КИЇВ-ДОНЕЦЬК. Блаженніший Митрополит Володимир очолив поминальне богослужіння з нагоди 5-річчя преставлення старця Зосими (Сокура)
У середу, 29 серпня, виповнилося 5 років від дня смерті шанованого на Донбасі старця схіархімандрита Зосими (Сокура).
Цього дня до Свято-Василівського чоловічого монастиря, що в селі Микільське Волноваського району Донецької області прибув Предстоятель Української Православної Церкви Блаженніший Митрополит Володимир. Біля воріт обителі Архіпастиря зустрічали насельники монастиря на чолі з настоятелем схиігуменом Аліпієм (Бондаренком). На могилі старця Зосими Його Блаженство відслужив заупокійну літію.
Поминальну Божественну літургію було звершено в нижньому храмі нового Свято-Успенського собору після малого чину освячення святині. Очолив богослужіння Блаженніший Митрополит Володимир у співслужінні митрополита Донецького і Маріупольського Іларіона, єпископів Аліпія, Святогірського Арсенія, Васильківського Луки, Горлівського і Слов'янського Митрофана, Бердянського і Приморського Варнави, Амвросіївського Єлисея, а також духовенства монастиря.
Вшанувати пам'ять схиархімандрита Зосими приїхав Прем'єр-міністр України В.Янукович, для якого старець був духовним наставником.
На богослужінні також були присутні губернатор Донецької області В.Логвиненко та голова Донецької обласної ради А.Близнюк.
«Сними обувь твою»
Надежда Ефременко
Высоко в летнем небе плыли кресты - тонкие, изящные, будто вычерченные на голубой глади чьей-то искусной рукой. А вокруг них, отражая солнечные лучи, плескалось золото куполов. Так видится еще издали, из окна автобуса, Свято-Успенская обитель села Никольское Волновахского района Донецкой области. Здесь служил Богу, строил храмы и монастыри, принимал людей, исцелял, исповедовал знаменитый на весь православный мир старец Зосима. Его и не стало-то всего каких-то пять лет назад. И люди до сих пор говорят:«Еду в Никольское, к Зосиме », - так, как будто он жив, выйдет сейчас из своей кельи, коснется твоей руки, благословит, ответит на вопрос, который ты еще и задать не успел.
Он был прозорлив, читал в человеческом сердце как в открытой книге - говорят те, кому довелось быть с ним знакомым. Одним своим благословением судьбы менял. Молитвой исцелял многие болезни. А для себя ничего не просил у Бога - ни здоровья, ни достатка. Ходил в заношенной, порыжелой от времени рясе. Строжайший пост. Непрекращающаяся молитва. Загруженность его была такова, что, кажется, просто не под силу обычному человеку. Спал по два-четыре часа в сутки, а иногда и совсем не ложился.
Однажды к нему приехала женщина с тяжело больным внуком. ДЦП, судороги... Кинулась в ноги к батюшке Зосиме. Он посмотрел с жалостью и сказал: «Ребенок твой проживет жизнь инвалидом и умрет грешником». И, глядя на хлынувшие по щекам женщины слезы, сочувственно добавил: «Но у Бога все можно вымолить. Будем молиться...»
Она уехала, а когда добралась домой, увидела, что у малыша прекратились судороги. Через два месяца это был полностью здоровый мальчик! Медики сказали: случай необъяснимый.
Через два месяца она собралась опять к старцу: поблагодарить. Он увидел ее и узнал сразу. Сказал: «Вымолили тебе внука. Очень трудно было, но вымолили». Благословил и ушел. Женщина стояла у скамейки, в тени густых кустарников и думала: как же он вымолил? Узнать бы...
А в это время из домика, где жил старец, вышли две монахини. У одной в руках был тазик с какой-то красной жидкостью. Она выплеснула содержимое под куст и сказала, обращаясь к своей спутнице: «Что делать, не знаю. Как литургия, так тазик крови. Как он молится!»
