Осторожно, латекс!Журналистское расследование «Дошло до того, что мы ни пороков наших,
ни лекарства от них переносить не в силах».
(Тит Ливий, древнеримский историк)
Эта история печальна. Она печальна еще и потому, что все, о чем пойдет речь ниже происходит «здесь и сейчас», а не «однажды в России». Впрочем, подобные истории могут происходить где угодно, то есть там, где есть для этого соответствующие условия. Например, на широте Гаити или Замбии, или хотя бы на просторах близкого нам территориально СНГ.
Невозможное – возможно! Именно под таким жизнеутверждающим девизом был организован бизнес, основанный на ввозе и реализации на территории РФ некачественных, а точнее опасных для жизни и здоровья потребителей расходных медицинских материалов. Оказывается, безобидные на первый взгляд медицинские перчатки могут быть страшным оружием, если они токсичны. Помощь врачей может оказаться фатальной, а фатум растянут на месяцы и годы, с дерматитами и эрозиями, внезапной онкологией и преждевременными родами. Пострадает и медицинский персонал. При этом поставки таких изделий в РФ могут быть экономически сверх выгодны, если организовать все «как надо». Об этом и пойдет речь ниже.
В далеком теперь уже 2001 году по адресу: г. Москва, Краснопресненская набережная, д.12, Центр Международной торговли, подъезд №6, офис 1607 было открыто представительство организации, которая назвала себя представительством компании Ansell S . A . (Франция) - сетевой ячейки крупного транснационального конгломерата, охватывающего США, Великобританию, Западную Европу и Юго-Восточную Азию, специализирующегося на производстве и продаже расходных медицинских материалов.
В качестве руководителя этого представительства выступил доверенный и проверенный кадр - некто Яременко Василий Васильевич, 25.05.1970 года рождения, уроженец Московской области. Ступени карьеры для нашего времени обычны: высшее образование, работа в Интуристе, Финансовая академия при Правительстве РФ (международные экономические связи), повышение квалификации в США. С 1996 года деятельность менеджера прочно связана с Ansell . И все бы ничего, бизнес как бизнес, если бы относительно государства, в котором этот бизнес происходил, не были бы некоторые интересные моменты.
Во-первых, представительство компании действовало в РФ с 1996-го или с 2001-го года (кому как нравится) без аккредитации и регистрации в каких-либо налоговых органах, то есть, грубо говоря, люди работали и реально продвигали продукцию известной компании, а налоги вообще-то не платили. Годами. Не выплачивались, разумеется, налоги и отчисления в государственные страховые фонды и с зарплат сотрудников в конвертах.
Во-вторых, товар известного производителя на территорию РФ при всем при этом ввозился по заниженной стоимости, что снижало налогооблагаемую базу связанных с В.В. Яременко официальных российских дистрибьюторов с одной стороны, а с другой - была, по сути, контрабанда. Разумеется, при таком раскладе, торговали и неучтенкой, а деньги внутри страны ходили туда-сюда, как иногда водится, через специальные фирмы – однодневки. Прибыль с оборота, понятное дело, конвертировалась, и уводились в оффшоры.
Организовано это дело было достаточно широко: фиктивное представительство + уполномоченные дистрибьюторы Ansell S . A . в России (реальные юридические лица) + реальный банк-гарант на границе + связанные фирмы-однодневки внутри страны + оффшорные зоны = безналоговой реализации контрабандного и не контрабандного товара на десятки и десятки миллионов долларов. По одной только товарной позиции смотровых медицинских перчаток объем официально поставленной продукции оказался равен 50 млн. долларов за несколько лет. А товарных позиций было несколько десятков.
Так дело и крутилось, по известной формуле: товар-деньги-товар, но и это еще не все. Есть в этой не такой уж сложной для вдумчивых правоохранителей истории еще как минимум два пикантных момента.
