Герой шахтерских буднейКонкурсная работа VI Международного литературно-художественного конкурса «Гренадёры, вперёд!» – «Сейте разумное, доброе, вечное…»Связь человека с обществом, его адаптация в реальном мире есть один из продуктивных механизмов социализации. Знание истории своей малой родины, места, где твой дом приобретает в этом случае совершенно особую и глубокую значимость. Это знание приобщает молодых людей к прошлому, к истории нашего общества. История жизни конкретных людей постепенно становится обязательным элементом при изучении истории родного края. Персонализация исторического процесса, вовлечение к изучению истории родного края, побуждает к собственной созидательной и творческой активности, работая на стратегию процветания Кузбасса. Кузбасс всегда был в прошлом и остаётся в настоящем крупнейшим угледобывающем центром страны. За этим статусом стоит самоотверженный труд многотысячной армии шахтёров и её командиров, больших и малых рангов, беззаветно отдавших и отдающих трудному, но благородному горняцкому делу свои знания, навыки и опыт, творческую энергию и организаторские способности.
Я считаю, что у каждого города, каким бы он молодым не был, есть своя интересная история. Все, чем располагает Киселёвск сегодня, чего он добился за семь десятилетий своей истории, было достигнуто самоотверженным трудом нескольких поколений киселевчан. Многолетний труд сделал наш город таким, какой он сейчас предстаёт перед глазами гостей и самих горожан. Славу нашему городу принесли люди беззаветной преданности своему делу – шахтёры.
Я являюсь экскурсоводом в школьном музее, где провожу экскурсию о шахтёрах, добившихся высоких результатов в труде. В ходе своей деятельности я выяснила, что большая часть экскурсантов не имеет представления о звании «Герой Социалистического Труда», о шахтёрах Киселёвска, удостоенных этого высокого звания. После проведённого мною опроса среди учащихся 8-11 классов [1] лицея №1, выяснилось, что владеют информацией по данной теме только 20% опрошенных [2] .
Итак, в центре внимания становится проблема, которая заключается в том, что современная молодёжь в большинстве своём не знакома с замечательными трудовыми традициями нашего шахтёрского города, не знает выдающихся передовиков горняцкого труда, в том числе Героев Социалистического Труда.
Исходя из этого, я поставила перед собой следующие цели:
Подробное изучение жизненного пути и трудового подвига Героя Социалистического Труда Михаила Ивановича Брагина.
Ознакомление жителей города с результатами моей поисково-исследовательской работы через газету «Киселёвские вести» и публикацию в книге «Киселёвск угольный»;
Пополнение фонда Управления городского архива г. Киселёвска и музея краеведения лицея№1;
Использование материалов, полученных в ходе исследовательской работы, в воспитательном процессе.
В начале исследовательской работы я обратилась к родным Михаила Ивановича, ознакомилась с подробностями его жизненного и трудового пути на основе сохранившихся документов и фотографий. Прошло уже больше шестнадцати лет, как нет с нами этого замечательного человека, поэтому многое не удалось вспомнить его вдове Валентине Васильевне и сыну Александру. О Михаиле Ивановиче Брагине было очень много публикаций в газетах. Его семья смогла предоставить мне необходимые документы и фотографии. Огромную помощь в изучении и получении материала оказало Управление городского архива, где в фонде №3 хранятся материалы о Михаиле Ивановиче Брагине, а также директор городского краеведческого музея Н.П. Догадайло. Материал о статусе звания «Герой Социалистического Труда» я изучала по книге «Знаки славы Отечества» [3] .
В связи с тем, что к работе в Управлении городского архива допускаются только граждане, достигшие 18 лет, то основная нагрузка по организации запроса и нашей совместной работы в архиве легла на плечи руководителя.
В деле № 1 фонда № 3 Управления городского архива г. Киселёвска я нашла документальные материалы личного происхождения за 1956-1982г.г., где обнаружила личный листок по учету кадров, копии наградных документов, газеты “Путь шахтера”, которая являлась органом партийного бюро, профсоюзного комитета, дирекции шахты “Тайбинская” за 1967-1979г.г.
