Поляки стали ближе на шаг к харакири5 ноября на пресс-конференции в Вашингтоне министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский попросил США о размещении воинского контингента на своей территории для «защиты от возможной военной агрессии со стороны России». В чем причина и каковы последствия этого почти что предвоенного заявления?
В 1938 году, когда решалась судьба Чехословакии, Советский Союз, исполняя взятые на себя обязательства соглашения о взаимопомощи с этой страной, просил Польшу пропустить советские войска через ее территорию и таким образом предупредить гитлеровскую агрессию. Но диктатура польских военных отказала СССР и сама «откусила» кусок от соседа. Польское общество так же как и сейчас пичкали «советской (сейчас – российской) угрозой» и так же возлагали надежды на Запад, который должен был помочь. Но то ли по глупости, то ли из-за предательства французские и английские военные не помогли Польше, когда на нее напал Вермахт. До мая 1940 года продолжалась «странная война» - союзники, объявив войну Германии, не воспользовались тем, что запад страны был плохо прикрыт, а наоборот, дали Гитлеру время, чтобы перегруппировать силы. Поляки оказались не просто изолированными, но на грани физического уничтожения – за годы войны Польша по разным оценкам потеряла от 5 до 6,6 млн. человек.
В такую же изоляцию современные руководители загоняют и нынешнюю Польшу – отношения страны и ее соседей резко ухудшаются. По отношению к Германии постоянно повторяется тезис о «вечной вине» немцев за геноцид во Второй Мировой войне, в отношениях с Украиной поляки не устают напоминать о преступлениях украинских националистов до и во время Второй Мировой по отношению к этническим полякам (в том числе об ужасной Волынской резне 1943-1945гг., в которой погибли до 100 тыс. человек). В Белоруссии Польша поддерживает организации типа «Союз поляков Анжелики Борис», которые в своих печатных изданиях заявляют о неправомерном отделении западнобелорусских земель от Польши в 1939 году.
Логика действий поляков такова, что Россию они также рассматривают как недружественное государство. Польша, как страна с очень тесными отношениями с Соединенными Штатами, постоянно вносит проблемы в российско-европейские отношения. Ранее таким серьезным камнем преткновения был вопрос поставок польского мяса на российский рынок. Защищая интересы своих предпринимателей, Польша поставила под вопрос отношения всего Европейского Союза и России – воспользовалась своим правом заблокировать подписание нового базового соглашения о сотрудничестве между РФ и ЕС. Похоже, недавнее письмо российского премьера Владимира Путина, приуроченное к 70-летней годовщине начала Второй Мировой войны (1 сентября 1939 года) и имевшее целью признать ошибки советского руководства, чтобы выйти на новый уровень отношений с Европой, не смогло изменить настроя польской элиты.
Но Польша «воюет» не только с современностью, но и со своим прошлым. Идея нынешней польской государственности построена на отрицании социалистического прошлого, всего, что напоминало бы о тесном сотрудничестве, которое на протяжении нескольких десятков лет сопровождало советско-польские отношения. Об этом говорит все: от воинственности польских католиков-националистов, сильно связанных с Ватиканом (исторически с неприязнью относящимся к русскому православному миру), до люстраций в органах власти, где с недавнего времени началась подлинная «охота на ведьм» - тех, кто сотрудничал с польским аналогом КГБ в социалистические времена.
Заявление Сикорского можно рассматривать как продолжение политики нагнетания отношений с Россией. Поводом для таких слов министра послужили, по его словам, октябрьские российско-белорусские учения, во время которых якобы отрабатывалось наступление на Польшу.
