Источник вдохновенияПаломническая поездка самарских писателейИзвестная далеко за пределами Самарского региона и России самарская святыня – Икона Божией Матери «Избавительница от бед» была явлена верующим в селе Ташла близ Тольятти в переломном для России 1917 году. Паломничества литераторов к этому источнику последние годы стали доброй самарской традицией благодаря протоиерею Сергий Гусельников, ключарю Кирилло-Мефодиевского Самарского собора святых. Недавно принятый в члены Союза писателей России, отец Сергий считает своим долгом духовно окормлять писательскую братию. На сей раз в состав паломнической группы, помимо членов Союза писателей России, вошли книголюбы, учителя основ православной культуры, журналисты всероссийской православной газеты «Благовест», издаваемой в Самаре... Все мы получили неоценимую светскими мерками возможность прикоснуться сердцем к главной святыне Свято-Троицкой церкви села Ташла – иконе Божией Матери «Избавительница от бед».
Сами обстоятельства явления этой святыни православным верующим похожи на чудо. Икона стала символическом знаком особого покровительства Богородицы к России в период испытания нашей страны революционными потрясениями. Осенью 1917 года уроженке села Ташла келейнице Кате трижды во сне являлась Богородица и указывала место, куда Кате надлежит пойти, чтобы выкопать из земли чудотворный образ Богородицы. Катя понимала: если не исполнит просьбы Божией Матери, будет наказана. Девушка рассказала о своем видении подругам Фене Атякшевой и Паше Гавриленковой. Все вместе они направились к ташлинским оврагам. По дороге Кате привиделись ангелы в белых одеждах, которые проносили икону Пресвятой Богородицы. Катя показала подругам место, и девушки начали копать землю. Собрался народ. Некоторые односельчане недоверчиво перешептывались, иные откровенно посмеивались над девушками. Один односельчанин взялся было помочь выкапывать икону, но вскоре бросил лопату, сказав, что всё это напрасная затея. Однако не успел он договорить, как был отброшен в сторону неведомой силой, словно ветром. Некоторое время пролежав в обмороке и очнувшись, мужчина безропотно взял в руки лопату и беспрекословно продолжил копать в указанном келейницей Катей месте. Народу вокруг было много, но икона словно сама выбрала того, кому даться в руки: Паша Гавриленкова ощутила в почве что-то твёрдое и вынула из земли небольшую, размером с листок блокнота, икону, лежавшую ликом вверх. Как только икону вынули из земли, в этом месте забил родник. Впечатлившиеся увиденным сельчане послали в соседнее село за священником, чтобы перенести явленную святыню в Свято-Троицкий храм села Ташла. По дороге в храм случилось первое чудо – после тридцати лет болезни почувствовала облегчение одна из сельчанок, приложившаяся к иконе. Люди потянулись к вновь явленной святыне. Были отмечены многие случаи исцеления. Хотя не сразу поверили в чудо. Маловерные были даже среди служителей православия. Одним из таких маловерных оказался настоятель ташлинского храма Святой Троицы священник Дмитрий Митекин. Его сомнения в чудотворности вновь обретенной святыни привели к тому, что однажды ночью икона просто исчезла из запертого и охраняемого храма. «Икона ушла» - так объясняют это непонятное с точки зрения материалистов явление верующие. И ловишь себя на мысли, что люди говорят о святыне вовсе не как о вещи, но как об одушевленном существе. Тогдашний сторож утром увидел молнию, мелькнувшую в сторону источника. Прихожане отслужили литургию и крестным ходом направились к источнику. И увидели, что покинувшая храм икона сияет над часовней, сооруженной над источником. Маловерному отцу Дмитрию икона далась не сразу. Священник пытался было почерпнуть её ведром из источника, но все его усилия были тщетны. Тогда он, заливаясь слезами раскаяния, на глазах своей паствы упал на колени и стал каяться в своем маловерии, прося у Божией Матери прощения. Икона, словно сжалившись над ним, снова всплыла из глубины вод...
Случаи исцеления недугов после приобщения к этой святыне столь впечатляющи, что поток паломников постоянно прибывает. Про других говорить не буду, расскажу о себе. Я очень боюсь нырять с головой в воду, но, превозмогая свой страх, и трижды погрузилась в ледяную купель источника. И – бах! – дорогие бусы, бывшие на мне, буквально рассыпались от прикосновения к воде. Конечно, было жаль любимого украшения, но каково же было моё изумления, когда на следующий день я ощутила, что невралгия, мучившая меня последний месяц, отступила от меня. Рассыпалась, словно бусы в святой купели! Думаю, не мне одной довелось ощутить чудотворность самарской-ташлинской святыни! Не зря к иконе сегодня едут поклониться, искупаться в чудотворном источнике и набрать для себя и близких целебной освященной воды паломники из Украины, Белоруссии, Прибалтики, Германии, Франции… Здесь же можно поклониться могилам праведников православной веры – монахини Серафимы Денисовой, блаженного Степана Никифорова, недавно упокоившейся с миром и любимой многими самарскими верующими схимонахини Маргариты.