На ногах у старца были незаживающие открытые раны - последствия его пребывания в разное время в тюрьмах «за пропаганду религиозного дурмана». Однажды врач, увидев эти раны, ахнула: «Чем же вы ходите?!» - «Духом Святым», - ответил старец. Он и впрямь последние годы держался только с Божией помощью. Отбитые, простуженные почки отказывались функционировать. На спине вырос горб. Как же надо было колотить «классового врага», чтобы горб набить! В последнее время он передвигался в инвалидной коляске, но все равно не производил впечатления больного и немощного человека. Наоборот, к нему шли, ехали за утешением и помощью - больные, здоровые, верующие и не очень, рабочие, крестьяне, интеллигенты, государственные деятели... Он для каждого находил нужные слова.
Те, кому посчастливилось у него исповедоваться, причащаться, как бы попадали в необыкновенно мощное поле благодати. У людей изменялись характер, отношение к жизни, они начинали жить по заповедям Божьим. Проповеди старца трогали самые ожесточенные сердца. «Все время, постоянно, в моем сознании духовном Благоразумный Разбойник, - говорил он во время одной из служб. - Кто думал, что этот несчастный убийца покается? Пришло время - призвал Господь, покаялся, и первый вошел в рай, нежели мнимые праведники, такие, как мы. Вот и подумай: разве можно вычеркнуть человека из жизни, сказать: неисправимый?»
К счастью, некоторые его проповеди - в том числе и эту - успели записать на магнитофонные кассеты. И сегодня можно услышать его голос, ощутить живое присутствие.
«Кусочек рая на земле!»
Обширнейшая монастырская территория поражает своей красотой и ухоженностью. «Кусочек рая на земле!» - ахают приезжие. И глядя на это великолепие, трудно верится, что когда схиархимандрит Зосима в 1987 году приехал сюда, его встретила мерзость запустения. Вместо построенных до революции храмов стояли развалины. Рядом - покосившийся дощатый туалет да вросший в землю по самые окна, засыпанный мусором, домик настоятеля, в котором бегали голодные крысы...
Власти отправили его в Никольское именно потому, что село стояло на отшибе, с ним даже не было прямого автобусного сообщения. Уж сюда к Зосиме не будут ездить со всей Украины... А когда все-таки поехали, кто чем мог, - стали отменять даже автобусные рейсы в райцентр. Но «устный телеграф» запретить невозможно, а молва об удивительном старце расходилась все дальше и дальше.
На заброшенном голом месте он заново построил храмы, часовни, трапезную, Дом милосердия. В Дом милосердия поселяли стариков, которых он собирал по всей области, - никому не нужных, брошенных. Все они под его влиянием пришли к Богу, многие приняли монашество, некоторые даже схиму. Вообще такого количества схимников мне не приходилось видеть ни в одном монастыре. «Мое небесное воинство», - любовно называл их батюшка. Он же создал здесь два монастыря - мужской и женский. А недавно на территории обители вырос потрясающей красоты Свято-Успенский храм - точная копия Успенского храма в Киево-Печерской лавре. Только в Никольском он на несколько метров выше...
По благословению старца возле Свято-Васильевского храма вырыли колодец, который освятили в честь Зосимы и Савватия Соловецких. Здесь он совершал водосвятные молебны. И молитвы сотворили чудо: горькая и соленая вода, которую невозможно было пить, стала сладкой и приятной. Паломники берут эту воду, - как святыню, многие утверждают, что она исцеляет.
Рассказывает Тамара Б. из с.Ольгинка: «Моя дочка родилась с тяжелейшей патологией. Ее тельце было похоже на густой кусок киселя. Взять ее на руки можно было только вместе с кроваткой. Я поехала к Старцу, рассказала ему о своей беде. Он говорит: «Привези девочку». Я объясняю, что ее довезти невозможно. Он повторяет: «Привези». Что делать? Запеленала, как могла, потуже и повезла. По приезде в Никольское девочку причастили. А после возвращения домой из нее начали выходить куски гноя. Невероятно, но сейчас она здорова! Участковый врач и медсестра только разводят руками, объяснить происшедшее не могут.
