Наш ГерманНа юбилей космонавтаВслед за Юрием Гагариным он осуществил прорыв в космос. Это было эпохальное событие. Имена Гагарина и Титова с восторгом звучали на всех языках планеты.
С высоты прошедших лет можно с полным основанием утверждать, что такой подвиг могли совершить лишь натуры незаурядные, люди мужественные и увлеченные высокими помыслами открыть путь человечеству в другие миры. Мои многолетние товарищеские отношения с Германом Степановичем убеждают в этом.
Познакомился я с ним в феврале 1962 года, когда он приезжал в Калманский район в качестве кандидата в депутаты Верховного Совета СССР по Барнаульскому сельскому избирательному округу для встречи с избирателями.
Увидеть и услышать героя-земляка было столько желающих, что ни одно помещение в районе не могло вместить и сотую их часть. Поэтому все встречи вынуждены были проводить на открытом воздухе. А зима в тот год была очень морозная и снежная.
Первая встреча состоялась в селе Новороманово. Помню, на высоком сугробе возле конторы совхоза им. Ленина была сооружена импровизированная трибуна-площадка, вокруг которой собрались многие сотни жителей станции Калманка и окружающих сел. Люди стояли в тулупах и полушубках. Над толпой – марево выдыхаемого воздуха. Радостные лица, нескрываемая гордость за Алтай, давший миру славного героя. Потрясающая картина!
После митинга в кабинете первого секретаря райкома партии Назара Атяшкина, много лет работавшего в Косихинском районе и хорошо знавшего родителей гостя и его самого, состоялась теплая беседа. Герман Степанович и сопровождавший его Герой Советского Союза полковник Глинка рассказали много интересного о перспективах развития космонавтики.
Я пригласил космонавта в райком комсомола, который возглавлял. Он охотно согласился. Во время разговора с находившимися там ребятами Герман Степанович живо интересовался вопросами: чем занимается райком комсомола, какие проблемы волнуют молодежь. Затем неожиданно спросил: «А у вас машина есть?» Услышав, что в райкоме ВЛКСМ имеются мотоцикл и две лошади, грустно произнес: «Жаль, а то выскочили бы на природу. Так хочется подышать родным воздухом».
Тема родного края, родной природы звенящей струной пронизывала всю сущность натуры Германа Степановича. Он любил Алтай, гордился им и превыше всего ценил доверие земляков.
В связи с этим вспоминается один эпизод. Делегатом на 16-й съезд ВЛКСМ Юрий Гагарин был избран от Московской, а Герман – от Ленинградской городских комсомольских организаций. Это считалось знаком особого доверия и уважения. Члены нашей делегации немножко завидовали ленинградцам, но были искренне горды за нашего земляка. Но у него, оказывается, на этот счет было свое мнение. Когда во время перерыва я подошел к нему, чтобы пригласить на встречу с земляками, он встретил меня, мягко выражаясь, не очень дружелюбно. В резкой форме высказал обиду на то, что его не избрали делегатом съезда от Алтая. Всякие доводы о том, что это решение ЦК ВЛКСМ, что быть делегатом от города – колыбели революции почетно, на него мало действовали, он в ответ на них коротко и твердо сказал: «Моя малая Родина – Алтай!» Вернувшись к своим ребятам, я передал им суть разговора с Германом, и все мы почувствовали себя крайне неуютно.
Но какова была наша радость, когда он после окончания работы первого дня съезда подошел и больше не расставался с нами. Более того, после окончания работы съезда пригласил всю делегацию в Звездный городок. В течение нескольких часов он лично проводил экскурсию в Музее космонавтики, поразив всех нас широтой своих знаний. А затем пригласил нас во Дворец культуры, где проходил творческий отчет детей космонавтов.
Обе дочери Германа – Татьяна и Галина – участвовали в нем.
Всем нам бросилось в глаза, с каким уважением относились к Титову его коллеги-космонавты, члены их семей.