Чтобы правильно понять ситуацию, надо знать логику действий российской элиты. Она прагматична. Действует активно только тогда и там, когда и где затронуты ее интересы. Война с Польшей в них явно не входит. Масштабный спад промышленности, перевооружение и сокращение армии заставляют Россию сосредотачиваться на внутренних проблемах. Да к тому же, россиянам нужны европейские рынки – поэтому российская власть с таким упорством и пытается понравиться европейцам. По большому счету, поляки давно уже наговорили на замораживание отношений, если не объявление войны (нынешний президент страны Лех Качинский, будучи мэром Варшавы, одной из столичных площадей дал имя мятежного чеченского генерала Джохара Дудаева!). Россия ограничивается недовольством на словах…
Что же до заявления министра иностранных дел Польши (который, кстати, до 2006 года был гражданином Великобритании), то из него можно сделать несколько конкретных выводов. Во-первых, на реальное сотрудничество (пусть даже просто прагматическое) нынешнее польское руководство неспособно, следствием этого являются проблемы с разрешением, которое строители российско-германского «Северного потока» никак не могут получить у поляков, для того, чтобы этот газопровод, уменьшающий зависимость Европы от произвола украинских политиков, был проложен. Во-вторых, польские политики продолжают вынашивать идеи расширения своего государства (очевидно, в удаленной перспективе, учитывая членство Польши в Европейском Союзе). Это выражается как в попытках пока на интеллектуальном уровне пересмотреть итоги Второй Мировой войны (в части воссоединения в 1939 году Западной Украины и Западной Белоруссии с УССР и БССР соответственно), так и в реальной мобилизационной работе, которую проводит польский МИД на Западной Украине. Там выдано уже более 2 млн. «карт поляка», которые дают жителям Западной Украины некоторые материальные и визовые льготы. Примечательно, что посредством этого проводится полонизация Галиции – все, кто хочет получить выгодную для необеспеченной Западной Украины «карту поляка», надо доказывать свое польское происхождение.
Нельзя оставить незамеченным тот факт, что после прихода на Украине к власти Виктора Ющенко, поддержанного прежним польским президентом, реальное движение Украины в ЕС замедлилось, и теперь о вхождении Украины в ЕС стали говорить только в 20 или 30-летней перспективе!
Напомню, что в прошлом году был совершен прецедент (вокруг острова Змеиный в Черном море) передачи части акватории Украины государству ЕС – Румынии. Ющенко настоял, чтобы это дело было рассмотрено в Международном суде в Гааге. Кто может гарантировать, что после того, как Европа таким образом отгораживается от Украины, ЕС не даст Польше так же «откусить» себе кусочек от «незалежной»?
И наконец, третий вывод: Польша – это страна, дестабилизирующая обстановку в Восточной Европе. С начала 2000-х гг. НАТО начало переводить свои войска из Западной Европы в Восточную. Это укладывалось в новую стратегию сдерживания России, принятой администрацией Буша-младшего. Пока войска переведены в Румынию и Болгарию. Таким образом, северное направление остается менее обеспеченным войсками, чем южное. Предложение польского руководства разместить американские войска на своей территории лежит исключительно в русле американской военно-политической доктрины. Много сейчас говорится о «перезагрузке» американо-российских отношений. Реально она привела только к тому, что Америка отказалась от размещения ПРО в Польше и Чехии (что было только намерением), а взамен получила реально ощутимую помощь со стороны России, предоставившей свою территорию для провоза военных грузов в Афганистан. Таким образом, американцы сыграли в блеф, как в истории с программой «Звездных войн» при Рейгане.
Реально же Польша должна в скором времени получить от американцев ракеты «Патриот» для своего ПВО. Стратегия администрации Буша-младшего продолжает реализовываться, несмотря на красивые слова для публики. И Польша среди стран Восточной Европы играет в ней ведущую скрипку.
Учитывая эти моменты, нужно относиться к польскому национал-католическому руководству как к одному из главных препятствий на пути нормализации отношения России и Европы. Повинуясь заморским интересам, Варшава раз за разом вытаскивает, словно фокусник из своей шляпы, все новые и новые поводы для конфликтов. Успех правых на последних выборах в Евросоюз показал, что евроскептики в недалеком будущем могут одолеть еврооптимистов, и ЕС как единое образование будет обречено. Тогда Польша может воскресить одну из самых плохих своих традиций – попытаться пересмотреть границы за счет своих соседей (в духе заявлений о «Великой Польше») и в результате погибнуть от результатов своих же трудов.
Александр Громовhttp://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=1&newsid=10188