Сейчас Европа, в особенности восточная, всеми путями пытается найти не Российские источники энергии - по их словам для независимости от Российских поставок. Одной из альтернатив называют Атомные электростанции. Но на деле происходит вот что:
"Нынешний июнь грозит принести новые разочарования корпорации "Вестингауз" в её борьбе за место под "топливным солнцем" на рынках Восточной Европы. Чешская генерирующая компания ЧЭЗ, судя по всему, решилась на досрочную выгрузку американских сборок ТВС-W из активных зон реакторов АЭС "Темелин". Отныне поставщиком горючего для самой крупной атомной станции Чехии станут россияне. Как ожидается, соответствующий контракт будет подписан во время визита в Прагу представителя ОАО "ТВЭЛ" Юрия Оленина.
Но "Вестингауз" не торопится признавать себя побеждённым, ведь в запасе у американцев пока остаётся последний плацдарм. Заместитель министра топлива и энергетики Украины Юрий Недашковский заявил на днях, что не видит никаких проблем с эксплуатацией американских ТВС. Его оптимизм полностью разделяет и директор бюро "Вестингауза" по Центральной и Восточной Европе Майк Кирст, подтверждающий готовность своей корпорации "бросить в 2011 году открытый вызов" российским поставщикам ядерного горючего на Украину.
Первое появление «Вестингауза» на украинском атомном рынке в середине 90-ых годов совпало с известными технологическими трудностями, возникшими в тот момент у российских производителей ядерного топлива. В этой связи, американские аналитики предрекали корпорации достаточно лёгкую победу, а в качестве главных препятствий видели только наличие «устойчивых личных связей» между атомщиками России и Украины, а также «предпочтительность» для Киева финансовых условий сделок с Москвой. [1]
Однако Россия отказалась стоять на месте. В 1997 году была сформирована дирекция по научно-технической деятельности ОАО «ТВЭЛ», перед которой была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать, изготовить и внедрить на АЭС с реакторами ВВЭР ТВС нового поколения, способные конкурировать с лучшими образцами зарубежных поставщиков. Российские конструкторы сумели осуществить переход на каркасы из циркониевых сплавов, обеспечивающие требуемую жёсткость конструкции на весь период эксплуатации кассеты и позволяющие использовать интегрированные выгорающие поглотители.
Главный упор при создании ТВС нового поколения – в первую очередь, ТВСА производства ОКБМ – был сделан на увеличение глубины выгорания, повышение эксплуатационной надёжности и усиление изгибной жёсткости ТВС. Выполненная модернизация сборок позволила продлить срок их эксплуатации до 4-5 лет, а также предоставила возможность работать в манёвренном режиме (суточное изменение мощности энергоблока). [2]
Дополнительным козырем в руках россиян может оказаться и появившаяся в последнее время внутренняя конкуренция между ОКБМ и ОКБ «Гидропресс», что предоставляет потенциальным иностранным покупателям дополнительную свободу выбора. Начиная с 2003 года, на Балаковской АЭС ведётся промышленная эксплуатация кассет ТВС-2, созданных в Подольске, а также начаты испытания модифицированных ТВС-2М. Из 652 сборок ТВС-2, отработавших на всех четырёх блоках в Балакове, разгерметизация была обнаружена только у одной кассеты. [3]
На фоне российского поступательного движения вперёд, успехи «Вестингауза» оказались более чем скромными. Данные о результатах работы кассет ТВС-W на чешской АЭС «Темелин» были полностью засекречены со ссылкой на коммерческий характер этой информации. Но усилиями экологических групп – таких, как «Юго-чешские матери» и ряд австрийских «зелёных» организаций – определённые сведения о возникающих проблемах на этой станции сумели просочиться в печать. В июне 2006 года уполномоченный правительства Верхней Австрии по вопросам приграничных атомных объектов Радко Павловец сделал беспрецедентно жёсткое заявление – ситуация с ядерным топливом на АЭС «Темелин» настолько серьёзна, что дальнейшая эксплуатация станции становится «попросту исключительно безответственным решением». [4]
