Русская беседа
 
25 Октября 2024, 12:14:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Испытание и искупление  (Прочитано 1871 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 03 Сентября 2010, 07:39:56 »

Испытание и искупление


Диакон Владимир Василик о победе над Японией и искупительном подвиге русского народа во Второй мировой войне …

 
2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» представителями союзного и японского командования был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Это событие ознаменовало конец Второй мировой войны.


Вторая мировая война шла шесть лет. Впрочем, само по себе это шестилетие – с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 года – достаточно условно. Некоторые исследователи склонны вписывать во Вторую мировую войну ряд конфликтов, начиная с захвата Японией Маньчжурии в 1931 году. Соответственно, в эту схему вписываются и советские предвоенные конфликты с Японией 1938 и 1939 гг., и война в Эфиопии, и в Испании.


Определение Второй мировой войны с сентября 1939 года связано с известным европоцентризмом, с забвением того, что происходило на Дальнем Востоке. Мы насчитываем число потерь в войне до 50 млн человек. Цифра эта занижена, потому что в нее не вписываются потери Китая и Северной Кореи от японского геноцида (не побоюсь этого слова). Мой досточтимый сослужитель и коллега, отец Вячеслав Пушкарев в свое время высказал сомнение в том, стоит ли праздновать День Победы над Японией. На мой взгляд, безусловно, следует. О. Вячеслав также задается вопросом - оправдано ли было вступление Советского Союза в войну с нравственной точки зрения? На мой взгляд, безусловно, оправдано. Потому что японский солдат в 30-40-е годы являлся ужасом для мирных жителей Дальнего Востока. Более того, Квантунская армия являлась потенциальной угрозой существования Советского Союза в течение 1930-х - начале 1940-х гг.


Японцы не напали на нас не потому, что были столь рыцарственны и великодушны, а потому что помнили урок Халхин-Гола в августе 1939 года и, видя перед собой мощные дальневосточные войска СССР, не осмелились напасть.


Никакого вероломного нападения в 1945 году не было, поскольку в мае 1945-го года СССР денонсировал договор с Японией о ненападении и за время перед началом наступления советских войск неоднократно пытался принудить Японию к миру бескровным путем.


Я уже опускаю вопрос о том, как японцы вели себя в 1904-1905 гг. и, в особенности, во время гражданской войны. Скажу лишь одно: сожжение русских людей в паровозной топке, которое практиковали японцы во время гражданской войны, никак нельзя назвать гуманным актом.


Соответственно, можно и должно праздновать 2 сентября как День освобождения Китая и Северной Кореи от японских захватчиков.


Следует отметить силу и мощь русской советской армии, силу и мощь русского советского солдата. Американцы и англичане в течение трех с половиной лет не могли справиться с японской армией. Хотя они и сильно потеснили ее с островов, добились успеха в бомбардировках и борьбе с японским флотом, тем не менее, основная мощь Квантунской армии не была поколеблена. Советская армия решила эту задачу практически за месяц с минимальными для себя потерями. Огромная Квантунская армия – 700 тыс. человек – была разгромлена в кратчайшие сроки.


Теперь несколько слов об уроках Второй мировой войны. В ней оправдались слова из песни Пресвятой Богородице: «Расточи гордыя мыслию сердца их». Творцы Второй мировой войны – с одной стороны, Германия, с другой, Англия и Франция – мыслили о всемирном господстве и сокрушении Советского Союза. Что произошло в результате? В результате погиб Третий Рейх, а после войны распались Британская и Французская империи. А Советский Союз вышел из войны мощным, обновленным. Более того, в свое содружество он вовлек Восточную Европу, распространил свое влияние и на страны Азии, прежде всего, Китай.


Вторая мировая война ознаменовала пробуждение стран «третьего мира», которые долгое время являлись неполноправными членами международного сообщества, что в плане архитекторов войны не входило никак.


В планы архитекторов Второй мировой войны, безусловно, не входило и религиозное пробуждение, которое произошло, прежде всего, конечно, в советской России, но и не только. После этой страшной войны христиане в мире на какое-то время осознали ценность веры, Церкви, значение христианской нравственности хотя бы для выживания рода человеческого. Была попрана идея сверхчеловека и сверхчеловечества. Как точно заметил Клайв Степлз Льюис, «сверхчеловеков победили обыкновенные люди», - со здравым рассудком и трезвой совестью.


Конечно же, нужно сказать и о всемирном подвиге русского народа, подвиге искупительном. Многие мыслят трагедию Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в весьма узком спектре как только наказание Божье. Это правда, но только частичная. Если мы будем ею злоупотреблять, то не будем ничем отличаться от некоторых иерархов Зарубежной Церкви, которые говорили о «биче Божьем, обрушившемся на безбожную Россию», и приветствовали железноточную руку германских фюреров, которые должны были «исцелить Россию». Эта война была не только и не столько наказанием, сколько испытанием русского и других народов советской России и искуплением. Она была страшным очищением, крещением огнем и кровью. Действительно, вспоминаются пушкинские строки: "За то ль, что в бездну повалили / Мы тяготеющий над царствами кумир / И нашей кровью искупили / Европы вольность, честь и мир?"


Из этой трагедии надо извлечь уроки. Потому что мы недалеко ушли от наших отцов и дедов в их состоянии накануне 1941-го года.


У святителя Николая (Велимировича) в книге «Сквозь окно темницы» есть потрясающие слова: «Грешили мы и грехи искупали, запачкались беспутством, умылись кровью и слезами. 20 лет мы имели школу без веры, политику без чести, армию без патриотизма. 20 лет мы усердствовали, чтобы не быть самими собой, поэтому чужеземцы и накрыли нас своим крылом». Эти слова применимы и к нам, они отчасти объясняют трагедию Отечественной войны, когда официальной идеологией провозглашалось безбожие, интернационализм. Но едва ли не в большей мере эти слова могут быть применимы и к нашему времени. Когда Россия провозглашается светским государством, индифферентным к религии, когда патриотизм осмеивается и затаптывается, а армия разрушается, когда политика наша является зачастую нечестной и предательской по отношению к союзникам, в результате чего мы практически их всех растеряли. Нам стоит задуматься над этим предупреждением сербского святого, чтобы чужеземцы не накрыли нас своим крылом окончательно.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/02/ispytanie_i_iskuplenie/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!