Утешение общей веройВстречи с людьми в театрах, вузах, лечебницах, на улицах и площадахВсего-навсего девять дней длилось Патриаршее посещение Украины в этом году (в отличие от десятидневки предыдущего года, когда мы размышляли об итогах в статье «Десять дней, которые потрясут Украину» (дать активированную ссылку
http://fondsk.ru/article.php?id=2344 ), но кажется — в них вместилось очень многое время, потому что дни эти были весьма насыщенны.
Ведь сколько собралось в эту девятидневку, в эти одесские, днепропетровские и киевские дни Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — и молебны в исторических Спасо-Преображенских соборах Одессы и Днепропетровска, и краткий отдых в единственной на Украине Патриаршей резиденции в одесском Свято-Успенском монастыре, и беседа со старцем этого монастыря Ионой (Игнатенко), и встречи с людьми в театрах, вузах, лечебницах, на улицах и площадах, и вручение Патриарших наград тем представителям священства УПЦ, которые проявили себя подлинными ратниками в деле сохранения единства Русской Церкви, это и общение с политическим руководством Украины, и беспрецедентный молебен в первом кафедральном соборе всея Руси, Святой Софии, предшествовавший заседанию Священного Синода РПЦ в Лавре, и киевские дни празднования Крещения Руси. И везде, повсюду, во всех проповедях, во всех приветственных словах, высказанных Его Святейшеством по обыкновению ярко, сердечно, убедительно, проникновенно, лейтмотивом была проведена мысль о любви и единстве, о нерасчленимости Русского Мира.
Этот акцент общности был расставлен уже накануне, когда, предваряя приезд Патриарха,
Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир в интервью пресс-секретарю УПЦ Василию Анисимову сказал: «Мне представляется, те, кто отрицают существование русского мира, должны отрицать и Крещение Руси. В нашей первой и главной летописной книге «Повести временных лет» киевлянин преподобный Нестор Летописец не только пишет о том, «откуда есть пошла русская земля», но и подробно перечисляет народы, формировавшие нашу древнюю цивилизацию. Со своими языками, обычаями, нравами. Русь, «русская земля» исконно была многоэтничной. В ее основе лежала православная вера, «святая Русь», которую столетиями защищали наши предки. У нас есть все основания говорить об особом цивилизационном тысячелетнем единстве наших народов, которые создали неповторимую православную культуру. «Русский мир» не отрицает ни наших стран, ни наших народов, ни национальных языков и культур. Киеву суждено было стать колыбелью нашей Церкви и нашей цивилизации. Может быть, ежегодное посещение Святейшим Патриархом Кириллом Киева на День Крещения Руси возродит традицию всеправославного паломничества к святыням нашей древней столицы».
Известный книгочей, Блаженнейший Владимир вспомнил в подтверждение своих слов лучшего, на наш взгляд, русского писателя ХХ века: «У Андрея Платонова есть антиутопия о народе, позабывшем свое имя. Это деградация и саморазрушение. Никакая политкорректность не может служить оправданием этому». И сразу, словно в виду предстоящего заседания Священного Синода, посвященного уврачеванию раскола, Блаженнейший Владыка добавил: «Наша позиция выражена в документах Священного Синода, где указан единственный верный путь преодоления разделений — это путь канонов. Никакими политическими договоренностями во Христе соединится нельзя. Наш призыв к единству был и остается в силе».
Важность темы единства была обозначена в первый же день Патриаршего посещения, в одесском Свято-Успенском храме, где пребывает Чудотворная Касперовская икона Богородицы, когда к Святейшему Патриарху обратился митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «От лица духовенства и верующих Одесской митрополии Украинской Православной Церкви, православной общественности города Одессы и от себя лично приветствовать Вас с благополучным прибытием на одесскую землю, засвидетельствовать Вам нашу сыновнюю любовь, выразить свою благодарность и утешиться общей верой».
Три знаменательных, основополагающих слова: вера, общая, утешиться. Со слова «вера» начинается этот чудесный ряд — Вера, Надежда, Любовь, София. Предполагаемая общность говорит о нераздельности Вселенского Православия, Русского Мира, поскольку стратегией Церкви является молитва (это слова Патриарха), и только в соборной, общей, единой молитве мы можем ощутить общность в полноте. И, наконец, «утешение». Не вражда, не призыв к ответу и барьеру, уничтожению и попранию, а именно утешение, ибо что может быть выше милосердия, сострадания, умиления? И, тем самым, утишение — зараженных ненавистью.
