ОкончаниеЗАЩИЩАТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЦЕРКОВЬ? Владимир СЕМЕНКО, старший научный сотрудник Института религиозных и социальных исследований РАН, имеет свой взгляд на причины неудач в формировании политического движения русского православного большинства (РПБ).
Первое – внешний фактор. Мы все живем в светском государстве.
В нем православные ценности преломляются самым причудливым образом.Есть внутренние проблемы. Если на Западе партии близко к ядру власти, то у нас, по мнению эксперта, они вообще на периферии.
Власть строится по элитно-клановому принципу, а существующие партии не имеют к власти прямого отношения. Проблема существует и в выстраивании связи между религиозным и политическим планами.
В.Семенко долго вспоминал о положительном опыте Христианско-демократического движения (РХДД) В.Аксючица в Верховном Совете 1989-1993 гг. Признавая, впрочем, что таких условий больше не будет. Но уже тогда выяснились пределы возможных действий в рамках парламентской системы западного типа. Религиозное и политическое – это разные вещи, смешивать их, по мнению эксперта, нельзя. «Это методологическая проблема, с которой сталкивается всякий христианский политик».
Церковь как институт обращена к неотмирным целям спасения, а стало быть – нуждается в некоей внешней силе, которая ее защищает и помогает добиваться церковных целей.
Партия (движение) преследуют конкретные, прагматические, земные цели. Как же тогда привнести православные ценности в политику? В светском государстве связь между религиозным и политико-культурным планами идет через культуру (религиозные традиции считаются ее частью). В монархическом государстве (идеи Карташова и Ильина) осуществляется принцип симфонии.
Но монарха нет – и потому В.Семенко считает, что его должна заменить православная общественность. Она должна сыграть роль «удерживающего» и внешней силой для защиты церкви. Эта общественность и должна, по мнению докладчика, осуществлять связь между сакральным ядром и внешним обществом. О чем говорил Карташов? О том, что
православные должны создавать различные братства, союзы (профессиональные, корпоративные). И все это должно складываться в широкое движение. РХДД и было задумано как такое движение – союз союзов. А внутри такого движения должно существовать политическое профессиональное ядро, отстаивающее интересы церкви на парламентско-политическом поле.
Но эта схема рухнула с исчезновением «раннеельцинской демократии». Что делать дальше? Создавать христианско-демократические и христианско-социалистические союзы? Но это, как считает В.Семенко, полностью противоречит нашей традиции. Именно поэтому РХДД самораспустилось.
Фактически эксперт ничего не предложил в качестве возможной сегодняшней модели действий русского большинства, кроме примера локальной обороны: отстаивания Боголюбского монастыря.
ДЕЙСТВОВАТЬ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫКонстантин СОКОЛОВ, академик РАЕН, вице-президент Академии геополитических проблем, убежден в том, что партии православного большинства не получится.
К.Соколов всегда выступал за Народный Собор, за широкое движение, а РПЦ, по его мнению, как политическая сила придет к своему краху.
Задача РПЦ – воспитывать и окормлять людей, усовестить любого властителя. Но не более того. В этом РПЦ отличается от иных религий. Эксперт привел пример: недавней попытки наладить что-то вроде системы взаимопомощи в русском бизнесе в условиях нынешнего кризиса.
Ну, как у иудеев, где религия помогает решать проблемы еврейского бизнеса. У православных подобная идея отклика не нашла. Все решили: каждый – сам за себя. Если говорить о партийной структуре – то зачем она, если парламент нынче мертв? Это не власть, а ее имитация. Впрочем, Госдумы первых двух созывов (1993-1999 гг.) тоже ничего не решали. «Игры в партии – вещь бесперспективная!» - считает эксперт. Причем это понимают и те, кто заказывает сию игру, а потому она заканчивается.
Значит, нужно понять характер будущей борьбы. По мнению К.Соколова,
дело в мире ведется к созданию мировой системы власти, центр которой будет здесь, на нашей земле, геополитическом Хартленде. (С точки зрения М.К. – вывод весьма сомнительный, штаб-квартирой глобалистов останутся США).
- М.К. не прав, центр будет именно здесь. Где же ещё сатане делать центр власти, как не рядом с главным своим врагом? - имхо.К.Соколов считает, что главный вопрос – чьим будет этот центр глобального господства? Главное для строительства «мирового государства» - уничтожение национальных государственностей. Процесс пошел. На духовном уровне нами транслируются «общечеловеческие ценности». Русский образ жизни размывается, многие ходят в церковь – но живут совершенно по другим нормам. К.Соколов считает:
впереди – новая мировая революция (либеральная) и мировая гражданская война. При этом у нас будут союзники и противники в любом государстве мира, в том числе – и в собственном государстве. - вряд-ли - имхо.Что делать? Выращивать параллельные структуры власти, хотя к этому правящая «элита» относится враждебно. Она будет стараться уничтожить наши неполитические структуры действия и взаимопомощи. (Пример – уничтожение казачьих банков и бизнес-структур на высоком доверии.) Резерв здесь – малая национальная буржуазия, люди со своими работниками, которые, по мнению эксперта, могут создать свои малые отрядики. А также – ветераны малых нынешних войн. Люди действия, готовые к риску. (К.Соколов сгоряча записал туда все несколько миллионов сотрудников частных охранных структур в РФ.)
