Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
Сообщений: 3940
Православный, Русская Православная Церковь
|
|
« Ответ #1 : 16 Ноября 2010, 16:26:38 » |
|
Статья А.Дементьева в «Новом мире» вызвала ответную полемику, но уже со стороны журнала «Огонёк», возглавляемого в те годы известным советским драматургом А.В.Сафроновым. В «Огоньке» ( 1969 г ., №30) было помещено коллективное письмо одиннадцати советских литераторов: М.Н.Алексеева, С.В.Викулова, С.Воронина, В.А.Закруткина, А.С.Иванова, С.И.Малашкина, А.А.Прокофьева, П.Л.Проскурина, С.С.Смирнова, В.А.Чивилихина, Н.Е.Шундика. Большинство из них принадлежало к русскому патриотическому направлению. Писатели осуждали позицию, занятую «Новым миром»: «Вопреки усердным призывам А.Дементьева не преувеличивать «опасности чуждых идеологических влияний», мы ещё и ещё раз утверждаем, что проникновение к нам буржуазной идеологии было и остаётся серьёзнейшей опасностью <...> может привести к постепенной подмене понятий пролетарского интернационализма столь милыми сердцу некоторых критиков и литераторов, группирующихся вокруг «Нового мира», космополитическими идеями» [24] . Таким образом, авторы письма в «Огоньке» фактически солидаризировались с концепцией Лобанова и Чалмаева о необходимости жестокого противостояния чужеродной «американистской» буржуазной идеологии и западному влиянию.
По мнению ряда зарубежных историков, именно напечатанное в «Огоньке» письмо одиннадцати писателей во-многом предопределило в феврале 1970 г . «окончательную отставку главного редактора журнала «Новый мир» А.Т.Твардовского и разгром либерального, реформистского направления» в этом издании [25] .Американский историк А.Л.Янов так оценивает «поражение» журнала: «Приговор был подписан. Не только Дементьеву, но и «Новому миру», который героически выстоял против бешеных атак всей сталинской сволочи, который печатал Солженицына и Синявского, который стоял, казалось, несокрушимо, как одинокий утёс либерализма, среди бушующего океана реакции. И вот он пал. Пал — какова ирония! — не за Солженицына, не за Синявского, а за правоверную марксистскую статью, защищавшую чистоту идеологических риз партии». Здесь с А.Л.Яновым вряд ли можно согласиться: статья А.Дементьева написана не с «ортодоксально-марксистских», а скорее с «марксистско-либеральных» позиций — насколько это было возможно в то время. А.Л.Янов также отмечает, что он «не один раз слышал от работников ЦК, что если не причиной, то действительным поводом для снятия Твардовского была статья Дементьева» [26] .
Между тем «молодогвардейцы» (как называли себя многие авторы журнала) продолжали свои идеологические «атаки»: в 8-м номере «Молодой гвардии» за 1970 г . появляется третий концептуальный материал журнала — статья С.Н.Семанова «О ценностях относительных и вечных». Статья была написана с откровенно «национал-большевистских» и сталинистских позиций. Октябрьская революция объявлялась Семановым «бесценным национальным достоянием» [27] . Оценивая русскую советскую историю 1920-30-х гг., Семанов клеймит троцкизм как «глубочайшее отвращение к нашему народу, его <...> традициям <...>, его истории» [28] , оправдывает разгром И.В.Сталиным русофобской исторической школы М.Н.Покровского и борьбу партий против «разрушителей и нигилистов» в 1930-х гг. [29] . Отмечая тот факт, что «много клеветнических выпадов с тех пор обрушилось на этот исторический период», Семанов утверждает, что «перелом в деле борьбы с разрушителями и нигилистами произошёл в середине 30-х годов».
По мнению автора статьи, защитники так называемого «золотого века», якобы царившего в салонах двадцатых гг., не желающие видеть в советской культуре ничего, кроме этих салонов, не поняли того исторического факта, что «именно после принятия нашей Конституции [1936 года] все честные трудящиеся нашей страны отныне и навсегда оказались слитыми в единое и монолитное целое», было осуществлено подлинное равенство всех советских граждан перед законом. Как отмечает автор, «эти перемены оказали самое благотворное влияние на развитие нашей культуры» [30] .
