24 января исполнилось 950 лет со дня обнаружения любимой иконы Пушкина — Елецкой Божьей матери, ставшей тем самым «чистейщей прелести чистейшим образцом», который описан в стихе Пушкина «Мадонна». Этот образец сейчас пребывает в Чернигове, в Елецком монастыре. А стих Пушкин написал, когда добился согласия Натальи Гончаровой стать его женой.
Икону, которой Пушкин «желал быть вечно зритель» искали в российских храмах. Она имела отличительные особенности, не свойственные храмовой живописи: Мадонна и Спаситель написаны «одни, без ангелов, под пальмою Сиона». Они взирают «с холста, как с облаков ... кроткие, во славе и в лучах».
Икону обнаружил в Черниговском Елецком монастыре пушкинист и директор Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко. Икона называется «Елецкая» (Черниговская). На ней живописец — мало искушенный в мастерстве, но искренний — силился написать и ель, на которой по рассказам обнаружили икону, и город Чернигов. В итоге ствол ели пришлось сделать таким высоким, а ее ветви такими пушистыми, что она стала похожа на пальму.
Виктор Мироненко рассказал «Известиям в Украине»: «Мы искали эту икону еще вместе с академиком Дмитрием Лихачевым, вы создали фонд 200-летия Пушкина, печатали книжки, занимались пушкинским домом. Но мы все пытались понять: как на православной иконе может быть пальма? И когда я увидел ее оригинал в Черниговском Елецком монастыре, а список с нее — в Спасском соборе, то заподозрил, что Пушкин говорил именно об этой иконе. Я выяснил, что в 1828 году Пушкин был в Чернигове проездом, посещал Спасский храм. Его даже видели вблизи собора в состоянии изрядного подпития. В 1930-м Пушкин написал стих «Мадонна» — о Елецкой иконе.
Пока я искал ее, то сам — историк по профессии — сделал для себя массу открытий. Мне говорили, что царская Россия была сплошь неграмотная. Это неправда. Значительную часть русского крестьянства составляли старообрядцы, которые занимались переписыванием и чтением церковных книг. Но они говорили, что неграмотны — боялись, что власти заставят их переписывать нечто богохульное.
В поисках иконы я успел познакомиться с последним потомком Пушкина по мужской линии — Григорием Григорьевичем. Даже художника Илью Глазунова с ним сдружил.
Григорий Григорьевич Пушкин жил в Москве, работал наборщиком в типографии «Правды» и был неимоверно похож на Пушкина. Дожил до 80 лет, был интеллектуалом, хотя никакого системного образования не имел: сначала он был на финской войне, потом — на Великой Отечественной, а потом вернулся в Москву и стал наборщиком. Но какой у него был слог! Видно, это генетически передается.
Он гениально делал и картошку по-пушкински. Не знаю рецепт, но очень хороша была — фирменное блюдо. Мы спрашивали у Пушкина: «А правда, что на дуэли Дантес был в бронежилете?». Григорий Григорьевич отвечал: «Нет, ну что вы, какой бронежилет! Кольчужка была. По преданию нашей семьи, дуэль отложили на неделю, потому что Дантесу не успевали сделать кольчужку. А Пушкин прекрасно стрелял, он в комара попадал. Потому ерунда, что он случайно попал в медную пуговицу Дантеса».
А Глазунов задал Пушкину главный для него вопрос: «Кто же был организатором интриги вокруг Дантеса и дуэли?». Григорий Григорьевич ему возьми и ответь: «Да Романовы же! Романовы!».
Когда Григорий Григоровьевич умер, власть сделала для него единственно — выделило место на Ваганьковском. Осень была, на похоронах — человек 20 пушкинистов, уныние, дождь. И посреди этой серости — свиридовская мелодия из пушкинской «Метели». Ее наигрывал нищий тромбонист, материализовавшийся из дождя. Так мы и проводили последнего Пушкина — под «Метель».
История иконы
Елецкая икона Божьей Матери появилась на ели вблизи Чернигова в 1060 г. Икону поместили в церкви, сооруженной в честь Елецкой иконы Божьей Матери, а преподобный Антоний Печерский (один из основателей Киево-Печерской лавры) благословил основать там монастырь. У 1238 г. Его разрушили татары, но икона сохранилась, была спрятана в монастырской стене. В 1470 г. Киевский князь Симеон Олелькович отстроил обитель, икону поместили в храме.
Александр Пушкин «Мадонна»
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
17:31 24.01.10
http://izvestia.com.ua/?/articles/2010/01/24/173102-8