Очень редко, но все же рождаются на земле такие люди, которые живут как бы в атмосфере постоянного чуда, словно физические законы не имеют к ним отношения. Никакие страсти не волнуют их души, наполненные доверху любовью к Богу и людям. Никакие немощи не в состоянии обессилить их, лишить благодатной молитвы и ее плодов. Как правило, это - мученики за веру, за Христа, много претерпевшие. «Пролей кровь - получишь дух», - говорили старцы. Но даже среди таких примеров жизнь схиархимандрита Зосимы поражает, кажется необыкновенной.
Его отец погиб в Великой Отечественной войне, так и не успев увидеть сына
Мать - простая верующая крестьянка - родила мальчика в тюрьме, где отбывала срок «за религиозную пропаганду». Вся ее вина состояла в том, что женщина ходила на тайные ночные моления монахинь, которые жили в их селе. По доносу соседей ее арестовали. Так среди подвига исповедничества, среди уз и страданий за имя Христово появился на свет будущий схимник, мужественный исповедник веры православной, Ваня Сокур, как его тогда звали в миру.
Сестра матери, родная Ванина тетя, была монахиней, духовным чадом Иоанна Крондштадтского. После войны, когда монастырь разогнали, она с несколькими другими монахинями приехала к сестре в Авдеевку. «По ночам, - вспоминал потом Старец, - закрывали плотно ставни, двери завешивали ватными одеялами и служили службы, молебны, читали акафисты...» Святой преподобный Иоанн Крондштадтский так и остался навсегда образцом для будущего схимника.
Это была жизнь, с рождения посвященная Богу. Школа, семинария, принятие монашества... Перед молодым кандидатом богословия открывались, казалось, прекрасные перспективы. Он выбрал путь простого сельского батюшки и ничем, кроме молитвы, не защищенный, противостоял мощной богоборческой силе.
Уму непостижимо: почему власть, позиционировавшая себя как власть для народа (и действительно немало хорошего для людей делавшая), декларировавшая нравственные принципы, с такой яростью преследовала людей, которые эти принципы утверждали именем Бога? Почему в то время, когда весь мир молился, у нас обманывали людей атеизмом, превращая его в своеобразную государственную религию? Может быть, кто-то когда-то сможет объяснить это трагическое заблуждение.
Старцу Зосиме было 58 лет - совсем, по нашим меркам, немного. Он точно предсказал день и час своей кончины, сказал, что в эту минуту остановятся часы на его столике в алтаре. Так и произошло.
Но все здесь по-прежнему им живет
Паломников с дороги сразу ведут в трапезную. «Батюшка говорил: переступил человек порог обители, ты его накорми». Трапезная работает с 7 утра до половины одиннадцатого вечера. Идут и идут люди, молятся, садятся за большие деревянные столы. Немногословные монахи кротко разносят кастрюли с борщами, супами, кашами, всевозможными салатами. И так весь день, и так каждый день.
«Любовь превыше всего!» - часто повторял старец. Обычно, по обету, данному еще в семинарии, он на письма не отвечал, просто молился за всех, кто обращался к нему за молитвой и поддержкой. Но сохранилось его единственное письмо, ответ-наставление на извечный вопрос: «Как жить? Как спастись?» - «Научись, - писал он, - терпению и молитве. Живи чисто. Бог любит чистоту. Воспитывай в себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко...»
Он всегда говорил: «А ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите - и я услышу, помогу». И помогает. Иначе, отчего же к часовне-усыпальнице, где покоится старец, струится нескончаемый человеческий поток? Перед входом люди снимают обувь и благоговейно, почти на цыпочках проходят к лежащей на полу белой мраморной плите с высеченными на ней золотыми буквами: «В сей усыпальнице покоится Всечестной отец наш схиархимандрит Зо-сима...»
«Сними обувь твою, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая...» Эти строки из Библии обретают здесь особую силу и выразительность. Дождавшись своей очереди, проходят паломники в часовню. Опуститься на колени на прохладный пол, приникнуть лбом к белому мрамору и будто почувствовать на своей голове ласковую и теплую, благословляющую руку. Здравствуй, батюшка Зосима!
Никольское Донецкой области - Днепропетровск.
газета «Днепр вечерний»
http://orthodoxy.org.ua/uk/lyudi_boji/2006/07/05/2703.htmlhttp://orthodox.org.ua/uk/novini/2007/08/29/1752.html#