Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 14:32:27  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Андрей Воронцов. Великий князь Юрий Долгорукий, "кыянин" и "москаль"  (Прочитано 2680 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106509

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 05 Апреля 2010, 21:48:24 »

Андрей Воронцов

Великий князь Юрий Долгорукий, "кыянин" и "москаль"



б апреля 1155 года, 855 лет назад князь Юрий Долгорукий в третий м последний раз занял великокняжеский престол в Киеве

Существует распространённое и неправильное представление о том, что князь Юрий Владимирович Долгорукий княжил сначала в Киеве, а потом в Московии, точнее, в Ростово-Суздальской земле. На самом деле всё было прямо наоборот. Юрий Долгорукий был родом из Киева, но к тому времени, когда он первый раз занял великокняжеский киевский престол, его уже считали «суздальцем», как тогда говорили. И что самое интересное, настороженность киевлян относительно суздальцев в ту пору тоже существовала, как ныне относительно «москалей». Нет, ещё не шла речь о том, что люди из северо-восточных земель Руси — это тюрки или финно-угры. В том, что они — единокровные русичи, никто не сомневался. Но уже тогда начали в древних южнорусских удельных княжествах кичиться своим «первенством», своими «корнями», «исконными правами» и прочими атрибутами того, что историки скучно называют феодальной раздробленностью. Всё это происходило в XII веке, в конце которого безвестный автор «Слова о полку Игореве» написал:«И начяша князи про малое "се великое" млъвити; ...а погани съ всех странъ прихождаху с победами на землю Рускую».

Тогда же сформировался известный нам тип киевлян. С присущей только им обаятельностью и своеобразием, запёчатлёнными у Гоголя, Лескова и Булгакова, они были русские люди, но гордо именовавшие себя «кыянами». Хотя Киев, в принципе, такой же русский город, как Харьков, Запорожье или Херсон. В этих городах ныне худо-бедно борются за права русского языка, а в Киеве — нет. Киевляне не хотят говорить по-украински, но и русскими быть тоже не хотят. Они не любят «западэнцив», но не любят и «донецких». Когда у знаменитого футболиста Олега Блохина спросили, кто он, украинец или русский, он ответил: «Я — киевлянин». Киевляне или, по-украински, «кыяне», — это своего рода «корпорация с ограниченной ответственностью».

Киев выбирает мэром сектанта Черновецкого, исправно голосует за Ющенко и Тимошенко, в отличие от Днепропетровска, откуда Тимошенко родом и где она, говорят, до сих пор прописана.

«Оранжевая революция», напомню, произошла именно в Киеве, и киевляне в ней активно участвовали. Предположение, что им навязали свою волю десантировавшиеся в столице «западэнцы», очевидцами не подтверждается. Да, было немало там «западэнцив», но и киевляне восторженно скандировали «оранжевые» лозунги на Майдане.

В Киеве — большая крепкая православная община, верная Московской Патриархии, но не очень большая для трёхмиллионного города, скажем честно. Православных киевлян вышло встречать нашего Патриарха во время его пастырского визита прошлым летом раза в два меньше, чем православных «западэнцив» в Почаевской Лавре. Их было, конечно, много, тысяч 25, но нужно учитывать, что киевлянам добраться на метро или скоростном трамвае до своей Лавры в центре города значительно проще, чем галичанам до Почаева во Львовской области.

Наша государственность, наше Православие начинались в Киеве, точно так же, как европейская государственность и католицизм начинались в Риме, но Киев для нас, восточных славян, уже не является в этом смысле «Римом». Государственность, которую дал нам Киев, не выдержала испытание татарским нашествием и временем. Киевская православная митрополия не смогла сохранить статус общерусской. Она его сохранила, но не в Киеве, а в Москве, куда перебрался в XIV веке митрополит Киевский Петр. И вот вопрос: странноватый характер киевлян, о котором я говорил выше, сформировался в результате этих исторических метаморфоз или, напротив, был их причиной?

Будем честны, дорогие киевляне: «странности» ваши начались ещё до татарского нашествия, оттого что стали вы «про малое "се великое" млъвити; ...а погани съ всех странъ прихождаху с победами на землю Рускую», как написал безсмертный автор «Слова».

Что мы видим в жизни великого князя Юрия Владимировича Долгорукого? Начиная с 1125 года, когда умер отец его, киевский князь Владимир Мономах, он постоянно воевал за власть со своими родичами, в короткие перерывы между битвами строил, и успешно, церкви, крепости и города.



1132 год. Юрий Долгорукий изгоняет из Переяславля своего властолюбивого племянника Всеволода Мстиславича. В 1134 году вместе с братьями Ярополком и Андреем идёт на Чернигов воевать против князя Всеволода Ольговича, захватившего доставшийся по наследству Долгорукому Суздаль. Перечислять все его походы, битвы за Киевский престол можно долго.

4 апреля 1147 года князь Юрий Владимирович принимает «на Москове» (селе тогда), в Суздальской земле, князя Рязанского Святослава Ольговича, и это ничем не примечательное событие прославило его в истории, стало датой рождения одной из главных мiровых столиц, «Третьего Рима». В 1149 году - война объединённой рати Изяслава и Ростислава Мстиславичей против Долгорукого. Победа его под Переяславлем.

Юрий Владимирович вступил в Киев, и началось его первое киевское княжение. В это время он, предположительно, и получает прозвище Долгая Рука или Долгорукий, - дотянулся до Киева из Суздаля. Киевляне уже тогда считали его не своим, а суздальцем.

1150 год — князь Изяслав Мстиславич снова наступает на Киев. Князь Юрий вместе с сыновьями бежит в Городец Остерский, обращается за помощью к черниговцам. Вместе с ними снова занимает Киев и во второй раз становится Киевским князем.

1151 год — он вынужден оставить Киев. Его рать терпит поражение на Руге, потом у Го-родца. В 1152 году, после неудачной осады Чернигова, князь Юрий отступает в Суздальскую землю. Именно тогда положено начало строительству всем1рно знаменитых церквей в Суздале, основан город Юрьев-Польской.
 
В 1155 году, одержав победу над войсками киевского князя Ростислава Мстиславича, Юрий Долгорукий в третий раз занимает Киевский престол. Сын его, св. блгв. великий князь Андрей Боголюбский, покидает отца и увозит с собой во Владимир чудотворную икону Божией Матери, названную впоследствии Владимирской. В 1156 году начато строительство крепости в Москве.

15 мая 1157 года великий князь Юрий Владимирович Долгорукий умер в Киеве. И тут же произошла «оранжевая революция», только совсем не безкровная, — битва между ростовцами и суздальцами, сражавшимися за то, чтобы князем Киевским стал Андрей Боголюбский. Таким образом делятся ещё до татарского нашествия Киевская и Ростово-Суздальская Русь.

Но неразрывна история Малой и Великой Руси, Украины и России. Каким безсмысленным и отвратительным представляется в свете исторических фактов современный украинский сепаратизм! Он — как возвращение в тяжкие времена усобиц на Руси. Но тогда враждующие князья не помышляли о том, чтобы объединиться в долговременный союз с извечными врагами славян — латинянами! Восточная политика князя Юрия заложила основу будущего Владимиро-Суздальского государства, сохранившего Русь от исчезновения после опустошительного татаро-монгольского нашествия. А Владимирское княжество стало ядром Московского государства, освободившего в XVII веке исконную, Малую Русь - Украину. Царь Алексей Михайлович с союзным гетманом Хмельницким пошли путём, впервые проложенным великим князем Юрием Долгоруким. И в этом его несомненная историческая заслуга.

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ

http://russdom.ru/node/2769
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!