Священник Николай БулгаковПочему мы победили?Главный смысл, главная цель празднования дня Победы в Великой Отечественной войне - это благодарение Богу, Христу Спасителю, за эту дарованную нам милость. Именно Он, Господь, даровал нам ее в ответ на молитвы Матери Божией, всех, кто просил Его об этом на небе и здесь, на земле.
Так учил нас и великий наш полководец, генералиссимус А.В.Суворов: «Молись Богу - от Него победа!»
Лидия Сергеевна Запарина (1903-1996 гг.) в своих дневниковых записях, вошедших в ее книгу «Непридуманные рассказы», вспоминала:
«С первых же дней Великой Отечественной войны 1941-45 годов среди москвичей появилась такая молитва:
Господи Боже наш! Тебе вручаем мы в сию тяжелую годину судьбы наши и на Тебя возлагаем надежду нашу. Призри на нас с небесной высоты Своей. Простри нам Твою мощную благодеющую руку и изведи из глубины постигшего нас бедствия, дабы мы вечно прославляли Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.И затем псалом 120.» (
Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю...)
Обратим внимание на слово «вечно» в этой молитве. Оно относится непосредственно к нам, живущим ныне - после тех, кто вымаливал Великую Победу в дни войны и кто за нас обещал Богу в случае дарования нам Победы благодарить Его за эту милость вечно.
В этой благодарности - и наша сопричастность Победе. Глядя на эту высоту, мы становимся лучше, становимся сильнее. Мы лучше понимаем, в какой стране живем, какой мы народ, какой ценой оплачена наша независимость, наше русское слово, о котором опять же и за нас писала в 1942 году Анна Андреевна Ахматова:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Родитель мой рассказывал, как думал в начале войны:
- Ясно, что убьют. А дальше - каждый день, как подарок. Ну, а те, кто останутся жить, будут наслаждаться плодами Победы.
Вот какое наследство мы имеем. Мы - дети и внуки Победы.
Да, Господь даровал нам Победу, как предсказал Митрополит Сергий (Страгородский) еще 22 июня 1941 года в своем послании «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви».
И какую Победу!
В благодарность Господу за победу над Наполеоном и нашествием
дванадесяти язык в Москве был построен величественный Храм Христа Спасителя.
Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, - было выбито на его стенах. И начало этого стиха из 113-го псалма стояло на медали в честь той победы.
А чем, каким храмом отблагодарили мы Господа, Царицу Небесную, всех русских святых за самую великую Победу в истории человечества - в Великой Отечественной войне?
Храм Христа Спасителя был разрушен богоборцами в 1931 году. Через десять лет грянула новая, еще более страшная Отечественная война. В 2000-м году от Рождества Христова Храм был восстановлен - словно напоминание о том, что и нам нужно быть благодарными Христу Спасителю за еще большую милость к нам, за еще более великую Победу.
Может быть, потому мы и растеряли многие завоевания Победы, может быть, потому и не завершился отвоеванный, безчисленными жертвами оплаченный, начатый во время войны поворот нашего народа, страны нашей к самой себе, к традиционному русскому государственному пути, что мы с самого начала не благодарили и не благодарим в полной мере Господа за эту Его милость.
Главным ударом по нашей Победе было так называемое «разоблачение культа личности Сталина», начатое Первым секретарем ЦК КПСС Н.С.Хрущёвым в 1956 году, которое склоняло наш народ ко греху неблагодарности по отношению к тому человеку, который возглавил защиту Отечества в роковой час его истории.
Если бы это «разоблачение» действительно сказало народу историческую правду! Но ведь оно увело нас от правды (в этом и была его главная цель) о репрессиях, начатых большевиками в 1917 году, о лютой борьбе созидательных и разрушительных сил в стране, а не одного «плохого человека» с «хорошей партией». Оно стремилось спасти коммунистическую идею и снять ответственность с тех, кто оставался у власти, создав фантастическую легенду о некоей демонической личности, от которой якобы исходило все зло в нашей истории.
«А как же Победа?» - спрашивал (и до сих пор спрашивает) наш народ.
«Победил не Сталин, а народ», - объясняли ему.
Да, народ совершил великий подвиг. Но он хорошо знает, что даже каждому взводу нужен командир, чтобы он успешно выполнял свои боевые задачи.
Когда стало официально запрещено говорить что-либо положительное о Верховном Главнокомандующем армии-победительницы, а потом и вовсе упоминать его имя, когда город-герой Сталинград, символ нашей воинской славы для всего мiра (в Париже до сих пор есть станция метро «Сталинград»), был переименован в безликий «Волгоград», то дальше уже можно было подвергать сомнению любую высокую правду о войне - и дойти, наконец, до возвеличивания в качестве «героя» предателя Власова.
То есть, перевернуть нравственные ориентиры.
Между тем, сами враги наши открыли этот секрет, почему мы победили: прежде всего, потому что выше были нравственно.
Дело не только в том, что безнравственным со стороны врага, захватническим был его поход на русскую землю, а наше дело было правое (поэтому ни о каком уравнивании «двух режимов», якобы на равных столкнувшихся в этой войне, не может быть и речи). Но и потому, что наш народ был тогда морально чище. Когда немцы освидетельствовали наших девушек, которых угнали на работу в Германию, то подавляющее большинство из них оказались девственницами. И они сделали вывод о том, что при такой нравственности русский народ непобедим.
