Протоиерей Александр НовопашинЖвачка для мозговЯ не готовил статью в прямом смысле этого слова. Скорее, это обычные «мысли вслух», в которых, признаться, я не открою для читателя ничего нового.
Недавно я встретился с режиссером Владимиром Ивановичем Хотиненко. Мы много говорили о вере, о том, как непросто человеку страстному встать на путь спасения. Ну и, конечно же, не обошли стороной тему кино. Так вот он сказал, что можно делать по-настоящему хорошее кино, духовное кино, православное кино, а можно - «идти на поводу у публики, которую уже подготовили к низкопробному» (с вашего позволения сегодня я буду часто обращаться к этой удачной, на мой взгляд, оценке). И далее продолжаю цитировать Владимира Ивановича: «"Оттянись!", "Бери от жизни все!", "Зажигай!" - эти и подобные им призывы, придумывают далеко неглупые, хитрые и изворотливые люди. На этих установках сегодня строится система разрушения культурных ценностей народа. Вот и сегодняшнее кино - это абсолютный духовный мрак. Оно ничего не дает для души». Это слова нашего известного режиссера.
Есть хорошее русское слово - оболванивание. Смотрим в словаре синонимов: оболванивание - это оглупление, зомбирование, одурачивание, дебилизация... Так вот нас делают дебилами. Причем дебилизация общества сегодня напоминает огромный снежный ком, катящийся с горы. Это раньше, возможно, все делалось как бы исподволь, «не спеша». А теперь - «Оттянись!», «Зажигай!» - это довольно жесткие, я бы сказал агрессивные, установки, которые предполагают немедленное действие. Кстати, слово «слоган», к которому можно отнести все эти вот «словечки», на галльском языке означало «боевой клич». И действительно, «Зажигай!» - чем не команда толпе, которую, по словам Хотиненко, подготовили к низкопробному. Или другими словами - оболванили, сделали безразборчивыми потребителями дряни. Они так начнут «зажигать»!..
А в другом словаре нашел неожиданный синоним к слову «оболванивание» - принижение. Принизить - это ведь тоже оглупить, а еще - умалить (давайте продолжим - умалить человеческое ДОСТОИНСТВО), уничижить или, иначе, унизить (ЧЕСТЬ), низвести (свести к низшей ступени развития), растоптать, оскорбить...
Ну, согласитесь же - все это уже есть, это происходит сплошь и рядом. Нас, наш рассудок постоянно угнетают, давят наше критическое мышление, лишают «плюрализма мнений», который когда-то сами же и насаждали - когда это было выгодно! - как насаждают сейчас так называемую толерантность. Самый простой пример - телевидение.
* * *
Смотреть телевизор сегодня стало просто невозможно, и это уже признают даже те, кто раньше резко негативно или скептически относился к предостережениям такого рода. И понимая это, они - подготовленные к низкопробному - говорят: «А что еще-то смотреть?!» То есть, поскольку смотреть больше нечего, то будем смотреть ЭТО! А что ЭТО? «Поле чудес»? Поистине само название, если вспомнить, откуда оно родом, из какой сказки, уже есть настоящее глумление над народом, не говоря уже о том, как изощренно унижает людей ведущий, насмехается над ними. «Дом 2»? Без комментариев! «Пусть говорят!»? - мол, мели Емеля, твоя неделя, а мы полюбопытствуем, послушаем, да порассуждаем о страстях человеческих. «Детектор лжи»? - широко используемый, кстати, в секте сайентологов для сбора дискредитирующей информации на своих адептов. Похожих передач полно! А если вдруг высказать свое мнение по поводу этих и подобных им телешоу, то вам ответят: «Если не нравится, так иди и смотри свой канал «Культура»!» Вот уж действительно, что нам еще осталось, так это смотреть свой канал «Культуру». Мир перевернулся! Кто-то горько пошутил: «Культура» - это сегодня такая своеобразная корзина, в которую сваливают со всех каналов мировые шедевры, образцы отечественного кинематографа и документалистики, духовно-нравственные просветительские программы, а проходную чернуху оставляют себе, для подготовленных к низкопробному. А ведь таких у нас уже миллионы!
Вот что пишет об этом известный в Новосибирске психолог, заместитель директора новосибирского института клинической психологии Татьяна Тверье: «Современное телевидение порабощает нашу волю, делает пассивными, духовно ленивыми, манипулирует. Каким же образом это происходит? Теория искусственного изменения поведения Бе́рреса Фре́дерика Ски́ннера говорит, что поведение людей можно произвольно менять по некой модели. Скажем, путем использования методов так называемого "позитивного" и "негативного" подкрепления, то есть известного метода "кнута и пряника". Другой пример: детей перевоспитывали с помощью активных групповых дискуссий с целью вызвать групповую реакцию на поступки одного из участников дискуссии, разрушив таким образом его психологическую защиту и заставив подчиниться мнению группы. Обратите внимание, сколько у нас ток-шоу и телевизионных дебатов построено по такому же принципу?»
