Сергей БелозерскийУроки катастрофыСтрашная катастрофа, происшедшая на Гаити, несколько дней остается в первых строчках новостных. агентств. Землетрясение опустошило главный город этой страны, Порт-о-Пренс, привело к гибели огромного числа людей, которое даже затруднительно установить, множеству тяжких ран и увечий, многие люди, оставшись живы, лишились жилищ и всего имущества. Природная катастрофа усугубляется социальным хаосом, мародерством, и полным параличом местных властей. Преступники пользуются сложившейся ситуацией, чтобы похищать детей для продажи в рабство и для других преступлений. Несмотря на международную помощь, люди страдают от нехватки воды, пищи и необходимых медикаментов.
Святейший Патриарх Кирилл уже выразил свое соболезнование жертвам трагедии: "В эти скорбные дни вместе с верующими Русской православной церкви соболезную ... всем жителям острова, потерявшим родных и близких... Молюсь Всемилостивому Господу о скорейшем исцелении раненых, о ниспослании духовной помощи всем потерявшим кров, а также об укреплении сил тех, кто ныне трудится ради преодоления последствий этой природной катастрофы».
Какие уроки мы, находясь на другом краю земли, можем извлечь из происшедшего? Многие обращают внимание на то, что Гаити было центром так называемой "религии Вуду", религии, адепты которой приносят животных в жертву духам, "лоа" и, в ходе странных и пугающих обрядов поклонения, призывают духов войти в их тела и контролировать их. Документальные съемки вудуистких празднеств отражают жуткие картины людей, охваченных коллективным безумием, катающихся по земле, завывающих на разные голоса, кричащих и ревущих по-звериному. Люди ожидают, что духи обеспечат их богатством, защитят их от несчастий и отомстят их врагам.
Было, однако, ясно, что эти надежды не сбываются - Гаити и до землетрясения была беднейшей страной Западного Полушария, история которой напоминала непрерывный фильм ужасов. Резня следовала за резней, смута - за смутой, и уже на памяти этого поколения страна пережила диктатуру Франсуа Дювалье, "Папы Дока" и его сына, "Бэби Дока" которые правили, опираясь на сеявшие ужас отряды "Тонтон-Макутов" - головорезов, названных по имени демонических существ из гаитянской мифологии. Падение диктатуры Дювалье не принесло мира и стабильности. Президент Бертран Аристид, католический священник-расстрига и человек весьма странного поведения, пришедший к власти в 1995 году, был вынужден бежать из страны после очередного переворота в 2004 году. В 2006 году, после ряда беспорядков и кровопролитий, к власти пришел нынешний президент, Рене Преваль.
Многие, в том числе вполне светские, исследователи указывают на явную связь между вудуизмом и крайним социальным неустройством этого несчастного места. Некоторые религиозные лидеры полагают, что и землетрясение - это наказание за грех бесопоклонства. В отношении этого утверждения нам стоит проявить осторожность и рассмотреть его подробнее.
Иногда оно звучит как "сами виноваты", когда человек указывает на чужую беду пальцем и уверяет себя, что, поскольку уж он-то не бесопоклонник, с ним такого не случится. Такое поведение неверно - святой Апостол заповедует нам "плакать с плачущими" (Рим.12:15), а не успокаивать себя тем, что плачущие, предположительно, пострадали за грехи, от которых мы чисты. Стихийное бедствие поражает как нечестивых, вовлеченных в демонические культы, так и людей, которые не принимали в них участия, и людей верующих - как того заваленного обломками человека из недавнего телерепортажа, которого уже много часов не могут освободить, и который смиренно говорит, что его жизнь - в руках Господа Иисуса. Мы не должны говорить гаитянам "сами виноваты" - потому что мы не знаем, кто из них и в какой мере виноват.
Страдания и смерть в этом мире - результат первородного греха. Этот грех - не просто событие, имевшее место на заре человеческой истории, но продолжающееся состояние мятежа против Бога, состояние тяжелой порчи человеческой природы. Грех приводит к глубокой дисгармонии человека с миром, Богом, самом собой и ближними. Страдания и смерть являются проявлением этого бедственного состояния. При этом те или иные конкретные страдания не обязательно являются следствием личных грехов конкретных людей. В Священном Писании, например, в книге Иова, идея, что страдание - всегда результат личного греха, прямо отвергается. СПИД может быть результатом личной нерассудительности, а может - результатом медицинской халатности, в которой пострадавший никак лично не виноват. Мир - взаимосвязанная система, в которой люди могут приносить друг другу как пользу, так и вред.
Но может ли бедствие, которое претерпевает сообщество в целом, быть результатом укоренившегося в сообществе греха? Да, так бедствия, которые Россия пережила в ХХ веке, явились результатом того, что русские люди совратились в богоборческую идеологию и поверили лжи; при этом бедствия явились, хотя и не все русские люди совратились, и пали на всех - на тех, кто совратился, кто не совращался а, напротив, противился, на тех, кто просто тихо хотел жить своей тихой жизнью, а ГПУ к ним само пришло.
В этом случае имеет смысл говорить, что бедствие явилось результатом греха, но нет смысла говорить - это совсем другое утверждение - что каждый конкретный пострадавший пострадал за свой личный грех. Окончательное воздаяние злым и добрым совершится в День Суда, пока он не совершился, и мир в котором мы живем, никоим образом не справедлив; напротив, по слову Апостола, весь мир лежит во зле. (1Иоан.5:19).
Явилось ли гаитянское землетрясение результатом гаитянского бесопоклонства - мы точно не знаем, хотя это представляется весьма правдоподобным. Мы знаем, что при этом бедствии пострадали разные люди, нечестивые и благочестивые, лично виновные в поклонении духам и лично невиновные в нем, и самой уместной реакцией будет - по слову Апостола - просто плакать с плачущими.
Но для нас, православных христиан, это служит напоминанием об одной важной истине. Мы не можем снять с себя ответственность за общество в целом, не можем укрыться в своем чистом, уютном православном мире, предоставив внешним ходить их опасными путями. Социальные бедствия, которые приносит с собой утвердившийся в обществе грех, касаются всех - и тех, кто активно предавался этому греху, и тех кто был от него чист. Как сказал Господь пророку Иезекиилю, "Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою. (Иез.33:8,9)"
http://www.radonezh.ru/analytic/11752.html