Где критерии прогресса?Протоиерей Всеволод Чаплин, НГ-РелигииДискуссия верующих с атеистом подняла ключевой вопрос цивилизации … Когда Владимир Познер сказал, что принятие православия - «одна из величайших трагедий для России», реакция последовала тотчас же. И понятно, что первым ответом верующих было возмущение. А первым откликом на него - тщательно продуманные оговорки и подтверждение своей позиции известным журналистом и не менее известным атеистом. А вот дальше, что радует, обычная в таких случаях ругань остановилась и началась дискуссия. Причем довольно интересная.
Спасибо нашему старому оппоненту за то, что поднял ребром ключевой вопрос. Право же, надоело ходить вокруг да около, высчитывая проценты (не)толерантности в православии или исламе. Есть предметы, в которых настоящая религия и настоящий секуляризм прямо противоположны. И выяснить расходящиеся позиции - для реальной совместной жизни гораздо полезнее, чем игнорировать их, уговаривая себя, что все и так прекрасно.
Итак, господин Познер обвиняет православие в том, что оно не обеспечило для России прогресса. То есть в его понимании - материального процветания. Действительно, мы беднее, чем Америка. И можно долго рассуждать, что было бы с Россией, если бы не войны и революции. Но сегодня мы и вправду беднее. Точно так же, как Греция беднее Нидерландов, а Румыния - Германии. Точно так же, как Познер - беднее Березовского и даже Жанны Фриске.
Стоп, а зачем переход на личности? Уважаемому телеведущему, как и всякому культурному человеку, наверное, достаточно того, что он имеет. Владимир Познер наверняка с возмущением отвергнет предложение поработать тамадой на олигархической вечеринке или отрекламировать сомнительный «фондец». Хотя это может улучшить его благосостояние. То есть поспособствовать личному прогрессу в сугубо материальном понимании. Но нет, репутация - дороже. Нематериальные ценности даже для атеиста оказываются важнее, чем сумма на счету.
Такие ценности присутствуют и в жизни человека, и в жизни народа. Ни ту, ни другую жизнь нельзя измерить лишь деньгами и имуществом. Если человек или народ живет в мире с Богом, с собой и с другими, они живут счастливо и, поверьте, долго. Если деньги заработаны нечестным или недостойным образом - жди беды. И это показывают как история российского «бизнеса» начала девяностых, так и нынешний глобальный экономический кризис.
Да, православие напоминает людям, что жить достойно важнее, чем жить богато. Лучше довольствоваться малым, чем взять грех на душу. Православные страны не создали богатств за счет выкачивания ресурсов из колоний - сами кормили и обустраивали бедные народы. Дурни? Фанатики? Вечные тормоза прогресса? Кто-то так и скажет. Но мне почему-то думается, что сейчас, когда «лишние» ресурсы давно выкачаны, а уровень потребления достиг предела, всем, в том числе Западу, придется вновь обратить внимание на ценности, позволяющие гармонично строить экономику и жизнь вообще. На самоограничение. На умеренность в потреблении. На солидарность. Не случайно те самые европейские протестанты, которых Познер ставит нам в пример, сейчас пересаживаются с «Боингов» на поезда и с «Мерседесов» на велосипеды. А заодно критикуют мировую финансовую систему - подчас так жестко, как это не делали даже в СССР.
Спор о критериях прогресса отнюдь не закончен. Так же как и спор о том, прогрессирует ли вообще человечество. И что лучше - сытое самодовольство богатого, предсказуемого общества или открытость к воле Божией того, кому в земном мире не так много что терять. Недаром Леонид Радзиховский - по моим представлениям, агностик - недавно в связи с пожарами и засухой написал: «Иногда мягкая подушка всеобщего прогресса, на которой мы спим и видим сны о своем всесилии, вдруг проваливается или чем-то прокалывается - и мы, как наши далекие предки, ощущаем... Что?»
Протоиерей Всеволод Чаплин -
председатель Синодального отдела
по взаимодействию Церкви и общества
Московского Патриархата. http://religion.ng.ru/events/2010-09-01/3_discussion.htmlhttp://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/sentyabr/02/gde_kriterii_progressa/