Ещё за месяц до появления статьи С.Н.Семанова партийными идеологами был нанесён удар и по позициям «молодогвардейцев». В июльском номере органа ЦК КПСС — журнала «Коммунист» за 1970 г . публикуется статья В.Иванова «Социализм и культурное наследие», в которой острой критике подвергаются взгляды В.А.Чалмаева, изложенные в его статье «Неизбежность». Автор статьи в «Коммунисте» пишет:
«...«Неизбежность» сразу <...> обратила на себя внимание прежде всего, пожалуй, именно беспрецедентным... внесоциальным подходом к истории, смещением всего и вся в прошлом России, попыткой представить в положительном свете всё реакционное» [31] . Далее В.Иванов обрушивается и на идеологические «заблуждения» других авторов «Молодой гвардии», очевидно, имея ввиду М.П.Лобанова и С.Н.Семанова, которым «следовало бы прислушаться к тому рациональному, объективному, что содержалось в критике статьи «Неизбежность» и некоторых других, близких к ней по тенденции. К сожалению, этого не произошло. Более того, отдельные авторы пошли ещё дальше в своих заблуждениях, забывая прямые ленинские указания по вопросам, которые взялись судить» [32] . Публикации этих «отдельных авторов», по мнению В.Иванова, сформировали «линию» журнала, которая «придаёт» журналу явно ошибочный крен» [33] . Статья в «Коммунисте» явилась своеобразной «прелюдией» к более серьёзным, уже административным мерам, предпринятым сусловским идеологическим аппаратом против «Молодой гвардии».
Очевидно, статья С.Н.Семанова оказалась решающим поводом для административных мер против «Молодой гвардии». И.о.заведующего отдела пропаганды ЦК КПСС (а по существу, его фактический руководитель) А.Н.Яковлев, по указанию М.А.Суслова и, якобы, при содействии заместителя заведующего отдела культуры ЦК А.А.Беляева добился того, что в ноябре 1970 г . состоялось заседание Политбюро ЦК, на котором обсуждался вопрос об ошибочной идеологической направленности «Молодой гвардии», а также критиковались проявления религиозной пропаганды в некоторых средствах массовой информации [34] . А.Л.Янов отмечает, что «Брежнев, по слухам, пожаловался на этом заседании, что когда бы он ни включил телевизор, он только и слышит, что колокольный звон, только и видит, что церковные купола. В чём дело, товарищи? — спросил он. — В какое время мы живём? До революции или после неё?» [35] .
Осознавая очевидную угрозу административных мер со стороны властей, члены редколлегии «Молодой гвардии» делают последнюю, отчаянную попытку спасти свой журнал и оградить его редактора А.В.Никонова от возможной отставки. М.П.Лобанов вспоминает: «У нас ещё была надежда «отстоять» Никонова. Мы, члены редколлегии, добились приёма у секретаря ЦК по пропаганде Демичева. За его служебным столом выступали.. Владимир Солоухин, Анатолий Иванов, Василий Фёдоров, я, Владимир Чивилихин» [36] .
Однако и эта попытка писателей спасти редактора своего журнала к успеху не привела. На заседании Секретариата ЦК в ноябре 1970 г . Никонов был снят с поста главного редактора «Молодой гвардии» за допущенные «ошибки» в работе и заменён «в целях укрепления руководства» журнала функционером из ЦК Ф.Овчаренко (которого в 1972 г . сменил на этом посту писатель А.С.Иванов) [37] . Однако, по свидетельству члена редколлегии журнала писателя В.Н.Ганичева, визит «молодогвардейцев» к Демичеву «чуть смягчил участь» Никонова: он был переведён на должность главного редактора журнала «Вокруг света», однако «на литературное поле» его «больше не пускали» [38] . Преемник Никонова — Ф. Овчаренко, а затем и сменивший его А.С. Иванов фактически продолжили идеологическую линию «Молодой гвардии», публикуя на страницах журнала произведения русской национально-патриотической направленности (в частности, статьи М.П.Лобанова и др.). Почему же меры, предпринятые руководством ЦК КПСС против «Молодой гвардии», оказались достаточно «либеральными», почему чётко отлаженная система партийного контроля над периодическими изданиями на этот раз, по выражению А.Л.Янова, «забуксовала»? Ответы на эти вопросы, в известной степени, содержатся в свидетельстве бывшего работника отдела культуры ЦК КПСС Г.М.Гусева, отметившего, что у главного редактора «Молодой гвардии» А.В.Никонова «были добрые отношения с тогдашними членами Политбюро ЦК Д.С.Полянским <...>, А.Н.Шелепиным <...> Тайная дружба связывала Анатолия Васильевича с одним из любимцев Суслова, по сути, старшим помощником «серого кардинала» ЦК В.В.Воронцовым. Догматика и неколебимого интернационалиста Михаила Андреевича (Суслова — А.К.), конечно, «перевоспитать» было невозможно, однако кое-что смягчить, «подрессорить» в яростных нападках тогдашних либералов на патриотические силы — иногда удавалось <...> Но вот любопытно: именно с молчаливого согласия Суслова в работе с творческой интеллигенцией де-факто осуществлялась так называемая «политика качелей» <...> Правда, «качели» рано или поздно шли вразнос, либеральная «чаша» постоянно перевешивала, и состояние относительного (внешне) равновесия сменялось острыми схватками и открытым противостоянием...» [39] . Подобные «противоречия» в действиях партийных властей по отношению к представителям русского националистического лагеря, по мнению историка В.Д.Соловья, объясняются тем, что «со второй половины 50-х гг. политика режима <...> всё более заметно приобретала двойственный характер. Власть пыталась соблюсти неустойчивый баланс между недопущением русского национализма как массового движения, блокированием его проникновения в политическую элиту и истеблишментарные группы и необходимостью каких-то шагов навстречу требованиям русских, частичным удовлетворением интересов России. Иными словами, то была политика «кнута и пряника» [40] .