В нашей паломнической писательской группе были люди самого разного возраста – от трехлетней Настеньки Громовой, дочери председателя Правления Самарской областной писательской организации Александра Громова, до патриарха самарской поэзии Бориса Зиновьевича Сиротина, недавно отметившего свое 75-летие. Порадовало, что немало было молодых поэтов и прозаиков – Карина Сейдаметова, Андрей Хитёв, Ольга Тутарова, Алексей Загаринский… Что ж, чем раньше человек, работающий со словом, поймёт его божественную природу, тем лучше будет и для словотворца, и для Слова. С Андреем Хитёвым произошёл прямо-таки мистический случай. Желая помочь людям набрать воду из источника, изрядно обмелевшего за время летней феноменальной жары, Андрей обронил из нагрудного кармана в святой источник купленную им в лавке храма села Ташла дорогую посеребренную икону Святого Праведного Иоанна Кронштадского. Андрей был не на шутку расстроен потерей, сочтя её недобрым для себя знаком, хотя старался не подать виду. Но всем известно, что поэты вообще, а талантливые в особенности, очень мистически настроенные люди! Мы, как могли, утешали Андрея. И вдруг мне пришла в голову мысль о том, что ничего плохого в принципе никогда не может случиться с человеком здесь, в этом святом чудотворном намоленном месте. Я вспомнила, сколько крестиков, иконок, колец люди дарят-оставляют у иконы «Избавительница от бед», как знак благодарности Богородице за помощь. А у Андрея Хитева Богородица, можно сказать, Сама взяла икону, не стала дожидаться, пока молодой поэт её подарит. Разве это может быть дурным предзнаменованием?
После молебна, который отслужил возле святого ташлинского источника протоиерей Сергий Гусельников мы поехали в трапезную Свято-Троицкого ташлинского храма, где отведали невиданно вкусной и при этом такой простой православной пищи. Всегда удивительно, как православные повара умудряются готовить такие вкусные блюда из таких простых продуктов! Видимо, играют роль молитвы, которые предваряют приготовление пищи. А уж чай из богородской травы - чабреца и вовсе всех нас сразил наповал! Никакие заграничные «липтоны» ни в какое сравнение с ним не идут!.. На обратном пути разговорились с отцом Сергием Гусельниковым. Недавно у него по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского, вышла книга стихотворений «Время жатвы». Это второй поэтический сборник Сергия Гусельникова, позволяющий говорить о нём, как о самобытном православном поэте. Сейчас в литературных кругах есть такое понятие – «приходская поэзия», применяемое к стихам, как правило, лишённым того божественного Света, который, собственно, и является отождествлением Христа, Божьего дара в человеке. И даже частое поминание Бога всуе не спасает подобные псевдо-шедевры от зачисления в разряд «приходской лирики». А вот отец Сергий пишет поистине духовные стихи. Даже когда вовсе не поминает в стихах Бога всуе. Но в его строчках явственно ощущается присутствие Творца, который, как известно, вездесущ и невидим: «Неперспективная» деревня. // Полузаброшенный погост… //И лебеда здесь как царевна //И лопухи уходят в рост. //Густые заросли бурьяна. //Плотина между двух прудов. //Домишко ветхий из самана – //Мой самый первый в жизни кров. //Я здесь родился в день туманный //После обеда, в декабре. //И начал жить в степи буранной, //Где каждый кустик в серебре…». Ни словом единым не упомянут в этом стихотворении Бог. Но присутствие Бога пульсирует в каждой строчке, как некое неназываемое, неизрекаемое чувство. А с какой любовью пишет Сергий Гусельников о каждом Божьем творении, будь то кустик в серебряной пороше или трава-лебеда! Надо быть воистину поэтом, чтобы увидеть в сорной траве царевну!
…На обратном пути из Ташлы мы с отцом Сергием рассуждаем о современной русской культуре и основополагающей роли литературы в ней. Сходимся в главном – настоящая культура происходит от слова «культ», а, следовательно, призвана пробуждать в людях чувства высокие и добрые. А ежели таковых не пробуждает, то это никакая не культура, а анти-культура. Антипод Света и Бога.
Диана Кан
http://voskres.ru/info/kan2.htm