* * *
Я сейчас скажу прописную истину, которую приходиться повторять и повторять, потому что всегда находятся люди, пытающиеся нас обвинить в том, что мы из мухи раздуваем слона. Они считают, что сегодняшнее телевидение полностью отвечает требованиям зрительской аудитории. Народ требует хлеба и зрелищ, и он это получает. Что тут плохого? Есть спрос, есть и предложение - закон рынка. Но в том-то и дело, что изначально спроса не было. Нам грубо навязывали пошлятину, нагло противопоставляя ее высокой культуре, и в результате из россиян сделали суперактивных потребителей дешевки, настолько активных, что вот такой грязный телебизнес стал невероятно прибыльным! И не только телебизнес. Это касается и кино, и театра, и живописи, и литературы.
В нас намеренно сформировали патологическую тягу к безвкусице, пошлости. Нас воспитали невеждами, подчеркиваю, нас воспитали необразованными, несведущими. Оказывается, если очень постараться, можно людей и такими воспитать! А какой это замечательный рынок сбыта! Предлагают даже не самый низший сорт, а настоящую тухлятину, убеждая, что это «хорошее качество». И люди верят! Уровень критического мышления у людей сведен до нуля, и если им сегодня говорят, что это «хороший вкус», что это - «здорово!», они этому верят и восхищаются примитивом. Да вот только боюсь, что скоро и убеждать-то никого не нужно будет, скажут: «На! Ешь, что дают!» И будут есть. Будут! Уже едят. Вот такая «жвачка для глаз»!
* * *
На фоне этих теле-ток-шоу-сериалов попадаются вещи, которые сделаны добротно, они действительно представляют интерес в плане актуальности затрагиваемых ими тем или даже в плане актерской игры, однако «ведут не туда». Хочу несколько слов сказать о российском телесериале «Глухарь», который вот уже два года показывает НТВ. Остро завернутый сюжет, замечательные актеры... О «Глухаре» пишут, что фильм проходит под слоганами «Первый российский сериал, которому веришь» и «На страже закона главное - оставаться человеком!» Те, кто смотрит этот сериал, говорят, что ему действительно веришь. А вот что касается второго слогана... Ну, вот например, людям, «подсевшим» на этот сериал, весьма симпатичен «оборотень в погонах», на котором клеймо ставить негде, некто Стас Карпов. Но образ этого бандита в милицейской форме выведен так, что он представляется по-своему честным, порядочным (правда, только со своими), который никогда не предаст и даже может помочь в беде. Чем ни Робин Гуд?! На фоне Карпова, главный персонаж фильма «порядочный во всех отношения» Глухарев (которого прекрасно играет наш замечательный артист Максим Аверин), кажется мелким жуликом. Потому что если Карпов крышует и вымогает огромные деньги и даже убивает, то Глухарев берет мелкие взятки, и нисколько не гнушается этим - берет-то ведь он деньги за «РАБОТУ»! Но при этом он тоже никогда не оставит друга в беде, никогда не пойдет на сделку с настоящим бандюганом (о Карпове, понятно, речь в данном случае не идет - он коллега). На самом деле и тот, и другой «оборотни в погонах», однако это, по замыслу авторов сериала, не мешает ни тому, ни другому «оставаться людьми». То есть в зрителе, который смотрит этот сериал, постепенно (в течение вот уже двух лет!) происходит переоценка ценностей, он видит совершаемые милиционерами преступления, но уже не воспринимает их как преступления! И даже напротив, восхищается их смелостью, находчивостью, и в какой-то степени даже «порядочностью».
Думаю, фильм развращает и милиционеров, которые смотрят на то, как безнаказанно орудуют их киношные коллеги, и обывателя, в голове которого смешиваются понятия о добре и зле. Надо мной могут посмеяться - мол, за дураков нас принимает! Нет, не принимаю, но предупреждаю, что развращению - целенаправленному, продуманному, тотальному - очень сложно противостоять. Еще и не такие падали!
* * *
Знаменитый французский психолог, основатель социальной психологии Гюста́в Лебо́н (фр. Le Bon Gustave) в одной из своих работ («Психология народов и масс») говорил о том, что у человека, пусть и благоразумного, думающего, старающегося критически относиться к происходящему, когда он оказывается в толпе, «происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая». Эти люди, считает Лебон, приближают себя к примитивным существам. Вот она - мечта тех, кто хочет управлять массами! Вот к чему они и стремятся - чтобы народ превратить сначала в массы, а потом уже и в эту самую толпу «примитивных существ», которая сама по себе будет в изобилии распространять вокруг себя вирус культурного разложения и духовного упадка.
