Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106499
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 13 Января 2010, 10:35:53 » |
|
Русское Православие в Азии сегодня
С 18 по 23 декабря 2009 года прошли торжества, посвященные десятилетию Православной Церкви в Таиланде, которые возглавил архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев). На этот праздник приехали настоятели многих приходов Московского Патриархата в Азии: из Монголии, Китая, Сингапура и Индонезии. Все они были очень рады представившейся возможности собраться вместе, поделиться опытом, обсудить насущные вопросы, ведь их приходы живут в сходных условиях, имеют во многом одни и те же задачи и проблемы. Такая встреча была столь полезной, что даже звучали пожелания о том, чтобы азиатские приходы оформились когда-нибудь в будущем хотя бы в отдельное благочиние, чтобы удавалось координировать общие усилия по решению стоящих перед всеми задач.
Обращаясь к собравшимся, архиепископ Иларион сказал: «Ваше служение имеет особую значимость для нашей Церкви. Это поистине миссионерское и подвижническое служение, которое протекает в непростых условиях – не только климатических, но и психологических и духовных. Вы живете в условиях, максимально приближенных к тем, в которых жили и служили апостолы. Это налагает на вас особую ответственность, но в то же время требует особых внутренних сил. Не всякий священник способен переносить те условия, в которых находитесь вы».
Мне удалось поговорить с участниками встречи. Каждому из священников, служащих в этих азиатских приходах, я задавал одни и те же четыре вопроса. Полученные ответы позволяют составить достаточно хорошее впечатление о положении приходов Русской Православной Церкви в Азии, особенностях православной жизни и пастырского служения в этом регионе, а также перспективах миссии.
– Расскажите, пожалуйста, о своем приходе.
Архимандрит Олег (Черепанин), представитель Русской Православной Церкви в Таиланде: Православной общине в Таиланде десять лет. Наш первый приход – во имя святителя Николая Чудотворца – был открыт в Бангкоке в декабре 1999 года. Но поскольку в стране есть еще ряд мест, где в заметном количестве проживают православные, и места эти удалены от столицы, со временем встал вопрос об открытии других приходов. После Бангкока, где был построен первый храм, появился приход в городе Паттайя. Этот второй храм – во имя Всех святых – как раз сейчас освятил его высокопреосвященство архиепископ Иларион. Также есть Троицкий приход на острове Пхукет, где строительство храма только началось, и Вознесенский приход на острове Самуи, где пока только приобретена земля для будущего храма. Кроме того, есть еще место, приобретенное для создания первого православного кладбища, поскольку в Таиланде умерших кремируют, а живущим здесь на постоянной основе православным христианам, конечно же, важно иметь возможность быть погребенными по-христиански. Здесь будет построена небольшая Успенская церковь и, если даст Бог, может быть, возникнет монастырь и образовательный центр. Как видите, приходов много, одному мне справляться уже становилось непросто, поэтому и для меня, и для всей нашей общины стало большой радостью состоявшееся летом рукоположение второго священника – отца Даниила Ванна. Он сам таец и был первым местным жителем, кто обратился в Православие после основания прихода. Сейчас православными стало уже несколько десятков тайцев, но основную часть паствы составляют по-прежнему русскоязычные прихожане. Среди наших прихожан есть и румыны, греки, сербы, болгары. Есть англичанин, француз. Мы стараемся, чтобы никто не чувствовал себя чужим. Поэтому молитвы в храме звучат и на церковнославянском, и на румынском, и на греческом, и на английском, и все чаще и чаще – на тайском.
Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель прихода апостолов Петра и Павла в Гонконге (Китай): У нашего прихода есть предыстория. С 1933 по 1970 год в Гонконге уже был приход Русской Зарубежной Церкви, который возглавлял вплоть до своей кончины отец Димитрий Успенский. После его смерти прихожане старого храма апостолов Петра и Павла разъехались в самых разных направлениях. Поскольку в то время приход не был миссионерским, то никого не осталось из китайцев, что я считаю большим недостатком и упущением. Наша община возникла в 2003 году, тогда начались регулярные богослужения, а в прошлом году община обрела уже канонический статус прихода. Прихожан несколько десятков, около половины составляют русскоязычные, пятнадцать процентов – китайцы, остальные – принявшие Православие американцы, французы, немцы. В богослужении используем в основном церковнославянский и английский языки, иногда добавляем китайский.