№1. Вопрос: где брались деньги для покрытия за поставки поступающего из-за границы частично контрабандного и прочего товара? Ответ: из бюджета РФ. Дело в том, что потребителями расходных медицинских материалов (в данном случае смотровых перчаток из латекса) являлись государственные медицинские учреждения по всей территории страны. Торговые агенты от Яременко В.В. и официальные дистрибьюторы Ansell S . A . были удивительно успешны в выигрыше больших и малых тендеров, как в масштабе небольших районных больниц, так и в масштабе целых регионов. «Удивительным образом» в процесс распространения этого товара были вовлечены не только торговые агенты или ответственные лица, принимающие те или иные позитивные решения от конкретных медицинских учреждений, но и некие влиятельные лица от «некоммерческих саморегулируемых организаций», которые определяли заведомо выигрышные тендерные условия. Искусство представителя, пусть даже и фиктивного – это умение в произвольной форме донести до нужных людей сигнал, который будет правильно оценен и благосклонно принят. Далее проект переходит уже в плоскость решения чисто технических вопросов в рамках взаимного интереса и практического взаимодействия. Но для серьезных дел нужны и серьезные рекомендации. Ну а страна пусть платит и дальше, попутно борясь с гидрой всепроникающей коррупции на страницах и экранах всевозможных СМИ.
№2. Поступавший (поступающий) в Россию товар по линии Ansell S . A . - Яременко В.В. - это не просто не качественный или не соответствующий ГОСТу товар, это токсичные изделия, изготовленные промышленным способом, реально опасные для жизни и здоровья, как самих пациентов, так и медицинских работников.
На этой теме хотелось бы остановиться особо. Еще в 2005 году американские потребители отказались приобретать от Ansell латексные перчатки похожего типа. Причиной послужила практика в Орегонском офтальмологическом институте (Юджин, штат Орегон), где было установлено, что применение данных изделий привело к возникновению диффузного ламеллярного кератита (воспаления роговицы) у пациентов в 85% случаев. Но как говорится, что американцу болезнь и скандал – то русскому хорошо. И потек токсичный поток в страну-помойку с ее национальным проектом «Здоровье» через незарегистрированное представительство в Москве с производств в Юго-Восточной Азии. И что же наша стража? Точнее, говоря медицинским языком, наша иммунная система государства? Как ни печально – оказалась парализована. Казалось бы, мы еще можем иногда поставить заслон сомнительным молдавским винам или конкурентной молочной продукции де факто все больше и больше отдаляющейся от нас Беларуси. Так сказать, в правовом поле. Однако к глубокому сожалению, наши чиновники различных рангов и служб пока не играют в высшей лиге, довольствуясь лишь товарищескими матчами с соседними дворовыми командами, услужливо не перебегая дорогу транснациональным корпорациям с американским акцентом, исправно вываливающим по доброй или злой воле свои некондиционные объемы на «развивающихся рынках». В нашем случае таким развивающимся рынком оказался российский бандустан.
Если короче, то ни рекламации медицинских специалистов, продолжающиеся с 2006 года, ни дополнительные лабораторные исследования, ни различные обращения по линии министерств и ведомств и арбитражных производств, успеха в деле защиты российского потребителя от опасного для здоровья импортного товара до сего момента не принесли. Скорее наоборот, сила государства была прямо или косвенно использована лишь для того, чтобы узаконить порок и тем самым разъесть социальные основы. Ведь получается, если порок не наказан, значит, он легализован. А если порок легализован, значит это вовсе и не порок, а всего лишь стандартная деловая практика.
Ответственные работники Росздравнадзора, Роспотребнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), Минздравсоцразвития в условиях конфликта интересов иностранного поставщика и собственного населения, зачастую игнорируя даже регламенты собственных ведомств, приняли осознанное решение бездействовать, ссылаясь на формальные и бюрократические процедуры, отсутствие компетенции для каких-либо собственных действий и решений. Так, в 2008 году состоялся официальный запрос по поводу качества ввозимых в РФ медицинских расходных материалов со стороны представителей Государственной Думы РФ в Министерство Здравоохранения и Социального развития. В ответ в декабре 2008 года Заместитель Министра Скворцова В.И. констатировала наличие административной процедуры рассмотрения данного вопроса. Кроме того, было обещано, что проверка поступивших сведений будет поставлена на контроль Минздравсоцразвития России с освещением результатов на интернет сайте этой государственной организации. Этим по части деятельности Министерства здравоохранения и социального развития все и ограничилось. Разумеется, ничего не изменилось даже на сайте.
