«Русское искусство, – сказал на Всемирном Русском Народном Соборе Георгий Васильевич, – должно быть простым, потому что оно христианское искусство. Христос ведь прост. Это самая идеальная простота. Никакой двойственности. А вот Иуда – сложная натура. Сложная, потому что он предатель. Христос не сложный, но недостижима эта простота для нас».
Мы благодарим Курск за память о Свиридове, за те конкурсы, которые здесь проводится, за сохранение духа гения нашего народа.
Ну и конечно, мы не можем здесь не помнить великого курянина, волшебника слова, фронтовика Евгения Ивановича Носова. Многие его рассказы, многие повести были событием. Его «Усвятские шлемоносцы» одной живописью слова и эпической картиной движения народа стали символом художественной правды о Победе.
Но вот творчество таких мастеров, как Е. Носов, К. Воробьев, говорит, что литература об Отечественной – это золотые страницы нашей словесности. Ведь без этой свидетельницы времени нашим людям навязывается статус безвольного, расслабленного человека, на всех накладывается комплекс вины.
Назовем всего некоторые из произведений, которые невозможно не знать нашему человеку, без которых невозможно понять истоки нашей победы. «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», «Судьба человека» М. Шолохова, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Русские люди», «Дни и ночи» К. Симонова, «Русский характер» А. Толстого, «Фронт» А. Корнейчука, «Морская душа» Л. Соболева, «Непокоренные» Б. Горбатова, публицистика И. Эренбурга и Н. Грибачева, послевоенные «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Мой Сталинград» М. Алексеева, «Пастух и Пастушка» В. Астафьева, «Полководец», «Генералиссимус», «Жуков» В. Карпова. Появились и переиздавались произведения об Александре Невском, Суворове, Кутузове, Дмитрии Донском, Ушакове, Нахимове.
Нельзя знать историю войны и победы, не зная песен того времени. На второй день Отечественной встала в строй песня-знак, песня-оберег «Священная война» Василия Лебедева-Кумача, а затем «Песня смелых» («Смелого пуля боится») и «В землянке» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова, «Песня о Днепре» Долматовского, «Шумел сурово Брянский лес» А. Софронова, «Соловьи», «На солнечной поляночке» Фатьянова. Не забудем, что в 1943 году С. Михалков и Г. Эль-Регистан написали Гимн Советского Союза. И потрясающий факт: в 1943 (!) году Михаилу Исаковскому, автору всенародной «Катюши», песен «На позицию девушка...», «Лучше нету того свету» и др., были присуждены Государственные премии.
Предлагаю от имени встречи, от пленума внести предложение, как это сделано с «Красным колесом» – сделать произведения об Отечественной войне – обязательной частью образовательной программы.
65-я годовщина – Великой Победы дает нам полное право и повод утвердить патриотизм, сказать правду о войне, о ее героях. Удивительно, но чем дальше мы удаляемся от мая 1945 года, тем больше у нашей Победы оппонентов и врагов. Те, кто с благодарностью говорил тогда и еще десятки лет назад о решающем вкладе Советского Союза, советского, русского и других народов нашей страны в Победу, стали вначале умалчивать, а потом и отрицать это.
Они забыли, что 600 тысяч наших воинов полегли на территории Польши, сотни тысяч на полях сражений на Украине, в Белоруссии, в Прибалтике, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Германии. Стали ли известны вопиющие факты, отрицающие этот вклад? Да нет. Отменен ли Нюрнбергский приговор?
Нет, его пока что не отрицают. На Украине, где я в октябре месяце участвовал в г. Николаеве в южноукраинской встрече по защите русского языка, в местной газете «Ридне Прибужье» была напечатана статья «Дети полицаев», которая прогремела по всей республике. Автор-редактор этой газеты Н.Г. Машкин убедительно показал, как отсидевшиеся в схронах, подпольях, тихих чиновних местах дети (он имел в виду отнюдь не только физических потомков, а скорее духовных продолжателей) полицаев, предателей страны и народа, истекающего тогда кровью, ныне все-таки решили продолжать дело предательства, совершив расправу над победителями, над Победой, над ее результатами. Они сомкнулись с теми либеральными критиками советского строя, кто подыграл западным фальсификаторам, историческим ненавистникам России. И этот зловещий, махровый антисоветизм привел к распаду страны победителя, к той исторической драме, о которой сказал Владимир Путин. Этот антиисторизм, антисоветизм привели к тому, что:
– эсэсовцы шествуют по улицам Риги,
– убирается памятник советского солдата в Таллине,
– Бандера становится героем Украины,
– Власов выдается за борца с коммунизмом, за пламенного предшественника беловежской тройки.