Однако, несмотря на весьма умеренный характер тех мер, которые были приняты руководством ЦК против «Молодой гвардии», идеологические атаки на журнал продолжались. В январе 1972 г . публикуется постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», требовавшее бескомпромиссного осуждения тех ошибочных тенденций в литературной критике и публицистике, которые противоречили основам марксистско-ленинской идеологии. После публикации постановления на пленуме правления Союза писателей СССР (26 января 1972 г .), в присутствии секретаря ЦК КПСС П.Н.Демичева и заведующего отделом культуры ЦК В.Ф.Шауро были уточнены конкретные цели данного партийного документа. В докладе на пленуме, сделанном партийным критиком Виталием Озеровым, особое внимание было обращено на антимарксистские национал-«патриархальные» уклоны в литературной критике и публицистике. Касаясь национально-патриотических публикаций, Озеров отметил, что «вечные», не зависящие от развития общества ценности внеклассовой морали — прямо противоречат лозунгам марксизма-ленинизма. Было особо подчёркнуто, что от некоторых авторов журнала «Молодая гвардия» «мы ещё не услышали», какие необходимые выводы они сделали из критики их ошибок, что этим авторам пора «извлечь и осознать уроки» [41] . Однако всё это было только «прелюдией» к более жёсткой атаке на позиции русских национальных патриотов в литературе и исторической публицистике.
15 ноября 1972 г . в печатном органе Союза писателей СССР — «Литературной газете» публикуется статья «Против антиисторизма». Её автор, А.Н.Яковлев, и.о. заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС (а по сути — фактический руководитель этого отдела, так как с 1967 г . должность заведующего отделом пропаганды оставалась вакантной), один из ведущих партийных функционеров в области идеологии, решил выступить на страницах газеты в качестве учёного-историка. Приуроченная к предстоящей знаменательной дате — 50-летию образования СССР, объёмная статья Яковлева почти целиком была посвящена острой критике антимарксистских и антиленинских, по своей сути, русских патриархально-националистических влияний, проникших почти во все идеологически значимые области науки и культуры.
Главное остриё критики Яковлева было направлено против представителей русского национально-патриотического направления в литературе и научной публицистике. Основные обвинения сводились к следующему: отход от чётких классовых позиций; проповедь «патриархальщины»; идеализация исторического прошлого России, попытка «возвернуть» это «прошлое»; возвеличивание роли крестьянства в русской и советской истории. Всё это, по мнению Яковлева, и отражало «антиисторизм» взглядов некоторых авторов на прошлое и настоящее России, не имеющей ничего общего с идеями марксизма-ленинизма.
В частности, А.Н.Яковлев критикует и статью М.П.Лобанова «Вечность красоты» (посвящённую роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» и опубликованную в «Молодой гвардии», 1969 г ., №12) — за «внешнеисторический, внеклассовый подход к проблемам... литературы», выразившийся в оценке автором статьи событий Отечественной войны 1812 г . как «периода классового мира, некоей национальной гармонии» в борьбе против чужеземных захватчиков». Неприятие Лобановым в той же статье идей Великой Французской буржуазной революции, против которых, по сути, и сражались русские солдаты при Бородино, также вызывает негативную оценку у Яковлева: «Насколько далеки подобные утверждения от истины, говорит уже то, что влиянию этой революции <...> лучшая часть русского общества во многом обязана формированию передовых идей того времени»» [42] . Острой критике была подвергнута попытка возвеличивания Лобановым роли деревни и патриархальных отношений в русской и советской истории, и ведущей роли «деревенской прозы» — в литературе.