О РАЗДЕЛЕННОМ НАРОДЕАлександр КРУТОВ, президент Фонда славянской письменности и культуры, также вопрошает: почему русские не смогли создать за эти двадцать лет внушительной политической силы? И ответил поговоркой:
«Бодливой корове Бог рог не дал». А не дал потому, что «мы на первое место ставили какие-то сиюминутные цели, а о нравственных ценностях забывали».
И партию «Родина» создавали с помощью Кремля, а не с помощью Бога. - И когда Максим Калашников говорит, что вокруг нас может выкристаллизоваться новый русский народ, я с ужасом думаю: что может хорошего выкристаллизоваться вокруг меня? Пусть он кристаллизуется из более доброкачественного «материала», – грустно смеется А.Крутов.
Сегодня русские в РФ превратились в 110 миллионов гномов. Но разве они в России живут? Они обитают именно в Российской Федерации. Мы – разделенный народ. А если мы – не единое целое, а часть, то ничего не сможем сделать. РФ абсолютно ничем не помогает русским людям на той же Украине.
В отличие от Максима Калашникова, Александр Крутов все еще верит в существование Русского народа. Его миссия – спасение христианства, православия. А православие есть образ жизни. «Будем мы так жить – получится у нас что-то, не будем – не получится» - считает А,Крутов. Без этого не поможет никакое строительство футурополисов. Они не помогут, если у нас в душе не будет православных ценностей.
Поэтому сегодня нужна не партия, а мощное Русское православное движение.-опять вспомним лохов - имхо. Так, чтобы на фестиваль русского слова в Крыму приезжало из РФ не десять душ, а тысячи человек. Чтобы в Крыму увидели реальную поддержку.
Главное – дела, поступки. Во-вторых, по словам А.Крутова, необходимо говорить о том, что русские сейчас – разделенный народ, что нам нужна историческая Россия, а не обломок-РФ.
Нужно поставить цель: воссоединение всех трех ветвей Русского народа (великороссов, малороссов-украинцев и белорусов), что привлечет к нам много народа. То есть, борьбу нужно вести и на Украине. А что получается? Телепрограмму «Свобода слова» на Украине ведут Киселев и Шустер.
А наших программ там нету. Поэтому нужно объединить усилия в информационно-пропагандистском плане.
ОБ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И МАТЕРИАЛЬНОМБорис ВИНОГРАДОВ, член экспертного совета ИДК, процитировал Волошина:
- Истории потребен сгусток воль
Партийность и программы безразличны…
По словам Б.Виноградова, русскому православному народу нужен сгусток воли.
Как инженер, Виноградов предложил поговорить не о духовном, а о материальном. Он напомнил, что Владимир Путин говорил об «инвентаризации России», но слова не сдержал. Значит, инвентаризовать РФ должны мы. Виноградов с друзьями изучил четыре области, предложив тамошней промышленности хорошие инновации для внедрения. Но на многих заводах ответили: «Вы знаете, у нас хозяин в Лондоне сидит и дает нам всего сто тысяч в месяц поверх зарплаты на «свободу действий». Поэтому ничего мы делать не можем...» А многие на заводах в глубинке, как поведал эксперт, вообще не знают слов «модернизация» и «инновации». С другой стороны, если смотреть на экспортные газопроводы, то увидишь: вся аппаратура и перекачивающие станции – это «Сименс». То есть, «сливки» от экспорта газа идут за рубеж.
То есть, независимость России – уже блеф. Чубайс говорит о том, что будет строить завод по производству солнечных батарей и делать в Зеленограде микросхемы на 180 нанометров (0,18 на языке нормальных электронщиков). Но Б.Виноградов видел большой завод солнечных батарей в северном Китае еще 21 год назад, причем он работал тогда уже несколько лет. Теперь солнечные батареи штампует вся Юго-Восточная Азия. Та же Азия делает микрочипы размером 0,045-0,032. А в РФ только собираются делать 0,090.
Что мы тогда наблюдаем в РФ? Модернизацию далеко отставшей страны. К прорывным вещам это не имеет никакого отношения. Мы имеем дело с деиндустриализованной страной. Поэтому более актуален лозунг Сталина – можно его любить или не любить – «индустриализация». Власть упустила «жирные годы» для спасения отечественной промышленности.
Поэтому, считает эксперт, говоря о нравственно-духовных ценностях народа, нам надо не забывать о материальном. Что толку ходить в церкви, если вся страна окажется в чужой собственности? Или если она, по Гавриилу Попову, попадет под внешнее управление? А РФ именно к этому движется. Нужно говорить народу не только о духовности и нравственности, но и о реальном положении дел. В прессу с такими материалами сегодня не шибко пробьешься.
Б.Виноградов предложил составить доклад о реальном положении материально-производственной базы в стране и вынести его на ВРНС. Ибо без новой индустриализации нас просто ограбят до конца.