Герман Степанович был очень интересным человеком. Обладая уникальной памятью, он многое постиг. Страстно любил поэзию, мог часами цитировать стихи русских и советских поэтов, знал наизусть «Евгения Онегина».
Природный ум у него счастливо сочетался с необыкновенным трудолюбием и целеустремленностью. В этом я убедился во время совместной семилетней депутатской деятельности во фракции КПРФ Государственной думы. Герман Степанович трижды избирался депутатом Госдумы по одномандатному Коломенскому округу Московской области, очень много работал на благо избирателей. Наши депутатские кабинеты были рядом, и мы практически ежедневно общались. Я видел, какая огромная почта идет на его имя, как часто он выезжает в свой округ, а затем добивается положительного решения поставленных перед ним вопросов и просьб.
Но главные свои усилия в эти годы Герман Степанович посвятил спасению космического комплекса страны. Затоплена космическая станция «Союз», превращен в забегаловку космический челнок «Буран», сведено на нет бюджетное финансирование космической отрасли.
Обладая опытом работы в качестве заместителя начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения, заместителя командующего Космическими войсками России, президента Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике, он хорошо знал причины и возможные последствия нависшей над космическим комплексом страны угрозы и до последнего бился за ее ликвидацию.
В один из таких дней я зашел в кабинет и, видя его угрюмое лицо, спросил, что случилось. Со свойственным ему юмором он ответил: «Ты же знаешь, что я хитрый. Опять со всем начальством переругался». Не за себя, за державу сражался Герман Степанович.
Поэтому сегодня с полным основанием можно сказать о том, что в сохранении в постсоветской России, хоть и в урезанном виде, космического комплекса огромная заслуга нашего земляка – Германа Титова.
Нельзя не сказать и еще об одной замечательной черте его талантливой натуры – скромности.
На больших и малых встречах он старался не выпячиваться, не подавлять окружающих своим авторитетом, с большим вниманием и тактом относился к своим собеседникам. По случаю выставок, презентаций новых книг, других событий алтайцы, проживающие в Москве, собирались в художественной мастерской еще одного нашего замечательного земляка, уроженца Михайловского района, народного художника Якова Скрипкова. Все попытки Якова Никифоровича усадить Германа в центр собрания, в «красный угол», неизменно заканчивались неудачей. Но он с неподдельным интересом участвовал в дружеских дебатах.
Великое и земное воедино сливалось в личности Германа Степановича. Великое было порождено в нем мощью державы, благородством целей, неподдельной любовью народа. А земное – трудолюбие, скромность, верность долгу – он впитал с молоком матери, формировал в себе в общении с земляками, следуя во всем примеру своего отца Степана Павловича.
Алтай гордится своим земляком, имя которого навечно вписано в когорту прославленных сыновей планеты.
Виталий Сафронов
«Я ПРИЕХАЛ НА РОДИНУ…»Незадолго до своей кончины Герман Титов побывал на Алтае. Вот что рассказала о последнем приезде прославленного земляка на родину председатель комитета по культуре Косихинского района Татьяна Аверина.
– У нас принято особо почетных гостей встречать на границе районов. Мы с работниками Дома культуры приготовили хлеб-соль, приветственную речь и ждали дорогого гостя ранним утром. С главой района на «Волге» они подъехали к нам. Не было ни кортежа, ни милиции, и я задала вопрос: «Где же сопровождающие лица?» На что Титов сказал:
– А зачем? Не надо. Я приехал на родину.
Два дня он посвятил Косихе. Побывал на кладбище, поклонился могиле Михаила Васильевича Карапоткина – тот был самый близкий Герману Степановичу одноклассник. Карапоткин долгое время работал председателем колхоза «Путь к коммунизму», потом фермерствовал. Кстати, сына он в честь Титова назвал Германом. Еще в те дни Титов съездил в коммуну «Майское утро», навестил могилы своих дедушек и бабушек.