Интересно было ознакомиться с делом № 4, где размещена статья «Зачем нужны рекорды» //В бой за уголь – 1968 – 5.03 №26 (6580).В ней районный инженер шахты «Тайбинская» А. Кемаев приходит к выводу, что нужно было ломать старую, сложившуюся годами традицию в организации работ: поочередное ведение щитов Рекорд бригады М.И. Брагина в 1967 году был установлен не ради славы и шума, он явился необходимостью для шахты «Тайбинская». Статья «Здесь мой причал и здесь мои друзья»// Путь шахтера. – 1976. – 21.01. №3 (1165) написана М. Брагиным. Эта находка значительно помогла мне в моей поисково-исследовательской работе, так как много важного я смогла почерпнуть из материала, собранного в архиве.
Я пользовалась литературой, предоставленной главным библиографом централизованной библиотечной системы Л. В.Гавриловой:
Все ниже перечисленные статьи содержат в себе дополнительную информацию, которая была использована для обстоятельной работы над выбранной мною темой, которая ранее не была изучена и систематизирована в полном объеме.
Евграфова С. В каждой грани-веха.// В бой за уголь, – 1981, -29.08. №105 (7612).
Логинов В. Рекорд рождает рекорды //В бой за уголь, – 1978, -22.08. №105 (7536).
Работала с фондами музея краеведения лицея №1, в отделе комплектации Управления городского архива г. Киселёвска и в центральной библиотеке.
Данная тема чрезвычайно актуальна в связи с тем, что Кемеровский областной Общественный Фонд “Шахтерская память” имени В. П. Романова собирает материал о шахтерах – Героях Социалистического Труда.
Сведения, полученные в ходе исследовательской работы по данной теме, будут использованы в подготовке и проведении экскурсий в музее краеведения лицея №1, переданы в музей “Шахтерская слава” школы №21, переданы в городской краеведческий музей, использованы при проведении классных часов на тему «Слава города». Материалы, освещённые в данной работе, будут опубликованы в городской газете «Киселёвские вести». Планируется опубликование очерка под названием “Творец рекордов добычи угля Михаил Брагин” в книге «Киселёвск угольный».
Прирожденный герой
Кузбасс – один из самых уникальных регионов Сибири. Сама природа распорядилась так, что именно в наших недрах сосредоточены богатейшие залежи угля. Добыча «черного золота» требует героических усилий. Особенно на пластах крутого падения со сложными горно-геологическими условиями. И люди, которые выдают уголь на-гора, по сути, являются героями. Один из них Герой Социалистического Труда Михаил Иванович Брагин…
Родился Михаил Иванович 11 ноября 1929 года в селе Усяты Прокопьевского района Кемеровской области. И это только в личном листке по учету кадров, хранящемся в Управлении городского архива г. Киселевска записано, что Брагин Михаил Иванович начал работать в 1943 году молотобойцем на машиностроительном заводе [4] . На самом деле, еще одиннадцатилетним мальчишкой, он латал обувь в сапожной артели. Ведь шла война, и в эти тяжелые годы Миша, ещё двухлетним ребенком оставшийся без матери, вынужден был терпеть обиды от мачехи, имевшей своих двух сыновей.
Отработав семь лет на машзаводе, став высококлассным кузнецом, он с 1950 по 1953 год служил в десантных войсках, а, вернувшись из армии, с 1954 года и до конца своего трудового пути с небольшим перерывом, связанным с затоплением шахты, работал на шахте «Тайбинская».
После нескольких лет работы на шахте, его, как прирожденного лидера, показавшего горняцкую сноровку, шахтеры избрали своим звеньевым, а затем и бригадиром.
Природа одарила Михаила Брагина высоким ростом и большой физической силой. Особым увлечением Михаила Ивановича были занятия с гантелями и гирями. Он занимался с ними с ранней молодости, почти ежедневно. Сын вспоминает, что отец и его пристрастил к этим занятиям. Они с удовольствием «баловались» гирями и гантелями различного веса, которых в доме было великое множество. Это им очень помогало в их нелегкой шахтерской работе, ведь сверло, которым они работали каждую смену, весило 18 кг , а штанга – 6 кг [5] .
Михаил Иванович Брагин обладал душевным характером, трудолюбием, наблюдательностью, здравой рассудительностью. Под землей не то, что на земле, труд шахтера чем-то сходен с трудом моряка и десантника, может быть, потому что и там и здесь человеку приходится преодолевать суровое противодействие матушки природы, которая не терпит беспечности, и, за непочтительное отношение к себе крепко наказывает.