Психологи утверждают, что внушить человеку что-либо в толпе легче, чем в одиночку. Этим пользуются многие недобросовестные так называемые «идейные вдохновители». Чем больше аудитория слушателей, тем легче она внушаема. Под давлением группового мнения участники скорее соглашаются с внушаемыми суждениями. Трудно сказать первому: «А король-то голый!» И поскольку все молчат, то создается иллюзия, что все «за». Идеологи тоталитарных сект хорошо знают и используют этот феномен, который в психологии носит название эффекта психологического заражения. Им активно пользовался Гитлер, предпочитавший бесноваться в огромных залах и тем самым заражать толпу.
Манипулированию толпой способствуют всевозможные слоганы, или, проще говоря, короткие, но яркие лозунги, порождающие в сознании толпы сильные, навязчивые образы, которым психологически бывает сложно противостоять, особенно тем, кто уже подготовлен к низкопробному. А это все те же призывы: «Оттянись!», «Зажигай!», «Не дай себе засохнуть!» «Бери от жизни все!»... Кстати, практика использования упрощенных лозунгов для воздействия на толпу существует и применяется давно. Например, ее активно использовали нацистские лидеры.
Людям, подготовленным к низкопробному, уже не до ПРЕКРАСНОГО! Они проходят мимо него, они его не замечают, вернее, их научили его не замечать. И если даже они говорят о ПРЕКРАСНОМ, то либо совершенно обыденно, как о мало значащем, либо пренебрежительно! Вот послушайте, что писал по этому поводу Уильям Сомерсет Моэм: «Люди говорят о красоте беззаботно, они употребляют это слово так небрежно, что оно теряет свою силу, и предмет, который оно должно осмыслить, деля свое имя с тысячью пошлых понятий, оказывается лишенным своего величия... А очутившись лицом к лицу с Прекрасным, не умеют его распознать». Это то, что мы видим сегодня. Больше того, над Прекрасным смеются, его попирают ногами, плюют на него... Честь, Достоинство, Патриотизм - молодежь пропускает эти слова мимо ушей, потому что она не понимает их значения. И даже стесняется их произносить, потому что в их представлении (безусловно, умело сформированном) эти высоко духовные понятия олицетворяют глупость и пошлость, а люди, всерьез говорящие о достоинстве, чести, патриотизме, жалки и смешны. «Нет такой идеи, такого факта, которого бы нельзя было опошлить и представить в смешном виде», - писал Федор Михайлович Достоевский. Вот с этим мы сейчас напрямую и столкнулись.
* * *
Моральное разложение нашего народа происходит на наших глазах. В этом развратители преуспевают. Еще несколько лет назад в одном из своих выступлений я говорил о том, как нам, взрослым, становилось неудобно перед нашими детьми, когда мы с ними проходили мимо газетных киосков, на витрине которых были выставлены журналы с полуголыми девицами. И что же?! Сегодня в Новосибирске, в самом центре города напротив юношеской библиотеки в трех шагах от остановки общественного транспорта организован секс-шоп «Запретный плод». На остановке всегда стоит много людей - и взрослых, и подростков, и детей - отличное место для рекламы интимных товаров. Когда-то по этому поводу мы много говорили, возмущались, писали, но ничего не добились! «Запретный плод» так и остался на остановке. И к тому же преумножился! Всего в тридцати метрах вниз по главной улице города, в жилом доме, являющимся памятником архитектуры и украшением Новосибирска - еще один секс-шоп под названием «КАЗАНОВА»! В трех остановках от центра - еще один, третий уже, секс-шоп. Рядом с ним - возле здания городского цирка - четвертый. Эти магазины сегодня открываются во многих так называемых спальных районах Новосибирска. А сколько их всего по городу? И ведь все на законном основании! Товар для секс-утех можно заказать по интернету! Происходит сексуальное оболванивание. Человек, помешанный на сексе, становится управляемым. А если еще ввести «секспросвещение» в школах, о чем так мечтают либералы, и раздать школьникам методические пособия с мерзкими картинками, демонстрирующими половой акт, то тогда у молодых людей точно возникнет смещение в сознании не в ту в сторону, произойдет сексуальное закабаление. Это говорю не я, это говорят психологи. Многое, впрочем, зависит еще от психологического иммунитета ребенка, однако, как известно, у подростков он в значительной мере ослаблен в связи с соответствующим возрастным периодом. А духовно-нравственного образования, которое действительно способно оградить подрастающее поколение от духовной грязи, разврата, пошлости, ему, чаще всего, получить неоткуда.
(Окончание следует)