Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 18:23:30  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Без основы – разброд  (Прочитано 3770 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 06 Ноября 2009, 06:46:23 »

Без основы – разброд
Константин Леонтьев и судьба России

Этой небольшой статьей мне хотелось бы привлечь внимание аудитории к жизни и творчеству замечательного российского писателя Константина Леонтьева.

Сразу оговорюсь, что я не имею целью что-либо доказать, поэтому допускаю возможным преимущественно избегнуть дословного цитирования, а лишь выразить общее впечатление, и, тем самым, пробудить некоторый интерес к исследуемым здесь вопросам. В конце концов, читатель сам найдет подтверждение здесь изложенного в некоторых общедоступных источниках. Разумеется, я пишу с тем допущением, что читатель имеет представление о предмете, однако же, не исключаю, ввиду своей первой заявленной цели, пробудить интерес к знакомству с оным.

В первую очередь хочется отметить тот глубокий пророческий дар писателя. Далее мы увидим, как сбылось многое из сказанного им, и как великая человеческая надежда не позволила сказать ему больше о трагической судьбе России. Критика ужасно ополчилась на него лишь потому только, что даже самый честный мыслитель в некоторых вопросах отступает от правдивости в угоду личным предубеждениям. Действительно, положить в основу своих рассуждений строго научную беспристрастность, выразив при этом безразличие к человеческим, да и своим собственным страданиям – в рамках рассуждений, но огромную теплоту, любовь и смирение – в жизни, есть величайший духовный труд и заслуга. Но Бердяев, в угоду своему личному пристрастию, называет такой подход «изуверством», чуть позже добавляя: «я стал фанатиком свободы». Разумеется, невозможно оставаться справедливым, положив в основу своего мышления столь сомнительный и диффузный идеал, доведя его, вместе с тем, до метафизических изысканий.

Основные идеи Леонтьева можно свести к нескольким постулатам. Среди них: 1. Сохранение самодержавной монархии в России; 2. Сохранение сословий и чинение препятствий на пути воплощения либерально-демократических идеалов; 3. Сохранение патриархального народного быта в российском государстве; 4. Сохранение византийских основ православия; 5. Обновление российской культуры путем интеграции западного славянства на началах единоверия. Интересно понять, насколько актуальны идеи нашего автора в нынешнее время. Казалось бы, принципы Леонтьева безнадежно устарели. Насколько серьезно мы можем надеяться на реставрацию самодержавия в России или, тем паче, на восстановление крепостного права? Но здесь не все так просто.

Леонтьев был забыт на долгое время. Не потому, что его идеи не прогрессивны, а только потому, что их трудно опровергнуть в согласии с чаяниями тогдашней интеллигенции. Вот пример. Можем мы уровнять всех граждан в правах, но финансово мы их никогда не уравняем. Значит, деньги останутся единственной ценностью для людей. Хорошо это? Пока не знаем. Но знаем точно, что человек, в отсутствии сословного воспитания, а значит и весьма определенных идеалов, легко теряется в жизни. Есть деньги – хорошо, а если нет? Тогда один путь, «по наклонной». Народ – это не совокупность разумных индивидов, это масса. А массу надо воспитывать, просвещать. И не на либеральных идеалах в пиршестве безразличия, а на духовных, нравственных, религиозных, в конце концов. А общество – это иерархия. Так плохо или хорошо – сословное воспитание?

Известный математик и астролог И.В. Кирюшин, по глубокому внутреннему убеждению, сообщает нам, что все беды и несчастья современного человека объясняются отступлением от божественно установленного кастового, или сословного общества. Мы не будем усматривать божественный порядок в сословной стратификации, а лишь подчеркнем некоторую целесообразность. Мы не можем в отсутствии сословий сохранить ни родовой культуры, ни национального своеобразия, ни даже единой направленности жизни. А национальное своеобразие – это то, что станет отрицать только крайний оппортунист. И рано или поздно оно заявит о себе совсем уж неожиданным образом. Так мы приближаемся к духовным основам общества.

Леонтьев говорит нам о том, что если Россия сделает шаг к либерализации общественной жизни и интеграции в европейское сообщество, то «такую Россию и любить не стоит». Здесь опять правда и пророчество. И большевики это вовремя поняли, если сравнить духовный разброд начала 20-ых годов и суровую послевоенную мораль. Но либерализм погубил советское государство. Как помню из школьных лет, читал в одном учебнике, датированном 89-ым годом, что раньше-де мы строили неправильный социализм, сопряженный с террором и пресловутым «культом», но сейчас мы на верном пути и обязательно построим коммунизм на демократических основах. Но как смешно это читать было в начале 90-ых, при полной разрухе и перестрелками под окнами в окраинных районах! И как ни скорбно отмечать, современное общество опять же строится на основе государственного принуждения. Это и понимал наш Леонтьев, говоря о скоротечности общественных настроений. И как бы мы того ни желали, мы не скоро уйдем от принуждения в общественной жизни. Демократия – лишь игра воображения, мировая иллюзия. А либерализм – тяжкий бред с элементами галлюциноза. А по сути – оба есть порождение глубокого эгоизма и нежелания считаться ни с кем. «Нам бы по своей глупой воле пожить!» - говорит подпольный человек. И все мы сегодня подпольные люди, ибо по глупой, глупейшей воле живем, а не по убеждениям.

Теперь вернемся к вопросу духовному. Действительно ли мы хотим жить по глупой воле, а не по предписанию? Хорошо это или плохо – жить по предписанию? Важно одно. Предписание есть духовная основа общества – ведь христианская религия многое нам предписывает. А без основы – разброд, и, опять же, легчайший «путь по наклонной». Нет такого в тех странах, где господствует вера, где уважают религию. А у нас что? Все то же. Государственные источники, сообразуясь со статистикой учреждений здравоохранения, констатируют уверенный рост наркомании. И это понимал наш Леонтьев, да и мы понимаем. Нет духовной основы, нет, как и не было.

Так что же сказать нам теперь о творчестве Леонтьева? Актуальны ли его идеи? Важно только одно. Восстановить то, что возможно восстановить; что жизнеспособно, чтобы его восстанавливать. А вместе с тем, осознать наши упущения и искать новые пути для культурного развития и целенаправленного выражения общественной жизни. Гласность губительна…

Много есть что сказать дорогого для сердца о жизни нашей, но закончить хочется словами из того же автора: «Довольно! Я сказал и облегчил себе душу».

Анатолий Александрович

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"
http://voskres.ru/idea/alexseevich.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!