Сергей Латышев, Франкфурт-на-МайнеЕвросоюз и РФ активно сотрудничают в борьбе с сомалийскими пиратами Военно-морские силы Евросоюза и военные корабли России активно сотрудничают и помогают друг другу в рамках борьбы с пиратами из Сомали. Об этом заявил, отвечая на вопрос корр.ИТАР-ТАСС, французский контр-адмирал Филипп Куандро. Он является командующим силами ЕС, которые ведут борьбу с морскими бандитами у сомалийского побережья в рамках операции "Аталанта".
"Мы обмениваемся различной полезной информацией, в частности, о позициях и действиях, – отметил он на борту эсминца "де Грасс", прибывшего в Момбасу для пополнения запасов топлива и продовольствия. – А при необходимости помогаем друг другу". "Так было только недавно, когда мы оказали содействие большому противолодочному кораблю Северного флота "Адмирал Левченко", которому надо было отправить кого-то с борта судна на берег для госпитализации",– заметил Куандо. "Подобные отношения мы выстраиваем и с другими силами, противодействующими сомалийским пиратам в районе Африканского Рога", – подчеркнул контр-адмирал.
Военно-морские силы Евросоюза продолжат борьбу с пиратством у берегов Сомали в рамках операции "Аталанта". "В июле мандат миссии был продлен еще на два года, а это значит, что военные корабли ЕС будут находиться в регионе до декабря 2012 года", – сообщил Филипп Куандро журналистам. "Решение о продлении мандата на два года, а не на один, как это было раньше, позволит нам строить планы на среднесрочную перспективу и более эффективно выполнять поставленные перед нами задачи", – заметил он. При этом Куандро напомнил, что "основными целями ЕС в Аденском заливе и Индийском океане являются предотвращение пиратских атак, сопровождение судов с гуманитарной помощью для сомалийцев, оказание логистического содействия миротворческой миссии Афросоюза в Сомали, защита наиболее уязвимых судов и отслеживание ситуации с рыболовецкой активностью".
Сами силы на данный момент состоят из 1,7 тыс. человек, находящихся на 9 военных кораблях из 8 различных стран Евросоюза и одном вспомогательном судне, а также обслуживающих три самолета-разведчика /испанский CN235, базирующийся в Джибути/Момбасе, французский ATL2, базирующийся в Джибути/Момбасе и Merlin из Люксембурга, базирующийся на Сейшельских островах/острове Майотте/. На борту большей части кораблей находятся вертолеты, что значительно расширяет возможности для борьбы с пиратством, в частности, в плане предотвращения атак и осуществления разведывательной деятельности.
Руководство сил ВМС Евросоюза в регионе переходит от страны к стране на ротационной основе каждые четыре месяца и сейчас находится в руках Франции. Ее предшественницей являлась Швеция, после 14 декабря руководство перейдет к Испании. Кроме того, в октябре ожидается прибытие еще одного военного корабля из Бельгии и еще одного самолета- разведчика из Люксембурга. Их содержание оплачивается странами-участницами, тогда как затраты на осуществление командования миссией распределяется на пропорциональной основе между государствами-членами ЕС.
Говоря о статистике нападений, командующий силами Евросоюза особо отметил, что "зона деятельности морских бандитов за последние 2-3 года значительно расширилась". "В 2005 году нападения совершались максимум в 165 милях от сомалийского побережья, в 2006-2007 годах эта цифра достигла 200 миль, в 2008 году она уже составляла 445 миль, а в 2009 году расширилась до тысячи мили, увеличившись еще на 100 миль в 2010 году", – сказал он.
Что касается данных о захватах за последние два года, то, с первого взгляда, они выглядят обнадеживающим, однако на самом деле не все так просто. "С января по август 2009 года было зафиксировано 83 пиратские атаки, 32 из них завершились захватом. За этот же период 2010 года бандитами было проведено 56 атак и взято в плен 26 судов, – подчеркнул Филипп Куандро. – Однако говорить об этом, как положительной тенденции, пока рано, если посмотреть на число перехватов военными лодок с предполагаемыми бандитами на борту. Если в первые 8 месяцев прошлого года их число составляло всего 4, то в этом году оно увеличилось до 43". Контр-адмирал пояснил, что в данном случае имеется ввиду задержание пиратов не при попытке атаки какого-либо судна, а просто в открытом океане. При этом он заверил, что "у военных существуют определенные критерии, по которым они определяют, чем занимаются люди на борту – готовятся к атаке гражданского судна или просто мирно рыбачат".