Вокруг Михаила Ивановича сложился работоспособный, с творческой живинкой коллектив. Все они были одержимы увеличением нагрузки на очистной забой. И это в условиях того, что с каждым годом шахтеры все глубже уходили за углем, а в связи с этим возрастала и вероятность вспышек метана, увеличивалось горное давление и возможность внезапных выбросов угля и газа. За 27 лет бригадирства много, очень много помнил Михаил Иванович случаев тяжелой борьбы с огнем и завалами под землей, не говоря уже о том, что, когда шахту «Тайбинскую» затопило полностью, с остановкой добычи угля во всех забоях. Николай Иванович Мархутов, знавший Михаила Брагина с конца 1960-х годов, и, ставший бригадиром после ухода Брагина на пенсию, так вспоминает о нем: «На шахте Брагина уважали, где более опасно, аварийное положение было под щитом, то, конечно, Брагин туда шел. Отношение к людям, непосредственно к бригаде, да и не только, было хорошим. Как человек он был очень прост в общении. С любым вопросом к нему подойдешь – поможет всегда. Я считаю, что он был человек с большой буквы. К проблемам членов бригады он относился как к своим. И всегда, чем мог помогал, никогда не отказывал. Строго следил за техникой безопасности. Все делал для того, чтобы шахтеры после смены вернулись домой живыми и здоровыми. Михаил Иванович всегда поощрял тех, кто продолжал обучение в техникуме или институте. Бригада была дружная. Всегда навещали заболевших членов бригады, дружили семьями, часто выезжали на природу, любили вместе отдыхать. Как только появлялись премиальные деньги, все члены бригады с семьями ездили в Чумыш, где была турбаза шахты Тайбинской. И в шахтовом клубе собирались, праздновали с семьями. Особенно в великий праздник – День шахтера. Бригада не останавливалась на достигнутом. Михаил Иванович сам обладал большой работоспособностью. Горняки, трудившиеся с ним в одной смене, отмечали, что без работы он не мог. Кроме основной своей работы, в свободную минуту он всегда помогал товарищам. Он подойдет, тут ему надо где-то что-то подставить – сильно давит, вот тут вот поломало – надо кружок заменить. Вот такой был. Сам работал, и сидеть никому не давал. Лично я проработал с ним лет пять, смена в смену ходили. У нас даже подшучивали в бригаде: работай с ним, мы теперь по бутылке коньяка в месяц будем покупать. А когда ему дали звезду Героя Социалистического Труда, все были искренне рады. Заслуженно все было. Как человек, как герой – настоящий рабочий. Прирожденный герой!» [6] .
В 1973 году бригада М.И. Брагина стала инициатором социалистического соревнования под девизом: «За повседневную ритмичную работу по добыче угля». Коллектив, который возглавлял Брагин, из года в год шел с перевыполнением заданной программы и личных обязательств. Творчество, трудовой огонек – вот что было присуще бригаде очистников с 10-го участка. Они неоднократно вносили поправки во Всесоюзные рекорды по добыче угля из-под щитового перекрытия. Ударно потрудился этот славный коллектив в 1973 году, выдав на-гора сверх плана 20 тысяч тонн угля. И как бы итог проделанной работе всей бригады – награда ее руководителю. 2 января 1974 года стало знаменательным днем для всего коллектива шахты «Тайбинская». Шахтеры поздравляли товарища по профессии с высокой правительственной наградой.
В газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда Брагину Михаилу Ивановичу [7] .
Этот день начался необычно. До наряда на шахте было проведено торжественное собрание. Поздравить старейшего работника шахты с высокой наградой приехали начальник комбината «Прокопьевскуголь» В.П. Ивашкевич, первый секретарь горкома партии В.Л. Соколов. Тепло и задушевно звучали приветственные слова. Со словами благодарности выступил Михаил Иванович. Он сказал, что высокое звание – свидетельство не только его заслуг, это оценка работы всей бригады, а также коллектива трудящихся шахты «Тайбинская» [8] .
В личном фонде №3 Управления городского архива хранится правительственная телеграмма от 3 января 1974 года от министра угольной промышленности Б.Ф. Братченко: «Уважаемый Михаил Иванович! Коллегия Минуглепрофа СССР горячо поздравляет Вас присвоением звания Героя Социалистического Труда. Ваш доблестный труд служит примером для всех шахтеров борьбе уголь технический прогресс. Желаем Вам доброго здоровья благополучия новых успехов соревнований досрочное выполнение заданий пятилетки» [9] .