Митрополита Агафангела мы все знаем как радетеля за Русское православие, как продолжателя дела великих одесских светильников веры — святых Иннокентия Херсонского (Борисова), Ионы Атаманского, Кукши Одесского, и потому его слова для Русского Мира особенно внятны.
По всему пути следования, во всех пунктах пребывания, как и в прошлом году, своего Патриарха встречали воодушевленные любовью православные, это чувствовалось отчетливо даже теми, кто наблюдал эти встречи и молебны по телевидению, благо, два общеукраинских канала, «Перший» и «Интер», взяли на себя такую благодарную функцию.
В Одесском оперном театре, выступая перед общественностью города, Патриарх, рассуждая о путях преодоления межнациональных конфликтов, высказал высокое рассуждение о любви: «В истории было всякое, но в ней было ясное свидетельство о том, что когда люди жили или пытались жить по законам любви, потому что это есть Божественный закон человеческого общежития, тогда и гармонизировались все межрелигиозные и межнациональные отношения, тогда мир становился другим… Всякое слово человека, называющего себя церковным, отмеченное злобой и агрессией, не есть слово церковного человека. Очень легко различать духов (см. 1 Кор. 12, 10), для этого не требуется сложного анализа, — нужно просто внимательно послушать, о чем говорят люди. И если вы слышите из уст пастыря, что нужно дать бой, пойти стенка на стенку, сделать, чтобы мало не показалось, — это самое лучшее свидетельство, что с вами говорит не пастырь. Пастырь может сказать только одно слово: «Мир всем, пусть между вами будет мир Христов, научитесь жить друг с другом». В этом огромная воспитательная роль Церкви. Церковь не может быть идеологическим придатком, обслуживающим интересы конфликтующих сторон, она не может привносить смуту в человеческое сознание, возбуждать ненависть, злобу, агрессию».
Некоторые ангажированные ненавистью телеканалы в эти дни находили повод для «альтернативной картинки», которую создавали то активисты тягныбоковской нацистсткой «Свободы», вздымавшие над головами выглядевшие как-то жалко плакаты «Кирило — колонiзатор вiд КДБ», то безумные тетки, вспомнившие кричалку начала 1990-х «Геть московського попа!», то шедшие маршем раскольники «киевского патриархата», уводимые в адскую бездну своими горделивыми и тщетными пастырями. Казалось, еще чуть, и слюна бешенства, вызванная то ли жарой, то ли взращенной внутри ненавистью, так и брызнет на тротуары. Эти люди в помрачении забыли, что на всем пространстве Святой Руси — одни святыни, одни святые и одна Церковь (это тоже слова Патриарха). К счастью, масштабы, если так позволительно выразиться, «партии любви» и «партии ненависти» — несопоставимы. Православный народ Украины стоял и стоит рядом со своим Патриархом. И это принципиально разные лица! В какие-то минуты автору этих строк даже, грешным делом, подумалось, что это разные виды человеческой породы: одни с благоговением слушали Патриарха из кресел Одесской оперы или стояли в храмах и вокруг них на литургиях, а другие — с перекошенными чертами, изрыгали свою неприязненную страсть.
И это не просто картинка. Мы хорошо помним и о том, как украинские раскольники захватывали храмы канонической церкви, избивая железными арматуринами пожилых прихожанок. И вот сообщение агентства УНИАН, именно среды, 28 июля, то есть Дня Крещения Руси: около 16:30 в Свято-Покровском храме Украинской православной церкви Московского патриархата в Запорожье во время вечерней службы произошел взрыв "безоболочного взрывного устройства, по мощности эквивалентного пятистам граммам тротила", расцениваемый правоохранителями как террористический акт. От полученных ранений в реанимации скончалась 80-летняя инокиня Людмила (Донец), еще 8 (или 10) человек получили повреждения, предварительно квалифицированные медиками, как “легкой степени тяжести”. Это тоже — свидетельство ненависти.