Отсюда война не Отечественная, не Священная, а как продекларировано в организации ОБСЕ, куда мы так трепетно рвемся, это была «война двух хищников», война Германии и России (обратите внимание, не СССР), это была схватка Гитлера и Сталина. Ну и отсюда нужно громить, как они говорят, «Победоманию» в нынешней России.
В замечательной Игоря Шумейко «Вторая мировая война. Перезагрузка» показано, как фактически вся Европа: Финляндия, Венгрия, Италия Румыния, а рядом – Чехия, Франция Голландия, Словакия, Австрия, Испания (кроме Югославии) – воевала против нас. Советую прочитать эту книгу, где на фактах показано, сколько чешских танков из Пльзеня утюжили наши земли во все годы войны, где сказано, что французских головорезов-фашистов на советских фронтах было больше, чем всех участников французского сопротивления, как Швеция гнала железную руду в Германию. И Европа нынче отыгрывается, пытаясь замять свои грехи и переложить свое капитулянтство и потворство фашизму на нас.
На заре перестройки Александр Яковлев сказал: «Пока не перемрут фронтовики, мы не сможем сломать этот советский дух Победы». Сейчас им кажется, что фронтовики «ушли». А ОБСЕ в своей заносчивости и гордыне уравнивают Гитлера и Сталина. А за этим последовала под этим же названием кампания у нас в стране.
Громыхают в мировой атмосфере громы всевозможных экономических и технологических, масштабных и локальных кризисов, сверкают все сжигающие молнии природных извержений вулканов, разверзаются опустошительные землетрясения, гигантские волны цунами уносят в океанские пучины тысячи и сотни тысяч людей. Явственно видно, что человек далеко не владеет этим миром и не является его хозяином. Всё явственнее видно, что в утверждении о том, что сегодняшний мир – это мир homo sapience, проявляется чванливая гордыня, ибо в обществе нередко торжествует забота об одном homo, отсекая добытое с большим трудом понятие sapience. Да к тому же отнюдь не воплощающее в полной объёмной степени понятие человека, дарованное нам Богом.
И что же? Как прозреть, увидеть, предусмотреть, предотвратить эти перемещающиеся в пространстве и в душах катастрофы, разломы, беды?
Есть убеждённые сторонники только рыночных экономических действий, создания технологических стопоров, другие выступают за жёсткие государственные или межгосударственные меры. Нам в России было бы глупо всё это подряд отрицать, но не менее губительно было бы уповать только на усилия государственных структур, элиты мировых корпораций, не потратив время на диалог с сообществом, с массой людей, отдельными их группами, определяя соборное мнение. Это было бы почти смертельно для будущего образования. И, может быть, наиболее губительно было бы превращение нашего национального образования в некое чиповое сознание, в набор технологических приёмов, в насыщении его только чувствительными приборами, методиками, не заботясь о его чувствительной душе, о воспитании, о совести, о постижении исторической великой традиции нашего народа – самопожертвовании, о собирательности целостной личности.
Ну, например, если мы выдернем из нашего образования или истончим полнокровные духовные стержни – литературу и историю, – то никакой духовный реактор уже не возгорится в будущем и не даст тепла нации. Сотни вопросов возникают в обществе и пока ещё есть тысячи людей, которых интересует судьба детей, молодёжи, надо широко обозначать их в СМИ, на конференциях, на встречах, чтобы не создавалось впечатления о том, что вопросы для нашей школы, образования притекают откуда-то извне – то ли из Болоньи, то ли из школ восточных единоборств.