Обращает на себя общая профессиональная безграмотность некоторых ответственных специалистов. В январе 2008 года до руководства Роздравнадзора доводилась информация о сути проблемы качества (токсичность) поставляемой в Россию медицинской продукции. В марте 2008 года заместитель руководителя Роздравнадзора Тельнова Е.А. сообщила, что на ввозимые товары имеются сертификаты соответствия и санитарно-эпидемиологические заключения. За дальнейшими разъяснениями было предложено обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Между тем, действовавшие соответствия лишь подтверждали, что расходные материалы медицинского назначения, поставляемые компанией Ansell S . A . соответствуют нормам герметичности и прочности, гигиеническим требованиям химических веществ, выделяющихся из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Сертификата соответствия нормам токсичности не было. Кроме того, Росздравнадзор не имея доказательств нетоксичности поставляемых расходных медицинских материалов, не начал сбор дополнительной информации и проверку на токсичность в соответствии административного регламента по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения.
Аналогичным, по сути, был ответ на обращение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Заместитель руководителя этой организации Шестопалов Н.В. сообщил о том, что вопросы сертификации и выдачи сертификатов соответствия вообще не входят в компетенцию его организации. Кроме того, проведенные ранее лабораторные исследования не служат основанием для запрета выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, а свидетельствуют лишь о возможности неких дополнительных исследований с применением количественных методов, утвержденных в установленном порядке. Далее по смыслу было понятно, что Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подобные исследования инициировать не намерена. Таким образом, отдельные ответственные исполнители Роспотребнадзора как минимум нарушили приказ № 224 от 19 июля 2007 года своего же ведомства (Роспотребнадзора) о санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок.
Оставили, немного подумав, все как есть и на таможне, решив наверное, что слово – это серебро, а молчание – золото. В ноябре 2007 года Центральной Оперативной Таможней Центрального Таможенного Управления Федеральной таможенной службы РФ осуществлялась проверка законности ввоза на таможенную территорию страны товаров производства Ansell S . A . Импорт осуществляла компания ЗАО «Медком-М» (ИНН 7719049086). 26 ноября 2007 года Яременко В.В. как лицо, представляющее в России компанию Ansell S . A . передал заверенные копии документов обеспечивавших ввоз товара на территорию РФ, якобы полученных им посредством экспресс почты из центрального офиса компании Ansell S . A . Оказалось, что стоимость товара в указанных документах не совпадала со стоимостью товара, декларировавшегося при пересечении границы.
По признакам, схема ввоза товара на территорию РФ по линии Ansell S . A . – ЗАО «Медком-М» осуществлялась с нарушениями как минимум УК РФ. Скорее всего, здесь имела место длящаяся организованная схема контрабандного ввоза товара и ухода от налогов, как поставщика, так и получателя, которая осуществлялась во взаимных интересах и в достаточно крупных масштабах. В ходе реализации этой схемы товары поставлялись с производств Ansell в Юго-Восточной Азии и разгружались в транзитных портах Котка (Финляндия), Гамбург (Германия). Далее товар следовал к границе РФ наземным транспортом, а в пути следования транзита до границы с РФ, возможно, и осуществлялась манипуляция с документами и ценами. Однако, как указано выше, дальнейшего развития тема этих расследований по каким-то весьма веским причинам не получила. В апреле 2009 года без особого шума и коммерческих оснований по решению учредителей была тихо ликвидирована компания ЗАО «Медком-М».
Окончание в следующем сообщении