А словно навстречу тем, пока что невменяемым, неслись слова нашего главного пастыря о любви и единении, напоминания о суждении преподобного Серафима Саровского «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». И в последний день посещения, в день Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, накануне убытия из Киева, по окончании праздничного молебна на площади перед Свято-Успенским собором Киево-Печерской лавры, в слове, обращенном ко Блаженнейшему Владимиру, Патриарх Кирилл просто обязан был поставить яркую эмоциональную, духовную, содержательную точку, подчеркнув:
«Нам не следует бояться клеветы, потому что Бог сильнее диавола, но нужно отвечать на некоторые клеветнические измышления, которые направлены на то, чтобы посеять новые плевелы вражды и подозрительности в единой Русской Церкви.
Так вот, всем непонятливым, всем не имеющим слуха, всем потерявшим зрение, всем потерявшим память, я хочу сказать, что слово Церкви — это золото, как и слово архиерея — золото. Церковь никогда не отступается от своих слов, и когда устами Поместного Собора был подтвержден статус самостоятельной в своем управлении Украинской Православной Церкви с правами широкой автономии, то подтверждался он не для того, чтобы его отменить.
Церковь не нарушает своих слов. Но мы знаем примеры, когда церковные служители отказывались от своих слов и вслед за этим гибли духовно сами и других увлекали в пучину. Говорят о том, что Патриарх приезжает в Украину, чтобы ограничить права и возможности Предстоятеля Украинской Церкви. Не для этого приезжает Патриарх на Украину, а для того, чтобы вместе с Предстоятелем Украинской Церкви, вместе с епископатом всей нашей Церкви — с украинцами, россиянами, молдаванами, людьми других национальностей, — свидетельствовать миру, в том числе и здесь, в Украине, о Христе распятом и воскресшем, о Христе, способном дать силу воскресения даже самым великим грешникам.
Вот почему мы еще и еще раз обращаем наши слова к тем, кто находится в расколе. Любовь Христова распространяется на всех, и служители этой любви не могут совершать то, что противоположно слову Божию. А потому мы будем строить отношения с братьями нашими, пребывающими в расколе, с одной стороны, на основе правды церковной, правды Божественной, а с другой стороны — на основе любви. И даже тот, кто больше всех согрешает, не должен терять надежды на спасение, потому что ради всех взошел на крест Спаситель, Он пролили Свою кровь не столько за праведников, сколько за грешников. И потому, когда мы обращаемся к ближними и дальним, даже к тем, кто терзает тело Церкви, мы не говорим пустых слов, мы не говорим загадками, мы не говорим языком дипломатии — мы говорим языком Евангелия.
Снова и снова призываю всех объединиться в едином Теле Христовом, чтобы прославлять имя Божие всем вместе с надеждой на то, что эта общая молитва приклонит ко всем нам милость Божию».
В самом деле беспрецедентен для новейшей истории факт молебна Патриарха РПЦ в храме Святой Софии, которая до сих пор, особенно в период оранжевого безвременья, была «опанована» раскольниками и автокефалами для своих эпизодических акций, даром что там находится национальный музей-заповедник. Инициатива о проведении молебна в этом священном храме возникла уже в ходе Патриаршего посещения Украины. И следует признать эту находку весьма значительной. Тем более, что основной темой воспоследовавшего за «софийским» молебном заседания Священного Синода была болевая точка современного православия: уврачевание раскола.
Об уврачевании раскола Его Святейшество в последовавшем интервью заявил следующее: «Во-первых, благодарю Бога за то, что этот процесс уже начался, и тысячи людей приходят к местным священникам, к епископам, многие принимают Крещение, сознавая, что то «крещение», которое было над ними совершено, не имеет благодати Божией. Переходят священники. Но, конечно, все эти переходы не носят пока такого масштабного характера по целому ряду причин. В первую очередь, люди боятся. Некоторым кажется, что покаяние — это некий суд с присяжными заседателями. Мы каждый день должны каяться Богу. Каяться должны и те, кто считает себя благочестивым человеком, — может быть, они сугубо должны каяться в гордыне духовной; каяться должны и грешники. Преступники, находящиеся в тюрьме, — и те каются. Покаяние — это главная наша духовная сила, через которую каждый из нас становится лучше, и поэтому принесение покаяния не означает публичной «порки», того, чего люди боятся и с чем они не согласны. Потому что многие оказались в расколе просто даже не по своей воле. А кроме того, когда ребенок приходит к родителям и говорит о том, что он сделал что-то плохое, неправильное — разве за этим следует ухудшение отношений в семье? Напротив, родители проявляют любовь и помогают такому ребенку. Церковь, как я это неоднократно говорил, это община исцеления, в которой исцеление получают все, в том числе люди, которые прошли в своей жизни через трагедию раскола.