Делается это очень аккуратно, и оружие тут играет небольшую роль, так как многие рыбаки предпочитают брать автомат на борт для самозащиты. "Основными явными свидетельствами о намерении совершить атаку являются лестницы, оранжевые жилеты, веревки и канаты, большой запас топлива и продовольствия, а также привязанные к борту резиновые скоростные лодки, – заметил Филипп Куандро. – Вместе с тем, даже если мы располагаем достаточным количеством требуемых свидетельств, мы можем лишь обезоружить флибустьеров, но не арестовать, и это действительно серьезная юридическая проблема, которую необходимо решать. Был даже такой случай, когда мы задержали лодку с пятью бандитами, обезоружили их, отобрали все оборудование и отпустили, а через пять дней задержали вновь".
"Другое дело, если флибустьеры пойманы при попытке захвата, – продолжил он. – Это уже дает возможность выдвигать против них обвинения и судить, чем и занимаются соответствующие учреждения в различных странах, в том числе в Кении и на Сейшелах".
При этом он добавил, что "в ближайшее время миссия ожидает активизации морских бандитов с учетом завершения дождливого сезона, когда непогода и сильные волны препятствуют их деятельности". "В целом же, тенденции пиратства продолжают тревожить нас", – подчеркнул Филипп Куандро.
Беспокоит и тот факт, что в конце сентября истекает срок действия соглашения с Кенией о передачи лиц, подозреваемых в пиратстве, и новых договоренностей пока на этот счет достигнуто не было. "Кенийская Республика действительно очень помогает нам на этом направлении, однако даже если с этой страной не будет достигнуто взаимопонимания, то у нас есть и другие приемлемые варианты", – подчеркнул он.
Одним из основных достижений миссии стало безопасное сопровождение судов Всемирной продовольственной программы ООН для оказания помощи сомалийцам. За все время действия сил с декабря 2008 года военными кораблями было сопровождено 84 судна с 410 тыс тонн помощи. При этом ни одно из них не было атаковано или захвачено.
"Что касается взаимодействия и обмена информация с другими силами в регионе, то оно является очень важной частью нашей работы и осуществляется вполне плодотворно, – заметил контр-адмирал. – Мы сотрудничаем с силами НАТО у сомалийского побережья, объединенной военно-морской группой CTF 151 и отдельными кораблями, выполняющими здесь свои задачи". "В результате этого взаимодействия нам удалось добиться вполне хороших результатов – любому атакованному судну достаточно продержаться максимум 20-30 минут до того, как им будет оказана помощь", – заверил командующий силами ЕС.
В целом же, по его мнению, справиться с пиратством как таковым, не представляется возможным до тех пор, пока не будет наведен порядок внутри Сомали. "Основной проблемой является всеобъемлющая бедность населения, а также слабость действующих институтов власти. Поэтому лишь размещением военно-морских сил в регионе вряд ли возможно добиться положительных результатов, – уверен Куандро. – Это комплексная проблема, и решать ее надо сразу во многих плоскостях, за многие из которые миссия не отвечает и отвечать не может". "В частности, тут можно говорить о ведущих активную деятельность пиратских базах на берегу", – привел он пример. Об их общем количестве командующий военно- морскими силами ЕС в Аденском заливе и Индийском океане говорить отказался, заметив лишь, что "их число ближе к ста, чем к десяти". "А по сути, это должно быть региональное или внутреннее сомалийское решение, не привнесенное извне силой", – подчеркнул контр-адмирал. Одновременно он заверил, что "за время действия миссии с конца 2008 года военными не было убито ни одного пирата, а некоторым даже была оказана продовольственная или медицинская помощь".
Отвечая на вопрос журналистов о связи морских бандитов с радикальными исламистами из группировки "Аш-Шабаб", командующий миссией сказал, что четких данных на этот счет у них нет. Другим беспокойством представителей СМИ было незаконное рыболовство в водах Сомали, которое, по сути, и стало причиной зарождения пиратства. "Одной из наших задач является сообщение о случаях незаконного рыболовства у сомалийского побережья, но, честно говоря, их очень-очень мало, за все время действия миссии их можно пересчитать по пальцам одной руки", – заметил Куандро.
http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/51518/