На нынешнем Соборе одна из секций ставит задачу обобщить опыт народной педагогики. Думаем, что овладеть ею, поставить рядом с мировым опытом вполне уместно.
Праздник 9-го мая показал, какие великие источники воспитания и энергии таятся в традициях народа, в его истории, и в то же время показал, какую злобу источают враги нашего народа против Победы, как ополчились они против неё. Какие злобные, ядовитые информационные облака надвигались на неё: «трупами закидали», оккупировали Европу», «дрались две тирании», «Лэнд-лиз спас» и т.д.
ВРНС, Союз писателей России, другие организации проводили за эти годы многие детские конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков о Великой Отечественной войне. Мы получили за это время фантастический результат: во всех сочинениях, подчёркиваю во всех, славилась Победа, во всех рассказывалось о буквально былинных подвигах дедов и прадедов (уже не отцов) – простых пехотинцев, связистов, техников, артиллеристов, тружеников. Дети своим воображением возносили их до имён Ильи Муромца, Святогора, Евпатия Коловрата, Ивана Сусанина. Дети захотели быть (а они и были) правнуками победителей, хотели жить в стране-победительнице, а не в стране побеждённой, опозорившей себя преступлениями. Они хотят видеть и знать своих героев.
И, слава Богу, наш народ отмёл, смыл грязевые потоки, пытавшиеся очернить Победу, победителей. Удивительно, как красиво и многоцветно отмечала Москва и вся страна этот праздник, как эхом отозвался шум отечественной техники во всём мире с парада на Красной площади.
Спасибо ветеранам, этим ангелам войны, осенявших нас и в этом году, спасибо школе, спасибо церкви, нашим соотечественникам.
Ну не великие ли события разворачивались перед нами в эти дни и в других местах: по Крещатику, по Киеву шли братские колонны воинов Украины, Белоруссии, России победителей фашизма. В центре Киева устанавливается памятник величайшему лётчику страны, Украины, трижды Герою Советского Союза Ивану Никитичу Кожедубу – нашему общему герою.
Ну, а разве не следовало восхищаться другими подвигами, например, когда наш соотечественник, Герой Советского Союза и Герой России А. Чилингаров опустился на дно Северного полюса, обозначив не только беспримерное мужество, но и наше первородство, первородство России.
Ну, а разве провозглашение создания выдающегося Инновационного научного центра в Сколково не открывает новые горизонты науки и дорогу пытливым молодым умам. Правда, для этого следует еще много потрудиться. Ну, а разве не чудо совершилось на наших глазах в Белгородской области. Несколько лет назад общественность, администрация, верующие, да и все белгородцы заявили, что в каждом селе будет возведён, восстановлен порушенный в годы лихолетья храм или вновь возведена церковь. И в эти победные дни, когда Святейший Патриарх освящал там открытие храма Веры, Надежды и Любви и матери их Софии, участвовал в открытии второй очереди Прохоровского музейного комплекса, ему с достоинством доложили об исполнении своего обязательства почти в каждом селе.
Правда, рядом существовали некоторые несоразмерности. Вот 5-ый канал заклеил многометровыми афишами своих ведущих здание метро Дзержинского и некоторые другие здания и вокзалы. Было бы уместнее, чтобы здесь в эти дни были многометровые портреты Виктора Талалихина, совершившего первый таран над Москвой. А где же Зоя Космодемьянская, подвиг которой знает весь мир, а почти сказочный, но реальный Александр Матросов, рывок которого на амбразуру повторило 720 человек? Наши многие соборяне отмечали, что наш народ хотят отучить от «победомании». Но, слава Богу, наши дети жили в атмосфере подвига, и они хотят жить в стране-победительнице (а не в зоне беспамятства). А народ наш, молодое поколение, нацелен на высокие цели. Только надо уметь их показывать, прочерчивать пути.
И мы – общество, общественные силы, наш Собор, наша встреча, пленум, наши учителя – должны почувствовать и утвердить атмосферу «Общего дела».