Наиболее неприятной особенностью топливных сборок американского производства оказалась их неспособность обеспечивать надёжность введения в активную зону ОР СУЗ. В ходе испытаний, проведенных в мае 2006 года на одном из блоков АЭС «Темелин», у 51 стержня – из общего числа 61 стержень – были зафиксированы отказы. «Вестингаузу» не удалось также добиться сохранения герметичности своих кассет, что неоднократно приводило к серьёзному конфликту с владельцами станции. В ноябре 2006 года директор АЭС «Темелин» Владимир Главинка заявил о том, что в течение 2007 года на обоих блоках станции будет проведено по три частичных перегрузки топлива, причём срок каждого из остановов составит от 50 до 70 суток. [5]
Украинская экспансия «Вестингауза» также реализуется с большими задержками. Сроки поставок партий ядерного горючего на третий энергоблок Южно-Украинской АЭС – единственный реактор в этой стране, в который осуществляется загрузка американских топливных сборок – постоянно переносятся, а качество американской продукции вызывает у украинских атомщиков справедливые нарекания. В октябре 2005 года первый вице-президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Коврижкин отметил: «Американские топливные сборки не соответствуют тому качеству, которое обеспечивает российская компания «ТВЭЛ». Нам пришлось практически две недели добиваться объяснений и дорабатывать шесть кассет, которые были поставлены американской компанией «Вестингауз». [6]
Хотя опыт работы первых шести сборок ТВС-W, поставленных на ЮУ АЭС в 2005 году, был признан успешным, Украина и США отказались раскрывать детали квалификационной программы. Так, до сих пор неизвестно, где именно в активной зоне реактора находились испытывавшиеся кассеты (по неофициальным сведениям, они были установлены на периферии, где условия работы являются наиболее благоприятными).
Лучшим независимым подтверждением того, что пальма технологического первенства в деле фабрикации топливных кассет для реакторов ВВЭР вновь вернулась к россиянам, стали результаты международных тендеров на поставку топлива на АЭС «Темелин» (Чехия) и АЭС «Ловииза» (Финляндия). На обоих торгах в 2006 году победа за явным преимуществом досталась российской корпорации ТВЭЛ, причём в Чехии, как уже упоминалось, переход на российское топливо начнётся досрочно.
Директор бюро «Вестингауза» по Центральной и Восточной Европе Майк Кирст категорически отказывается признавать отставание США от России. Как и американские эксперты 90-ых годов, Кирст называет главной причиной проигрыша «Вестингауза» в Чехии дешевизну российских кассет и принадлежность генерирующей компании ЧЭЗ чешскому государству. «В этом регионе, цена является одним из главных факторов. Русские очень агрессивны в попытках сохранить свою долю рынка, и у них есть больше возможностей для предложения гибких цен, чем у нас», – настаивает Кирст. [7]
Кирст и его коллеги предпочитают сегодня говорить о политическом аспекте сотрудничества «Вестингауза» и Украины. «Атомный сектор более важен для Украины, чем газовый. Последствия от любых проблем с АЭС станут драматическими, если не появится альтернативный поставщик топлива. Правительства США и Украины хорошо понимают это, и следствием является новый контракт», – утверждает американский атомщик, имея в виду, что топливо от «Вестингауза» поможет Украине «избавиться от энергозависимости от России».
Впрочем, и на политическом поприще позиции «Вестингауза» не выглядят безупречными. В Соединённых Штатах по-прежнему действует законодательный запрет на ввоз ОЯТ, что неминуемо потребует от Украины в случае перехода на массовое использование американского топлива предусмотреть долгосрочное хранение ОЯТ на своей территории. С большими проблемами Киев столкнётся и при попытках переработать это ОЯТ – самостоятельно или с помощью третьих стран. Украине в этом случае придётся проходить долгую и унизительную процедуру получения разрешения на переработку от США, а как показывает, в частности, опыт индо-американских переговоров по ядерному сотрудничеству, выдача подобных разрешений в Вашингтоне нередко обуславливается ограничениями политического характера."
http://atominfo.ru/news/air1564.htmТак что и здесь свою выгоду Россия не упускает. И это радует.