Мы победили, потому что возлюбили свою Родину больше себя. Потому что народ понял, ясно почувствовал, что без Родины ему не жить. Потому что он совершил высоконравственный подвиг самоотверженности. Потому что патриотизм стал государственной, церковной и народной идеей в стране.
Мы победили, потому что народ наш был единым - как это и бывало не раз в нашей истории в грозный ее час, перед лицом смертельной опасности. Мы победили потому, что усилия всего нашего народа: духовные, военные, трудовые, хозяйственные, дипломатические, научные, культурные, - объединял «Богом поставленный на свой подвиг служения нашей Родине в эту годину испытаний» Верховный Главнокомандующий, как говорил о нем во время войны митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич). Потому что наш народ верил ему, уважал его, любил его, сердцем почувствовав, разумом убедившись, что главной целью всей жизни его была сильная, независимая наша держава, что и подтвердило во всей силе военное испытание. «Он любит Россию, он всю душу свою положил в войну», - говорила о нем святая блаженная Матрона Московская.
Мы победили, потому что молились. Потому что Православие соединилось с государственностью, потому что Церковь Православная стала занимать подобающее ей, традиционное место в нашей жизни - как ее основу, как скрепу. Мы победили потому, что воедино собрался молитвенный, воинский и трудовой подвиг нашего народа.
Молилась Церковь. Молился фронт. Молился тыл. В Москве молилась блаженная Матрона. Под Питером - преподобный Серафим Вырицкий.
Прихожанка нашего храма, ныне покойная Валентина Николаевна Фомичёва, которая во время Великой Отечественной войны и войны с Японией была санитаркой, вспоминала, что из операционной тазами выносили крестики, иконки, ладанки.
С самого начала войны в наших храмах служился «Молебен в нашествии супостатов».
Митрополит Вениамин (Федченков) писал в 1941 году, что Церковь наша «и в лице своего Первоиерарха, и в массе московского духовенства, и при огромном стечении народа горячо молилась... «о даровании победы русскому воинству». Молитвенный дух, по словам очевидцев, был «потрясающим»... А как сообщил мне Блаженнейший Патриарший Местоблюститель в телеграмме от 27 июня, в таких же молениях приняла участие вся Русская Церковь: «По всей стране служатся молебны». Везде «большой религиозный и патриотический подъем».
В храмах читалась особая молитва - составленная еще во время Отечественной войны 1812 года.
С благоговением вчитаемся в ее слова, которые горячо, можно сказать, кровью сердца возсылали к небесам в те дни смертельной опасности, нависшей над страной, наши благочестивые предки - и получили просимое:
Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса един, призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя, и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наши собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Ты же, вся ведый, веси, яко неправедно восташа на ны, и яко не возможем мы противостати множеству их, аще не Ты явиши помощь нам. Темже грешнии и недостойнии в покаянии со слезами молимся Ти: помози нам, Боже Спасителю наш, и избави нас славы ради имени Твоего, да не когда рекут врази наши: Бог оставил есть их, и несть избавляяй и спасаяй их; но да уведят вси языцы, яко Ты Бог наш и мы люди Твои, под державою Твоею всегда хранимии. Яви нам, Господи, милость Твою и да приложатся к нам словеса, реченная Моисеем к людем израильским: дерзайте, стойте, и узрите спасение от Господа, Господь бо поборет по нас. Сотвори с нами знамение во благо, яко да видят ненавидящии нас и православную веру нашу, и посрамятся и смирятся. Ей, Господи Боже Спасителю наш, крепосте и упование и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих, и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, ко Твоему благоутробию припадающия; возвесели сердца наша о милости Твоей, и укрепи нас силою Твоею; востани в помощь нашу и разруши лукавыя советы мыслящих нам злая; суди обидящия и побори борющия ны, и обрати нечестивое дерзновение их в страх и бегство; православному же воинству нашему, на Тя уповающему, подаждь во мнозем дерзновении и мужестве погнати и постигнути их, и о имени твоем победити; а имже судил еси, положити на брани души своя за веру и Отечество, тем прости согрешения их и в день праведнаго воздаяния Твоего воздай венцы нетления. Ты бо еси заступление и победа и спасение уповающим на Тя, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Маршал СССР Борис Михайлович Шапошников, начальник Генерального штаба нашей армии в 1941-42 годах, каждый день молился с земным поклоном:
- Спаси, Господи, мою Родину и русский народ.
Православный маршал носил ладанку с крестиком и финифтевым образком святителя Николая. С ними и на прием к И.В.Сталину ходил, с которым у него были особые отношения: его одного Верховный называл по имени-отчеству (видимо, не с руки было Иосифу Виссарионовичу называть его «товарищ Шапошников», поскольку он знал, что Борис Михайлович - верующий, и у Верховного, возможно, были откровенные разговоры именно с ним на эти темы). Сталин знал, что Шапошников не расстается с этой ладанкой - об этом невестка маршала Светлана Александровна, как она мне рассказывала, знала от маршала А.М.Василевского. У Бориса Михайловича были слабые легкие, и он, когда работал, чтобы легче дышалось, снимал китель, так что под рубашкой можно было увидеть эту ладанку.
(Окончание следует)