Что будет с душами тех, кто не познал христианства и умер вне лона ЦерквиИз книги Его святейшества Патриарха Сербского Павла «Уясним некоторые вопросы нашей веры», подготовленной к изданию в Минске
ВОПРОС: Что будет с душами тех людей, которые не по своей вине, не познав христианства, остаются до смерти вне Церкви, в безбожии, в котором рождены и воспитаны?
Из множества таких людей, несомненно, хотя бы некоторые, если бы познали христианство, приняли бы его и по его учению жили бы. Неужели и они, так же, как грешные и нераскаявшиеся христиане, знавшие закон Христа и преступившие его, будут отданы на муки вечные, хотя этого Закона не знали?
ОТВЕТ: Этот вопрос близок вопросу о том, что же будет с детьми, которые умирают некрещеными. Но хотя о состоянии таких детей Церковь и не приняла определенного решения, этим занимались некоторые Святые Отцы; так что, опираясь на их мнения, мы можем говорить о состоянии таких душ после смерти 1 . Между тем, по вопросу о судьбе людей, которые умирают, не познав христианства, ни Церковь не приняла решения, ни в творениях Святых Отцов нет прямых объяснений. Церковь старается прежде всего решать проблемы своих членов – как им достичь цели своей веры: «спасения душ» (1 Пет.1:9). К борьбе с безбожием, ересями и расколами, а при этом к более четкому формулированию догматов, Церковь подходила с теми же намерениями – уберечь верных от пагубного уклонения с пути Богооткровенной истины и нравственности. Как мать, она старалась всегда предложить хлеб сначала детям. Согласно заповеди Господней: « Идите, научите все народы» (Мф. 28:19), забота Церкви о «внешних», была в том, чтобы они, увидев свет евангельской жизни ее детей, прославление ими Отца Небесного (Мф. 5:16), и сами пожелали стать ее детьми, пришли к той же трапезе. А отдаленными, теоретическими вопросами, с периферии этой области, Церковь и не успевала заняться 2 .
В новейшее же время заданный вопрос в той или иной форме ставился неоднократно. Чтобы дать на него ответ и « внешним » (Кол. 4: 5), рассмотрим данную проблему и приведем суждения, высказанные отдельными богословами новейшего времени, чьи позиции нам доступны.
Перевод Ивана Чароты
1 См.: Гласник, 1973. С. 162.
2 Учение Церкви не имеет свойства «чистого»познания… Это был бы «гносис», Церкви чуждый. Догматы истинной Церкви всегда имеют два аспекта: «онтологический» и «сотириологический». Она, как дом Бога Живого, прежде всего и более всего, занята вопросом жизни. Ее цель – спасение человека, и потому она прежде всего занята не абстрактной «онтологией», а вопросами спасения. Спасение же достигается исполнением Христовых заповедей о любви к Богу и ближнему (Иеромонах Софрониий. Старец Силуан. Дюссельдорф, 1975. С.203). Митрополит Антоний Храповицкий верно писал, что все, даже самые интеллектуально тонкие догматы Православной Церкви имеют свою этическую установку и требования («Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», «Нравственное содержание догмата о Св. Духе», «Нравственная идея догмата Церкви»; Сборник избранных сочинений. Белград, 1935. С. 1-42). В том же плане св. Иоанн Златоуст говорит: «Как не будем иметь пользы, если, сохраняя истинные догматы, станем жить нерадиво , так же и, живя исправно, не сможем ничего сделать для своего спаесения, если будем нерадивы по отношению к истинным догматам» (Творения, в русском переводе. С.- Петербург, 1898. Т. IV . С.107). А вот что говорит св. Григорий Богослов: «Так же несовершенна христианская теория без практики (логос апрактос), как и практика без теории (праксис алогос» (Т. Кастанас Аг. Григориу ту Тхеологу. Апологетикос. Атина, 1948. С. 453).
Патриарх Сербский Павел
http://voskres.ru/bogoslovie/pavel3.htm