Конечно, должна утвердиться справедливость, изгнана коррупция, уважение к социальному миру. Но надо не предаваться унынию, надо героизировать наш народ – народ-созидатель, труженик. Надо, чтобы дух Православия, Веры пришёл к каждому. И эту Веру, это общее дело, это утверждение высших ценностей нашему молодому поколению и должны дать наша школа, наше образование, наше общество.
Детские писатели и писатели для детей.
Нам стоит только оглянуться и не гнаться за коммерческим многоцветьем обложек.
Думаю, что все мы плохо знаем окружающий нас мир подлинных писателей, мастеров и кудесников, которые так нужны нашему юному читателю, ещё не постигшему всю красоту и загадочность русского языка, русской природы, русской былинно-сказочной истории.
Один из этих кудесников, не очень что пропиаренных, да ему и слово-то это глубоко противно — Александр Николаевич Стрижёв.
Да, печатал его «Роман-журнал XXI век» и журнал «Новая книга России».
Да Союз писателей присудил ему Имперскую и Большую литературную премию.
Александр Николаевич Стрижёв «Энциклопедия русской жизни»
Удивительно тонкое чувство прекрасного, любовь к Отечеству, к русскому языку.
Он знает все травы, все слова трепетная, ароматная, благовонная проза природы.
Он любит природу она и утончена, и целебна, и упоительное дыхание.
Пятитомник, изданный в издательстве «Общества сохранения литературного наследия» совершившего поистине подвижническое культурное событие.
Нашему, охраняющему от подлинной классики отряду литературных смершевцев (заградителей) и в голову не придёт заметить великое открытие в нашей духовной жизни.
Речь идёт не о богословской книге, хотя все пять томов проникнуты духом действий творца. Речь не идёт о сугубо исторических произведениях, хотя все они покоятся на глубинных исторических масштабах народной жизни, эпоса, на особо доступных фактах и событиях недавнего и давнего
прошлого.
Речь не идёт о книге изящной словесности для избранных, хотя она сокровищница не только мудрости, но и тех сокровенных словах, которые в большинстве случаев утеряны, но тут употреблены столь к месту, что мгновенно оживляют нашу генную и словесную память.
И, наконец, это не сочинения детской литературы, но как обогатит она наших детей, как выведет их на тропинки, дороги и просторы русской речи и русской истории, как приведёт в их сердца отрока Варфоломея, окружавшие его Радонежье травы и цветы.
Верно сказано, что каждый его эпизод «детского чтения» — это шедевр, от романтично-сказочных названий «Цветок былинного Садко», «Пчела — Божья работница», «Святая птица», «Осени порывы» — шедевры любви, благоговения перед Божьим творением.
Какая же это радость, что у нас есть такие великие, вдохновенные мастера, которые обладают такой зоркостью, искренностью, подлинным знанием народной жизни коренной Руси, и как совершенно справедливо написала Наташа Масленникова «Несомненно благородная миссия будителя национальной памяти промыслительно возложена на романы этого замечательного писателя и человека, патриота Отечества и народа русского, хранителя традиций нашей Родины, культуры, Веры православной. Честь ему и хвала.
Хочу сообщить коротко о наших планах.
В апреле-месяце прошла фундаментальная конференция «Итоги литературного года и десятилетия». Об этом сказано в «Российском писателе» и «Роман-журнале», и мы просим подписываться на наши издания, ибо они дают пунктир нашей литературной жизни.
Мы создали Российско-Белорусский Союз писателей. Первые движения проведены. Первыми публикациями обменялись. Результатом этого является и наша встреча, публикации в «Нашем современнике», премия «Прохоровское поле». На осень запланирована двухсторонняя встреча.
Украина – много новых тенденций. Харьков стал выпускать журнал «Славяне». Это может быть мощный общеславянский журнал. Просим поддержать его. Премии «Прохоровское поле», «Слобожанщина».
825 лет «Слову о полку Игореве». Трубчевск, Новгород, Северский, Брянск. Украина, Россия и Белоруссия.
03.06.2010 г.
Валерий Ганичевhttp://voskres.ru/idea/ganichev10.htm