Критикуя концепцию истории России, как «единого потока», выдвинутую публицистами «Молодой гвардии», Яковлев возвращает читателей к «журнальной дискуссии» конца 1960-х — начала 70-х гг.: «Партийная и литературная печать уже критиковала отдельные статьи в журнале «Молодая гвардия», в которых культурное наследие рассматривалось в духе теории «единого потока», причём дело доходило, по сути, до идеализации и восхваления таких реакционных деятелей, как В.Розанов и К.Леонтьев...» [43] .
В заключении статьи Яковлев уже выдвигает против сторонников русского «национального» направления в литературе и науке жестокие обвинения: «Полезно всегда помнить, что опасность мелкобуржуазного национализма состоит в том, что он паразитирует на святом чувстве любви к своей отчизне, на высокой идее патриотизма, искажая её до неузнаваемости. В итоге вместо национальной гордости получается национальное чванство, а патриотизм оборачивается шовинизмом» [44] .
Опираясь на воспоминания свидетелей и участников событий, подвергшихся резкой критике в статье А.Н.Яковлева (М.НП.Лобанова, С.Н.Семанова и др.), писатели и публицисты не только не подверглись репрессиям, но даже услышали от работников ЦК КПСС заверения, что «партия не имеет к ним политических претензий», а некоторым писателям была обещана «помощь» в издании их книг. Этих писателей лишь «поставили в известность», что у крупного учёного А.Н.Яковлева тоже есть своя точка зрения на проблемы российской истории, это «его личное мнение» и к его аргументам «следует прислушаться». Таков итог истории со статьёй А.Яковлева. Однако, для самого автора статьи в «Литературной газете» дальнейшие события приняли совершенно неожиданный разворот. В 1973 г . А.Яковлев был снят со своей должности и направлен Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Канаду, откуда был возвращён лишь при Ю.В.Андропове, в июне 1983 г . [45] . По «неписанным» номенклатурным законам, для Яковлева, занимавшего до этого ключевой пост в идеологическом аппарате ЦК КПСС, перевод послом в Канаду выглядел как явное понижение в партийной иерархии, являлся своеобразной «почётной ссылкой».
Определённое «смягчение» удара, который готовил против «русофилов» Яковлев, было в известной степени вызвано уже тем, что это намерение партийного «идеолога» встретило сопротивление в самом аппарате ЦК КПСС. Так, благодаря определённым «аппаратным ходам», предпринятым заведующим сектором печати Отдела пропаганды ЦК КПСС И.П.Кириченко, статья Яковлева появилась не в центральном партийном органе — «Правде» (как предполагал сам автор статьи), а в «Литературной газете» По свидетельству историка и деятеля РН А.Г.Кузьмина, И.П.Кириченко сочувствовал идеям «молодогвардейцев» и оказывал им возможную помощь. О благотворной роли Кириченко в судьбе «молодогвардейцев» пишут также в своих воспоминаниях деятели РНП М.П.Лобанов и С.Н.Семанов [46] ). По свидетельству В.Н.Ганичева, сразу после публикации в «Литературной газете» статьи Яковлева в ЦК КПСС позвонили писатель М.А.Шолохов (в те годы член ЦК партии), маршал Советского Союза М.В.Захаров, «посыпались письма протеста против статьи», обвинявшие её автора в травле русских писателей и «русофобии» [47] . Быстрое возникновение влиятельной оппозиции в лице известных писателей, военных и общественных деятелей, очевидно, предотвратило возможные репрессивные меры, которые могли предпринять партийные власти против русских националистов. Факт существования в высших эшелонах власти в СССР сил, сочувствовавших русским национал-патриотам, допускается историком А.Л. Яновым — давним идейным оппонентом «русофилов»: «Ясно <...> другое: очень могущественные силы наверху были заинтересованы в том, чтобы редакция «Молодой гвардии» не погибла, подобно редакции «Нового мира» <...> Действительный урок «дела» А.Н.Яковлева заключается <...> в другом: кто-то не позволил, чтобы «истеблишментарная правая» разделила судьбу истеблишментарных либералов, чтобы редакция «Молодой гвардии», разбитая политически, сохранила, тем не менее, свои кадры, свои позиции, свою идеологическую амуницию» [48] . Окончание в следующем сообщении
|