Спустя годы после катастрофы крупнейшего круизного лайнера ее причины скрыты на дне Цемесской бухты и в архивах КГБ - говорят очевидцы трагедии.Сегодня - 24-я годовщина одной из самых крупных и загадочных в истории мореплавания катастроф: около полуночи 31 августа 1986-го в Цемесской бухте под Новороссийском круизный пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов" столкнулся с сухогрузом "Петр Васев". "Нахимов" стал братской могилой для 64 человек, которых водолазы так и не смогли достать на поверхность. Всего же в этом происшествии погиб каждый третий - 423 из 1243, включая 23 детей. Среди жертв больше всего было украинцев - 216 пассажиров и 51 член команды.
В мае 1987 года виновными в этой трагедии суд признал капитанов обоих судов, приговоренных к 15 годам лишения свободы каждый. Реально они отбыли по 6 лет и попали под амнистию. Обоих уже нет в живых. Вадим Марков после освобождения из колонии работал капитаном-наставником на судах ЧМП. Умер в 2007 году. Его коллега Виктор Ткаченко с "Петра Васева", изменив фамилию, уехал на ПМЖ в Израиль. Загадочным образом погиб в 2003-м.
Сегодня, почти четверть века после катастрофы, ряд вопросов о ее причинах, остаются открытыми. Например, как в ясную погоду, в простых условиях, при нормальной видимости могли столкнуться два огромных судна, почему "Нахимов" так быстро - за семь минут - ушел на дно, отчего столь масштабным оказалось количество жертв, если до спасительного берега было всего лишь две-две с половиной мили, и море было спокойным...
ВОДОЛАЗ ЮРИЙ МЕЛЬНИК: «ЖЕРТВ МОГЛО БЫТЬ НАМНОГО МЕНЬШЕ»
Киевлянин Юрий Мельник призывался на срочную службу в ВМФ Союза почти за три года до катастрофы "Адмирала Нахимова" - осенью 1983-го. Окончил школу водолазов в Севастополе и оттуда был направлен в Феодосию. Дослужился до звания старшины 1-й статьи, а затем и главного старшины. Там же, на флоте, его приняли в КПСС - такое со срочниками бывало не часто. А за пару месяцев до увольнения в запас его привлекли к аварийно-спасательным работам на месте гибели "Нахимова". О том, как это происходило, Юрий - впервые после трагедии - рассказал для "Сегодня"...
- Служил я на ВМ - водолазном мотоботе, предназначенном для спусков до 60 метров, - говорит Мельник. - Нас подняли рано утром 1 сентября, то есть, через несколько часов после катастрофы, и сказали, что произошла какая-то авария под Новороссийском, и мы идем туда работать... Чем именно предстоит заниматься, конечно, люди себе представляли, но масштабы трагедии они представить не могли...
Из Феодосии до Новороссийска шли около 8 часов. Добрались - видим на месте катастрофы спасательные суда Черноморского флота. Одно из них СС-21 было флагманом. ВМ пришвартовался к нему и оказался прямо над затонувшим "Нахимовым". "Васева" уже не было - его или отбуксировали в Новороссийск, или он дошел туда своим ходом.
Море было спокойным. Каких-то обломков, вещей на поверхности мы не заметили. Думаю, самые крупные из них были уже собраны экипажами, которые первыми прибыли к месту столкновения, и подбирали не только людей, но и их личные вещи, прочее. Хотя, если честно, никто из нас не смотрел на море - смотрели вниз, под воду, туда, где виднелась громада "Нахимова"...
По словам Юрия Анатольевича, глубина в том месте была больше полусотни метров. Но поскольку пароход лежал на боку, до борта было где-то 25-27 м, и вода была прозрачной.
- В одном из иллюминаторов я увидел человека в оранжевом спасательном жилете, - продолжает Мельник. - Думаю, это был кто-то из пассажиров лайнера, пытавшийся выбраться из каюты, но что-то ему помешало, и он застрял, выбравшись только наполовину...
А потом началась черная работа и для экипажа ВМ, где был Юрий. Определили порядок и очередность спусков под воду, особенности работы по поиску тел погибших (всех, кому удалось выжить, к исходу первых суток доставили на берег, где им была оказана первая медицинская помощь). Наряду с военными водолазами, среди которых были и подводные разведчики 17-й бригады спецназа ЧФ (так называемые "морские котики"), задействовали и гражданских специалистов.
Работы по извлечению трупов велись круглосуточно в очень сложных условиях - многие жертвы трагедии находились в заблокированных каютах и других помещениях судна, чтобы достать их оттуда, приходилось применять подводную газосварку, закладывать взрывчатку, пользоваться ломиками. Некоторые металлические и деревянные конструкции не выдерживали нагрузок, обрушивались, загромождали и без того хаотические завалы коридоров, переборок, отсеков...
