Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 17:32:37  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Сергей Худиев. Наука, материализм и нравственность  (Прочитано 2139 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106503

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 30 Июня 2010, 10:23:08 »

Сергей  Худиев

Наука, материализм и нравственность

Недавно в "Огоньке" появилась очередная научно-популярная статья, которая интересна тем, что иллюстрирует определенную популярную мифологию. Журналист выражает краткое содержание статьи в воодушевленном абзаце: "Ученое сообщество готово повести человечество в светлое будущее: генетикам удалось связать работу определенных генов с такими прекрасными качествами, как доброта, щедрость и жертвенность. Нравственность, перейдя из зоны гуманитарных рассуждений в зону медицины, стала доступной для манипуляций с помощью химии и генной инженерии". Речь идет о том, что совесть и нравственность, как "установили ученые" имеет биологическую природу. Дальше статья рассказывает, о том, что определённые гены, по мнению некоторых исследователей, связаны со склонностью к насильственным преступлениям, в то время как другие - напротив, с готовностью к взаимопомощи и сотрудничеству. Насколько эти данные состоятельны с чисто научной точки зрения - вопрос в высшей степени открытый. Но оставим научную критику таких представлений специалистам; для нас важнее их мировоззренческая и этическая сторона. Если поведение людей определяется генами, то вполне можно, взяв у человека кровь на анализ, сказать - вот этот будет неверным мужем и вообще асоциальным типом; а вот этот - напротив, замечательный семьянин, прекрасный работник и честный гражданин. Любой христианин - да и не только христианин - немедленно задаст вопрос: а как же свободная воля? Разве человек не сам выбирает, как ему поступать? Разве это не наше свободное решение - будем ли мы чтить закон и хранить верность в браке?

С точки зрения квазинаучной идеологии, с которой мы тут имеем дело, свободной воли просто не существует; нравственность, духовность, совесть - все сводится к чистой биологии. Как говорится в статье, "Вся сложность в том, что генетики пока не могут выяснить, где же находится это самое ядро личности. Более того, предполагают, что его вовсе нет. А суть человека возникает из хитросплетения его генетической составляющей - как смысл романа рождается из сложенных вместе букв. Современная материалистическая картина мира подразумевает, что автора у романа нет - он возник по механическому стечению обстоятельств, а раз так - никто не мешает нам подправить пару не очень благозвучных слов - по своему усмотрению"

В самом деле, "современная материалистическая картина мира" (в реальности - все тот же позитивизм XIX века, знакомый по образу Базарова из "Отцов и детей") отрицает Бога; но отрицая Бога, нельзя не прийти к отрицанию человека - человеческая личность оказывается очень сложным, но чисто материальным процессом. Как писал британский молекулярный биолог Френсис Крик, "Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более, чем определённое поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы - не более чем набор нейронов... хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить". В этой ситуации вмешательство в человеческую личность является не более чем вмешательством в еще один материальный процесс - "никто не мешает нам подправить пару не очень благозвучных слов - по своему усмотрению". Когда реальность духовной природы человека отрицается, человек превращается из личности, наделенной достоинством и свободой, в "набор нейронов", в предмет каких угодно манипуляций.

Иногда люди думают, что наши представления о мироздании - это что-то отвлеченно-философское, не имеющее отношение к повседневным тревогам и нуждам обычных людей. Это ни в коем случае не так; у "современной материалистической картины мира" есть в высшей степени практические последствия - и в истории эти последствия уже были. В первой половине ХХ века огромным влиянием в развитом мире пользовалась евгеника - вера в то, что поскольку проблемы общества, преступность, алкоголизм и тому подобное обусловлены генетически, их можно решить, препятствуя размножению "дефективных" людей. В результате этой "научной" политики в одних только США было принудительно стерилизовано более шестидесяти тысяч человек; основанием для этого могло быть пьянство, широко трактуемое аморальное или асоциальное поведение, наличие родственников с наследственными болезнями и тому подобное. Своего пика евгеника достигла в Германии при нацистах; как говорил Рудольф Гесс, "национал-социализм - это прикладная биология"

Сейчас евгеника безоговорочно осуждена как "лженаука", приведшая к "грубым нарушениям прав миллионов людей", однако ее корни остаются не выкорчеванными - и лежат они не в науке как таковой, а в той самой "современной материалистической картине мира". Это картина мира, в которой права и достоинство человека могут держаться какое-то время по инерции, но обречены исчезнуть. Достоевский сказал "если Бога нет, то все позволено"; современные энтузиасты говорят "никто не мешает нам" поступать по своему усмотрению. Это обесчеловечивающее мировоззрение апеллирует к науке - и нам стоит сказать об этом несколько слов. С христианской точки зрения человек, конечно, обладает телесной природой - у нас есть нейроны, и нейромедиаторы, и все то, что исследуют ученые; деятельность ученых может быть и полезной, и благородной. Наука, и, в частности, генетика находит пути лечения тяжелых генетических расстройств, облегчает человеческие страдания и спасает жизни. Среди генетиков мирового уровня есть верующие люди - такие как Френсис Коллинз или Франциско Аяла. Однако человек не сводится к своей телесной природе; у нас могут быть определенные генетически заданные склонности - кто-то от природы флегматичен, а кто-то, напротив, вспыльчив - но это условия, в которых мы совершаем выбор; сам выбор остается за нами.

"Современная материалистическая картина мира" никак не может быть научно обоснована - Вы не можете поставить решающий эксперимент и доказать, что "автора у романа нет". Она является предметом веры; более того, она связана с грубой ошибкой в мышлении.

Попробуем объяснить, в чем эта ошибка состоит. Науке присущ так называемый "методологический натурализм" - то есть обращение к рассмотрению исключительно природных причин, при этом природа воспринимается как "совокупность материи, которая движется по определенным неизменным законам". Любые внеприродные и внематериальные объяснения находятся вне области науки. Ученые не ставят экспериментов над ангелами и не замеряют уровень святости; эти реальности находятся вне пределов достижимости научного метода. Вне его достижимости находится и еще одна сверхприродная реальность, хорошо нам знакомая - наша свободная воля. Наука не отвечает на вопрос о происхождении тех самых законов природы, которые она исследует; она принимает то обстоятельство, что мироздание упорядоченно, причем упорядоченно постижимым для человеческого разума образом, не задаваясь вопросом о происхождении такой упорядоченности. Есть вопросы, на которые наука не отвечает - и большинство ученых спокойно это признают.

Ошибка материалистов в том, что они путают этот методологический натурализм с натурализмом онтологическим - то есть верой в то, что в реальности не существует ничего, кроме материи. Это как если бы мы сказали, что, поскольку химия, в рамках своих методов, ничего не может сказать нам о литературе, литературы не существует. Там, где ученый говорит "в рамках моей дисциплины я этим не занимаюсь" материалист бодро заявляет "этого не существует". Это явная ошибка с точки зрения логики - но это и явная ошибка с точки зрения жизненного выбора.

Здоровое общество состоит не из людей с правильным генами - а из людей с правильными душами; из людей, осознающих свою свободу и свою ответственность, людей, приверженных (давайте скажем прямо) заповедям Божиим.

http://www.radonezh.ru/analytic/12674.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!