Поэтому хотел бы обратиться и сказать всем, кто меня сейчас слышит: не нужно раздумывать. Самое страшное — это умереть в расколе. Самое страшное — это лишить себя Божией благодати. Нужно переходить из раскола в Церковь, принимать Таинства и восполнять все то, что было внешним образом получено в расколе, реальным даром Духа Святого, Который передается людям только в Церкви.
И я очень надеюсь, что этот процесс воссоединения людей с единой спасающей Церковью приведет в конце концов к полному исчезновению раскола. Так было не только на Украине, так было в России в свое время, во многих других местах, и Церковь всегда находила в себе силы восстановить единство и полноту благодатной жизни через молитву и покаяние».
Взирая на присутствие Патриарха в среде православного народа Украины, отчетливо понималось, что если в нашем обществе возобладает «светская либеральная» позиция некой «удаленности» государства, системы образования от нашего православного наследия, то есть если мы откажемся от исторического значения Крещения Руси, от опорной основы всей нашей цивилизации, мощнейшей духовной традиции, сформировавшей нас как народ, то мы лишимся исторической памяти, а именно этого многие и ждут — когда же Русский мир окончательно заглотнет наживку «толерантности» на либеральный манер, релятивизма и тем самым перестанет существовать.
Патриарх не раз признавался в особой любви к украинской пастве. В одном из интервью, данных в эти праздничные дни Крещения Святой Руси, Его Святейшество, неизменно восхищавшийся религиозным чувством верующих Украины, заметил: «Что касается благочестия народа, оно одинаковое — и на берегах Черного моря, и на Почаевской горе, и во всех других местах. Это настолько яркое и сильное проявление религиозного чувства, что просто душу захватывает. С украинским народом легко молиться, и я думаю, что это самое удивительное и самое выразительное проявление духа народа, который исторически живет в том месте, откуда пошла Русь Святая».
Патриарх в эти дни не раз сетовал на то, что не может лично благословить каждого из пришедших, но очень хотел бы это сделать, ибо прикосновение к каждому «замыкает духовную цепь между Патриархом и верующим народом. Не только вы получаете в этот момент благословение, но и я получаю силу от ваших любящих и благочестивых сердец, прикасаясь к этой основе духовного бытия всей Церкви — благочестию нашего народа. Пусть Господь всех вас хранит в мире, любви, единомыслии, пусть процветает Украина, пусть укрепляются братские отношения между народами Святой Руси, пусть Господь в ответ на подвиг преподобных отцов и мучеников, исповедников, что кровью своей стяжали наше единство и укрепили нашу веру, поможет нам и сегодня, сохраняя веру в Церковь, преобразовывать жизнь мира сего по закону Христову! Аминь».
Теперь, после второго визита Патриарха Кирилла на Украину, мы еще отчетливей понимаем, как важна его миссия для нас, жителей Украины, как важно присутствие его здесь, на древней земле Киевской Руси, вокруг святости которой пытается объединиться молодое украинское государство. Эта пастырская присутственная «подпитка» нам остро необходима — в личной духовной жизни, в деле преодоления раскола, в общеправославном, христианском смысле любви. И, воспринимая высокую меру Патриаршей ответственности, этого креста, который невозможно нести без помощи Божией и солидарных молитв паствы, мы понимаем: если не будет на Украине духовного единства, то не будет и самой Украины, а значит, в итоге, не будет Русского Мира.
Именно такова цена вопроса. И если кто-то думает, что раскол украинского православия — проблема частная, второстепенная, внутриконфессионная, тот глубоко заблуждается.
Наши враги понимают значимость этой проблемы очень хорошо. Будем же трезвы и деятельны.
Станислав Минаковhttp://voskres.ru/articles/minakov11.htm