Помпезности Герман Степанович никакой не желал. Беседуя с ним, я замолвила словечко о возможности встреч. На что он мне сказал: «Нет, я не хочу никаких больших встреч. Потянуло меня… Я приехал на родину. Дайте мне побыть здесь, как я того хотел…» Николай Игнатьевич Наймушин, глава сельской администрации Верх-Жилино, рассказывал, что Титов сказал: «Вот закончу все дела в Москве, приеду в «Майское утро», построю дом и буду здесь жить!»
У нас, единственных на территории бывшего Союза, есть два фильма – «Майское утро» и «Космонавт-2» (снятый к 30-летию полета в космос нашего земляка). Титов меня попросил: «Татьяна, я этих фильмов не видел, очень хочу посмотреть». В кинотеатре «Восток-2» мы накрыли Герману Степановичу стол. Подали те блюда, которые он любил: блинчики, огурчики, картошечку, посыпанную укропчиком, – крестьянскую еду. За этим-то столом он и посмотрел оба фильма в пустом зале. Первым был «Майское утро» – а там же его родители, и Топоров, и сын Топорова… Более двух часов стояло молчание, прерывавшееся короткими фразами. Он смотрел, и у него катились слезы по щекам… И тогда у меня возникло ощущение: он приехал проститься. Военный человек, привыкший к дисциплине, умеющий переносить большие, сверхчеловеческие нагрузки, и чуть ли не в голос рыдал, глядя на экран…
Мы отправились в музей в Полковниково – там он встретился со своими одноклассниками и земляками. Потом уехал на базу отдыха «Озеро Красилово», жил там.
Позже директор Федеральной службы налоговой полиции Салтаганов на вертолете прилетел за Титовым, чтобы увезти его в Белокуриху – для продолжения визита и отдыха. Да, мы ведь снова к их встрече подготовили стол, наш крестьянский, – пироги, блины, огурцы, картошка. Титов сам лично угощал гостей столичных.
И когда уже закончилась экскурсия по музею, надо было идти к вертолету, Титов всех озадачил: «А почему вы меня провожаете? Я не хочу лететь! Я остаюсь здесь!» Надо было видеть лица высоких гостей… Попрощались, проводили делегацию в вертолет. А на базу позвонили: Титов вернется, чтобы освободили его домик.
Это было в начале августа… Тогда я видела Германа Степановича в последний раз.
Я впервые встретилась с таким человеком. Вспоминаю, что, когда он с земляками разговаривал, держался. И не забуду, как в кинотеатре лились у него градом слезы…
Потом Герман Степанович шутил, общался с людьми, и вдруг как будто что-то нахлынет – вновь слезы в глазах...
В 2005 году в честь 70-летия Титова на кинотеатре «Восток» была открыта мемориальная доска. Вдову Титова, Тамару Васильевну, на торжестве мы усадили как раз на то место, где он сидел в последний раз.
Кстати
В 1987 году в Профиздате вышла первая книга-путеводитель из серии «Туристские районы СССР». Посвящена она была Алтаю, а предисловие к ней написал Герой Советского Союза летчик-космонавт Г. Титов.
«Есть на земле место, которое тебе бесконечно дорого, – твои родные края, где ты появился на свет, вырос, откуда ушел в большую и интересную жизнь. Алтай моего детства – это березовые рощи с кукушкиными слезками в окрестностях родного села, таинственные урочища с волчьими следами, колки с зарослями черемухи и калины, земляничные поляны, извилистые речки Бобровка и Лосиха, бобровые хатки по их берегам, запахи тайги и луговых трав.
…Алтай – центр моего земного притяжения. Это мое детство и, наверное, самое счастливое время жизни. Алтай - моя «малая» родина – моя большая любовь».
"Алтайская правда", 11.09.2010Материал подготовила Светлана Тирская