Иерей Алексий Трубач, настоятель Свято-Троицкого прихода в Улан-Баторе (Монголия): Наш приход был основан еще в XIX веке при российском консульстве. В 1872 году был освящен храм, который, к сожалению, в 1921 году был закрыт после зверского убийства последнего настоятеля белым бароном Унгерном фон Штернбергом. С 1927 года храм использовался для различных хозяйственных нужд. С 1996 года в Улан-Батор начали приезжать священники, а в 1998 году приходу отдали для пользования землю и двухэтажное здание бывшего российского торгпредства в Монголии, которое прежде пустовало. Это, кстати, не так далеко от места старого храма; он сохранился, там сейчас располагается интернет-кафе, но если зайти внутрь, то легко распознаются черты прежнего храма. Вначале мы переоборудовали часть верхнего этажа отданного нам здания в храм, где я и начинал служение, а позднее нам удалось построить отдельный большой православный храм, освящение которого состоялось в 2009 году. И это впервые в истории Монголии, поскольку даже дореволюционный храм был соединен со зданием консульства, и последний настоятель, отец Феодор Пермяков, писал, что вся община желала и собирала средства на строительство отдельного храма. Можно сказать, мы осуществили чаяния очень многих православных, живших в Монголии. У нас сейчас примерно 60 человек посещают воскресные богослужения, на Рождество и Пасху собирается до 300. Приход в основном состоит из русских, но есть и православные монголы, и сербы, болгары, американцы. Конечно, в будущем основу прихода должны составлять местные жители – монголы и русские, которые родились здесь. Мы стараемся создать такую общину, в которую могли бы прийти все желающие. Поэтому среди основных направлений деятельности – миссионерская. Мы перевели большую часть богослужения на монгольский язык, и часть служб уже совершается на нем; проповедь произносится на двух языках. В Православие обратилось уже 25 монголов, многие из которых активно посещают храм и участвуют в приходской жизни. Хор весь состоит из местных жителей. Также мы ведем издательскую деятельность: печатаем газеты, брошюры, переводим, а еще ведем воскресную школу для детей и взрослых.
Иерей Александр Донденко, клирик прихода Успения Божией Матери в Сингапуре: Приход в Сингапуре был основан два года назад по благословению Святейшего Патриарха Алексия преосвященным епископом Сергием (Чашиным), ныне епископом Солнечногорским. Сегодня приход молится в домовом храме, который располагается в холле частного дома. В воскресенье у нас собирается около 60–80 человек. Сейчас основная часть наших прихожан – это русскоязычные, среди которых есть даже и японцы, и грузины, и американцы, украинцы, белорусы – очень пестрый у нас приход. Мы рады, что людей становится все больше, приход постепенно крепнет. У нас действует воскресная школа, также приход занимается окормлением больных, так как очень много детей, больных раком, едет на лечение именно в Сингапур, и многие из них в крайне тяжелом положении. Мы идем потихонечку к строительству храма, нашему заветному желанию, работаем также и в других направлениях.
Иеромонах Иосаф (Тандибиланг), настоятель прихода апостола Фомы в Джакарте (Индонезия): Сейчас в Индонезии я окормляю три прихода – в Джакарте, Сурабае и на острове Бали, но последний пока только начинает свое бытие, а первые два вполне серьезные. Почти все наши прихожане – индонезийцы, русских там немного. Дело в том, что у нас пока нет отдельного храма, и мы служим в домовом храме. В Индонезии не очень приветствуется такая форма, посещать религиозные собрания на дому считается признаком сектантства, так что многие русские боятся посещать домовую церковь, но когда нам удастся построить храм, я верю, что они будут посещать его, как и здесь, в Бангкоке. Когда я вернулся из Белгородской семинарии в Индонезию, я предполагал, что буду служить для русских, но мы вскоре убедились, что очень важно, если на приходе есть индонезийцы. Потому что многие русские не живут там постоянно, и когда они возвращаются домой, храм лишается прихожан. Поэтому важно, чтобы основная часть прихожан была из числа местных жителей, так как они будут постоянными. Этому учит нас и история. Раньше в Джакарте уже был храм Русской Зарубежной Церкви, но недолго, потому что, когда наступили неблагоприятные политические условия, русские прихожане разъехались в другие страны и прихода не стало. Слава Богу, сейчас каждое воскресенье приходит на службу много индонезийцев.
– Каковы особенности духовной жизни православных христиан в странах Азии, а также особенности пастырского служения в иноверном и иноязычном окружении?
Архимандрит Олег (Черепанин) (Таиланд): Как вам известно, в Таиланде от 85 до 95% (по разным оценкам) населения – буддисты, от 3 до 5% – мусульмане. Христиан всех деноминаций в стране всего лишь около 0,6% от общего числа проживающих здесь. Это, безусловно, накладывает свой отпечаток и на жизнь нашей паствы, и на пастырскую деятельность. Прежде всего, возникает вопрос религиозной идентичности. Не национальной, заметьте, а именно религиозной. Мы – Православная Церковь. В общины по всей стране входят не только россияне, но и украинцы, сербы, румыны, болгары, греки, французы, тайцы. Православная Церковь наднациональна. В теории это понимают все, но практика, к сожалению, показывает обратное. Разделение вообще среди христиан трагедия, нарушение Божественной заповеди о единстве. Разделения же в православной среде трудно назвать иначе, как преступлением против Православия. Хорошо, что наши прихожане это понимают. Не случайно православные общины в Таиланде, находясь в канонической юрисдикции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, объединены в Православную Церковь в Таиланде, где каждый православный христианин, пребывающий на территории королевства, чувствует себя своим. Богослужение звучит и на славянском, и на румынском, и на тайском – на всяком востребованном языке. Сегодня уже общепризнано: начало и развитие Православия в Таиланде – это заслуга Русской Православной Церкви.
(Окончание следует)
|