Рекорд первый: необходимость для шахты «Тайбинская»
Шахта «Тайбинская» начала свою работу в 1951 году. Большую роль в становлении М.И. Брагина, как лидера передовой бригады щитовиков, сыграл Владимир Макарович Сергиенко, который был назначен начальником шахты «Тайбинская» в 1955 году. Маслий Георгий Игнатьевич, около 45 лет проработавший в угольной промышленности, из них 30 лет на шахте «Тайбинская», вспоминает, что шахтеры называли начальника шахты Владимира Макаровича Сергеенко «батей» и большая заслуга в том, что сделано на шахте в прошлом принадлежит ему, как главному организатору, в том числе и рекордов [10] . После ознакомления с горными работами и бытовыми условиями рабочих, перед В. М. Сергеенко естественно встали вопросы «Что делать?», «С чего начинать?». Из-за ошибок в проектировании ни один щит не доходил до основного штрека, зависал посредине поля щитового ствола, что постоянно создавало дефицит очистного фронта. Из-за плохой работы подземного транспорта в бункерах и углеспускных печах оставался уголь, уплотнялся, бутился, нарушая проветривание. Владимир Макарович пригласил на шахту автора щитовой системы, доктора технических наук Николая Андреевича Чинакала, который пользовался большим авторитетом среди горняков всего мира [11] .
Сентябрь 1967 года для шахты «Тайбинская» оказался исключительно трудным. В связи с возникновением пожара по пласту Безымянному, с 25-го квершлага на 18 сентября шахта имела долг 11 тыс. тонн. Было ясно, что при существующих условиях и установленном порядке работы, шахта не справится с планом. Стали искать выход из создавшейся обстановки. Внимание руководителей шахты привлекал новый очистной участок № 6, начавший отработку пласта Мощного с 24-гo квершлага месяц назад.
Пласт Мощный – самый опасный по пожарам. Из-за неоднократного самовозгорания угля не удавалось отработать его с квершлагов № 21 и № 22. Пласт отрабатывался двумя послойными 6,5-метровыми щитами. Бригада из 8 человек опускала сначала щит висячего бока по 5—7 метров, затем — щит лежачего бока. При такой организации работ задерживались сначала пуск щита, а затем и отработка нижележащего, не менее опасного по пожарам пласта Безымянного. Было ясно, что только высокие темпы отработки этих пластов позволят уйти от пожаров. Нужно было ломать старую, сложившуюся годами традицию в организации работ: поочередное ведение щитов [12] .
Было решено поручить эти работы бригаде М.И. Брагина. Составленный график обсуждался на совещании, куда были приглашены руководители цехов и отделов шахты, руководители Тайбинской обогатительной фабрики, ПТУ, Киселевского грузового автопредприятия. В графике предусматривалось: бригадой выдавать ежесуточно 2000 тонн, а чтобы остальные участки не ставить на голодный паек и не сковывать в других вопросах, три очистных участка в октябре были переведены на подготовку очистного фронта. Но и при этом по шахте обеспечивалась ежесуточная добыча сверх плана около 1000 тонн угля.
Перед руководителями обогатительной фабрики и ПТУ руководство ставило вопрос: смогут ли они ежесуточно принимать по 1000 тонн угля сверх плана. Руководители названных предприятий данное слово сдержали. На повышенный график встали подземный транспорт, подъем и другие цехи. Были решены организационные и технические мероприятия как на участке № 6, так и в целом по шахте. Бригада забойщиков была увеличена с 8 до 18 человек, численность всех рабочих участка выросла с 66 до 104 человек. Поднялся и суточный план с 530 до 1000 тонн.питание электроэнергии, для разбивки крупных кусков угля к люкам была подана пневмоэнергия, для маневровых работ на погрузочном пункте был выделен электровоз и оборудован временный раздаточный склад для взрывчатки.
На повышенном графике бригада М. И. Брагина работала с 26 сентября до конца октября — 31 рабочий день и добыла 65120 тонн угля. За это время было, израсходовано 19154 кг аммонита. Наивысшая суточная производительность бригады доходила до 3000 тонн, а сменная — до 860 тонн. В октябре шахтой добыто сверх плана 28900 тонн. 44 процента добычи шахты выдано участком № 6. Нужно отметить, что план добычи угля всеми очистными участками, в то же время, был также перевыполнен. Себестоимость одной тонны угля по шахте снизилась. Рекорд был выгоден экономически. В последующее время рекордная работа стала нормой для многих горняков шахты [13] .
Рекорд был установлен не ради славы и шума, он явился необходимостью для шахты «Тайбинская».
Продолжение в следующем сообщении