Протоиерей Георгий Сморкалов: «Святые мощи - неисчерпаемые сокровища»Благочинный приходов Шахтинского округа Ростовской епархии рассказал о традиции почитания святых мощей и реликвий«Почитанию и святых мощей, и предметов, принадлежащих святым, имеется множество оснований в Священном Писании. Так, например, в Ветхом Завете, в 4-й Книге Царств, мы читаем о том, что милоть (плащ) пророка Илии, оставленная им Елисею при вознесении на небо, разделила прикосновением своим воды Иордана, чтобы Елисею можно было пройти через него (4 Цар. 2:14); в 14-й главе книги Исход говорится о том, как Моисей посредством жезла разделил воды Красного моря и низверг из скалы воду (Исх. 14:16). В Священном Евангелии говорится: «И вот женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его» (Мф. 9:20). Конечно, женщина исцелилась прежде всего по вере (Мк. 5:28), но исцелилась она через хитон, то есть через земное, тленное, вещественное начало. «И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли: просили Его, чтобы прикоснуться хотя бы к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» (Мф. 14:36; Мк. 6:56; Лк. 8:44)», - заявил в интервью информационному порталу Shakhty.su благочинный приходов Шахтинского округа Ростовской епархии протоиерей Георгий Сморкалов.
Как отметил священник, «в Новом Завете, в книге Деяний Апостольских, читаем что, и платки, и полотенца святого апостола Павла, возлагающиеся на недужных и одержимых бесами, в его отсутствие исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов (Деян. 19:12). Не только через вещественные предметы, а даже посредством тени апостолов совершались исцеления: «Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:15)».
«Основание для почитания святых мощей Православная Церковь видит, например, в следующем тексте Священного Писания: «Когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:21). Известно, что первые христиане совершали таинство евхаристии на могилах мучеников, пострадавших за Христа. Впоследствии эта традиция была узаконена VII Вселенским собором, постановившим: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Благодать Духа Святого, действующая чрез тела святых при их жизни, продолжает действовать в них и после смерти. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Мертвые святые, говорит пророк Ефрем Сирин, действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа», - подчеркнул отец Георгий.
Также священник ответил на вопрос корреспондента о том, как можно объяснить факт существования частей и частиц мощей, так как люди, далекие от веры, склонны обвинять Церковь чуть ли не в раздирании тел праведников в приступах религиозного фанатизма. «Вспомним о том, что Иоанна Предтечу обезглавили (Лк. 9:9); фактом является то, что обезглавили также апостола Луку, святую великомученицу Варвару, Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона и тысячи других мучеников. А ведь история христианской святости и мученичества знает и усеченные десницы, стопы, и другие части тела. Например, в житии свв. Адриана и Наталии рассказывается, что Наталия, присутствовавшая при мученичестве Адриана, после казни, как только святому отсекли руки и ноги, раньше, чем кто-нибудь заметил, спрятала его правую руку - чтобы спасти, сохранить хоть что-то из останков святого. Впоследствии отделение частиц было вызвано литургической практикой: в каждом храме есть антиминс - плат, на котором совершается литургия. И в каждый антиминс обязательно вшивается частица мощей, отделенная естественным образом при обретении мощей как память о том, что первые богослужения ранние христиане, как уже говорилось выше, совершали на гробницах мучеников за веру. - Сохраняют ли отделенные частицы ту же силу, что и сами мощи? - «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает»», - отметил батюшка.
«Благодать Духа Святого, действующая чрез тела святых при их жизни, продолжает действовать в них и после смерти. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Мертвые святые, говорит пророк Ефрем Сирин, действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа. «Святые мощи - неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются», - писал святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, учитель Церкви IV века. К примеру, осколки сохраняют свойства целого зеркала, молекулы любого вещества, скажем, воды, сохраняют во всей полноте его свойства», - продолжил отец Георгий.
По словам священника, «прикладываться к мощам, как к святыням, необходимо с верою и благоговением». «Перед тем как приложиться, делается два поясных поклона (если, конечно, нет большой очереди), а после целования святынь - один поясной поклон. Во время поста можно делать (не мешая другим) земные поклоны. Существует благочестивая традиция прикладывать к мощам иконы, платки. Святыня имеет свойство сообщать благодать тому, кто к ней прикоснется», - подчеркнул отец Георгий.
http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/06/26/protoierej_georgij_smorkalov_svyatye_mowi_neischerpaemye_sokroviwa/