(Окончание)Другой крупнейший игрок на Украине, как и в других важных для США странах, - Национальный фонд в поддержку демократии (НФД). Фонд был основан Конгрессом США в 1982 году, после того как разразился скандал о международных манипуляциях ЦРУ для дестабилизации неугодных Вашингтону правительств. Президент Рейган скоро нашел выход: создать менее броский и менее скандальный инструмент для ведения подрывной работы - «общественную» организацию.
НФД играл ведущую роль в организации всех цветных революций. Фонд состоит из четырех крупных организаций, получает деньги из бюджета и менее одного процента - из частных источников, чтобы оправдать статус неправительственной организации. НФД функционирует как клиринговый центр комплексного обслуживания строительства инфраструктуры демократии: он обеспечивает финансами, технической поддержкой, обучающими программами, технологиями общения со СМИ и общественностью, новейшим оборудованием избранные политические группы, гражданские организации, профсоюзы, диссидентские движения, студенческие группы, издателей, СМИ.
До недавних пор работу фонда направлял сотрудник Госдепа Барри Лоуенкрон. Его непосредственным руководителем была заместитель госсекретаря Пола Добрянски, чей отец стоял у истоков карьеры Катерины Чумаченко-Ющенко. В Госдеп Лоуенкрон пришел в 2002 году с поста особого помощника директора ЦРУ. Ранее он работал директором аналитического отдела Национального совета разведки, дважды был директором отдела по вопросам европейской безопасности при Совете национальной безопасности (1988-1989, 1991-1993), а также особым помощником председателя Объединенного комитета начальников штабов. Свою политическую карьеру Лоуенкрон начинал офицером разведки в Европе и менеджером по разработке программ Информационного агентства США. Преемник Лоуенкрона в администрации президента Обамы - Майкл Познер, который до этого возглавлял организацию «Права человека прежде всего» (Human Rights First), присудившую главный приз главе движения «Оборона» в России, одному из лидеров предполагавшейся российской цветной революции.
НФД распределяет гранты среди местных украинских и американских организаций, работающих на Украине. В 2007 было выделено 52 гранта, в 2008 году - 45. Гранты, как всегда, покрывают широкий спектр организаций - комитеты солдатских матерей, избирательные комитеты, центры и институты социальных исследований, гражданских свобод, информации и прессы. Однако грантополучателем является и Институт евроатлантического сотрудничества - ему было выделено 78 тысяч долларов на организацию шести общественных слушаний по вопросу интеграции Украины в Евросоюз и НАТО. Национальный демократический институт - одна из четырех структур самого НФД - получил 210 тысяч долларов на «продвижение систематического взаимодействия между демократическими силами в парламенте и исполнительной властью». Отдельно упоминается бывший спикер Верховной Рады Арсений Яценюк, который вместе с коллегами «перенимает опыт западных демократий посредством консультаций в Киеве и обучающих поездок за рубеж». По словам экс-главы секретариата президента Ющенко Виктора Балоги, у Катерины Михайловны «теперь есть два кандидата в президенты: супруг и Яценюк. Сейчас она и ее партнеры играют активную роль в президентской кампании «чикагского мальчика» из Черновцов».
Примечательный факт: на одной из встреч с представителями украинской диаспоры в Вашингтоне Яценюк признался, что и у него есть родственники в США, причем не кто-нибудь, а Петр Мирчук, крупнейший историк и идеолог украинской независимости, бежавший из Западной Украины в 1939 году, когда туда пришли советские войска, и вернувшийся на родину вместе с гитлеровцами летом 1941-го. Мирчук - автор более 20 книг, в том числе первой истории УПА и ОУН. Можно с высокой степенью вероятности предполагать, что Катерина Чумаченко отлично знает имя Мирчука, так как она воспитывалась на его книгах.
Географически гранты НФД распределяются с акцентом на восточные и южные регионы Украины: Крым, Донбасс, Донецк, Луганск, Харьков, Кременчуг, Сумы, Черкассы, Чернигов - пункты, где построение баз для последующих операций особенно важно.
Другой крупный игрок - Фонд «Евразия» - был учрежден в 1993 году в Вашингтоне на средства USAID с ориентацией исключительно на постсоветское пространство. За время своей работы в СНГ фонд выделил более 8400 грантов на сумму более 380 миллионов долларов. После того как в начале текущего десятилетия российское руководство наконец стало препятствовать подрывным действиям зарубежных организаций, фонд принял решение учредить четыре дочерних фонда. Так появились Фонд «Новая Евразия» в Москве в 2004 году, получивший разом 25 миллионов долларов подъемных средств от USAID, Фонд «Евразия Центральной Азии» в Алма-Ате в 2005 году, Фонд «Евразия» в Тбилиси в 2007 году и Фонд «Восточная Европа» в Киеве в 2008 году. Так, «закрывшись», фонд был официально преобразован в сеть фондов.
Первым директором Фонда «Евразия» стал Уильям Бейдер. Его карьера включает службу во флоте США штурманом и офицером разведки, работу в управлении региональных военно-политических вопросов в Государственном департаменте, помощником заместителя министра по политике в Пентагоне, директором аппарата комитета по внешней политике в Сенате США, председателем правления Совета по международным исследованиям и обмену во Всемирном банке. Хорошо известна в экспертных кругах другой сотрудник фонда - Фиона Хилл, руководившая там стратегическим планированием. Затем она перешла в Брукингс Институт, а с июня 2006-го по октябрь 2009 года доктор Хилл отвечала за Россию и Евразию в Национальном совете разведки США.