- У меня тоже были спуски под воду, - говорит Мельник. - Правда, вовнутрь "Нахимова" заходить не довелось. Походил по краю борта, доложил наверх, что никого не наблюдаю. После этого меня спустили на грунт. Там было илистое дно, толщина ила сантиметров 10, а может и больше. Но и на грунте никого не было... Находился под водой минут 40...
Поднимали Юрия на поверхность, как он говорит, с нарушением декомпрессионного режима, то есть быстрее, чем нужно было по инструкции, и лечили тоже неправильно. В результате проявились признаки кессонной болезни, образовалась закупорка вен на ноге. Хорошо, не сплоховали врачи - отвели угрозу. От спусков его временно отстранили...
- Несколько дней спустя, когда опасность миновала, снова отправили под воду, - вспоминает те события Мельник. - И поднял на поверхность двоих - мужчину и женщину. Женщина была в платье, уже в возрасте, может, пассажирка, а может, и член экипажа, не уточнял. Поднимал их по одному, и в лица старался не смотреть... Извлеченные из воды тела складывали на палубе спасательного судна, а потом переправляли на другое, поменьше, и доставляли к берегу, где стояли железнодорожные вагоны-рефрижераторы. Там оборудовали полки и там же проходила идентификации трупов экспертами, опознание родственниками погибших...
На вопрос, правда ли, что у некоторых водолазов, извлекавших тела, отмечались нарушения психики, что их мучали кошмары, преследовали галлюцинации, Юрий ответил, что такие факты ему неизвестны.
- Люди ко всему привыкают, - говорит он. - Рядом - трупы, а ребята на палубе арбузы едят... Первые два-три дня, конечно, многие были подавлены - горы тел, среди них молодые женщины, некоторые совершенно нагие, это же круизный пароход, да и столкновение произошло ночью, когда укладывались спать... И маленькие дети были среди погибших... Ну, вы понимаете, это все тяжело морально, психологически... Да... Сначала был шок. А потом как-то свыклись, что ли... У моряков нервная система крепкая, со здоровьем все должно быть в полном порядке. Меня, откровенно говоря, кошмары не донимали. Да и на глубине, когда опускаешься, страх исчезает - это действует на организм азот. Какое-то состояние опьянения возникает, и человек вроде как навеселе, может вести себя неадекватно...
Морские водолазы-спецназовцы работали в ночное время парами. Чтобы в случае чего напарник мог подстраховать коллегу. Но это не стало панацеей. Мичманы Полищук и Шардаков погибли при исполнении служебных обязанностей. Спецназовец ошибся, обрезав соединительный фал, а глубоководник застрял в узком проходе внутри "Нахимова" и не мог продуть регенеративный патрон. Те, от кого зависела их безопасность, потеряли время для поиска и подъема - искали ночью, в условиях плохой видимости. И Мельник искал одного из парней на борту затонувшего судна, а тот упал на грунт...
- Меня поразило, как самоотверженно боролись за жизнь одного из мичманов, около получаса находившегося под водой без сознания, медики, - продолжает Юрий. - Когда его доставляли на берег, еще и канат, как назло, на винт судна намотало, и мне пришлось в акваланге прыгать в воду и разрезать его... Пока довезли, пока вызвали профессора... Тот приехал, осмотрел парня и говорит - можете не стараться, ему уже ничем не помочь, покойник... И второго, увы, не спасли... Угробили, можно сказать, обоих. Так к 423 жертвам "Нахимова" прибавились еще две...
Вообще Мельник считает, что погибших на затонувшем круизном лайнере могло быть значительно меньше:
- На "Нахимове" были большие проблемы по спасательным средствам - тем же шлюпкам, плотикам, жилетам... Как вообще такое могло получиться - чтобы два громадных судна в ясную, спокойную погоду не сумели разойтись? И ведь на радарах все видели, что они опасно сближаются, но не предотвратили столкновение... Катастрофа подтвердила старую истину - море не терпит расхлябанности и не прощает головотяпства. Только цена этому - сотни человеческих жизней..
В общей сложности под водой у затонувшего "Адмирала Нахимова" Юрий Мельник провел около 10 часов. За проявленные в той спецоперации мужество и самоотверженность был удостоен ценного подарка - именных наручных часов "Восток" от правительственной комиссии, которую возглавлял Гейдар Алиев. От часов сегодня осталась одна задняя крышка с выгравированной надписью. Но все-равно - память...
ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