Нужно требовать и возвращения государственной идеологии. Ибо ее отсутствие удобно власти: из-за этого она может принимать любую форму. Когда надо – либеральная, когда надо – националистическая. Так что делалось все специально.
ИДТИ В БУДУЩЕЕ, ИСПОЛЬЗУЯ МУДРОСТЬ ПРЕДКОВВладимир МЕДВЕДЕВ, президент фонда «Единство нации» и экс-депутат Госдумы трех созывов, считает:
- Соглашусь с Максимом Калашниковым, как и с его железным тезкой –
только наступать, наступать и наступать! Потому что «тихая демократия», толерантность и стабильность – это выигрыш времени нашим врагом…Нам внушают: главное – чтобы были спокойствие и стабильность, чтобы ничего не случалось. А что такое стабильность сегодня? Стабильность полета в пропасть. Поэтому, считает В.Медведев, нужно только действовать. (Не доводя дело до разрушительной революции, каковая – технология как раз наших врагов).
Не нужно придумывать никаких партий. Но давайте запустим проект создания субъектности Русского народа.
Это – земские соборы, народная власть, которую нужно создавать, согласно третьей статье действующей конституции.Все согласились с тем, что партии – вчерашний день. Что не нужно создавать партии РПБ. Но у нас есть не партия, но сетевая организация – «Народный собор». Нужно работать надпартийно и надконфессионально. И внедряться в структуры государства по тем же (отработанным столетиями) технологиям, что используют наши враги. Только – с противоположным знаком и с иными целями. Нужно с помощью сетевого «Народного собора» насыщать всевозможные организации нашими сторонниками. Сторонниками именно по духу, а не по партийной принадлежности и не по этническим признакам. Действие по принципам «От простого к сложному», от «Малого – к большому» окажутся весьма эффективными. Экономическая основа деятельности – «народное казначейство», артельный принцип.
В.Медведев предпочитает говорить не о создании нового русского народа, но о старте нового этапа его жизни. Нужно идти вперед, но при этом – пользоваться мудростью предков, проверенными ими «технологиями» действия и организации. В этом суть напечатанного фондом «Единство нации» сборника «Соборный проект».
Олег КАССИН, сопредседатель движения «Народный собор» как бы подвел итог круглому столу.
По его словам, нужно не зацикливаться на воспоминаниях о поражениях, но
делать ставку на еще «непуганых» 20-30-летних людей. Партийное строительство – потеря времени. На создание партии уходит год, а в итоге ее «не пропускают». Только время и деньги теряешь. Лучше
идти по пути Собора, проникая во все поры Системы, используя практику ранних христиан.
Почему пока не удавалось объединения? Как говорил философ А.Ильин, потому, что «люди живут духом части, а не духом целого». Нельзя ставить партийное выше национального дела. В 90е год люди еще не успели набраться опыта, а церкви, говорят, власть поставила условие: я не лезу в ваши финансовые дела, а вы – не вторгаетесь в идеологию и политику.
- К сожалению, это работает и до сих пор. Золотят купола, храмы строят, а в души не вкладывают, - считает О.Кассин.
Он призвал поддержать усилия нового патриарха по духовно-нравственному оздоровлению общества.
Еще одна причина неудач, по его мнению – архаичность используемых внешних форм. Нельзя в ХХI веке использовать формы двадцатого и девятнадцатого столетий: они и тогда-то оказались неадекватными вызовам времени. А сейчас, век спустя, эти вызовы стали еще более жесткими. Нужно искать новые формы, отбрасывая прочь вождизм, гордыню и личные амбиции лидеров. Иначе получим итог битвы на Калке: врага, пирующего прямо на телах побежденных князей, вышедших на бой порознь, в силу личных амбиций. Сами лидеры должны стать примером православного поведения в жизни, «не слыти, а быти». Православие – не политтехнология для привлечения электората, а настоящая вера.
Но при этом патриоты должны учиться современным технологиям политических действий. Слишком дорого обошелся здесь застой, упование на методы 1970-1980-х годов. И не уповать только на «волю Божью», не страдать созерцательностью.
И наступать, активно преобразовать мир, не скукоживаясь до своего мирка, до обороны одного монастыря. «Нужно идти вовне, создавать проблемы противнику у него в тылу!» - считает О.Кассин. В заключение, подводя итоги круглого стола, Владимир Хомяков и Виталий Аверьянов отметили, что круглый стол удался. «
Партия сегодня не работает, не годится, - отметил Хомяков, - просматривается объективная необходимость в широком общественном движении, которое может развиваться как коалиция». По словам Виталия Аверьянова,
поколение убежденных атеистов уходит, но на смену ему приходит поколение индифферентное, безразличное, поколение массовой культурой. Создавая коалицию, необходимо определиться со стратегией действий.
«Есть два варианта: найти способ работы с индифферентными, безразличными, найти, чем и как их зацепить. Второй вариант: плюнуть на них и заниматься только «решительным меньшинством», которое затем в каком-то смысле силой заставит безразличных выйти из этого индифферентного состояния». http://www.russdom.ru/node/2177