В проекты, связанные с Украиной, Фонд «Евразия» инвестировал более 44 миллионов долларов. Эстафету перенял киевский Фонд «Восточная Европа», который занимается все теми же задачами: экономическим развитием, решением проблем незащищенных групп населения, муниципальным партнерством, деловым и экономическим образованием и, наконец, построением инфраструктуры «справедливого государственного управления».
Виднейший участник переформатирования Украины - международный финансист и филантроп Джордж Сорос. Его Международный фонд «Возрождение» ведет программы по «построению и упрочению инфраструктуры и институтов, необходимых для открытого общества». Фонд также финансирует программы в области здравоохранения и борьбы со СПИДом, отстаивает права ВИЧ-инфицированных, людей с психической неполноценностью. Помимо этого «Возрождение» выявляет факты коррупции в области образования, выступает за прозрачность в управлении природными ресурсами, занимается мониторингом бюджета с целью обеспечения «справедливого и эффективного управления».
Следует отметить и патронируемый Арсением Яценюком Международный благотворительный фонд «Открытая Украина». Его финансируют НФД, один из филиалов германского Фонда Маршалла, Фонд Виктора Пинчука и др. На Давосском форуме в феврале 2009 года круглый стол по филантропии собрал вместе Яценюка, Сороса и профинансировавшего это мероприятие Пинчука. Кстати, это не первый совместный проект Сороса и Пинчука. С 2004 года они через свои фонды - и при участии USAID - работают над программой «юридических клиник» для защиты малообеспеченного населения. Блестящий пример единства интересов международного капитала! Виктор Пинчук прекрасно встроен в сеть западных институтов: он является членом совета Международной кризисной группы, членом правления Института международной экономики Питера Питерсона (бывшего министра торговли США и главы Федерального резервного банка Нью-Йорка), членом международного консультативного совета Брукингс Института, а также инициатором создания Ялтинской европейской стратегии (YES).
На Украине, конечно же, присутствует и Freedom House, который в критические годы цветных революций возглавлял бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси. Донорами украинских проектов Freedom House являются Государственный департамент США, НФД, USAID, Фонд «Открытое общество». Супруга господина Вулси состоит в попечительском совете германского Фонда Маршалла.
Перечисленные фонды - наиболее крупные западные структуры на Украине, но это лишь верхушка айсберга. К американским фондам необходимо добавить национальные фонды почти всех европейских стран, их посольства, международные корпорации и компании, крупный украинский капитал и множество небольших организаций, играющих вспомогательную роль. Общий счет подобных институций идет на тысячи.
Эти организации выстроены в интегрированную сеть, которая позволяет их руководству и кадрам взаимодействовать, координировать усилия, эффективно распределять финансовые, экспертные, человеческие ресурсы. Одновременно своим числом и массой они заполняют политическую сцену государства настолько, что действительно независимым силам остается лишь узкое маргинальное пространство. Деятельность агентств и НПО проникает в самые разные сферы жизни государства и народа, охватывая всю общественную и социальную проблематику. Создание и поддержание симпатии к американским целям в обществе осуществляется через «добрые» благотворительные проекты: помощь детям, больным, проекты в области здравоохранения и культуры, не имеющие видимого политического содержания: «Видите, как мы заботимся о вас. USAID помогает новорожденным и их мамам - как вы можете говорить, что они преследуют враждебные цели?» Завоевание умов и сердец - классический элемент тактики противоповстанческих действий.
Там, где не сработали военные операции, Соединенные Штаты действуют технологиями soft power - они позволяют добиваться того же результата при гораздо меньших издержках.
Исход президентских выборов17 января 2010 года имеет второстепенное значение. Ибо все серьезные кандидаты в президенты - Тимошенко, Ющенко, Яценюк - уже давно встроены в американскую систему и ее сети. С менее желаемым победителем - Януковичем - США также смогут работать: заложенные курс и инфраструктура не дадут ему двигаться в не одобренном Вашингтоном направлении, дестабилизируя обстановку в стране.
Таким образом, в новой фазе оранжевой эпохи Соединенные Штаты поведут Украину по пути дальнейшей интеграции в систему евроатлантической безопасности, подготавливая ее к вступлению в НАТО. Вашингтон будет работать над укреплением инфраструктуры, которая послужит базой для проамериканских политиков и отпором для суверенной оппозиции, продолжит переформатирование украинского общества в соответствии с параметрами и ценностями американской системы.
Летом 2008 года было сложно с уверенностью предвидеть атаку Грузии на Южную Осетию. Так же сложно просчитать сегодня курс украинского руководства на ближайшие годы. Однако несомненно, что дальнейшее встраивание американских интересов в государственность Украины и улучшение оперативной совместимости украинской армии с ВС НАТО повышают вероятность возникновения вооруженного конфликта с Россией.
Украина - критически важное звено дуги Североатлантического альянса, протянувшейся от Эстонии через Польшу, Румынию, Черное и Каспийское моря, Афганистан, Пакистан и Киргизию до границ Китая. Военное присутствие США на этой дуге усиливается за счет поставок ракет Patriot и истребителей F-16 Польше, развертывания нового щита ПРО, оснащенного сотнями ракет-перехватчиков SM-3 различного базирования, и наращивания военного сотрудничества с государствами в прилегающих к границам России регионах.
Трансатлантический альянс давно вышел из географических границ своей ответственности, охватив Центральную Азию и Афганистан. Когда одна тектоническая платформа надвигается на другую, заранее неизвестно, где произойдет землетрясение, но оно обязательно произойдет. Так системное продвижение США и НАТО на восток с каждым шагом увеличивает вероятность конфликта.
Вероника Крашенинникова, Альфред Россhttp://www.ruska-pravda.com/index.php/200912025458/stat-i/obschestvo/2009-12-02-05-41-40.html