быть, в дальнейшем это поможет нашим политикам создать новую стратегию развития Украины и ее отношений с соседними государствами.
Семен Уралов, политолог:
- ИСХОЖУ из того, что Украина сегодня находится в историческом тупике, потому что цели, заданные стране отцами-основателями еще в XX веке, погребены под толстым слоем либеральной риторики о «русификации», «общечеловеческих ценностях», «западной демократии», «цивилизованном мире» и прочем.
Если не отбросить все эти заведомо ложные представления, которые во многом были созданы для внутреннего разложения конкурентов на Востоке, нам не удастся вырваться из навязанной нашими оппонентами по мировой конкуренции картины мира. Если этого не сделать - то и дальнейшая дискуссия на эту тему не имеет смысла.
Новая смута
ИТАК, мировая конкуренция между империями никогда ни заканчивалась -менялись только формы. Просто в XII веке нас пытались проутюжить с помощью крестовых походов, в XVII веке вся Европа потирала руки в предвкушении прибылей, которые сулил им проект «Лжедмитрий». В XIX веке тогдашний «Европейский союз», объединенный волей Бонапарта, готовился к разделению Российской империи на провинции с последующим освоением. В 1941 году молодые голландцы, бельгийцы и французы записывались в легионы Ваффен-СС, потому что каждому гражданину «новой Европы» было отмерено несколько гектаров жизненного пространства на Востоке.
Точно так же в середине 1990-х западноевропейские и североамериканские бизнесмены ринулись осваивать новый восточноевропейский рынок, руководствуясь теми же методами, с которыми они осваивали рынки Африки и Азии. А многочисленные «Свидетели Иеговы» и прочие протестантские пасторы начали борьбу за умы растерянных и униженных граждан Восточной Европы. Как видим, за все это время успела измениться форма экспансии - но никак не содержание.
То, что происходит сегодня на территории от Ужгорода до Сахалина, исторически правильно было бы называть «новой смутой», потому что иначе процессы экономического, культурного, социального и геополитического самоуничтожения объяснить не получится. Мы оказались в ситуации феодальной раздробленности, когда несмотря на единство народа, элиты в обмен на личные преференции играют на стороне исторических оппонентов. Опять-таки, ничего нового в этом нет - по такому же сценарию Шуйские участвовали в проекте «Лжедмитрий», а Иван Мазепа отказался от империи в пользу местечкового княжения. Так сделали Борис Ельцин с Леонидом Кравчуком, когда поставили личное противостояние с Горбачевым выше территориальной целостности, гражданского мира и конкурентоспособности в мире.
Родовая травма «западничества»
НАЦИОНАЛЬНАЯ идея современной Украины и России сводится к тотальному комплексу неполноценности. Мы давно смирились с тем, что не в состоянии самостоятельно управлять, размножаться, производить, учить детей, изобретать,
- поэтому обязаны импортировать инженерные, социальные, образовательные, культурные образцы извне. Мы превратились в рынок сбыта устаревших и ненужных товаров; продаем прибыльные меткомбинаты, облэнерго и сельскохозяйственные земли иностранцам; экспериментируем с сомнительными вакцинами на собственных детях.
Комплекс неполноценности - наше историческое проклятие. Элиты, а вслед за ними и население пребывают в постоянном желании быть частью «Запада» - в погоне за уровнем жизни, демократическими свободами, просвещенными монархами. Именно из-за комплекса неполноценности бредил о своем «Вашингтоне» Тарас Шевченко, а петербургская интеллигенция в 1905 году слала поздравительные телеграммы японскому императору.
Комплекс неполноценности есть следствие того, что наши элиты забыли, продуктом какой исторической общности они являются. Украина, так же, как и Россия, Беларусь и Казахстан, является историческим наследником Восточноевропейской империи, которая в разные времена называлась по-разному - Византией, Киевской Русью, Российской империей, Советским Союзом. И в независимости от названия империи перед нами всегда стояла главная историческая цель -быть одним из центров мира. Все остальное, включая размер пенсий и коммунальных платежей, БАМа и Днепрогэса, есть следствие, а не причина имперского статуса.
Независимостью обладают только империи, потому что суверенитет зависит от воли, власти и целей, а не от строки в конституции.
В основе любой империи лежит идентификация, заложенная в момент раскола единой христианской церкви. Все мы, граждане Восточной Европы, в независимости от конфессиональной принадлежности так или иначе являемся наследниками православной традиции, утверждающей: «Богу -Богово, а кесарю - кесарево» - в то время как наши западноевропейские конкуренты уверены, что существует «наместник Бога на земле». Все остальное -лишь следствие наших базовых мировоззренческих различий. Собственно поэтому их вера носит потребительский характер, где прощение грехов можно купить, а наш коммунизм нес в себе черты ортодоксального мессианства.
Только такой взгляд на историю позволит понять, почему каждый раз, когда к власти приходили элиты, одержимые комплексом неполноценности и пытающиеся присоединить территории Восточной Европы к «цивилизованному» миру, все оборачивалось историческим крахом.
Историческое проклятие Данилы Галицкого
СЛОЖНО сказать, когда именно была положена традиция исторического раскола нашей империи. Похоже, что первая историческая ошибка была совершена русским князем Данилой Галицким в 1254 году, когда он ради сохранения власти принял корону от Папы Римского, тем самым отвергнув саму идею восточноевропейского преемничества. Второй роковой исторической ошибкой была Брестская уния 1596 года, когда в результате сговора элит православная церковь была реформирована в униатскую, прямо подчиненную Риму. В результате на месте исторической Червонной Руси возникло пространство, которое в течение пяти веков отходило сначала Польше, затем Австрии, потом снова Польше. При этом надо понимать, что те, кто говорят об отделении Галиции от Украины, равно как и те, кто говорят о том, что Галиция является «локомотивом», который приведет Украину в Европу, на самом деле не понимают исторического вызова и лишь вредят делу будущей Восточноевропейской империи.
«Изнасилованное» пространство Червонной Руси это общая беда и боль, потому что никто на территории нашей империи не подвергался таким унижениям и репрессиями, как это пришлось испытать галичанам, буковинцам, закарпатцам и волынянам. Ни в Центральной Украине, ни в российском Нечерноземье не было концлагерей, как это было в австрийских Терезине и Талергофе. На территории большой Украины в 30-е годы XX века не проводилась «пацификация», в результате которой галичан сделали бесправными крепостными, людьми второго сорта.
К моменту торжества исторической справедливости и воссоединения разделенного народа в 1939 году, Червонная Русь пришла до такой степени обескровленной, что у нее не оказалось лидеров, способных мыслить исторически. Партизанское движение ОУН-УПА было не более чем следствием уничтожения имперски мыслящих элит Червонной Руси в процессе колонизации.
Впрочем, элиты являются плотью от плоти народа и списывать все на них было бы неправильно. Мы все несем ответственность за все наши поражения, начиная от Брестской унии и заканчивая расформированием Варшавского договора. И если каждый гражданин от Ужгорода до Сахалина будет отвечать не только за свои поступки, но и за поступки элиты, - у нас есть шанс.
Исторический этап, который мы переживаем сейчас, является не более чем основным этапом феодальной раздробленности и последовавшей затем «великой смуты», когда элиты, а вслед за ними и народ, забыли о целях, поставленных перед нами отцами-основателями еще в X веке. Но тем не менее, раз в Украине началась дискуссия о преемственности Киевской Руси, значит, сквозь сумрак смуты проглядывают очертания будущей империи.
(окончание следует)